УИД 76RS0024-01-2019-003908-92
Дело № 2-2/2021
Мотивированное решение изготовлено 26.02.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2021 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Ивахненко Л.А., при секретаре Жидковой Л.А., рассмотрев в открытом судебном -заседании гражданское дело по иску Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля к Никитиной Ирине Анатольевне о сносе самовольной постройки, встречному иску Никитиной Ирины Анатольевны к Департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля о признании права собственности на самовольную постройку,
установил:
Истец – Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля обратился в суд с иском к Никитиной И.А., с учетом уточнения заявленных требований (Т3 л.д.180) просит обязать ответчика снести самовольную постройку – объект капитального строительства прямоугольной формы, расположенный на земельном участке по адресу <адрес> (ранее земельные участки с НОМЕР, НОМЕР, расположенные по адресам <адрес> и <адрес>) за свой счет в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявленные уточненные исковые требования мотивирует тем, что инспекцией госстройнадзора по Ярославской области при проведении выездных проверок по обращениям граждан выявлен факт самовольного строительства капитального объекта расположенный на земельных участках с НОМЕР, НОМЕР, расположенные по адресам <адрес> и <адрес>
На земельных участках с кадастровыми номерами НОМЕР адресу: <адрес>; площадь - <данные изъяты> кв.м. и НОМЕР по адресу: <адрес>; площадь - <данные изъяты> кв.м осуществляется строительство объекта капитального строительства.
Собственником указанных земельных участков, согласно выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.09.2019 и 26.09.2019 является Никитина Ирина Анатольевна. Строящееся здание имеет в плане прямоугольную форму размерами приблизительно 23.5мх15,7м.
Фундамент здания выполнен в виде монолитного железобетонного ростверка по железобетонным сваям погруженным в грунт.
Цокольная часть здания выполнена из полнотелого керамического кирпича. По каменной кладке цоколя здания смонтированы сборные железобетонные многопустотные плиты перекрытия.
Ведутся работы по устройству наружных и внутренних несущих стен первого этажа из керамических многопустотных камней.
Наружные стены с облицовкой керамическим пустотелым кирпичом. Здание конструктивно разделено глухой несущей продольной стеной на два блока. Каждый блок имеет несколько дверных проемов (выходов) в наружных стенах.
Работы по строительству были начаты в августе 2019 года и велись на момент проверки.
Окончательную этажность строящегося здания при проведении проверки установить достоверно не представляется возможным. В нарушение требований положений ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 51 ГрК строительство ведется без разрешения на строительство объекта капитального строительства, согласно ст. 222 ГК РФ указанная постройка является самовольной и подлежит сносу на основании решения суда за счет собственника строительства.
Никитина И.А. обратилась с заявлением о выдаче разрешения. на строительства 06.07.2020 в момент рассмотрения дела о сносе самовольной постройки в судебном органе.
При этом, для того чтобы начать строительства объекта, даже на стадии фундамента, что в свою очередь является объектом недвижимости ( ст. 130 ГК РФ), гражданин в силу действующего законодательства в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) подготавливает изначально проектную документацию объекта капитального строительства.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
На основании п. 13 ст. 51. ГрК РФ департамент отказал в выдаче разрешения на. строительства в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительных планов двух земельных участков (далее ГПЗУ) и виду разрешённого использования земельных участков, указанному в выписках Е.ГРН от 19» 1.2,2019 (блокированная жилая застройка).
Размещение блокированного жилого дома не соответствует требованиям ГПЗУ в части
минимально допустимого) расстояния от границы земельного участка до объекта: с юго-западной стороны оно составляет 0 м, и. предельно допустимому количеству этажей для блокированного жилого дома (нарушено требование п. 2.3 ГПЗУ);
Вид разрешённого использования двух земельных участков с кадастровыми номерами
НОМЕР и НОМЕР - «блокированная жилая застройка» Согласно представленной проектной документации (далее — ПД) объект имеет переменную этажность: 3-4 этажа.
Такой объект не является блокированным жилым домом, поскольку не соответствует понятию «жилой дом блокированной застройки», установленному п. 2 ч, 2 ст. 49 ГрК РФ;
Представленные заявление, документы и ПД имеют ряд несоответствий, неточностей и разночтений, в том числе:
- некорректно указан адрес проектируемого объекта, поскольку для строительстваиспользуются два земельных участка, должны быть указаны оба адреса;
- приложенные документы на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР не имеют отношения "к данному строительству (согласие собственника такого участка не требуется);
разрешение на строительство запрашивается на 12 месяцев, однако, согласно ПО срок строительства — 20 месяцев;
отсутствует телефон проектной организации;
- ПД разработана с сентября 2019 г., тогда как задание на подготовку проектнойдокументации датировано 29.10.2019, а Свидетельство <данные изъяты> выдано04.12.2019 (согласно заявлению);
- задание па подготовку проектной документации не подписано застройщиком;
- к одному из ГПЗУ не приложена графическая часть;
- неправильно указано количество листов приложенных документов;
- неверно посчитан процент застройки территории;
- площадь, запятая объектом, отмосткой, проездами, тротуарами, благоустройством., не соответствует суммарной площади двух, участков, отведённых под строительство; имеются разночтения общей площади здания; суммарной площади двух земельных участков:
- па некоторых листах ПД отсутствует подпись ГИПа;
- в графической части раздела «Архитектурные решения» нет экспликации помещений.помещения не пронумерованы, что противоречит приказу Минэкономразвития РФ от18.12.2015 №>953;
проектом не предусмотрены мойки в кухнях-гостиных;
не представлены чертежи фасадов в цвете;
разночтение количества этажей, места будущего строительства;
технический отчёт по инженерно-геологическим изысканиям не имеет подписей.
Кроме того, при самовольном строительстве Никитиной И.А. нарушаются требования к предельным параметрам размера земельного участка по виду разрешенного использования.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном
регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры, земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства,устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчетные показатели минимально допустимого уровня, обеспеченности территорииобъектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показателимаксимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов длянаселения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которойустанавливается градостроительный регламент. предусматривается осуществлениедеятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
В соответствии с ч, 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в томчисле их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения местдопустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещеностроительство зданий, строений, сооружений;
предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Земельные участки Никитиной И.А. с кадастровыми номерами НОМЕР по адресу: <адрес> и НОМЕР по адресу: <адрес> соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением, муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201 (в ред. решения муниципалитета от 15.07.2019 № 280) находится в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами ( ЖЗ).
Правилами землепользования и застройки, города. Ярославля, утвержденными решением муниципалитета города Ярославля от 17.09,2009 № 201, в градостроительном регламенте рассматриваемой территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами (ЖЗ) предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков для вида разрешенного использования «блокированная жилая застройка» установлены и составляют: минимальный размер - 0,08 га (800 кв.м), максимальный - 0,4 га (4000 кв.м).
Учитывая, что минимальная площадь для размещения блокированного жилого дома в соответствии с градостроительным регламентом зоны ЖЗ составляет 0,08га (800 кв.м), а исходя из понятия жилого дома блокированной застройки, приведенного в п. 2 ч. 2 статье 49 Градостроительного кодекса РФ, такой жилой дом состоит из нескольких блоков (т.е. не менее 2-х), Из чего следует, что на площади земельного участка 800 кв.м можно разместить не менее двух блоков, и минимальная площадь земельного участка для каждого из двух блоков будет составлять 400 кв.м (0,04га).
Следовательно, на максимально допустимой по градостроительному регламенту зоны Ж.З площади земельного участка в размере 0,4 га (4000 кв.м) возможно разместить блокированный жилой дом состоящий из десяти блоков.
Данный факт был установлен, определением первого Апелляционного судом общей юрисдикции городи Москвы от 01.10.2010 по иску Никитиной И.А. к Муниципалитету г. Ярославля о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки города Ярославля утвержденные решением муниципалитета города Ярославля от 17Л)9.2009г, № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ярославля» в редакции решения муниципалитета города Ярославля от 15 июля 2019 г. № 280 в части;
Департамент также повторно обратился в Инспекцию государственного
строительного надзора Ярославской области для проведения проверки в отношении самовольного объекта Никитиной И,А. па земельный участках, с кадастровыми номерами НОМЕР по адресу: <адрес> НОМЕР по адресу: <адрес>
Инспекцией государственного строительного надзора Ярославской области был направлен акт проверки № 41-03 от 05Л0,2020.
Во время проведения настоящей проверки строительные работы выполнялись (на стройплощадке присутствуют работники, осуществляющие трудовые обязанности по выполнению строительных работ). Установлено, что с момента проверки 14.04.2020 работы по устройству кровли здания завершены, выполняются отделочные работы, работы по прокладке инженерных сетей: отопления, канализации, а также сетей электроснабжения и электроосвещения.
Также установлено, что в объеме здания расположенного между скатной кровлей и перекрытием над третьим этажом (блоки 1 - 6 согласно проекту 04/08-19-АР лист 2), выполнены работы по устройству помещений (при проведении предыдущих проверок данных работ выполнено не было; аналогичная ситуация в боках 7 10 согласно проекту 04/08-19-АР лист 2).
Наружные стены в данных помещениях выполнены из каменных материалов, в стенах устроены проёмы для. установки оконных и дверных блоков, перекрытие над помещение выполнено горизонтальным, утепленным. В данных помещениях частично выполнены работы по отделке, установке отопительного оборудования, устройству сетей электроснабжения. Доступ в данные помещения осуществляется через проёмы в перекрытии пал, третьим этажом по лестницам.
Конструкции кровли, надстроек, помещений, расположенных выше 3-го этажа дома
(блоки 1 - 6) и выше 2-го этажа (блоки 7- 10) не предусмотрены проектной документацией.
предоставленной департаментом градостроительства мэрии города Ярославля.
Устройство вышеуказанных помещений выше уровня третьего этажа привело к увеличению количества этажей жилого дома до 4-х. В данных условиях при строительстве жилого дома в соответствии с положениями ст. 49 и 54 Кодекса проектная документация строительства дома подлежит обязательной экспертизе, также при строительстве объекта надлежит осуществлять государственный строительный надзор. Однако, извещения о начале строительства указанного объекта капитального строительства в инспекцию не поступало, в данных условиях безопасность строительства объекта не подтверждена (ст. 35.
Пять блоков расположенных на другой стороне самовольного объекта Никитиной И.Л. расположены вблизи улицы местного значения, что говорит о невозможности формирования земельных участков под каждым из блоков.
Ответчик Никитина И.А. заявила встречные исковые требования, с учетом уточнения (Т3 л.д.202), просит суд:
Признать за Никитиной Ириной Анатольевной право собственности на здание (жилой дом блокированной застройки), расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с техническим планам от 22.06.2020г, подготовленного кадастровым инженером ФИО1.
Признать право собственности на помещения (блоки), расположенные в здании - жилом доме блокированной застройки, расположенном по адресу: <адрес>
- помещение (блок) № 1 общей площадью 112,4 кв.м., состоящее из этажа 1,2,3 и эксплуатируемой части кровли, и включающие в себя помещения: № 1 -
кв.м., № 2 - 2,6 кв.м., № 3 - 3,8 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 1,3 кв.м., № 6 -
кв.м., № 7- 5,4 кв.м., № 8-2,8 кв.м., № 9-0,9 кв.м., № 10- 1,8 кв.м., № 11
- 1,7 кв.м., № 12 - 22,3 кв.м., № 13 - 2,8 кв.м., № 14 - 26,7 кв.м.;
- помещение (блок) № 2 общей площадью 119,2 кв.м., состоящее из этажа1,2,3 и эксплуатируемой части кровли, и включающие в себя помещения: № 1 -18,6 кв.м., № 2 - 2,3 кв.м., № 3 - 1,3 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 4,3 кв.м., № 6 -
24.3 кв.м., № 7 - 4,1 кв.м., № 8 - 2,8 кв.м., № 9 - 1 кв.м., № 10 - 2 кв.м., № 11 -4,1 кв.м., № 12 - 21,3 кв.м., № 13 - 2,8 кв.м., № 14 - 28,4 кв.м.;
- помещение (блок) № 3 общей площадью 123,2 кв.м., состоящее из этажа1,2,3 и эксплуатируемой части кровли, и включающие в себя помещения: № 1-18,6 кв.м., № 2 - 3,1 кв.м., № 3 - 4,5 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 1,3 кв.м., № 6 -24,0 кв.м., № 7 - 5,4 кв.м., № 8 - 2,8 кв.м., № 9 - 0,9 кв.м., № 10 - 2,3 кв.м., № 11
- 1,7 кв.м., № 12 - 24,5 кв.м., № 13 - 2,8 кв.м., № 14 - 29,4 кв.м.;
- помещение (блок) № 4 общей площадью 91,3 кв.м., состоящее из этажа 1,2,3и включающие в себя помещения: № 1 - 19,2 кв.м., № 2 - 2,5 кв.м., № 3 - 1,3 кв.м., № 4-1,9 кв.м. № 5 – 4,6 кв.м., № 6 – 25, 4 кв.м., № 7 – 4,1 кв.м., № 8 – 2,8 кв.м., № 9 – 1,1 кв.м., № 10- 16, 4 кв.м., № 11-12 кв.м.
- помещение (блок)№ 5 обще площадью 95, 2 кв.м., состоящее из 1, 2 и эксплуатируемой части кровли, и включающие в себя помещения: № 1 – 19, 5 кв.м., № 2 - 3,2 кв.м., № 3 - 4,9 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 1,3 кв.м., № б - 25,4 кв.м., № 7 - 5,4 кв.м., № 8 - 2,8 кв.м., № 9 - 18,3, № 10 - 12,5 кв.м.;
помещение (блок) № б общей площадью 91,0 кв.м., состоящее из этажа 1,2,3 и включающие в себя помещения: № 1 - 18,6 кв.м., № 2 - 3 кв.м., № 3 - 4,6 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 1,3 кв.м., № 6 - 25,9 кв.м., № 7 - 3,5 кв.м., № 8 - 2,8 кв.м., № 9 - 17,4 кв.м., № 10 - 12 кв.м.;
помещение (блок) № 7 общей площадью 89,2 кв.м., состоящее из этажа 1,2,3 и включающие в себя помещения: № 1 - 18,3 кв.м., № 2 - 2,9 кв.м., № 3 - 1,3 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 4,4 кв.м., № 6 - 25,3 кв.м., № 7 - 3,5 кв.м., № 8 - 2,8 кв.м., № 9 - 1,1 кв.м., № 10 -16,0 кв.м., № 11 - 11,7 кв.м.;
помещение (блок) № 8 общей площадью 119,6 кв.м., состоящее из этажа 1,2,3 и эксплуатируемой части кровли, и включающие в себя помещения в том числе хозяйственные: № 1 - 26,6 кв.м., № 2 - 1,9 кв.м., № 3 - 2,7 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 2,5 кв.м., № 6 - 21,4 кв.м., № 7 - 2,8 кв.м., № 8 - 3 кв.м., № 9 - 25,8 кв.м., № 10 - 2,8 кв.м., № 11 - 28,5 кв.м.;
помещение (блок) № 9 общей площадью 119,6 кв.м., состоящее из этажа 1,2,3 и эксплуатируемой части кровли, и включающие в себя помещения в том числе хозяйственные: № 1 - 26,6 кв.м., № 2 - 1,9 кв.м., № 3 - 2,5 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 2,7 кв.м., № 6 - 21,4 кв.м., № 7 - 2,8 кв.м., № 8 - 2,7 кв.м., № 9 - 25,8 кв.м., № 10 - 2,8 кв.м. № 11 - 28,5 кв.м.;
помещение (блок) № 10 общей площадью 123,6 кв.м., состоящее из этажа 1,2,3 и эксплуатируемой части кровли, и включающие в себя помещения в том числе хозяйственные: № 1 - 27,6 кв.м., № 2 - 1,9 кв.м., № 3 - 2,7 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 2,8 кв.м., № 6 - 22,1 кв.м., № 7 - 2,8 кв.м., № 8 - 2,7 кв.м., № 9 - 26,8 кв.м., № 10 - 2,8 кв.м., № 11 - 29,5 кв.м..
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на здание (жилой дом блокированной застройки), расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с техническим планам от 22.06.2020г, подготовленным кадастровым инженером ФИО1
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на помещения (блоки), расположенные в здании - жилом доме блокированной застройки, расположенном по адресу: <адрес>.
- помещение (блок) № 1 общей площадью 112,4 кв.м., состоящее из этажа 1,2,3 и эксплуатируемой части кровли, и включающие в себя помещения: № 1 -
кв.м., № 2 - 2,6 кв.м., № 3 - 3,8 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 1,3 кв.м., № 6 -
кв.м., № 7- 5,4 кв.м., № 8-2,8 кв.м., № 9-0,9 кв.м., № 10- 1,8 кв.м., № 11
- 1,7 кв.м., № 12 - 22,3 кв.м., № 13 - 2,8 кв.м., № 14 - 26,7 кв.м.;
- помещение (блок) № 2 общей площадью 119,2 кв.м., состоящее из этажа1,2,3 и эксплуатируемой части кровли, и включающие в себя помещения: № 1-18,6 кв.м., № 2 - 2,3 кв.м., № 3 - 1,3 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 4,3 кв.м., № 6 -
24.3 кв.м., № 7 - 4,1 кв.м., № 8 - 2,8 кв.м., № 9 - 1 кв.м., № 10 - 2 кв.м., № 11 -4,1 кв.м., № 12-21,3 кв.м., № 13-2,8 кв.м., № 14 - 28,4 кв.м.;
- помещение (блок) № 3 общей площадью 123,2 кв.м., состоящее из этажа1,2,3 и эксплуатируемой части кровли, и включающие в себя помещения: № 1 -18,6 кв.м., № 2 - 3,1 кв.м., № 3 - 4,5 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 1,3 кв.м., № б -24,0 кв.м., № 7 - 5,4 кв.м., № 8 - 2,8 кв.м., № 9 - 0,9 кв.м., № 10 - 2,3 кв.м., № 11
- 1,7 кв.м., № 12 - 24,5 кв.м., № 13 - 2,8 кв.м., № 14 - 29,4 кв.м.;
- помещение (блок) № 4 общей площадью 91,3 кв.м., состоящее из этажа 1,2,3и включающие в себя помещения: № 1 - 19,2 кв.м., № 2 - 2,5 кв.м., № 3 - 1,3
кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 4,6 кв.м., № 6 - 25,4 кв.м., №7-4,1 кв.м., № 8 - 2,8 кв.м., № 9 - 1,1 кв.м., № 10 - 16,4 кв.м., № 11 - 12 кв.м.;
помещение (блок) № 5 общей площадью 95,2 кв.м., состоящее из этажа 1,2, и эксплуатируемой части кровли, и включающие в себя помещения: № 1 - 19,5 кв.м., № 2 - 3,2 кв.м., № 3 - 4,9 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 1,3 кв.м., № 6 - 25,4 кв.м., № 7 - 5,4 кв.м., № 8 - 2,8 кв.м., № 9 - 18,3, № 10 - 12,5 кв.м.;
помещение (блок) № 6 общей площадью 91,0 кв.м., состоящее из этажа 1,2,3 и включающие в себя помещения: № 1 - 18,6 кв.м., № 2 - 3 кв.м., № 3 - 4,6 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 1,3 кв.м., № 6 - 25,9 кв.м., № 7 - 3,5 кв.м., № 8 - 2,8 кв.м., № 9 - 17,4 кв.м., № 10 - 12 кв.м.;
помещение (блок) № 7 общей площадью 89,2 кв.м., состоящее из этажа 1,2,3 и включающие в себя помещения: № 1 - 18,3 кв.м., № 2 - 2,9 кв.м., № 3 - 1,3 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 4,4 кв.м., № 6 - 25,3 кв.м., № 7 - 3,5 кв.м., № 8 - 2,8 кв.м., № 9 - 1,1 кв.м., № 10 -16,0 кв.м., № 11 - 11,7 кв.м.;
помещение (блок) № 8 общей площадью 119,6 кв.м., состоящее из этажа 1,2,3 и эксплуатируемой части кровли, и включающие в себя помещения в том числе хозяйственные: № 1 - 26,6 кв.м., № 2 - 1,9 кв.м., № 3 - 2,7 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 2,5 кв.м., № 6 - 21,4 кв.м., № 7 - 2,8 кв.м., № 8 - 3 кв.м., № 9 - 25,8 кв.м., № 10 - 2,8 кв.м., № 11 - 28,5 кв.м.;
помещение (блок) № 9 общей площадью 119,6 кв.м., состоящее из этажа 1,2,3 и эксплуатируемой части кровли, и включающие в себя помещения в том числе хозяйственные: № 1 - 26,6 кв.м., № 2 - 1,9 кв.м., № 3 - 2,5 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 2,7 кв.м., № 6 - 21,4 кв.м., № 7 - 2,8 кв.м., № 8 - 2,7 кв.м., № 9 - 25,8 кв.м., № 10 - 2,8 кв.м. № 11 - 28,5 кв.м.;
помещение (блок) № 10 общей площадью 123,6 кв.м., состоящее из этажа 1,2,3 и эксплуатируемой части кровли, и включающие в себя помещения в том числе хозяйственные: № 1 - 27,6 кв.м., № 2 - 1,9 кв.м., № 3 - 2,7 кв.м., № 4 - 1,9 кв.м., № 5 - 2,8 кв.м., № 6 - 22,1 кв.м., № 7 - 2,8 кв.м., № 8 - 2,7 кв.м., № 9 - 26,8 кв.м., № 10 - 2,8 кв.м., № 11 - 29,5 кв.м..
Заявленные уточненные встречные исковые требования мотивирует тем, что истцу в территориальной зоне Ж 3, принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами, НОМЕР, НОМЕР.
Земельный участок с КН НОМЕР принадлежит Соловьевой О.С., с видом разрешенного использования для блокированной жилой застройки. При возведении фундамента блокированного жилого дома, в части, возведен на земельном участке Соловьевой О.С.
Между Никитиной И. А. и Соловьевой О.С. заключено соглашение о перераспределении земельных участков от 13.02.2020г., с видом разрешенного использования блокированная жилая застройка, расположенных по адресу: <адрес> у <адрес>, все участки смежные, а также соглашение о том, что возведенный блокированный жилой дом, на праве собственности будет принадлежать только Никитиной И.А
Земельные участки, принадлежащие истцу и Соловьевой О.С. расположены в зоне ЖЗ, в которой разрешено возведение блокированного жилого дома, малоэтажной и блокированной жилой застройки. Возведенный объект относится к перечисленной категории, вид разрешенного использования земельного участка позволяет возводить индивидуальные, малоэтажные и блокированные дома, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
На земельных участках в 2019г был возведён фундамент для жилого дома блокированной застройки, состоящий из 10 блоков. Возведение фундамента, до 1 этажа, не является самовольным строительством. Одновременно с началом строительство фундамента, 18 декабря 2019г. истец обратилась МФЦ с заявлением для получения разрешения на строительство, в выдаче которого отказано в связи с необходимостью формирования земельного участка под каждым блоком, т.е. 1 земельных участков
Однако ответчиком не учтено, что кадастровый инженер при изготовлении межевого плана по перераспределению земельных участков, для формирования участка под каждым блоком использовала нормы аналогичного объекта из зоны Ж4 тех же правил землепользования г. Ярославля, в соответствии с которым минимальная площадь земельного участка под каждым блоком 50 кв.м.
Уведомлением из Росреестра по Ярославской области от 02.03.2020г. НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР; НОМЕР регистрация права приостановлено, по основанию, что минимальный размер участков в действующих Правилах землепользования и застройки г.Ярославля, для зоны ЖЗ, определен минимальный размер участков - 800 кв.м. Образуемые участки не отвечают требованиям к минимальному размеру.
Вместе с тем государственный регистратор не учел что при отсутствии в Правилах землепользования и застройки предельной максимальной (минимальной) площади земельного участка для отдельного жилого дома в блокированной жилой застройки в зоне ЖЗ, необходимо руководствоваться Градостроительным кодекс ом Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, ст. 38 п. 1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2-4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
В Правилах землепользования и застройки имеется только размер предельного земельного участка в зоне ЖЗ для блокированного жилого дома в размере 800 кв.м., и отсутствие предельной максимальной (минимальной) площади земельного участка для отдельного жилого дома в блокированной жилой застройки в зоне ЖЗ
Таким образом, земельные участки кадастровыми номерами, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, перераспределены, а именно сформированы под каждым блоком и с выходом на территории общего пользования, как это установлено в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, п.2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Однако, до внесения изменений в ПЗЗ, у Росреестра отсутствуют данные и минимальном участке под каждым блоком, что может служить вновь приостановлением для регистрации права собственности на блокированный жилой дом и земельные участки.
Указанный объект возведен на принадлежащем истцу на праве собственности земельных участках, сохранение постройки блокированного жилого дома не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, смежников, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, возведен в соответствии с градостроительными и строительными нормами, а также требованиями пожарной безопасности.
Истцом подготовлены технические планы от 12.03.2020г. в связи с созданием здания, состоящего из 10 блоков.
В связи с тем, что разрешение на строительство не было получено, по объективным причинам, возведенный жилой дом, по сути является самовольным строением, а признание право собственности на самовольное строение, осуществляется только в судебном порядке с предоставлением доказательств, о не нарушении градостроительных, строительных, пожарных, а также прав третьих лиц, а также отсутствие угрозы кому-либо.
Данный факт подтверждается:
Техническим планом на здание от 22.06.2020г. подготовленного
кадастровым инженерам ФИО1;
Строительно-техническим заключением ООО «Регионпроектстрой» (допуск СРО), установлено, что возведен блокированный жилой дом, который находится в исправном техническом состоянии, работы по его возведению выполнены в соответствии с требованиями строительных, градостроительных норм и правил, не нарушают прав третьих лиц, или иных прав, нарушений не выявлено;
Заключением пожарной - технической экспертизы от 13.03.2020г. за 26/57-Э, выполненной Ярославским областным отделением общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (допуск СРО к работам), установлено, что блокированный жилой дом, отвечает и соответствует нормам и правилам пожарной безопасности.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальная администрация Фрунзенского и Красноперекопского р-онов г. Ярославля, Управление Росреестра по Ярославской области, Колейцева Л.А., ФГБУ ФКП Росреестра по ЯО.
Определением суда из состава третьих лиц по ходатайству представителя ответчика исключена Колейцева Л.А., из состава третьих лиц по встречному иску исключена мэрия г. Ярославля.
В судебном заседании представители истца – Департамента градостроительства мэрии г Ярославля по доверенности Шабло Д.А., Свиридова И.В. заявленные уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, встречный иск не признали, представили письменные отзывы на иск, на заключение комплексной судебно-строительной, землеустроительной экспертизы, пояснила, что самовольный объект, который как установлено ранее является объектом, при строительстве которого, требуется проектная документация подлежащая экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данный факт был установлен специалистом государственного строительного надзора Ярославской области, обладающим специальными знаниями, познаниями и образованием в данной области и отражен в приставленном ранее акте от 05.10.2020 №41-03.
Дом жилой блокированный - состоящий из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход па приквартирный участок. При этом конкретизируется, что блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих е соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками,
Поэтому блокированный жилой дом не предполагает существование общего имущества с другими собственниками (соседями по блоку), а на четвертом этаже обустроена общая галерея, каждый самостоятельный блок имеет собственные инженерные сети с индивидуальным подключением к внешним сетям, блоки не содержат общих вспомогательных помещений, имеют обособленный выход на приквартирный участок, одноквартирный блокированный лом может состоять только из блоков, пристроенных друг к другу, а не из блоков, что в спорном жилом доме не соблюдено.
(пп. 3.2 п. 3 "СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от-20.10.2016 N 725/ор) (ред. от 10.07,2018).
В соответствии с положениями статьи 51 ГрК для строительства такого здания необходимо получение разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Но Никитиной И.А, за разрешением на строительства не обращалась в момент возведения самовольного объекта, в нарушение части 1 статьи 51 ГРК РФ, устанавливающей, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с действующим законодательством,
Нарушены положениям ст, 1079 ГК РФ строительная деятельность создает повышенную опасность для окружающих и ее осуществление без соблюдения специальных норм градостроительного законодательства, регламентирующих процедуры проектирования, получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, само по себе представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лип. Данная позиция департамента отражена в судебной практике.
В частности, в определении Верховного Суда РФ от 17.02,2015 № 18-КГ14-200 подчеркивается, что несоблюдение требований, предъявляемых к возводимому строению градостроительными нормами и правилами, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лить
Согласно постановлению Правительства РФ от 26,12.2014 № 1521 применение на обязательной основе пункта 11,5 указанного Свода правил обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30,12,2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности. зданий и сооружений».
Согласно п. 7 ч..1. ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасное конструированного объекта надлежащим образом не обеспечена, объект возведен без разрешения на строительство; его эксплуатация после реконструкции производится при отсутствии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, доказательств безопасного конструирования суду не представлено.
Таким образом, застройщиком (лицом, имеющем на праве собственности земельный участок, на котором выполняются работы по созданию объекта капитального строительства) работы по строительству объекта выполняются с нарушением требований ст. 49, ст. 51 и ст. 54 ГрК РФ без получения разрешения па строительство, без осуществления процедуры госстройнадзора, без проведения экспертизы проектной документации, а также ст. 1079 ГК РФ, ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламенте безопаснотси зданий и сооружений»,
В данных условиях безопасность строительства объекта не подтверждена
Кроме того, при самовольном строительстве Никитиной НА. нарушаются требования к предельным параметрам размера земельного участка по установленному виду разрешенного использования.
Нарушаются требования ч 6 ст. 30 ГрК РФ, ч. 1 ст. 38 ГрК РФ.
Земельные участки Никитиной И.А. с кадастровыми номерами НОМЕР по адресу: <адрес> и НОМЕР по адресу: <адрес> соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201 (в ред. решения муниципалитета от 15.07.2019 № 280) находится в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами ( ЖЗ).
Правилами землепользования и застройки города Ярославля, утвержденными решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 № 201, в градостроительном регламенте рассматриваемой территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж.З) предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков для вида разрешенного использования «блокированная жилая застройка» установлены и составляют: минимальный размер - 0,08 га (800 кв.м), максимальный ~~ 0,4 га (4000 кв.м),
Учитывая, что минимальная площадь для размещения блокированного жилого дома в соответствии с градостроительным регламентом зоны Ж.З составляет 0,8га (800 кв.м), а исходя из понятия жилого дома блокированной застройки, приведенного в п. 2 ч. 2 статье 49 Градостроительного кодекса РФ, такой жилой дом состоит из нескольких блоков (т.е. не менее 2-х). Из чего следует, что на площади земельного участка 800 кв.м можно разместить не менее двух блоков, и минимальная площадь земельного участка для каждом) из двух блоков будет составлять 400 кв.м (0,04га).
Следовательно, на максимально допустимой по градостроительному регламенту зоны Ж.З площади земельного участка в размере 0,4 га (4000 кв.м) возможно разместить блокированный жилой дом состоящий из десяти блоков. Таким образом, нарушаются требования нормативно правового акта Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденными решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 № 201.
Установленная в ходе судебного разбирательства совокупность перечисленных нарушений противоречит действующему законодательству и признанию право собственности в соответствии со ст. 222 ГК РФ.
Представитель ответчика, истца по встречному иску Никитиной Н.А. по доверенности Дунаев В.В. исковые требования не признал, заявленный уточненный встречный иск поддержал по основаниям, указанным в заявлении, пояснил суду, что ответчицей представлен достаточный объем относимых и допустимых доказательств по спору, подтверждающих соответствие возведенной постройки строительными нормам и правилам, требованиям безопасности и нормативам градостроительной деятельности, в том числе в части площади земельного участка.
Представители третьего лица - инспекции государственного строительного надзора Ярославской области по доверенности Турбанов А.Н., Максимов С.А. заявленные требования поддержали, в удовлетворении встречного иска возражали по основаниям, указанных в письменных возражениях на встречный иск, пояснили суду, что 05.10.2020 инспекцией на основании информационного письма департамента градостроительства мэрии города Ярославля (вх. № 1411 от 25.09.2020) по вопросу незаконного строительства здания по адресу: <адрес> была проведена внеплановая выездная проверка строительства объекта капитального строительства (далее Объект) по указанному адресу (акт проверки №41-03 от 05.10.2020).
На момент проверки (05.10.2020) установлено, что с момента проверки инспекции 14.04.2020 работы по устройству кровли здания завершены, выполняются отделочные работы, работы по прокладке инженерных сетей: отопления, канализации, а также сетей электроснабжения и электроосвещения. В объёме здания, расположенного между скатной кровлей и перекрытием над третьим этажом (блоки 1-6 согласно проекту 04/08- 19-АР лист 2), выполнены работы по устройству помещений (при проведении предыдущих проверок данных работ выполнено не было; аналогичная ситуация в блоках 7-10 согласно проекту 04/08-19-АР лист 2). Наружные стены в данных помещениях выполнены из каменных материалов, в стенах устроены проёмы для установки оконных и дверных блоков, перекрытие над помещением выполнено горизонтальным, утепленным. В данных помещениях частично выполнены работы по отделке, установке отопительного оборудования, устройству сетей электроснабжения. Доступ в данные помещения осуществляется через проёмы в перекрытии над третьим этажом по лестницам.
Конструкции кровли, надстроек, помещений, расположенных выше 3-го этажа дома (блоки 1 - 6) и выше 2-го этажа (блоки 7 - 10) не предусмотрены проектной документацией, предоставленной департаментом градостроительства мэрии города Ярославля. Устройство вышеуказанных помещений выше уровня третьего этажа привело к увеличению количества этажей жилого дома до 4-х.
В соответствие с ч. 1,2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) для строительства указанного здания требуется получение разрешения на строительство. В соответствии с положениями ст. 49 и 54 ГрК РФ проектная документация строительства дома подлежит обязательной экспертизе, также при строительстве объекта надлежит осуществлять государственный строительный надзор. Извещения о начале строительства указанного объекта капитального строительства в инспекцию не поступало (госстройнадзор не осуществляется). Сведений о наличии положительного заключения, составленного по результатам экспертизы проектной документации строительства объекта, в инспекции не имеется.
Таким образом, застройщиком работы по строительству объекта выполняются с нарушением требований ст. 49, ст. 51 и ст. 54 ГрК РФ без получения разрешения на строительство, без осуществления процедуры госстройнадзора, без проведения экспертизы проектной документации. В данных условиях безопасность строительства объекта не подтверждена (ст. 35, ч. 1 ст. 39 Техрегламента). По факту выявленного нарушения Никитина И.А. инспекцией привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5, ч. 1 ст. 9.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ).
По итогам проверки инспекции 01.10.2019 был выявлен факт самовольного строительства здания, расположенного по адресу: <адрес>. Застройщиком объекта является Никитина Ирина Анатольевна. За выявленное нарушения застройщик привлечена инспекцией к административной ответственности по ч.1 ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) (постановление инспекции №278/2019 от 16.01.2020 г., вступило в законную силу 13.04.2020).
Несмотря на выявленное нарушение законодательства Никитина И.А. мер по пресечению самовольного строительства указанного объекта не предприняла, более того продолжила его строительство, что подтверждается актами проверки инспекции от 14.04.2020, от 05.10.2020 г.
По итогам проверки инспекции 05.10.2020 выявлен факт строительства Никитиной И.А. 4-хэтажного жилого дома с нарушениями положений ст. 49, 51, 54 ГрК РФ: без получения разрешения на строительство, без проведения экспертизы проектной документации, без проведения процедуры госстройнадзора. За указанные нарушения застройщик вновь привлечена инспекцией к административной ответственности по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ (постановление инспекции №136/2020 от 07.12.2020 г.), по ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ (постановление инспекции №135/2020 от 07.12.2020 г.).
Таким образом, факт самовольного строительства объекта капитального строительства Никитиной И.А. подтвержден документально.
Инспекция полагает, что у Никитиной И.А. имелась возможность получить разрешение на строительство жилого дома до начала строительных работ, то есть до августа 2019 г., но она обратилась с соответствующим заявлением лишь после обращения департамента градостроительства мэрии города Ярославля в суд с иском о сносе самовольной постройки.
В настоящее время сложилась ситуация, когда застройщиком возведен объект незавершенного строительства в обход действующего градостроительного законодательства. Указанный объект не сможет быть введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, орган местного самоуправления будет лишен
возможности проверки соответствия возведенного объекта требованиям проектной документации.
Представители третьих лиц - Территориальной администрации Фрунзенского и Красноперекопского р-онов г. Ярославля, Управления Росреестра по Ярославской области, ФГБУ ФКП Росреестра по ЯО, Соловьева О.С. в судебном заседании не участвовали, ходатайств, заявлений суду не представили.
Суд определил рассмотреть заявленные требования при имеющейся явке.
Заслушав пояснения представителей сторон, третьих лиц, пояснения экспертов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что земельный участок с КН НОМЕР площадью 443 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, земельный участок с КН НОМЕР площадью 910 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, принадлежит на праве собственности Никитиной И.А. (Т1 л.д.86-90 Т1), земельный участок с КН НОМЕР, расположенный по адресу <адрес>, является собственностью Соловьевой О.С.
13.02.2020 между Никитиной И.А. и Соловьевой О.С. заключено соглашение о перераспределении земельных участков (Т1 л.д.114), в соответствии с которым указанные три земельные участка перераспределялись между сторонами путем раздела на 12 земельных участков, в связи с чем образован земельный участок с КН НОМЕР, площадью 2153 кв.м., собственником которого является Никитина И.А., сведения об участке внесены в ГКН 16.11.2020 (Т4 л.д.62)
Судом из актов проверки Инспекции госстройнадзора по ЯО указанных земельных участков (Т1 л.д.8, 40), уведомления о выявления самовольной постройки (Т1 л.д.37), постановления Инспекции госстройнадзора по ЯО о назначении административного наказания Никитиной Н.А. (л.д.72) от 16.01.2020, заключения о строительно-техническом обследовании жилого дома по адресу <адрес>, выполненного ООО «Регионпроектстрой», заключения комплексной судебной строительно-землеустроительной экспертизы (Т 4 л.д.90-153) установлено, что на данных земельных участках на момент рассмотрения спора судом выполнено строительство жилого дома блокированной застройки (Т4 л.д.107, заключение).
Указанное строительство выполнено без получения соответствующего разрешения органа исполнительной власти, в связи с чем ответчицей заявлен встречный иск о признании права собственности на указанную самовольную постройку именно как на жилой дом блокированной застройки, истцом по первоначальному иску заявлено требование о ее сносе за счет собственника.
Не оспаривается никем из сторон, что строительство постройки производится за счет средств и силами Никитиной И.А.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
В толковании, данном в пунктах 25 и 26 указанного Постановления Пленума, в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении вопроса о сносе самовольной постройки или ее сохранении необходимо установить, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку; в то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 г., разъяснено, что одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д. Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений, к которым относят такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
Таким образом юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению при разрешении настоящего спора о сносе самовольной постройки, являлось установление не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан, соответствие постройки строительным, градостроительным нормам и правилам.
С учетом указанных норм материального права суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований о сносе самовольной постройки не имеется.
Согласно представленному в материалы дела проекту строительства спорной постройки, выполненного ООО «Регионпроектстрой», в качестве архитектурного решения предполагалось строительство жилого дома блокированной застройки по адресу <адрес>, двухэтажного, с эксплуатируемой кровлей (такое наименование кровли по проекту).
Из пояснений представителя ответчицы, показаний эксперта ФИО2 следует, что ответчицей возведена спорная постройка с отступлениями от указанного проекта, внесены изменения в технические конструкции здания.
Для установления обстоятельств, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, а также установления технических характеристик постройки, в том числе ее этажности, судом назначено выполнение комплексной судебной строительно-землеустроительной экспертизы, проведение которой поручено ООО «ЭнергоСервисГрупп» и кадастровому инженеру ФИО3
Экспертами установлено, что исследуемая постройка представляет собой прямоугольное в плане кирпичное малоэтажное строение, с заполнениями оконных проемов конструкциями из ПВХ профиля с двухкамерными стеклопакетами, в дверных проемах установлены входные металлические двери. На свайном с ростверком фундамент жестко связанным с землей, крыша в виде двускатной конструкции, внутреннее пространство постройки разделено на 10 отдельных блоков, имеющих отдельные входы, каждый из которых имеет помещения различного функционального назначения – тамбур, кухню, жилые помещения, санузлы, террасы, расположенные на отдельном ярусе, внутренние индивидуальные локальные инженерные коммуникации, со стороны улицы, блоки № № 4, 5,6,7 в высоту имеют три яруса, блоки № № 1,2,3,8,9,10 занимают 4 яруса по высоте, помещения смежных блоков имеют общие внутренние стены, пространственная жесткость строения обеспечена за счет совместной работы капитальных стен и перекрытий, передающих усилия от вертикальных и горизонтальных нагрузок на грунты оснований через фундаменты. Постройка имеет подключения к внешним городским системам инженерных коммуникаций элеткроснабжения, водоснабжения, водоотведении, газоснабжения.
В соответствии с представленным суду экспертным заключением, помещения (квартиры) исследуемой постройки могут быть квалифицированы как блоки жилого дома блокированной застройки, а сама исследуемая постройка может быть отнесена к жилому дому блокированной застройки в соответствии с требованиями кадастрового учета.
Представителями истца, третьего лица оспаривался вывод экспертизы в части отношения постройки к блокированному жилому дому по тем основаниям, что дом имеет общую террасу, в то время как блокированные жилые дома по своему конструктиву не могут иметь помещений общего пользования, кроме того, дом имеет четыре этажа, в том время как максимальное количество этажей блокированной застройки – три.
В силу положений пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом индивидуального жилищного строительства признается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Понятие блокированного жилого дома определено Градостроительным кодексом Российской Федерации, согласно которому жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В представленном суду экспертном заключении со ссылкой на п. 3.19, 3.1.15, 3.1.15.4. СП 55.13330.2016 экспертом сделан вывод о том, что объект исследования имеет три полноценных этажа и эксплуатируемую кровлю с террасой, расположенной над третьим этажом блоков № № 1,2,3,8,9,10, которая этажом не является.
Оспаривая указанный вывод экспертного заключения, представители третьего лица – Инспекции госстройнадзора по ЯО ссылались на то факт, что спорный объект является четырехэтажным, поскольку выстроен из аналогичного материла постройки блоков, оборудована утепленная кровля, при этом само помещение снизу не утеплено, что свидетельствует о его последующем оснащении отопительными приборами, т.е. не выполнено утепленное перекрытие третьего этажа в связи со строительством третьего этажа, на четвертом этаже ответчиком установлены отопительные радиаторы, после установки оконных заполнений и дверей, которые в настоящее время отсутствуют, этаж будет являться пригодным для постоянного проживания.
Также представители третьего лица ссылались на тот факт, что в процессе исследования, осмотра, выполнения контрольных замеров с использованием технического плана экспертом установлено, что здание представляет собой малоэтажное строение, состоящее из 10 блоков. Согласно таблице №2 заключения блоки под номерами 4, 5, 6, 7 в высоту имеют 3 яруса, блоки под номерами 1, 2, 3, 8, 9, 10 занимают 4 яруса по высоте.
Таким образом, экспертом установлена и зафиксирована переменная этажность здания, указанная в ярусах, а не в этажах. При этом дано определение яруса - «разбивка здания (сооружения) по вертикали. Может включать один или несколько этажей». Указанный вывод противоречивым, перед экспертом судом был поставлен вопрос об определении этажности здания именно в этажах, а не в ярусах.
В заключении ООО «ЭнергоСервисГрупп» дается оценка недостроенного объекта. На момент проведения экспертизы, по мнению эксперта, объект представляет собой 3-хтажное жилой дом блокированной застройки и должен соответствовать требованиям, предъявляемым к жилым домам блокированной застройки. С выводами эксперта ФИО2 инспекция не согласна, считает их противоречивыми, просит отнестись к ним критически.
В судебном заседании 26.01.2021 эксперт пояснил, что при проведении экспертизы он не видел актов инспекции государственного строительного надзора Ярославской области, проектной документации, имеющейся у Никитиной И.А. Таким образом, выводы специалистов инспекции в своем заключении экспертом никак не оценены, так же не дается оценка объекта в готовом виде исходя их проектных решений, поэтому экспертное заключение не может подтверждать безопасность объекта в полном объеме.
По указанным основаниям в ходе судебного разбирательства экспертом ФИО2 проведен дополнительны осмотр спорного строения для установления наличия либо отсутствия отопительных приборов в помещениях, расположенных на верхнем перекрытии над третьим этажом и путем осмотра эксплуатируемой кровли совместно с представителями третьего лица установлено 27.01.2021 их отсутствие.
При этом из пояснений эксперта ФИО2 следует, что наличие отопительных приборов расположенных на верхнем перекрытии над третьим этажом являлось бы основанием для признания спорного объекта четырехэтажным строением. Также эксперт пояснил суду, что признаков демонтажа отопительных приборов им не установлено, предполагаемое третьим лицом место установки отопительного прибора (стр. 20 дополнительного обследования) имеет высоту, при которой размещение такого прибора невозможно.
Из пояснений эксперта ФИО2 следует, что в спорном строении над третьим этажом ответчицей обустроена эксплуатируемая кровля, которая имеет водоооталкивающее покрытие на перекрытиях, что не обустраивается на перекрытиях этажа, это приведет к образованию конденсата и разрушению стропильной системы. Используемым назначением такой кровли является размещение мест отдыха жильцов дома.
Суд при этом учитывает, что понятие эксплуатируемой кровли, террасы, на которые ссылается эксперт в заключении, являются нормативными в соответствии с п. 3.1.15.4, п. 3 СП 54.13330.20, в связи с чем эксперт установил, что часть исследуемой постройки с расположенными блоками под номерами 4, 5, 6, 7 имеет этажность равную трем, так как на всех ярусах блоков имеются помещения с признаками жилых помещений, часть исследуемой постройки с расположенными блоками № 1,2,3,8, 9,10 имеет на трех ярусах жилые помещения, на четвертом ярусе расположена эксплуатируемая кровля, т.к. покрытие кровли на всей площади имеет специально оборудованный слой в составе водоизоляционного ковра с защитным покрытием, на кровле этих блоков установлено открытая площадка (терраса).
Определение «ярус», на которое ссылается эксперт, также является применимым и нормативным, представляет собой разбивку здания по вертикали и включать один или несколько этажей (ГОСТ Р 52086-2003) (л.д.104 Т4).
Довод представителя третьего лица – инспекции госстройнадзора по ЯО, что постройка имеет общее помещение в виде террасы, что противоречит устройству дома блокированной застройки, судом во внимание не принимается, из показаний эксперта ФИО2 следует, что эксплуатируемая кроля с террасой находится в стадии незавершенного строительства и в последующем будет разделена на отдельные перегородки для помещений соответствующего блока.
Суд полагает, что заключение судебной экспертизы в части строительно-технического исследования ООО «ЭнергоСервисГрупп» является допустимым доказательством, поскольку заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, содержит подробное этапы и описание проведенного исследования и сделанные в результате него выводы, обоснование полученных результатов, со ссылкой на соответствующие нормативные акты, заключение основано на собранной фактической информации, компетенция эксперта ФИО2 позволяет проводить такие экспертизы.
В соответствии с указанным заключением, постройка, расположенная по адресу <адрес>, соответствует требованиям действующего градостроительного законодательства, применяемого к постройкам такового рода, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям инсоляции с учетом существующих строений на смежных земельных участках и расположенных коммуникаций (Т4 л.д.114).
Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, и убедительно опровергающих указанные выводы экспертного заключения, суду не представлено.
Также в соответствии с заключением № 26/57-Э Ярославского областного отделения ОООВДПО внутренняя планировка и конструктивные решения помещений здания жилого дома блокированной застройки с инженерными коммуникациями, расположенными по адресу <адрес>, соответствуют установленным требованиям пожарной безопасности (Т. 1 л.д.116)
В соответствии с экспертным заключением № 2923/24 от 12.10.2020, выданным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» (Т1 л.д.215), жилой дом блокированной застройки с инженерными коммуникациями, расположенными по адресу <адрес>, соответствуют установленным санитарно-гигиеническим нормативным требованиям.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом установлено соответствие возведенной постройки строительно-техническим нормам и правилам, требованиям пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, а также отсутствие таких неустранимых технических нарушений, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
Судом установлено, что земельные участки Никитиной И.А., Соловьевой Г.В. с кадастровыми номерами НОМЕР по адресу: <адрес> и НОМЕР по адресу: <адрес> соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201 (в ред. решения муниципалитета от 15.07.2019 № 280) находится в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами ( ЖЗ).
Правилами землепользования и застройки города Ярославля, утвержденными решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 № 201, в градостроительном регламенте рассматриваемой территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж.З) предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков для вида разрешенного использования «блокированная жилая застройка» установлены и составляют: минимальный размер - 0,08 га (800 кв.м), максимальный ~~ 0,4 га (4000 кв.м).
Заявляя требование о сносе самовольной постройки, представитель департамента градостроительства мэрии г. Ярославля ссылается на тот факт, что минимальная площадь для размещения блокированного жилого дома в соответствии с градостроительным регламентом зоны Ж.З составляет 0,8га (800 кв.м), а исходя из понятия жилого дома блокированной застройки, приведенного в п. 2 ч. 2 статье 49 Градостроительного кодекса РФ, такой жилой дом состоит из нескольких блоков (т.е. не менее 2-х). Из чего следует, что на площади земельного участка 800 кв.м можно разместить не менее двух блоков, и минимальная площадь земельного участка для каждом) из двух блоков будет составлять 400 кв.м (0,04га).
Следовательно, на максимально допустимой по градостроительному регламенту зоны Ж.З площади земельного участка в размере 0,4 га (4000 кв.м) возможно разместить блокированный жилой дом состоящий из десяти блоков. Таким образом, возведенной самовольной нарушаются требования нормативно правового акта Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденными решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 № 201.
Суд при этом учитывает, что в соответствии с указанными ПЗЗ в градостроительной зоне Ж.3 не установлены конкретно предельно минимальный и максимальный размер площади земельного участка под каждым блоком в жилом доме блокированной застройки, что также указано в заключении судебно-землеустроительной экспертизы кадастровым инженером ФИО3 (л.д.138 Т4), в соответствии с которым жилой дом блокированной застройки, состоящий из 10 блоков, расположенный на земельном участке с КН НОМЕР, площадью 2 153 кв.м.соответствует установленным землеустроительным нормативам, ПЗЗ г. Ярославля и отвечает требованиям процента застройки земельного участка, зоны застройки, категории участка и его целевого назначения.
Вместе с тем, как установлено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.10.2020 со ссылкой на указанные нормативные акты, жилой дом блокированной застройки может состоять минимум из двух блоков, максимум из 10 блоков, каждый из которых является частью жилого дома блокированной застройки, а, следовательно, при строительстве блокированного жилого дома ответчица была обязана руководствоваться минимальной площадью земельного участка для размещения одной блок секции блокированного жилого дома - 400 кв.м. (0,08 Га /2 или 0,4 Га/10).
Следовательно, для 10 блоков минимальный размер участка должен составлять 4 000 кв..м, строение возведено на участке 2 153 кв.м.
Истцом в обоснование требования о сносе самовольной постройки такой размер – минимум 400 кв.м. под каждым блоком определяется расчетным путем исходя из понятия жилого дома блокированной застройки.
Однако суд полагает необходимым принять во внимание тот факт, что градостроительное законодательство, в частности, ст. 40 ГрК РФ, как указал Первый апелляционный суд общей юрисдикции в определении от 01.10.2020, предусматривает возможность для правообладателей земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, возможность использования земельного участка в соответствии с его видом его разрешенного использования путем обращения за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Следовательно, неустранимых нарушений градостроительного регламента, препятствующих размещению спорной постройки, ответчицей при ее строительстве не допущено.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска о сносе самовольной постройки, поскольку не установлена совокупность оснований для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений, к которым закон относит такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
Вместе с тем суд также не находит оснований для удовлетворения встречного иска, исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что 18.02.2020 Соловьева О.С. через Филиал ГАУ ЯО «МФЦ» по Кировскому району г. Ярославля обратилась в Управление с заявлениями: - о прекращении права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: <адрес> земельного участка по адресу: <адрес>, земельного участка по адресу: <адрес>, на основании документов:
- межевой план от 13.02.2020;
- соглашение о перераспределении земельных участков от 13.02.2020,заключенное между Никитиной И.А. и Соловьевой О.С. (далЬе - Соглашениео перераспределении);
Согласно Соглашению о перераспределений, заключенному между Никитиной И.А. (Сторона-1) и Соловьевой О.С. (Сторона-2), Стороне-1 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: НОМЕР и НОМЕР, Стороне-2 -земельный участок с кадастровым номером НОМЕР. Стороны определили, что после перераспределения указанных земельных участков земельные участки: НОМЕР принадлежат Стороне-1, а НОМЕР - Стороне-2.
Согласно представленным выпискам из ПЗЗ перераспределяемые в соответствии с Соглашением о перераспределении земельные участки с кадастровыми номерами:
НОМЕР - категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, общая площадь 800 кв. м, адрес: <адрес>;
НОМЕР - категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, общая площадь 443 кв. м, адрес: <адрес>;
НОМЕР - категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, общая площадь 910 кв. м, адрес: <адрес>
в том числе и образуемые путем перераспределения из 3 указанных земельных участков 12 земельных участков располагаются в зоне Ж.З. Площадь данных участков – от 50 до 75 кв.м. под каждым блоком.
Данные земельные участки под блоками на момент рассмотрения спора судом на кадастровый учет не поставлены, действия по ГКУ приостановлены в связи с несоответствием образуемых земельных участков требованиям градостроительного регламента.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (часть 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки и межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.
Проект планировки и проект межевания территории затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяют свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц, в связи с чем отвечают признакам нормативного правового акта.
В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные этим кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации различаются многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, и жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В отношении образования земельных участков, занятых блоками жилого дома блокированной застройки, Министерством экономического развития Российской Федерации в пункте 2 письма от 14 марта 2017 г. N Д23и-1328 указано, что согласно определению, содержащемуся в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования, а на момент рассмотрения спора судом такие участка в установленном законом порядке не сформированы и в отношении данных участков государственный кадастровый учет не произведен.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для признания за ответчицей права собственности на самовольную постройку не имеется в связи с отсутствием выделенных и поставленных на ГКУ земельных участков под каждым блоком, процедура обращения за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства при формировании земельных участков под блоками не проведена, в удовлетворении встречного иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля к Никитиной Ирине Анатольевне о сносе самовольной постройки, встречные исковые требования Никитиной Ирины Анатольевны к Департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля о признании права собственности на самовольную постройку, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Л.А.Ивахненко