Дело № 2-748/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2019 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Мягковой С.Н.,
с участием истца Самарова Д.Ю.,
представителя ответчика Люсенкова С.Б.,
при секретаре Мисулиной Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Каменке гражданское дело по иску Самарова Дениса Юрьевича к ОМВД России по Каменскому району Пензенской области о признании незаконным заключения по материалам служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Самаров Д.Ю. обратился в суд с иском к ОМВД России по Каменскому району Пензенской области о признании незаконным заключения по материалам служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания.
В обосновании иска указал, что с 01.04.2016 приказом №23 л/с он назначен на должность полицейского 1 отделения отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции ОМВД по Каменскому району. В его обязанности, согласно должностного регламента, утвержденного 01.04.2016, входит обеспечение правопорядка и общественной безопасности на маршрутах патрулирования, а также предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
06.07.2019 он заступил на охрану общественного порядка и общественной безопасности в г. Каменке, согласно постовой ведомости и графика несения дежурств, утвержденной начальником ОМВД, по ул. Гражданской, Центральной и 8 Марта, входящих в границу маршрута пешего патруля №13, с целью обеспечения на данном маршруте правопорядка и общественной безопасности.
В этот день на стадионе г. Каменки «Дорожник» местной общественной организацией футбольный клуб «Дорожник» был организован футбольный матч с участием футбольных клубов «Дорожник» - «Зенит» г. Пензы.
В 18 часов в ходе проведения футбольного матча ФИО11, ФИО13 и ФИО12 осуществили пронос через контрольно-пропуской пункт стадиона пиротехнические средства, а затем применили их с целью дезорганизации проведения футбольного матча. Противоправные действия указанных граждан были пресечены, на них составлены административные протоколы и в дальнейшем они были привлечены к административной ответственности.
Приказом начальника ОМВД России по Каменскому району УМВД по Пензенской области от 18 июля 2019 года № 585 он привлечен к административной ответственности за ненадлежащее исполнение требований Устава патрульно-постовой службы и на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Изданию приказа предшествовала служебная проверка, по результатам которой было вынесено заключение от 12.07.2019.
Основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности послужило нарушение пунктов Устава патрульно-постовой службы, утвержденных приказом МВД России от 29.01.2008 года № 80, а именно: п. 212.3 (обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и в других общественных местах), п. 216.3 (своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения), 271.1 (при выявлении признаков административного правонарушения сотрудники подразделений ППСП руководствуются законодательством Российской Федерации, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами МВД России), п. 273.1 (главными задачами нарядов являются: пресечение административного правонарушения и задержание правонарушителя).
Изложенные пункты Устава ППС им были неукоснительно исполнены, а у ответчика не имелось оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности, поскольку согласно п.1.9 ст. 20 Закона РФ № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований несут организаторы таких соревнований либо собственники (пользователи) объектов спорта».
Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года № 353, именно на данных лиц возложена обязанность обеспечить объекты спорта системой видеонаблюдения, техническим оборудованием, контролерами-распорядителями входного контрольно-пропуского пункта, позволяющими идентифицировать физических лиц с целью исключения возможности проноса ими предметов, позволяющих нарушить порядок проведения спортивного мероприятия.
В связи с изложенным, порядок на стадионе обязаны обеспечить организаторы спортивного мероприятия путем заключения договора с контролерами-распорядителями, и собственник объекта спорта, который должен быть оборудован техническими средствами, позволяющими исключить пронос на трибуны запрещенных предметов.
Он, как сотрудник ППС, обязан обеспечить правопорядок и общественную безопасность на маршруте патрулирования, в который стадион «Дорожник» не входит. Таким образом, им не были нарушены п.п. 212.3, 261.3 Устава ППС.
Тем не менее, противоправные действия ФИО11, ФИО13 и ФИО12 были пресечены им и сотрудником ППС, указанные граждане были задержаны и доставлены в ОМВД России по Каменскому району, что и требовалось от сотрудника ППС пунктами 271.1, 273.1 Устава ППС.
Просил признать незаконным заключение по материалам служебной проверки от 12.07.2019, приказ начальника ОМВД России по Каменскому району от 18.07.2019 №585 о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Истец Самаров Д.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ОМВД России по Каменскому району Пензенской области Люсенков С.Б., действующий в силу доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Просил иск Самарова Д.Ю. оставить без удовлетворения.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы настоящего дела, материалы служебной проверки №113, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ "О полиции", полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
На основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может налагаться дисциплинарное взыскание - выговор.
При необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, а также по заявлению сотрудника на основании части 1 статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя проводится служебная проверка.
Согласно части третьей статьи 52 Закона N 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Исходя из п. 4 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий регламентирован ст. 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со ст. 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
В судебном заседании установлено, что истец Самаров Д.Ю. приказом №23 л/с от 01.04.2016, с 01.04.2016 назначен на должность полицейского 1 отделения отдельного взвода патрульно - постовой службы полиции отдела МВД РФ по Каменскому району.
12.07.2019 на основании рапорта заместителя начальника полиции (по ООП) ОМВД России по Каменскому району Пензенской области в связи с поступлением 12.07.2019 рапорта начальника полиции УМВД России по Пензенской области о проведении проверки нарушения общественного порядка, допущенного в ходе проведения футбольного матча в г. Каменке Пензенской области 06.07.2019 между командами «Дорожник» - «Зенит», была назначена служебная проверка.
В ходе служебной проверки выявлены недостатки в части ненадлежащего исполнения сотрудниками ОМВД требований ФЗ № 3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции», Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденный приказом МВД России от 29.01.2008 № 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции", а также приказа ОМВД от 05.07.2019 №559 «Об обеспечении общественного порядка и безопасности граждан в период проведения футбольного матча «Дорожник» – «Зенит» на стадионе «Дорожник».
Заключением по результатам служебной проверки от 18.07.2019, установлена в том числе, вина полицейского 1 отделения отдельного взвода патрульно – постовой службы полиции отдела МВД РФ по Каменскому району старшего сержанта полиции Самарова Д.Ю. в нарушении требований пунктов 212.3, 216.3, 271.1, 273.1 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденный приказом МВД России от 29.01.2008 № 80, выразившемся в непринятии своевременных мер по предостережению граждан от совершения противоправных действий, не разъяснении им недопустимости антиобщественного поведения, не пресечения административных правонарушений, повлекшее грубое нарушение общественного порядка и общественной безопасности на стадион «Дорожник», а также в нарушении требований пункта 9 раздела 3 должностного регламента, утвержденного начальником ОМВД России по Каменскому району 01.04.2016, в части недопущения и пресечения административных правонарушений, непринятии мер к устранению данных обстоятельств, с указанием на необходимость привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде объявления выговора.
Служебная проверка назначена уполномоченным лицом в виде резолюции на рапорте.
19.07.2019 Самаров Д.Ю. ознакомлен с результатами заключения служебной проверки.
Приказом начальника ОМВД России по Каменскому району от 18.07.2019 № 585 "О привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников ОМВД России по Каменскому району" Самаров Д.Ю. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
19.07.2019 истец Самаров Д.Ю. ознакомлен с приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Полагая, что указанный приказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы истца, Самаров Д.Ю. обратился в суд с названным иском.
Необходимость установления вины в совершении конкретного дисциплинарного проступка при привлечении лица к дисциплинарной ответственности является обязательным условием наступления таковой.
Согласно разъяснениям, изложенным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 1174-О, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6 июня 1995 года N 7-П, Определения от 21 декабря 2004 года N 460-О и от 16 апреля 2009 года N 566-О-О).
Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
Для решения вопроса о законности применения к сотруднику органов внутренних дел дисциплинарных взысканий, юридически значимым обстоятельством является совершение им дисциплинарного проступка, которым является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него конкретных служебных обязанностей (нарушение требований законодательства, должностных инструкций, положений, ведомственных приказов и т.п.). Не может рассматриваться как дисциплинарный проступок неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, которые не были вменены сотруднику.
Основанием для привлечения сотрудника внутренних дел к дисциплинарной ответственности является факт совершения дисциплинарного правонарушения, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником внутренних дел по его вине своих служебных обязанностей. Привлечение к дисциплинарной ответственности допускается в случаях когда руководитель подразделения органа внутренних дел установил конкретную вину сотрудника и доказал ее в установленном порядке (принцип презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения).
Из содержания оспариваемого приказа начальника ОМВД России по Каменскому району от 18.07.2019 № 585 усматривается, что истец привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение требований п.п. 212.3, 216.3, 271.1, 273.1 Устава патрульно-постовой службы полиции, а также п.9 раздела 3 должностного регламента, утвержденного начальником ОМВД России по Каменскому району 01.04.2016.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" обеспечение мер общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований осуществляется за счет средств организаторов официальных спортивных соревнований и (или) собственников, пользователей объектов спорта в соответствии с положениями (регламентами) об официальных спортивных соревнованиях и (или) договорами, заключенными организаторами таких соревнований и собственниками, пользователями объектов спорта, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Права и обязанности организаторов официальных спортивных соревнований, собственников, пользователей объектов спорта по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований устанавливаются данным Федеральным законом, а также правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.
Ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований несут организаторы таких соревнований, собственники, пользователи объектов спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1.9 ст. 20 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
Права и обязанности организаторов официальных спортивных соревнований, собственников, пользователей объектов спорта по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований устанавливаются настоящим Федеральным законом, а также Правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 353.
Перечень обязанностей организатора соревнования предусмотрен п. 19 указанных Правил, в силу которого, организатор соревнования обязан в том числе: уведомлять соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне о месте, дате и сроке проведения соревнований в порядке, установленном Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; организовывать взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в решении вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований.
Порядок поведения зрителей, их права и обязанности при проведении официальных спортивных соревнований установлены Правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 N 1156.
Данными Правилами установлено, что зрители при проведении официальных спортивных соревнований обязаны, в частности: во время нахождения в месте проведения официального спортивного соревнования соблюдать общественный порядок и требования, установленные настоящими Правилами; вести себя уважительно по отношению к другим зрителям, организаторам и участникам официальных спортивных соревнований, собственникам (пользователям) объектов спорта и лицам, обеспечивающим охрану общественного порядка и общественную безопасность в местах проведения официальных спортивных соревнований; выполнять законные требования представителей организатора официального спортивного соревнования, собственника (пользователя) объекта спорта, контролеров-распорядителей и иных лиц, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность при проведении официальных спортивных соревнований.
Также Правилами установлено, что зрителям в местах проведения официальных спортивных соревнований запрещается: находиться в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью иных лиц, находящихся в месте проведения официального спортивного соревнования или на прилегающей к нему территории; проносить в место проведения официального спортивного соревнования и использовать огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек, карманных зажигалок), включая сигнальные ракеты, файеры, петарды, газовые баллоны и предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, алкогольные напитки любого рода, наркотические и токсические вещества или стимуляторы.
Контроль за соблюдением требований, установленных настоящими Правилами, возлагается на организаторов спортивных соревнований, а также на лиц, принимающих участие в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности (т.е. на органы МВД РФ) в местах проведения официальных спортивных соревнований (п. 16 Правил).
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона N 3-ФЗ полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка.
Для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право требовать от граждан прекращения противоправных действий (п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции").
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Закона "О полиции" сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия обязан принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения.
Статьей 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ установлены обязанности полиции, к числу которых относится обеспечение безопасности граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах (пункт 5 части 1 статьи 12), а также - пресечение административных правонарушений и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункт 11 части 1 статьи 12).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция обязана в том числе, обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.
Таким образом, из системного анализа названных федеральных норм следует, что организация проведения публичного мероприятия предполагает взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов внутренних дел по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в пределах прав и обязанностей должностных лиц, установленных федеральным законодателем.
Согласно ч. 3. ст. 25 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В ходе судебного разбирательства установлено, что старший сержант полиции Самаров Д.Ю. с 2012 года по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел, в период с 01.04.2016 в должности полицейского 1 отделения отдельного взвода патрульно - постовой службы полиции отдела МВД РФ по Каменскому району.
06.07.2019 на стадионе «Дорожник» в г. Каменке Пензенской области состоялся футбольный матч между командами «Дорожник» (г. Каменка) и «Зенит» (г. Пенза).
В соответствии с приказом ОМВД РФ по Каменскому району №559 от 05.07.2019, в целях оказания содействия организаторам матча в обеспечении общественного порядка, безопасности граждан, недопущения террористических актов в период проведения футбольного матча было задействовано 3 сотрудника полиции: участковый уполномоченный полиции капитан полиции ФИО7, участковый уполномоченный полиции капитан полиции ФИО8, оперуполномоченный майор полиции ФИО9
Старшим группы по охране общественного порядка назначен капитан полиции ФИО7
В соответствии с книгой постовой ведомости и графика дежурств 06.07.2019 в 16-00 часов Самаров Д.Ю. совместно с ФИО16 и ФИО17 заступили на службу по охране общественного порядка на маршрут патрулирования «Любятино-13», в зону ответственности которого входит стадион «Дорожник».
По устному распоряжения командира взвода патрульно - постовой службы полиции отдела МВД РФ по Каменскому району ФИО18, в связи с необходимостью обеспечить охрану общественного порядка в местах компактного размещения приезжих болельщиков ФК «Зенит», наряд ППСП «Любятино -13», несущий службу на данном маршруте, был задействован в охране общественного порядка.
Ответственным за обеспечение охраны общественного порядка в период проведения футбольного матча назначен заместитель начальника полиции (по ООП) ОМВД подполковник полиции ФИО10
При проведении указанного выше массового мероприятия наряд ППСП «Любятино-13» находился непосредственно возле трибуны, на которой расположились болельщики ФК «Зенит» г. Пенза.
Во время игры некоторые из болельщиков ФК «Зенит» распивали спиртные напитки, курили, использовали пиротехнические изделия, файеры, которые привели к задымлению на стадионе. Однако каких-либо мер со стороны сотрудников полиции предпринято не было.
Ближе к окончанию матча, в 19-30 часов, трое болельщиков ФК «Зенит» (ФИО11, ФИО12, ФИО13) подожгли файеры и выбежали на футбольное поле, что привело к приостановлению футбольного матча.
Впоследствии данные граждане были задержаны сотрудниками полиции Самаровым Д.Ю., ФИО16 и ФИО17 и доставлены в ОМВД России по Каменскому району, где на них были составлены протоколы об административном правонарушении по ст.20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения), по ч.3 ст.20.31 КоАП РФ (грубое нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния). ФИО12 также был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 6.24 КоАП РФ (нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах).
Организатор футбольного матча ФИО14 также привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.32 КоАП РФ (нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований).
Таким образом, судом установлено, что 06.07.2019 Самаров Д.Ю., находясь на службе по охране общественного порядка на стадионе «Дорожник», не принял своевременных мер по предостережению граждан от совершения противоправных действий, не разъяснил им о недопустимости антиобщественного поведения, не пресек административные правонарушения, повлекшие грубое нарушение общественного порядка и общественной безопасности на стадионе «Дорожник», в связи с чем истцом были нарушены нормативные требования, что давало основания работодателю для привлечения Самарова Д.Ю. к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Данный вид взыскания соответствует тяжести проступка, работодателем приняты во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых они были допущены, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, его отношение к службе.
Доводы стороны истца о том, что им принимались меры к урегулированию конфликта, к устранению угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, суд находит несостоятельными, поскольку из показаний свидетелей, просмотренных видеозаписей, из материалов служебной проверки установлено, что истец присутствовал на стадионе «Дорожник» в непосредственной близости от трибуны, на которой находились болельщики «Зенит» в момент совершения административных правонарушений. Между тем в ходе несения службы должных мер по требованию прекращения противоправного поведения болельщиков ФК «Зенит», о разъяснении недопустимости антиобщественного поведения, не принял.
В соответствии со ст. 213 Устава ППСП, утвержденного Приказом МВД России от 29 января 2008 года N 80 при несении службы нарядом в составе двух и более сотрудников подразделений ППСП назначается старший наряда.
В данном случае, истец Самаров Д.Ю., будучи старшим наряда ППСП, обеспечивает руководство деятельностью наряда на период несения службы, обязан организовать работу состоящих в наряде сотрудников, докладывать дежурному об обстановке на участке несения службы. В нарушение указанных требований истец не организовал работу наряда, позволив болельщикам нарушить правило поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, что привело к приостановлению футбольного матча.
Ссылка истца об отсутствии его вины в нарушении служебной дисциплины являются несостоятельной, поскольку факт совершения Самаровым Д.Ю. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, нашел свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Одними из основных направлений деятельности полиции является защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (пп. 1, 2 п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона).
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Закона "О полиции" сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции обязан выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией).
Деятельность полицейского 1 отделения отдельного взвода патрульно – постовой службы полиции отдела МВД РФ по Каменскому району старшего сержанта полиции Самарова Д.Ю. определена должностным регламентом (должностной инструкцией), утвержденным 01.04.2016 начальником ОМВД России по Каменскому району полковником полиции ФИО15
Согласно должностному регламенту (должностной инструкции), полицейский 1 отделения отдельного взвода патрульно – постовой службы полиции отдела МВД РФ по Каменскому району обязан не допускать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершенствованию и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств; обеспечивать правопорядок и общественную безопасность на маршрутах патрулирования (п.9,10); незамедлительно выполнять приказы, указания, распоряжения руководства ОМВД, руководства отдельного взвода ППСП, оперативного дежурного ОМВД (п.22); осуществлять взаимодействие с другими нарядами полиции и общественными формированиями по охране общественного порядка (п.26 регламента).
Полицейский 1 отделения отдельного взвода патрульно – постовой службы полиции отдела МВД РФ по Каменскому району несет персональную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него задач и функций по охране общественного порядка и общественной безопасности на территории г. Каменки и Каменского района (п. 28).
С должностным регламентом истец был ознакомлен 01.04.2016, что подтверждается его личной подписью.
Таким образом, являясь сотрудником полиции, став очевидцем неправомерных действий болельщиков при проведении массового мероприятия, истец Самаров Д.Ю. не пресек их противоправные деяния, что в дальнейшем привело к нарушению общественного порядка и общественной безопасности при проведении футбольного матча на стадионе «Дорожник».
В соответствии с положениями Устава патрульно-постовой службы, сотрудники подразделений патрульно-постовой службы полиции в соответствии с поставленными задачами и в пределах своей компетенции исполняют обязанности и реализуют права в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона "О полиции" (пункт 211). Согласно пункту 212.2 указанного Устава, кроме перечисленных, сотрудники патрульно-постовой службы полиции, входящие в состав патрульных и постовых нарядов, обязаны обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и в других общественных местах (п.212.3).
При несении службы нарядом в составе двух или более сотрудников подразделения ППСП назначается старший наряда (п. 213 Устава ППС), полномочия которого закреплены в п. п. 213 - 215.5 данного Устава, в том числе старший наряда обеспечивает руководство деятельностью наряда на период несения службы; старший наряда обязан: организовывать работу состоящих в наряде сотрудников, осуществлять контроль за несением службы подчиненными сотрудниками; контролировать правильность использования технических и специальных средств.
Согласно п. 216.3 Устава патрульные и постовые наряды обязаны своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения.
В соответствии с положениями пунктов 271 - 273 Устава, главными задачами нарядов ППС являются: пресечение административного правонарушения и задержание правонарушителя; обеспечение качества и полноты материала по административному правонарушению.
При выявлении признаков административного правонарушения сотрудники подразделений ППС, руководствуясь законодательством Российской Федерации, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами МВД России обязаны в том числе: немедленно потребовать прекращения противоправного поведения; проверить документы, удостоверяющие личность правонарушителя; определить обстоятельства, подлежащие выяснению, а именно: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Главными задачами нарядов являются пресечение административного правонарушения и задержание правонарушителя (п. 273.1).
Таким образом, установив, что перечисленные Уставом ППС обязанности истцом не соблюдались, критически отнесясь к доводам истца об отсутствии его вины, суд приходит к выводу, что поскольку Самаров Д.Ю. являлся старшим наряда, и, соответственно, на период рабочей смены остальные сотрудники, входившие в состав наряда: ФИО16 и ФИО17 находились в его непосредственном подчинении, он как старший наряда обязан был не допускать и пресекать противоправные действия болельщиков, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств.
Опрошенный 16.07.2019 в ходе проверки Самаров Д.Ю. внятных объяснений относительно допущенных им нарушений не предоставил, ограничившись изложением статей Федерального закона от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Доводы стороны истца о том, что 06.07.2019 он не должен был находиться на стадионе «Дорожник», поскольку приказом ОМВД России по Каменскому району №559 от 05.07.2019 патрульно – постовая служба полиции задействована в данном мероприятии не была, суд находит несостоятельными.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О полиции" N 3-ФЗ от 07.02.2011, сотрудник полиции обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону.
В соответствии с пунктом 57 Устава, патрульный подчиняется начальнику территориального органа МВД России на районном уровне, начальнику полиции и его заместителю (по ООП), командиру подразделения ППСП и его заместителям, оперативному дежурному территориального органа МВД России на районном уровне, инспектору-дежурному ППСП. Только эти лица имеют право давать ему указания о проведении каких-либо действий в интересах обеспечения правопорядка, снять его с маршрута (поста) или изменить место несения службы.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами по делу, что по устному распоряжению заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД России по Пензенской области ФИО10 в обеспечении общественного порядка при проведении футбольного матча 06.07.2019 к стадиону «Дорожник» был приближен наряд патрульно – постовой службы полиции, осуществляющих патрулирование в зоне данного маршрута №13.
Допрошенные судом в качестве свидетелей заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД России по Каменскому району ФИО10, командир отдельного взвода ППСП ОМВД России по Каменскому району ФИО18 также подтвердили, что по их устному распоряжению 06.07.2019 наряд патрульно – постовой службы полиции, осуществляющих патрулирование в зоне маршрута №13 был приближен к стадиону «Дорожник», для обеспечения общественного порядка. Указания находиться внутри стадиона «Дорожник» дано не было.
В силу пункта 22 должностного регламента, заключенного с Самаровым Д.Ю., сотрудник обязан незамедлительно выполнять приказы, указания, распоряжения руководства ОМВД, руководства отдельного взвода ППСП, оперативного дежурного ОМВД.
На основании вышеизложенного, судом установлено, что нарушений со стороны руководства ОМВД России по Каменскому району о привлечении наряда патрульно – постовой службы полиции для обеспечении общественного порядка при проведении футбольного матча 06.07.2019, допущено не было.
Доказательств обратного стороной истца суду представлено не было.
Более того, допрошенный в качестве свидетеля ФИО16 пояснил, что он 06.07.2019 осуществлял патрулирование совместно с Самаровым Д.Ю. и ФИО17 По устному распоряжению командира отдельного взвода ППСП ОМВД России по Каменскому району ФИО18, данным им по телефону, они должны были осуществлять охрану порядка около территории стадиона «Дорожник», где проходил футбольный матч. При этом, распоряжения заходить внутрь стадиона, они от ФИО18 и от ФИО10 не получали. Также пояснил, что командир взвода велел посмотреть обстановку лишь у входа на стадион, между тем во время проведения матчей в ходе патрулирования они всегда заходят внутрь стадиона.
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку он был предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний.
При этом, показания свидетеля ФИО17, данные в ходе судебного разбирательства, противоречивы показаниям свидетелей и сторон по делу относительно того, кто давал распоряжение наряду патрульно – постовой службы полиции 06.07.2019 осуществлять охрану общественного порядка на стадионе «Дорожник». Как пояснил ФИО17 осуществлять охрану общественного порядка на стадионе «Дорожник» их направил дежурный ОМВД России по Каменскому району, при этом фамилию дежурного вспомнить не смог.
Ссылка истца о предвзятом отношении к нему со стороны руководства, а именно начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД России по Пензенской области ФИО10 является голословной, объективно ничем не подтверждена.
Доводы Самарова Д.Ю. о том, что при проведении служебной проверки допущены существенные нарушения, поскольку в ее проведении участвовал заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД России по Пензенской области ФИО10, который в соответствии с ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ не мог участвовать в ее проведении, поскольку является прямо или косвенно заинтересованным в ее результатах, несостоятельны, так как исполнение ФИО10 своих должностных обязанностей о его прямой или косвенной заинтересованности в результатах служебной проверки свидетельствовать не может, в связи с чем, предусмотренные в законе основания считать результаты служебной проверки недействительными, а заключение по ее результатам незаконным, у суда отсутствуют.
Более того, из заключения служебной проверки от 18.07.2019 следует, что данная проверка проведена заместителем начальника полиции (по оперативной работе) ОМВД России по Пензенской области ФИО19 При этом заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД России по Пензенской области ФИО10 также был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение требований п.3 приказа начальника ОМВД России по Каменскому району от 05.07.2019 №559 "Об обеспечении общественного порядка и безопасности граждан в период проведения футбольного матча Дорожник-Зенит на стадионе «Дорожник».
Ссылка стороны истца о том, что при осуществлении дежурства на стадионе «Дорожник» сотрудники ППСП должным образом не были экипированы средствами спецзащиты, а именно бронежилетами и касками, является несостоятельной ввиду следующего.
Согласно ч.6 ст.25 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с п.4 Инструкции о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел РФ на постоянное хранение и ношение, утвержденной приказом МВД России от 17.11.1999 г. N 938, одновременно с выдачей табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств на постоянное хранение и ношение сотрудникам выдается специальное снаряжение для открытого или скрытого их ношения (в зависимости от выполняемых оперативно - служебных задач), а также принадлежности по уходу за ними.
Согласно п. 88 Устава ППСП, утвержденного Приказом МВД России от 29.01.2008 г. N 80, заступающие на службу сотрудники должны при себе иметь: служебное удостоверение, нагрудный знак сотрудника полиции и жетон с личным номером, служебную книжку, карточку маршрута, поста, формализованные бланки рапортов, табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами, кобуру с протиркой и страховочным ремешком, резиновую палку, наручники, свисток, носимую радиостанцию, карманный электрический фонарь, авторучку, простой карандаш.
Из п. 89 вышеуказанного приказа МВД России следует, что в зависимости от характера выполняемых задач наряду ППСП дополнительно может выдаваться средства индивидуальной защиты (бронежилет, бронешлем, щит) (п.89.21).
Из содержания вышеназванных норм закона усматривается, что на маршруте патрулирования по охране общественного порядка не предусмотрены такие средства индивидуальной защиты, как бронежилеты и каски. Данные средства защиты выдаются в случае введения каких - либо спецопераций или в рамках пресечения ликвидации чрезвычайных происшествий, коим футбол не является.
Данный факт также подтвердил командир отдельного взвода ППСП ОМВД России по Каменскому району ФИО18, который пояснил, что наряд патрульно – постовой службы полиции в составе Самарова Д.Ю., ФИО16, ФИО17 06.07.2019 нес службу по охране общественного порядка, в связи с чем дополнительные средства защиты в данном случае не предусмотрены. Более того, заступая на охрану общественного порядка 06.07.2019, наряд патрульно – постовой службы был экипирован спецсредствами, а именно ПР, наручниками, пистолетом.
Аналогичные показания дал заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД России по Пензенской области ФИО10
Суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, находит установленным материалами служебной проверки факт нарушения истцом служебной дисциплины, который является достаточным основанием для применения к истцу дисциплинарного взыскания, в связи с чем довод Самарова Д.Ю. об отсутствии доказательств законности привлечения его к дисциплинарной ответственности является ошибочным.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности истцом не оспаривался, срок и процедура проведения проверки, установленные ст. 52 Федерального закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приказом МВД РФ N 161 от 26 марта 2013 года "Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях министерства внутренних дел Российской Федерации", ответчиком не нарушены. Служебная проверка назначена, заключение служебной проверки составлено и утверждено компетентными должностными лицами в соответствии с имеющимися у них полномочиями.
Нарушений порядка проведения служебной проверки и привлечения к дисциплинарной ответственности Самарова Д.Ю. не имеется, установленные действующим законодательством порядок и сроки проведения служебной проверки, оформления и утверждения ее результатов, а также издания приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности были соблюдены.
Исходя из бремени доказывания по данной категории споров, и согласно п. п. 34, 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", обязанность доказать наличие законного основания привлечения к дисциплинарной ответственности работника и соблюдения установленного порядка привлечения к дисциплинарной ответственности возлагается на работодателя.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела доказательств, а также объяснений сторон, усматривается, что ответчиком представлены такие относимые и достаточные доказательства указанных выше юридически значимых фактов.
Истцом же, напротив, не представлены доказательства того, что вынесенное в отношении него дисциплинарное взыскание не отвечало требованиям законодательства.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что примененное к истцу дисциплинарное взыскание в виде выговора соразмерно совершенному дисциплинарному проступку, связанному с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, нарушением требований Устава патрульно – постовой службы, положений должностного регламента.
При таких обстоятельствах, исковые требования Самарова Д.Ю. не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем в их удовлетворении необходимо отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 12.07.2019, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 18.07.2019 - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: