№ 3а-52/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Элиста 30 сентября 2020 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Лиджеевой Л.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Багаевой И.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хоглеевой Кермен Николаевны к Правительству Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Хоглеева К.Н. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Она является собственником земельных участков: 1)земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 1876 000 кв.м., расположен по адресу: примерно в * км. по направлению на северо-запад от ориентира с. Малые Дербеты, Малодербетовский район, Республика Калмыкия, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства; 2) земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 1474 000 кв.м., расположен по адресу: примерно в * км. по направлению на северо-запад от ориентира с. Малые Дербеты, Малодербетовский район, Республика Калмыкия, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2012 г. № 542 «О результатах государственной регистрации оценки земель сельскохозяйственного назначения Республики Калмыкия» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января 2012 г., на основании чего кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 26 октября 2015 г. составляет 2701440 руб., земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 22 октября 2015 г. составляет 2122560 руб. Завышенный размер кадастровой стоимости влечет за собой увеличение выкупной стоимости земельного участка, что приводит к нарушению прав административного истца как собственника объектов недвижимого имущества на соразмерную стоимость земельного участка. Считая указанную кадастровую стоимость завышенной, административный истец обратился за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчетам независимого оценщика Сорокина М.А. от 17 августа 2020 г. № **, № ** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:669 по состоянию на 26 октября 2015 г. составила 774788 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 22 октября 2015 г. составляет 608762 руб. Административный истец просила суд установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости – 774 788 руб. и 774 788 руб.
В телефонограмме представитель административного истца Глебов С.М. поддержал требования административного иска, просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости – 774 788 руб. и 608 762 руб., ссылаясь на техническую ошибку в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков - Правительства Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, представители заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Калмыкия, Администрации Малодербетовского РМО Республики Калмыкия, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства по делу не ходатайствовали.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения сторон и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Суд приходит к выводу о том, что со стороны административных ответчиков имеет место отсутствие процессуального интереса в исходе рассмотрения данного дела.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 245 КАС РФ и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанная норма закона предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения.
Судом установлено, что административный истец Хоглеева К.Н. является собственником земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 1876 000 кв.м., расположен по адресу: примерно в ** км. по направлению на северо-запад от ориентира с. Малые Дербеты, Малодербетовский район, Республика Калмыкия, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства;
- земельный участок с кадастровым номером **, общей площадью 1474 000 кв.м., расположен по адресу: примерно в * км. по направлению на северо-запад от ориентира с. Малые Дербеты, Малодербетовский район, Республика Калмыкия, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства.
Данные обстоятельство подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 6 августа 2020 г. № № КУВИ-**, КУВИ-**.
Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости определена на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 г. № 518 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия» и составляет 2701 440 руб., 2122560 руб. соответственно, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданная филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Калмыкия.
Не согласившись с таким размером кадастровой стоимости земельных участков, истец обратилась к независимому оценщику за проведением оценки его рыночной стоимости.
Согласно отчету оценщика Сорокина М.А. от 17 августа 2020 г. № ** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 26 октября 2015 г. составляет 774 788 руб.
Согласно отчету оценщика Сорокина М.А. от 17 августа 2020 г. № ** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 22 октября 2015 г. составляет 608 762 руб.
Изучив отчёты об оценке, суд приходит к выводу, что представленные истцом отчёты является достоверным, в целом соответствует требованиям действующего законодательства.
Отчёты подготовлены оценщиком Сорокиным М.А., включенным в реестр членов общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» 07 июля 2008 г. под регистрационным № **, свидетельство № ** от 25 мая 2017 г., и обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследований, о чем свидетельствует диплом о профессиональной переподготовке.
В силу ст. 3 Закона об оценочной деятельности для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Представленные в обоснование требований отчёты от 17 августа 2020 г. №№ *, * подготовлены независимым оценщиком Сорокиным М.А., обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в отчёте об оценке приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, оценщик применил сравнительный подход методом сравнения продаж, привел обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов. В отчёте об оценке присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате её подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, в отчёте приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком. При проведении оценки за единицу сравнения принята единица «цена за 1 кв.м. общей площади». Данная единица сравнения используется как показатель удельной кадастровой стоимости земельного участка.
Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка не представлены.
С учетом изложенного суд признает экономически обоснованным размер рыночной стоимости, указанный в отчётах № *, № * об определении рыночной стоимости земельных участков, и удовлетворяет требование административного истца об установлении кадастровой стоимости равной этим размерам.
Согласно положениям абзаца третьего и пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный реестр недвижимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Принимая во внимание, что Законом об оценочной деятельности для физических лиц не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в суд - в данном случае 3 сентября 2020 г., дата сдачи административного искового заявления в почтовое отделение.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Хоглеевой Кермен Николаевны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 1876 000 кв.м., расположен по адресу: примерно в * км. по направлению на северо-запад от ориентира с. Малые Дербеты, Малодербетовский район, Республика Калмыкия, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства в размере 774 788 руб. (семьсот семьдесят четыре тысячи семьсот восемьдесят восемь) руб. по состоянию на 26 октября 2015 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 1474 000 кв.м., расположен по адресу: примерно в * км. по направлению на северо-запад от ориентира с. Малые Дербеты, Малодербетовский район, Республика Калмыкия, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства в размере 608 762 руб. (шестьсот восемь тысяч семьсот шестьдесят) руб. по состоянию на 22 октября 2015 г.
Датой подачи заявления Хоглеевой К.Н. о пересмотре кадастровой стоимости считать 3 сентября 2020 г.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Лиджеева Л.Л.