Решение по делу № 2-300/2024 от 12.07.2024

дело №2-300/2024

Уникальный идентификатор дела

44RS0004-01-2024-000409-16

Мотивированное решение

изготовлено 04 сентября 2024 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мантурово 04 сентября 2024 года                             

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Громовой С.А.

при секретаре Смирновой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Спортивная школа» Мантуровского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности установить на входе в здание направляющие тактильно-контрастные указатели, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Спортивная школа» Мантуровского муниципального округа Костромской области (далее по тексту – МБОУ ДО «СШ») о возложении обязанности в срок до 01.05.2025 года установить на входе в здание направляющие тактильно-контрастные указатели, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов, установлено, что в настоящее время в учреждении требования ст.ст. 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не исполняются. В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ просил определить МБОУ ДО «СШ» срок для устранения выявленных нарушений до 01.05.2025 года.

В судебном заседании помощник Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Антипина Н.Н. исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика директор МБОУ ДО «СШ» Кумсков Е.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, направив в суд телефонограмму, согласно которой просил рассмотреть гражданское дело без участия представителя МБОУ ДО «СШ», исковые требования прокурора признает.

Выслушав прокурора Антипину Н.Н., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

В силу ч. 1, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статьей 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года, определено, что каждый человек имеет право на образование. При этом образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Право гражданина на образование - это право на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются в том числе, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч.ч.1,2,3,4 ст. 79 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Кроме того, Министерством образования Российской Федерации разработана Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) (письмо Минобразования от 16.04.2001 № 29/1524-6). В данной Концепции отмечено, что каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в РФ" под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 14 вышеуказанного Федерального закона государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

В частности, в силу п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Требования к самим объектам социальной инфраструктуры содержаться в принятом во исполнение Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр).

Согласно п.6.5.9 Правил информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.

В силу пп. "а" п. 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Справкой, составленной старшим помощником Мантуровского межрайоного прокурора 20.03.2024 года по итогам проверки соблюдения законодательства о защите прав инвалидов подтверждается отсутствие на входе в здание МБОУ ДО «СШ» дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Сведениями ЕГРЮЛ подтверждается дата регистрации ответчика в качестве юридического лица в налоговом органе 05.07.2016г., а так же сведения об учредителе юридического лица – администрации Мантуровского муниципального округа Костромской области (л.д.13-16).

Из Устава МБОУ ДО «СШ», утвержденному постановлением главы администрации Мантуровского муниципального округа от 25.12.2023 года №520 (далее по тексту – Устав) следует, что организация является юридическим лицом, владеет и пользуется обособленным имуществом, переданным ему на праве оперативного управления, имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием и другие реквизиты юридического лица. Имеет самостоятельный баланс и лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по Костромской области. Учреждение от своего имени заключает договоры, отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами и движимым имуществом, не отнесенным к особо ценному движимому имуществу, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, гражданские права нести, быть истцом и ответчиком в суде (п.1.5 Устава).

Неисполнение вышеуказанных требований законодательства влечет за собой нарушение гарантированного конституцией права образования, на общедоступность основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе детей и их родителей, других граждан, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонение по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.

Здание МБОУ ДО «СШ», как административное здание является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком, должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

Таким образом, пояснения прокурора подтверждаются материалами дела, а также признанием иска ответчиком, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд исходит из характера проведения необходимых процедур, а также временных затрат, необходимых для их выполнения, и полагает достаточным и разумным срок, предложенный истцом, то есть до 01 мая 2025 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа» Мантуровского муниципального округа Костромской области в срок до 01 мая 2025 года установить на входе в здание учреждения, расположенного по адресу: [адрес] направляющие тактильно-контрастные указатели, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                С.А. Громова

2-300/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мантуровская межрайонная прокуратура
Ответчики
МБОУ ДО "Спортивная школа" Мантуровского муниципального округа Костромской области
Суд
Мантуровский районный суд Костромской области
Судья
Громова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
manturovsky.kst.sudrf.ru
12.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2024Передача материалов судье
15.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2024Судебное заседание
04.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2024Дело оформлено
22.10.2024Дело передано в архив
04.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее