Дело № 2а-790/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Озаевой О.В.,
при секретаре Мещеряковой А.Е.,
«08» февраля 2022 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пугачева Андрея Владимировича к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Пугачев А.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
В обоснование заявленных требований указано, что Пугачев А.В. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Волгоградской области с февраля 2005 года по май 2007 года. В указанный период его содержания под стражей ответчиками не соблюдены предусмотренные законом требования о нормах санитарной площади камерных помещений, нарушены санитарно-бытовые условия, выразившиеся в его содержании в камере совместно с курящими заключенными, отсутствии в камерном помещении горячего водоснабжения, холодная вода шла с перебоями, отсутствие вентиляции, окна не открывались, тусклое освещение, отсутствие ночного освещения, отсутствие бака с питьевой водой, телевизора, холодильника, вентилятора, наличие туалета без индивидуальной кабинки, отсутствие сливной бочки, наличия старых и рванных матрацев, подушек, одеял, отсутствие тазов для стирки белья, веника, совка, швабры, тряпок для уборки камер, отсутствие банных принадлежностей, в душе отсутствие вентиляции и резиновых ковриков, плитка была в сколах с желтым налетом, прогулочные дворики малых размеров, не выдавали книги, газеты, нарды, домино, отсутствие комнат для приватной беседы с адвокатом, общественным защитником.
Поскольку условия содержания были не надлежащими, не соответствовали требованиям законодательства, Пугачев А.В. испытывал нравственные и физические страдания.
В связи с указанными обстоятельствами просит суд признать незаконным бездействие руководства ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Волгоградской области по не устранению ненадлежащих условий содержания Пугачева А.В. под стражей и взыскать 800 000 рублей в его пользу.
В судебное заседание административный истец Пугачев А.В. не явился, отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, указал в иске о рассмотрении дела без его участия.
В судебное заседание представитель административного ответчика - ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Волгоградской области не явился, представив возражение по заявленным требованиям, согласно которого просил в удовлетворении иска отказать, поскольку оснований для удовлетворения иска не имеется.
В судебное заседание представитель административного ответчика - УФСИН России по Волгоградской области не явился, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Лица, содержащиеся под стражей, в случае нарушения условий содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 " «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или, когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред, либо глубокие физические или психические страдания. Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом, лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст.2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).
На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В ст. 1099 ГК РФ установлено, что основания и размер компенсации морального вреда гражданину определяются по правилам главы 59 и ст.151 ГК РФ.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и другое.
Таким образом, для удовлетворения иска о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, подлежат доказыванию факты ненадлежащих условий содержания; причинение лишений и страданий истцу в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при содержании его под стражей, как подозреваемого (обвиняемого); причинение ненадлежащими условиями содержания морального вреда истцу и степень этого вреда.
В судебном заседании установлено, что Пугачев А.В. содержался в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Волгоградской области с 01.02.2005 года по 22.05.2007 года.
В соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15); лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.
Положениями ст. 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что в период его содержания в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Волгоградской области с 01.02.2005 года по 22.05.2007 года не соблюдались санитарные и гигиенические нормы содержания.
При этом, доводы истца о несоответствии условий содержания его под стражей санитарным и гигиеническим нормам, являются декларативными, в обоснование заявленных нарушений не приведено ни одного доказательства. При этом согласно положений ст.ст. 126, 227.1 КАС РФ усматривается, что истец должен представить доказательства в обоснование заявленных требований: документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.
Аналогичные требования к предмету доказывания предъявляются при рассмотрении дела в порядке гражданского судопроизводства.
Истцом доказательств в обоснование заявленного им факта нарушения его прав и факта причинения ему морального вреда, вызванного ненадлежащими условиями содержания, не представлено, согласно представленной информации, в УФСИН России по Волгоградской области отсутствуют документы, относящиеся к данному периоду времени в связи с их уничтожением в соответствии с приказом ФСИН России от 21.07.2014 N 373 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, органов, учреждений и предприятий уголовноисполнительной системы, с указанием сроков хранения», поскольку срок хранения документов, касающихся работы изоляторов, составляет 10 лет.
Какой-либо информации об обжаловании истцом условий его содержании в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Волгоградской области в период с 01.02.2005 года по 22.05.2007 года, а также об установлении нарушения его прав при содержании под стражей органами прокуратуры либо уполномоченным по правам человека, общественными организациями, не имеется, в то же время, истцом не представлено доказательств того, что им обжаловался факт его ненадлежащего содержания под стражей в период с 01.02.2005 года по 22.05.2007 года и что действия должностных лиц по данному факту признавались незаконными.
Установить достоверные сведения об условиях содержания истца под стражей в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Волгоградской области в период с 01.02.2005 года по 22.05.2007 года, не представляется возможным, в связи с уничтожением за истечением срока хранения документов и не предоставлением доказательств в обоснование своих доводов со стороны истца.
Таким образом, в судебном заседании также не нашли своего подтверждения доводы административного истца о том, что в камере, где он содержался, были антисанитарные условия, кроме бездоказательного заявления истца, данное обстоятельство ничем не подтверждено.
Суд также отмечает, что судебная защита должна быть своевременной, то есть позволяющей с учетом избранного заявителем способа защиты реально обеспечить возможность восстановления нарушенных прав последнего. В рассматриваемом случае обращение истца в суд с настоящим иском о нарушениях, имевших место в период его содержания в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Волгоградской области с 2005 года по 2007 год, последовало спустя 14 лет после указанных событий. Соответственно, действуя разумно и добросовестно, будучи заинтересованным в реализации своего права на судебную защиту, истец не лишен был возможности обратиться в суд с соответствующим иском непосредственно после выявления факта допущенных ответчиками нарушений требований закона в части обеспечения надлежащего содержания заключенных и задержанных в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Волгоградской области, в условиях, когда имелась реальная и объективная возможность собирания соответствующих доказательств. Вместе с тем, право на судебную защиту истцом своевременно реализовано не было.
Эти требования закона не были нарушены административным ответчиком, так как административным истцом доказательств, подтверждающих факт того, что он в указанный им период времени в результате содержания в изоляторе испытывал нравственные и психологические страдания, а также свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между бездействием руководства ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Волгоградской области и наступлением негативных последствий для истца, суду не представил.
Поскольку доводы истца не подтверждаются достаточными и достоверными доказательствами, тогда как именно на нем, применительно к ст. 1069 ГК РФ, ст. 227.1 КАС РФ, лежала обязанность доказать факт причинения вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и вредом, нарушений правил содержания не установлено, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований о признании бездействия незаконным и компенсации морального вреда за нарушение условий содержания под стражей отказать в полном объеме.
Таким образом, поскольку относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств противоправности действий (бездействия) сотрудников ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Волгоградской области, нарушений установленных условий содержания истца, а соответственно, оснований полагать о несении последним морального вреда, в целях взыскания его компенсации, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Руководствуясь ст. 227.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-4 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░