Решение по делу № 2-389/2020 от 07.10.2020

                                                                                                            Дело № 2-389/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2020 года                                                                                           г.Шенкурск

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Хохрякова Н.А., при секретаре Мухряковой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пантелеевой С.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Виноградовском районе (межрайонное) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

                                                   установил:

Пантелеева С.А. обратилась с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Виноградовском районе (межрайонное). Просит суд включить в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периоды отпуска по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости. Требования обосновывает тем, что ответчик незаконно исключил из стажа ее работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, указанный период.

На судебном заседании истец заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика Теремецкая И.В. исковые требования не признает, суду пояснила, что документального подтверждения отпусков по уходу за детьми нет, поскольку документы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ маслодельного завода «Шенкурский», АО «Шенкурскмолоко» в архив не поступали. Документы ликвидированы при пожаре в 1995 году, в связи с чем, установить периоды отпусков по уходу за детьми не представляется возможным. В иске просит отказать.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В статье 8 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ оговорены условия назначения страховой пенсии по старости: право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год, в 2019 г. составляет 10 лет), страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30, в 2019 году составляет 16,2).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к названному Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;

В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частью 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Как следует из материалов дела истец Пантелеева С.А. имеет троих детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из трудовой книжки истца следует, что в период с 16.07.1985 по 13.05.1997 работала в Шенкурском маслодельном заводе реорганизованном ДД.ММ.ГГГГ в АО «Шенкурскмолоко».

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Пантелевой С.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа, из стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Страховой стаж составляет 25 лет 1 месяц 20 дней, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 8 лет 6 месяцев 21 день (необходимо не менее 10 лет). Из стажа работы исключены периоды отпусков по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по причине отсутствия документов на отпуска.

Доводы ответчика о том, что отсутствие документов о предоставлении отпусков по уходу за детьми следует рассматривать как отпуска без сохранения заработной платы, суд считает несостоятельными.

Предметом спора по настоящему делу является возможность включения в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в целях назначения досрочной страховой пенсии по старости, периодов нахождения истца в отпуске по уходу за детьми.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970, ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Однако, согласно правовой позиции, изложенной в п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу ЗаконаРоссийской Федерации от 25.09.1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Из представленных суду доказательств, со всей очевидностью следует, что в спорные периоды истец находилась в отпусках по уходу за детьми, а не в отпуске без сохранения заработной платы и доказательств обратного суду не предоставлено.

Кроме того, отсутствие документов, на которые ссылается ответчик, произошло не по вине работника, а в результате пожара и это обстоятельство, при наличии достаточного для назначения пенсии специального стажа, не может влиять на пенсионные права истца.

При таком положении, руководствуясь вышеуказанными положениями законодательства, суд находит заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению, в связи с чем, считает возможным признать необоснованным исключение ответчиком из специального трудового стажа истца периоды отпусков по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика включить их в специальный стаж.

Учитывая, что к моменту обращения за назначением страховой пенсии по старости 04.02.2020 истец имела необходимый специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, с учетом включенных судом периодов отпусков по уходу за детьми, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 04.02.2020.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Пантелеевой С.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Виноградовском районе (межрайонное) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости - удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Виноградовском районе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной пенсии.

          Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Виноградовском районе (межрайонное) включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера Пантелеевой С.А. периоды отпусков по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

          Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Виноградовском районе (межрайонное) назначить страховую пенсию по старости Пантелеевой С.А. с 04 февраля 2020 года, со дня подачи заявления о назначении пенсии.

          Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Виноградовском районе (межрайонное) в пользу Пантелеевой С.А. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2020 года.

    Председательствующий:                                                   Н.А.Хохряков

2-389/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пантелеева Светлана Александровна
Ответчики
ГУ - УПФР в Виноградовском районе Архангельской области (межрайонное)
Суд
Виноградовский районный суд Архангельской области
Судья
Хохряков Н.А.
Дело на сайте суда
vinogsud.arh.sudrf.ru
07.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2020Передача материалов судье
09.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2020Судебное заседание
09.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее