Дело № 2-5204/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2013 года
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи О.И.Владимировой
при секретаре судебного заседания Н.С.Колеушко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Клесса Е.А. о признании незаконным отказа Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в подготовке и выдаче схемы земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Клёсс Е.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в подготовке и выдаче схемы земельного участка, в обоснование указав, что он является собственником трёх объектов недвижимости: 1) здания по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>; 2) здания (железобетонный ангар) по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 3) здание по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> Все три здания использовались как единый автотранспортный комплекс, располагались на одном земельном участке ориентировочной площадью 4000 кв.м. Являясь собственником зданий, он длительное время пытается оформить свои права на земельный участок. Для этого он обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству Санкт-Петербурга с просьбой подготовить и выдать схему на земельный участок, на котором расположены вышеуказанные три объекта недвижимости, собственником которых он является. В ответ он получил письмо КГА от 10.07.2013г., согласно которому КГА отказывает в подготовке и выдаче схемы ввиду того, что на территорию, в границы которой входит земельный участок, в настоящее время разрабатывается документация по планировке территории, а именно проект планировки и проект межевания территории. Считает данный отказ КГА незаконным, поскольку в соответствии с Земельным кодексом РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица-собственники зданий, строений, сооружений. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Оспариваемый отказ лишает его возможности сформировать в установленном законом порядке земельный участок и оформить права на него. Полагает, что у него есть все основания для оформления в собственность испрашиваемого земельного участка по фактическому пользованию. Просит признать отказ Комитета по градостроительству и архитектуре в подготовке и выдаче схемы (плана) земельного участка в масштабе 1:2000 с нанесёнными ориентировочными границами земельного участка, на котором расположены находящиеся в его собственности здания по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> <адрес> <адрес> обязать КГА в течение в течение 14 календарных дней подготовить и выдать схему (план) земельного участка в масштабе 1:2000 с нанесенными ориентировочными границами земельного участка площадью 4075 кв.м, на котором расположены находящиеся в его собственности здания, в соответствии с процедурой, установленной распоряжением Правительства Санкт-Петербург от 25.12.2003г. № 31-рп.
Заявитель Клёсс Е.А. в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы представителю Сохацкой Ю.И., которая заявление поддержала.
Представитель заинтересованного лица – Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Сухов Ф.С., действующий на основании доверенности, в суд явился, с заявлением не согласился, представил отзыв на заявление (л.д.93).
Представитель заинтересованного лица – Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело в их отсутствие, представили отзыв на заявление (л.д.87).
Суд, выслушав представителя заявителя, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что Клёсс Е.А. является собственником трёх объектов недвижимости: 1) нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 2) здания (железобетонный ангар) по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 3) многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.11-13).
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Заявитель Клёсс Е.А. обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга с просьбой выдать схему ориентировочных границ в соответствии с приложенной к обращению схемой в порядке Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003г. «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка» (Распоряжение 31-рп).
В ответе Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 10 июля 2013 г. № 1-4-34006/5 указано, что два объекта недвижимости, расположенные по адресам: Санкт-Петербург, <адрес> и <адрес> являющиеся объектами культурного наследия, пересекают красные линии <адрес> На основании Распоряжения Комитета от 09.04.2012г. № 549 разрабатывается документация по планировке территории, согласно которой предусматривается изменение существующего положения красных линий <адрес> таким образом, что указанные здания целиком расположены в границах территории квартала. Комитет считает преждевременным направление графического материала (схемы М 1:2000) с нанесенными ориентировочными границами земельного участка для подготовки правового акта об утверждении границ земельного участка в порядке, установленном Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 г. № 31-рп. Комитет вернется к рассмотрению данного вопроса по итогам согласования материалов ППТ и ПМ (л.д.24-25).
В соответствии с п.9 Распоряжения № 31-рп КГА осуществляет подготовку схемы в случае, в том числе, при определении границ земельных участков, необходимых для использования расположенных на них зданий, строений, сооружений.
Как установлено судом, в настоящее время, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, производится в соответствии с Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005г. № 25-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, при котором расположен многоквартирный дом» и Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11.08.2006г. № 1555-рк «О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом».
В соответствии с п.4 Распоряжения № 25-рп КГА в 30-дневный срок с момента получения запроса из Комитета по земельным ресурсам и землеустройству (далее- КЗР) представляет заключение о границах земельного участка и ограничениях (обременениях, сервитутах) земельного участка. Обязательным приложением к заключению является схема земельного участка в масштабе 1:2000, на которой указываются ориентировочные границы земельного участка.
Таким образом, к полномочиям КГА не относится подготовка схемы земельного участка, формируемого под многоквартирным домом, выдача схемы земельного участка в масштабе 1:2000 под многоквартирным домом в соответствии с действующим порядком возможна только на основании запроса из КЗР и ответ на него направляется в адрес КЗР в качестве приложения к заключению о возможности формирования земельного участка.
С учетом того, что одно из трёх зданий, принадлежащих заявителю, является многоквартирным домом, то требование заявителя сформировать единый земельный участок под всеми тремя зданиями, и обязании выдать КГА схему земельного участка в порядке Распоряжения 31-рп, нельзя признать правомерным.
В соответствии с п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно ст.42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
3. Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
9. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
В соответствии со ст.43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
2. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
4. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
5. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:
1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии- линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Клёсс Е.А. в обращении от 17.06.2013г. просит утвердить схему земельного участка в границах красных линий, установленных в составе проекта детальной планировки «Пороховые» в 1974 г.
Вышеизложенные требования земельного и градостроительного законодательства не предусматривают законную возможность формирования земельных участков в случае их пересечения красными линиями.
Данное обстоятельство также лишало возможности КГА согласовать схему с границами земельного участка, располагающимися в границах красных линий.
Из Распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга № 2208 от 15 октября 2013 года следует, что в настоящее время документация по планировке территории (проект планировки с проектом межевания территории) направлена на утверждение Правительства Санкт-Петербурга (л.д. 100-103).
Проектом планировки территории предусмотрена корректировка красных линий, поэтому после утверждения проекта планировки территории заявитель не будет лишен возможности сформировать земельный участок в предложенных границах, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав заявителя Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
Оценивая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявление не может подлежать удовлетворению по вышеизложенным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2013 ░░░░.