дело № 2а-195/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 сентября 2020 года село Малые Дербеты
Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Зражевской М.С.,
с участием старшего помощника прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия Бамбушевой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Манкурова Александра Константиновича к Окружной избирательной комиссии первого (Северного) одномандатного избирательного округа №1 по выборам депутатов Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным и отмене решения от 14 августа 2020 года №10 Окружной избирательной комиссии первого (Северного) одномандатного избирательного округа №1 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, выдвинутого Калмыцким республиканским отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», по первому одномандатному избирательному округу №1,
у с т а н о в и л:
Решением Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия четвертого созыва от 23 июня 2020 г. №2 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва (далее - Собрание депутатов Малодербетовского РМО).
Решением Окружной избирательной комиссии первого (Северного) одномандатного избирательного округа №1 по выборам депутатов Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва от 14 августа 2020г. № 10 Манкурова А.К., выдвинутому Калмыцким региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - КРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации») отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Малодербетовского РМО пятого созыва.
Манкуров А.К. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене указанного решения Окружной избирательной комиссии первого (Северного) одномандатного избирательного округа №1 от 14 августа 2020 г. №10, с возложением обязанности на Окружную избирательную комиссию №1 зарегистрировать его кандидатом в депутаты от названного избирательного объединения.
В обоснование своих требований административный истец указал на то, что 24 июля 2020 г. представил в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидатом все необходимые документы и сведения. Оспариваемым решением избирательной комиссии от 14 августа 2020 г. №10 было отказано в регистрации со ссылкой на несоздание избирательного фонда и непредставление документов на регистрацию, предусмотренных подпунктами «в» и «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) и пункты 3, 9 части 6.1 статьи 15 Закона Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. №124-IV-З «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия» (далее - Закон Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. №124-IV-З). Считает указанное решение избирательной комиссии незаконным, поскольку в отношении него подлежит применению подпункт 4 части 1 статьи 15 Закона Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-З и пункт 1 статьи 58 названного Федерального закона, обязывающие кандидата создать избирательный фонд. Окружная избирательная комиссия №1 после получения уведомления о выдвижении обязана была согласно требованиям пункта 11 статьи 58 Федерального закона выдать разрешение на открытие специального избирательного счета. Вследствие бездействий избирательной комиссии в части выдачи разрешения на открытие специального избирательного счета Манкуров А.К. был лишен возможности открыть специальный избирательный счет и создать избирательный фонд для выполнения требования закона о предоставлении первого финансового отчета. Кроме того, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата было принято с нарушением требований пункта 18 статьи 38 Федерального закона по истечении установленного законом десятидневного срока со дня окончания срока подачи документов на регистрацию.
В судебное заседание административный истец Манкуров А.К., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, просив рассмотреть дело в его отсутствие с удовлетворением иска.
Представители административного ответчика Окружной избирательной комиссии первого (Северного) одномандатного избирательного округа №1 Каруева Н.И. и Базыров С.А., надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, подав заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, просили в удовлетворении иска отказать по основаниям указанным в возражении.
На основании части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Выслушав, заключение прокурора Бамбушевой С.И., полагавшей удовлетворить заявленные требования частично, и исследовав материалы дела, суд считает настоящий административный иск о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32); эти права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 1, 2, 17).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации установлены вышеуказанными положениями Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Отдельные вопросы проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Республики Калмыкия определены положениями Закона Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. №124-IV-З.
Согласно пункту 1 статьи 21 Устава Малодербетовского районного муниципального образования, Собрание депутатов – представительный орган муниципального образования, состоящий из пятнадцати депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной системы. Депутаты избираются по единому районному избирательному округу (пропорциональная система) – 8 мандатов и по трем многомандатным округам (мажоритарная система) – 7 мандатов.
Судом установлено, что Решением Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия четвертого созыва от 23 июня 2020 года № 2 назначены выборы депутатов Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва на 13 сентября 2020 года.
Регистрация списка кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения о выдвижении, принятого политической партией (пункты 1, 16 статьи 38 данного федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии указанных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов.
Положениями пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусмотрена обязанность кандидатов создавать избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.
Пунктом 11 названной статьи предусмотрено открытие в указанных целях с разрешения соответствующей комиссии специального избирательного счета в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района - в другой кредитной организации, расположенной на территории муниципального района, муниципального округа, городского округа.
Таким образом, действующим избирательным законодательством предусмотрена обязанность создания кандидатом избирательного фонда посредством открытия на основании разрешения соответствующей избирательной комиссии специального избирательного счета, следствием открытия которого является предоставление кандидатом первого финансового отчета.
Наряду с этим, действующим избирательным законодательством в части 1 статьи 15, абзаце 2 части 1 статьи 19 Закона Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. №124-IV-З предусмотрен выбор кандидатом порядка финансирования своей избирательной кампании, предусматривающий право кандидата не создавать избирательный фонд либо создание избирательного фонда без открытия специального избирательного счета с обязательным уведомлением кандидатом избирательной комиссии об указанном выборе порядка финансирования своей избирательной компании.
Судом установлено, что Манкуров А.К. 24 июля 2020 г. обратился в Окружную избирательную комиссию №1 с полным пакетом документов, предусмотренных статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ об основных гарантиях избирательных прав согласно исследованному в судебном заседании Подтверждению о приеме документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата Манкуров А.К. 24 июля 2020г., представившего заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания депутатов Малодербетовского РМО РК и иные предусмотренные законом документов, соответствие установленным требованиям которых административным ответчиком не оспаривается. При этом уведомлений о несоздании избирательного фонда либо создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета Манкуровым А.К. не представлено.
Исходя из общего смысла вышеуказанных положений статьей 33, 38 и 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и статей 15, 19 Закона Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-З следует, что при данных обстоятельствах Окружной избирательной комиссии №1 надлежало в общем порядке выдать разрешение Манкурову А.К. на открытие специального избирательного счета для создания избирательного фонда и предоставления первого финансового отчета.
Из возражений представителей административного ответчика следует, что Манкуров А.К. в соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ должен был сам инициировать своевременное получение в окружной избирательной комиссии документа, необходимого для открытия специального избирательного счета в отделении Сбербанка России, поскольку обязанность по созданию избирательного фонда возложена законом на кандидата, а окончание трехдневного срока для выдачи соответствующего разрешения приходилось на 26 июля 2020 г., когда на законном основании комиссия могла отказать в выдаче указанного постановления в связи с окончанием периода выдвижения.
Указанные доводы представителей избирательной комиссии не могут быть приняты судом во внимание, поскольку положениями названных Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и Закона Республики Калмыкия не предусмотрен заявительный характер выдачи разрешения на открытие специального избирательного счета.
Напротив, исходя из вышеуказанных нормативных положений следует, что заявительный характер обращения установлен при выборе кандидатом права не создавать избирательный фонд с обязательным уведомлением избирательной комиссии, а также создания избирательного фонда без открытия специального избирательного счета.
При этом доводы представителей Окружной избирательной комиссии №2 о том, что Манкуров А.К. должен был в силу пункта 1 статьи 58 Федерального закона представить уведомление о создании избирательного фонда либо о его несоздании, а также уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета – не основаны на положениях федерального и регионального избирательного законодательства, поскольку по смыслу статей 33, 38, 58 Федерального закона, статей 15 и 19 Закона Республики Калмыкия установлена обязанность кандидата представить в избирательную комиссию уведомление только в случаях принятия им решения о несоздании избирательного фонда либо его создании без открытия специального избирательного счета. Из обстоятельств настоящего спора и доводов административного иска Манкурова А.К. следует, что он имел намерение в соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона создать избирательный фонд.
Доводы представителей административного ответчика об отсутствии у избирательной комиссии обязанности консультировать кандидатов при подаче документов и вследствие этого возложении на кандидата обязанности инициировать получение разрешения на открытие специального избирательного счета - не основаны на действующих нормативных правовых актах, регулирующих порядок работы избирательных комиссий.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 г. №67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Указанные положения Федерального закона в части регулирования деятельности избирательных комиссий при неясностях либо отсутствии в представленных документов необходимых сведений в стадиях выдвижения и регистрации кандидатов в представительные органы местного самоуправления детально изложены в «Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", утвержденных Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6 (ред. от 18.05.2016).
В соответствии с пунктом 4.12.2. названных Методических рекомендаций если по результатам проверки представленных кандидатом документов выявлены обстоятельства, указывающие на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также об отсутствующих документах.
С учетом указанных нормативно установленных рекомендаций следует, что в данной рассматриваемой ситуации при возникновении неясности по вопросу выбора Манкурова А.К. порядка финансирования своей избирательной кампании избирательная комиссия должна была информировать об этом последнего, предоставившего с указанной целью личные данные, в числе которых значатся номер мобильного телефона и местожительство.
Указанная обязанность избирательной комиссии разрешить неясные вопросы при выдвижении и регистрации посредством информирования кандидата и предоставления ему возможности дополнить предоставленные сведения в установленные сроки также следует из решения Европейского Суда по правам человека в деле "Краснов и Скуратов против России" (Постановление Европейского суда от 19 июля 2007 г.).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание бездействие избирательной комиссии в части выдачи разрешения на открытие специального избирательного счета, являющегося основанием для создания избирательного фонда, и невозможностью в связи с этим представить первый финансовый отчет, суд приходит к выводу о необоснованности принятого в связи с этим решения от 14 августа 2020г. №10 об отказе Манкурову А.К. в регистрации депутатом в связи с его непредоставлением со ссылкой на положения статью 15 Закона Республики Калмыкия и пункт 1 статьи 58 Федерального закона.
Кроме этого, суд считает обоснованными доводы административного истца Манкурова А.К. о нарушении Избирательной комиссией избирательного законодательства в части несоблюдения сроков для принятия решения об отказе в регистрации, по следующим основаниям.
Пунктом 18 статьи 38 Федерального Закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ установлен срок для принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата либо мотивированного решения об отказе в регистрации - в течение 10 дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, и в этот же срок комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона.
Судом установлено, что Манкуров А.К. в период после выдвижения неоднократно обращался в Окружную избирательную комиссию №1 для получения сведений о регистрации. При этом сведения об отказе в регистрации и вынесении Окружной избирательной комиссией №1 решения от 14 августа 2020г. были получены Манкуровым А.К. только 20 августа 2020г. после обращения в Избирательную комиссию Республики Калмыкия с жалобой на бездействия административного ответчика.
Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследованными судом решением Окружной избирательной комиссии от 02 августа 2020г., а также постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 20 августа 2020г. по факту рассмотрения жалобы Манкуров А.К. и иных кандидатов на бездействия избирательной комиссии.
В опровержение доводов административного истца об осведомленности в установленный срок о принятии окружной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидатом Манкурова А.К. в депутаты административным ответчиком в суд доказательств не представлено.
Суд на основании приведенных законоположений и фактических обстоятельств, подтвержденных материалами дела, приходит к выводу о том, что Окружной избирательной комиссией №1 нарушены положения пунктов 1, 11 статьи 58, пунктов 1.1, 18 статьи 38 Федерального Закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ в части выдачи разрешения на создание избирательного фонда, информирования кандидата и несоблюдения сроков принятия решения об отказе в регистрации.
Неисполнение Окружной избирательной комиссией №1 указанных обязанностей в отношении административного истца повлекло существенное нарушение предусмотренных законодательством гарантий, направленных на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права.
При таких данных, суд считает, что требования административного истца об отмене оспариваемого решения избирательной комиссии являются законными и обоснованными, и приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных им требований.
Разрешая указанные требования административного истца, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 31 марта 2011 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно абз. 6 п. 40 которого суд вправе возложить на избирательную комиссию обязанность зарегистрировать кандидата в случае отмены ее решения об отказе в регистрации кандидата, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
В связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении настоящего административного иска в полном объеме с возложением на Окружную избирательную комиссию первого (Северного) одномандатного избирательного округа №1 зарегистрировать Манкурова А.К. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, выдвинутого Калмыцким региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», по первому одномандатному избирательному округу №1.
Принимая во внимание незначительность временного периода до дня голосования – 13 сентября 2020 года, в целях обеспечения сторонам по настоящему спору возможности реализовать свои избирательные полномочия и права, суд считает необходимым на основании статьи 188 КАС РФ обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 188, 244 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Манкурова Александра Константиновича к Окружной избирательной комиссии первого (Северного) одномандатного избирательного округа №1 по выборам депутатов Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным и отмене решения от 14 августа 2020 года №10 Окружной избирательной комиссии первого (Северного) одномандатного избирательного округа №1 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, выдвинутого Калмыцким республиканским отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», по первому одномандатному избирательному округу №1 – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии первого (Северного) одномандатного избирательного округа №1 от 14 августа 2020 года №10 об отказе в регистрации Манкурова Александра Константиновича кандидатом в депутаты Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, выдвинутого Калмыцким республиканским отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», по первому одномандатному избирательному округу №1.
Обязать Окружную избирательную комиссию первого (Северного) одномандатного избирательного округа №1 зарегистрировать Манкурова Александра Константиновича кандидатом в депутаты Собрания депутатов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, выдвинутого Калмыцким региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», по первому (Северному) одномандатному избирательному округу №1.
Обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: Судья Л.В. Дьяконова
Копия верна: Судья Л.В. Дьяконова