Судья |
Кучина Е.А. |
дело № 33-2627 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Лепиной Л.Л., Ворониной М.В.,
при секретаре Дубровиной Т.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя МВД России, УМВД России по Костромской области Горшковой Ю.Н. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 03 июля 2018 года, которым исковые требования Смирнова А.Н. удовлетворены частично. С УМВД России по Костромской области за счет средств федерального бюджета взыскана невыплаченная часть социальной выплаты в размере 608 643,39 руб., в остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ворониной М.В., выслушав объяснения представителя МВД России, УМВД России по Костромской области Горшковой Ю.Н., Смирнова А.Н., Смирновой С.М., их представителя Знароченковой А.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Смирнов А.Н. обратился в суд с иском к УМВД России по Костромской области о признании незаконным решения комиссии УМВД России по Костромской области в части размера единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья незаконным, обязании ответчика выплатить единовременную социальную выплаты в полном размере. Требования мотивировал тем, что ему, как сотруднику УМВД России по Костромской области на основании решения комиссии УМВД России по Костромской области от 26 октября 2016 года № и распоряжения МВД России от 28 ноября 2016 года № предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 602 690,73 руб. Считает, что размер выплаты определен неверно и должен составить 2 211 334,10 руб., поскольку его семья проживает в непригодном для проживания доме, а потому размер занимаемого ими жилого помещения не подлежит учету при определении размера социальной выплаты, и её расчет должен быть выполнен исходя из 42 кв.м общей площади на семью из 2 человек. С учетом сделанных в ходе судебного разбирательства уточнений просил суд взыскать с УМВД России по Костромской области недополученную единовременную социальную выплату в сумме 608 643,37 руб., проценты за пользование чужими денежными средствам, начисленные на указанную сумму на основании ст. 395 ГК РФ с 07 декабря 2016 года по дату вынесения решения, а в дальнейшем по день фактической выплаты денежных средств ответчиком исходя из средней ставки банковского процента по вкладам физических лиц для целей применения ст. 395 ГПК РФ, опубликованной Банком России, а также расходы по оплате досудебной экспертизы в сумме 15 800 руб., а также государственную пошлину в сумме 8987,37 руб.
К участию в деле привлечены в качестве соответчика – МВД России, в качестве третьих лиц – Смирнова С.М., администрация Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области.
Судом по делу постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по Костромской области и МВД России Горшкова Ю.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что при расчете площади для предоставления ЕСВ Смирнову А.Н. была учтена приходящаяся на него и его супругу площадь 11,6 кв.м в жилом помещении по адресу: <адрес>., в связи с чем расчет выплаты произведен с потребностью в 30,4 кв.м, как того требует п. 29 Правил предоставления ЕСВ. Довод же истца о непригодности этого жилого помещения считают несостоятельным, поскольку несмотря на предоставление заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания от 20 декабря 2007 года данное жилое помещение 9 сентября 2014 года приватизировано его тещей Цветковой В.С., что исключает обоснованность заключения, т.к. объектом приватизации не может являться жилое помещение не пригодное для проживания. Кроме того, в случае признания дома непригодным для проживания орган местного самоуправления обязан издать распоряжение о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц, однако такого распоряжения представлено не было. Более того, согласно ответу главы Расловского сельского поселения от 19 сентября 2016 года комиссией администрации Расловского сельского поселения было проведено дополнительное обследование спорного жилого дома, в результате которого установлено, что дом соответствует требования, предъявляемым к жилым помещениям и пригоден для проживания, в связи с чем оснований считать его непригодным не имеется. Также обращает внимание и на то обстоятельство, что истец отказался от приватизации, тем самым совершил действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий. Считает, что Смирнов А.Н. отказался от приватизации в пользу других членов семьи именно с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, без вычета приходящейся на его долю жилплощади в жилом помещении. Поскольку на момент предоставления Смирнову А.Н. единовременной социальной выплаты 5-летний срок с момента отказа от приватизации не истек, и при этом в силу закона обязательным условием для предоставления сотруднику ЕСВ является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им и членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, то решение жилищно-бытовой комиссии о предоставлении Смирнову А.Н. ЕСВ исходя из потребности 30,44 кв.м, а не 42 кв.м, является правомерным. Также ссылается на то, что надлежащим ответчиком по делам о взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является МВД России, поскольку именно оно выступает главным получателем и распорядителем бюджетных средств.
В возражениях представитель Смирнова А.Н. – Знароченкова А.Г., глава администрации Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области просят решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МВД России, УМВД России по Костромской области Горшкова Ю.Н. поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям.
Смирнов А.Н., Смирнова С.М., их представитель Знароченка А.Г. считали решение суда законным и обоснованным.
Представитель администрации Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Смирнов А.Н., являясь с ДД.ММ.ГГГГ сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, 27 июля 2012 года обратился с заявлением на имя начальника УМВД России по г. Костроме о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 ФЗ от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области от 21 сентября 2012 года Смирнов А.Н. с составом семьи 2 человека ( он и жена Смирнова С.М.) принят на учет на получение единовременно социальной выплаты.
07 декабря 2016 года Смирнову А.Н. перечислена указанная выплата в размере 1 602 690,73 руб.
При этом согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области от 24 октября 2016 года размер единовременной социальной выплаты определен Смирнову А.Н. исходя из того, что из нормы предоставления общей площади жилого помещения на двух человек (42 кв.м) вычли 11,56 кв.м, приходящиеся на истца и его супругу по месту их регистрации в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 28,9 кв.м( 28,9/5х2).
Не согласившись с размером предоставленной единовременной социальной выплаты в части определенной ответчиком площади жилого помещения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и приходя к выводу о неверном расчете размера единовременной социальной выплаты, суд исходил из того, что при расчете площади для предоставления ЕСВ Смирнову А.Н. ответчиком неправомерно была учтена приходящаяся на него и его супругу площадь 11,6 кв.м в жилом помещении по адресу: <адрес>., так как дом не отвечает требования, предъявляемым к жилым помещениям и не пригоден для проживания. Кроме того, суд указал и на то, что данная площадь не может быть учтена и в силу того, что указанное жилое помещение является однокомнатной квартирой, которая заселена несколькими семьями.
Отказывая же в удовлетворении исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, суд исходил из того, что такие проценты не могут быть начислены до истечения трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Отказывая во взыскании расходов по досудебной экспертизе, суд указал, что представленное истцом заключение не было принято и не оценивалось судом в качестве доказательства.
Поскольку решение суда обжалуется только ответчиками, то в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ проверяется судебной коллегией в пределах доводов их жалобы.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 4 данного Закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Размер выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона - на семью из двух человек норма предоставления площади жилого помещения составляет 42 кв. м общей площади жилого помещения.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Во исполнение положений части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 30 декабря 2011 года N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
При этом определение размера единовременной выплаты производится в соответствии с разделом III Правил, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, с учетом размера средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. м определяемого в централизованном порядке, и поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности службы, определяемого в соответствии с пунктом 30 Правил.
Расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется по формуле (пункт 27): Р = О x С x Кп x Кс, где:
О - общая площадь жилого помещения;
С - размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определяемый в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
Кп - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации, определяемый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 63. В отношении сотрудников этот коэффициент применяется с учетом места прохождения ими службы; Кс - поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы, определяемый в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил.
Общая площадь жилого помещения определяется по формуле:
О = Н + Д - Л, где:
Н - норматив общей площади жилого помещения;
Д - размер дополнительной общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил;
Л - сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
Пунктом 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, установлено, что в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
- проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; (п. 3)
- проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке. (п. 7)
Таким образом, при расчете такой составляющей как общая площадь жилого помещения не подлежат учету площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма при условии, что сотрудник проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, либо проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более.
Как видно по делу, истец проживает в однокомнатной квартире по адресу: <адрес> площадью 28,9 кв.м.
При этом в данной квартире зарегистрированы и проживают его супруга Смирнова С.М., их сын Смирнов Р.А., 1991 года рождения, тесть истца – Цветков М.В. и теща – Цветкова В.С.
Таким образом, фактически в однокомнатной квартире проживает две семьи.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности принятого ответчиком решения о предоставлении истцу единовременной социальной выплаты за вычетом 11,56 кв.м, приходящиеся на истца и его супругу по вышеуказанному адресу.
Кроме того, верно судом указано и на то, что обозначенная площадь не может быть учтена и в силу того, что вышеуказанное жилое помещение заключением межведомственной комиссии при администрации Судиславского района Костромской области от 20 декабря 2007 года отнесено к категории непригодных для проживания, дом признан неподлежащим восстановлению.
При этом суд верно исходил из того, что указанное заключение и акт обследования составлены в соответствии с действующими на тот период нормативными актами, на момент принятия решения о выплате истцу единовременной социальной выплаты не отменены, незаконными и недействительными не признаны, являлись и на настоящий момент продолжают оставаться действующими, что следует из материалов дела, и подтверждено пояснениями главы администрации Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области, изложенными в отзыве на иск от 29 июня 2018 года и в возражениях на апелляционную жалобу.
Вместе с тем, несмотря на то, что УМВД России по Костромской области на момент принятия решения о предоставлении единовременной выплаты истцу располагало указанными сведениями, было принято решение об исключении из общей площади жилого помещения 11,56 кв.м, что не соответствует требованиям законности, а именно п.п. 3,7 ч. 2 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что повлекло нарушение права истца на получением единовременной социальной выплаты в полном объеме.
При таких обстоятельствах решение ответчика в указанной части правомерно признано судом незаконным.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчиков о наличии иных доказательств, свидетельствующих о пригодности занимаемого истцом жилого помещения, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку, как верно указано судом первой инстанции, единственным допустимым доказательством данного факта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является заключение межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления.
Поскольку такое заключение в деле имелось, незаконным не признавалось, было поддержано главой администрации Расловского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области, то оснований для иных выводов у суда первой инстанции не имелось.
Иные доводы жалобы при изложенных обстоятельствах на правильность выводов суда не влияют, а потому не могут повлечь его отмену.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение, в силу чего оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, исходя из порядка предоставления выплаты, судебная коллегия считает, что второй абзац резолютивной части решения подлежит изложению в новой редакции: «Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области от 26 октября 2016 года № по предоставлению единовременной социальной выплаты Смирнову А.Н. в размере 1 602 690,73 руб.. Признать за Смирновым А.Н. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 2 211 334,12 руб.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 03 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МВД России, УМВД России по Костромской области Горшковой Ю.Н. – без удовлетворения.
Изложить абзац второй резолютивной части решения в новой редакции следующего содержания:
« Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области по предоставлению единовременной социальной выплаты Смирнову А.Н. в размере 1 602 690,73 руб.
Признать за Смирновым А.Н. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 2 211 334,12 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.»
Председательствующий
Судьи