РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14октября 2020 года г.Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующегоДорошкова А.В.,
при секретаре Бурцевой Ю.С.,
рассмотревв открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2-252/2020 по административному иску Леонова Владимира Ивановича, Леоновой Татьяны Васильевны, Деминой Елены Александровны, Кучеренко Надежды Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Кучеренко Антона Анатольевича к администрации муниципального образования Шварцевское Киреевского района о признании незаконным постановление и исключение жилого дома из адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; обязании внести изменения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; обязании расселить собственников квартир жилого дома, предоставив благоустроенные жилые помещения в соответствии с действующим законодательством,
установил:
истцы Леонов В.И., Леонова Т.В., Демина Е.А., Кучеренко Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО4, обратились в суд с иском к ответчикуадминистрации МО Шварцевское Киреевского района, в котором первоначально просили суд обязать администрацию муниципального образования Шварцевское Киреевского района внести изменения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2019-2025 годы, включив в нее многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию муниципального образования Шварцевское Киреевского района расселить собственников квартир жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в 2020 году, предоставив Леоновой Т.В. и Леонову В.И. (№ доле за каждым), Деминой Е.А., Кучеренко Н.В. и ФИО4 (№ доле за каждым) благоустроенные жилые помещения в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование исковых требований истцы ссылались на то, что Леонову В.И. и Леоновой Т.В. на праве общей долевой собственности (№ доли в праве) принадлежит <адрес> многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 40,2 кв.м., кадастровый №, на основании договора передачи № от 16 октября 2006 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Деминой Е.А. в указанном многоквартирном доме принадлежит <адрес>, площадью 43,8 кв.м., кадастровый № на основании договора передачи № от 11 октября 2010 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Кучеренко Н.В. и ФИО4 праве общей долевой собственности (№ доли в праве) в этом жилом доме принадлежит <адрес>, площадью 28,8 кв.м., кадастровый №, на основании договора купли-продажи квартиры от 10 августа 2016 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1968 года постройки, стены кирпичные, 2-х этажный, одиннадцати квартирный, из которых 8 квартир находятся в частной собственности граждан, одна квартира муниципальная, 2 квартиры занимает магазин.
Постановлением главы администрации муниципального образования Киреевский район от 10 сентября 2001 года №787 указанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания с учетом фактического износа, повреждений несущих конструкций а также санитарных требований. В соответствии с письмом администрации МО Киреевский район № от 26 марта 2015 года плановая дата переселения – 3 квартал 2017 года.
Указанный жилой <адрес> был включен в муниципальную адресную программу, осуществляющуюся в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», и планировался к расселению по этапу 2016 года до 31 августа 2017 года. Данное обстоятельство подтверждается также ответом администрации МО Шварцевское Киреевского района № от 2 марта 2015 года.
В 2015 году администрацией МО Шварцевское Киреевского района была проведена повторная экспертиза спорного жилого дома. По результатам проведенного измерительного контроля и исследований независимой экспертной группы, согласно заключению межведомственной комиссии, постановлением администрации МО Шварцевское Киреевского района от 11 июня 2015 года №91 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан пригодным для дальнейшей эксплуатации, пригоден для проживания. Указанный жилой дом был включен в программу капитального ремонта, однако никаких работ до 2019 года не проводилось. В связи с тем, что по факту жилой дом не перестал быть аварийным, проживание в нем крайне опасно для жизни собственников квартир и жильцов, последние обращались за помощью в различные инстанции.
На основании заключения специализированной строительной организации постановлением администрации МО Шварцевское Киреевского района от 14 декабря 2018 года №111 спорный жилой дом снова признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 10 января 2028 года. Согласно заключению экспертизы № от 25 мая 2018 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в общей сложности имеет физический износ 76,92%, а именно: отмостка дома изношена на 100%, фундамент, стены, плиты перекрытия, перегородки – каждые позиции на 60%, лестничные марши, балконные плиты и козырьки, крыша, кровля, полы цементные в подъездах, оконные заполнения, двери входные, отделочный слой стен и потолка – каждые позиции на 80%. Выводами эксперта установлено, что жилой дом находится в аварийном техническом состоянии, по своим характерным признакам является аварийным, сохранение жилого дома в предъявленном виде создает угрозу жизнедеятельности и безопасности населению. В связи с чем, постановлением администрации МО Шварцевское Киреевского района от 14 декабря 2018 года №111 указанный многоквартирный жилой дом был исключен из программы капитального ремонта.
Из ответа министерства строительства Тульской области от 15 октября 2019 года № следует, что в настоящее время Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» разработаны механизмы ликвидации жилищного фонда, признанного аварийным до 1 января 2017 года, в связи с чем, жильцы <адрес> не смогут быть переселены в период 2019-2025 годов. Вопрос об улучшении жилищных условий граждан будет приниматься администрацией МО Шварцевское Киреевского района по мере разработки механизмов ликвидации жилищного фонда, признанного аварийным после 1 января 2017 года.
Жильцы указанного жилого дома обеспокоены сложившейся ситуацией и опасаются за свою жизнь и здоровье, поскольку жилой дом изношен на 76,92%, люди живут в сырости, холоде и антисанитарии.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ, истцы просили суд:
- признать незаконным постановление администрации муниципального образования Шварцевское Киреевского района от 11 июня 2015 года и исключение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> из адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», обязав администрацию внести изменения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2019-2025 годы, включив в нее многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать ответчика расселить собственников квартир жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в 2020 году, предоставив Леоновой Т.В. и Леонову В.И. (№ доле за каждым), Деминой Е.А., Кучеренко Н.В. и ФИО4 (№ доле за каждым) благоустроенные жилые помещения в соответствии с действующим законодательством.
Определением Киреевского районного суда Тульской области от 9 июня 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
Определением Киреевского районного суда Тульской области от 14 октября 2020 года суд перешел к рассмотрению данного дела в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец Демина Е.А. и ее представитель в порядке части 5 статьи 57 КАС РФ Леонова О.В. заявленные требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель административного истца Леонова В.И. по ордеру адвокат Рыжова Н.А. в судебном заседании заявленные требования с учетом их уточнения поддержала, просила их удовлетворить, при этом полагала, что данные требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном ГПК РФ.
Административные истцы Леонов В.И., Леонова Т.В., Кучеренко Н.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Административные ответчики администрация муниципального образования Шварцевское Киреевского района, министерство жилищно-коммунального хозяйства Тульской области в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Третьи лица администрация муниципального образования Киреевский район, Фаннштыль С.И., Фаннштыль О.С., Фаннштыль В.Г., Игнаткин С.А., Жучилина В.Г., Нешик С.С., Ловин П.А., Максимова В.И., Козлов А.П., Куприков Р.В., Куприкова У.Р., Куприков Д.Р., Куприков А.Р., Алексеев С.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведенияизвещена надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно положениям пункта 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания (пункт 11 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации часть 4 статьи 15 ЖК РФ.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Действие указанного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящемПоложении требованиям.Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Согласно пункту 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В силу пункта 42 Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43).
В соответствии с пунктом 44 Положения акт обследования жилого помещения составляется в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования.
В силу пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц вслучае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из материалов дела следует, что истцам Леонову В.И. и Леоновой Т.В. на праве собственности (№ доле в праве) принадлежит квартира, расположенная в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Квартира <адрес> в указанном жилом доме принадлежит на праве собственности истцу Деминой Е.А. Истцы Кучеренко Н.В. и ФИО4 (№ доле в праве) являются собственниками <адрес>, расположенной в <адрес>.
Согласно техническому заключению ООО «СтройИнвестГрупп» от 20 мая 2015 года №91-2015 о состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что несущие строительные конструкции: стены, элементы каркаса - кирпичные столбы и железобетонные ригели, междуэтажное перекрытие, находятся в работоспособном техническом состоянии: несущая способностьконструкций обеспечивается. Конструктивные элементы пригодны для дальнейшей эксплуатации. Степень повреждения - II - слабая.Общее техническое состояние фундаментов, покрытия и кровли – ограниченно-работоспособное, выявлены дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности до 25%, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкций возможно при контроле их состояния, продолжительности и условий эксплуатации. Степень повреждения - III - средняя.Возникшие в ходе эксплуатации повреждения не привели к нарушению общей работоспособности и несущей способности конструкций.Объемно-планировочное решение жилого дома, уровень внутреннего благоустройства отвечает современным нормативным требованиям СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные», обеспечивает современный уровень комфорта проживания.Жилые помещения дома, а так же помещения общего пользования обустроены и оборудованы с целью предупреждения рисков получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого дома, при входе в жилые помещения и жилой дом и при выходе их них, а так же при пользовании инженерным оборудованием. При этом уклон и ширина лестничных маршей, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, размеры дверных проемов обеспечивают удобство и безопасность передвижения.Жилой дом обеспечен инженернымисистемами электроосвещения,частично – хозяйственно-питьевого игорячего водоснабжения,водоотведения,отопления, вентиляцииигазоснабжения,соответствующими требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.Имеется техническая возможностьподключенияквартир без инженерного оборудования к существующим сетям жилого дома.Учитывая вышеизложенное, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, пригоден для дальнейшей эксплуатации в соответствии с функциональным назначением, пригоден для проживания.Техническое состояние несущих строительных конструкций — работоспособное, несущая способность конструкций обеспечивается (т.2 л.д. 28-58).
Заключением межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района от 28 мая 2015 года №8многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан пригодным для дальнейшей эксплуатации в соответствии с функциональным назначением и пригодным для проживания (т.2, л.д. 26-27).
Постановлением администрации муниципального образования Шварцевское Киреевского района от 11 июня 2015 года №91 утвержден список жилых домов, пригодных для постоянного проживания, в котором под <адрес> указан жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
С данным решением истцы не согласны, в связи с чем обратились в суд с указанными требованиями.
В соответствии с положениями статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу, стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в т.ч. по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчикаадминистрации муниципального образования Шварцевское Киреевского района заявил о пропуске административными истцами срока исковой давности, в обоснование которого указал, что срок для обжалования заключения комиссии и постановления администрации прошел, поскольку истцы знали о решении комиссии с 2015 года.
Довод истцов о том, что о нарушенном праве им стало известно лишь в ноябре 2019 года, не может быть принят во внимание, поскольку о признании комиссией дома, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для проживания истцам стало известно не позднее 13 апреля 2018 года, что прямо следует из письма жителей вышеуказанного дома в адрес Правительства Тульской области с просьбой об оказании помощи по переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда (т.1 л.д. 31).
Доводы административных истцов о не уведомлении собственников помещений многоквартирного дома о проведении осмотра и заседания межведомственной комиссии суд отклоняет, поскольку действующим на момент принятия решения законодательством не была предусмотрена обязанность комиссии по оповещению собственников. Правовая позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу нашла отражение в Определении от 31 августа 2010 года№КАС10-388, где указано, что Положением №47 предусмотрено участие собственника в работе межведомственной комиссии с правом совещательного голоса, а довод о привлечении к участию в работе комиссии всех собственников многоквартирного дома несостоятелен.
Таким образом, суд считает, что в удовлетворении заявленных административных исковых требований опризнании незаконным заключения межведомственной комиссии и постановления администрации муниципального образования Шварцевское Киреевского района №91 от 11 июня 2015 года «Об утверждении списка жилых домов, пригодных для постоянного проживания» необходимо отказать, поскольку срок для обжалования данного решения истцами пропущен.
Рассматривая требования истцов об обязании внести изменения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и обязании расселить собственников квартир жилого дома, предоставив благоустроенные жилые помещения в соответствии с действующим законодательством, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является выделение в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и (или) внебюджетных средств на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Порядок утверждения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно статье 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года (часть 1). Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части;33) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитанный в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы; 4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;55) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна бытьреализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи(часть 2). Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи(часть 2.2).
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» до 1 января 2008 года Фонд утверждает лимиты предоставления финансовой поддержки за счет своих средств, рассчитанные для каждого субъекта Российской Федерации.
Как следует из части 2 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Из приведенных положений законодательства следует, что условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, в которой содержится перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленномпорядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов в соответствии сФедеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»правительство Тульской области своим постановлением от 29декабря 2018 года №598 утвердилорегиональную программу Тульской области«Переселение граждан из непригодного для проживания жилищногофонда». Данная программа разработана в целях обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заключением межведомственной комиссии от 7декабря 2018 года <адрес> <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом (76,92%) в процессе его эксплуатации.
Постановлением администрации муниципального образования Шварцевское Киреевского района от 14декабря 2018 года №111 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный жилой дом не включен в региональную программу Тульской области«Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда», утвержденную постановлением правительства Тульской области от 29декабря 2018 года№598.
Как следует из паспорта региональной программы Тульской области«Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда» и Перечня многоквартирных домов (приложение №1 к программе), в программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, с учетом приведенных требований законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требованийЛеонова В.И., Леоновой Т.В., Деминой Е.А., Кучеренко Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО4внести изменения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2019-2025 годы, включив в нее многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>;обязании расселить собственников квартир жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в 2020 году, предоставив Леоновой Т.В. и Леонову В.И. (№ доле за каждым), Деминой Е.А., Кучеренко Н.В. и ФИО4 (№ доле за каждым) благоустроенные жилые помещения в соответствии с действующим законодательством, поскольку дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным в установленном законом порядке лишь14декабря 2018 года, то есть после 1 января 2017 года.
При этом, Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не содержит положений о возможности в судебном порядке возлагать на орган местного самоуправления, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность включить жилой дом, признанный аварийным, в утвержденную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку программа утверждается в пределах лимита предоставления финансовойподдержки для данного субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут выйти за пределы предоставленных лимитов и включить в муниципальную и областную адресные программы все дома, которые в установленном законом порядке признаны аварийными, так как размер денежных средств, выделяемых Фондом для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными самим Фондом.
На основании изложенного, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░18 ░░░░░░░ 2020 ░░░░