УИД 29RS0018-01-2024-001989-50

Дело № 2-1798/2024

Решение

именем Российской Федерации

18 сентября 2024 года              город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Карповой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумилова Владимира Викторовича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с применением районного коэффициента, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Шумилов Владимир Викторович обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с применением районного коэффициента 1,4 с 12.09.2023, взыскании компенсации морального вреда в размере 1000 руб.

В обоснование требований указал, что является получателем пенсии по линии Министерства внутренних дел РФ с 12.09.2023. 14.12.2023 от Центра финансового обеспечения УМВД России по Архангельской области было получено уведомление, по которому истцу сообщено об отказе в установлении районного коэффициента 1,4. Причиной отказа послужило указание на непроживание его по месту жительства в <адрес> Архангельской области. Считает, что ответчик нарушил его право на получение пенсии в положенном размере. Правовых оснований для вывода о фактическом или преимущественном месте жительства у ответчика не имелось. Он зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: Архангельская область, <адрес>. Также у истца имеется квартира в <адрес>1 и квартира, где проживают родители в <адрес>. Бывшая супруга уехала с детьми в <адрес>, для получения детьми льгот документы были отправлены с ее адреса, что, видимо, и смутило ответчика.

Представитель истца Дейнеко И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Ответчик, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание представителя не направил. Из письменных возражений ответчика следует, что с иском УМВД России по Архангельской области не согласно. Так, в заявлении о назначении пенсии от 16.10.2023 Шумилов В.В. указал, что проживает по адресу: Архангельская область, <адрес>. В копии паспорта, выданного Шумилову В.В. 24.05.2023, регистрация по месту жительства отсутствовала. В свидетельстве о регистрации по месту пребывания №160 от 30.03.2016 указано, что Шумилов В.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Архангельская область, <адрес> на период с 30.03.2016 по 29.03.2024. При этом, в период с 05.03.2008 по 11.09.2023 истец проходил службу в г.Архангельске, где постоянно проживал. Письмом от 30.10.2023 Шумилову В.В. предложено представить документы, подтверждающие фактическое проживание на территории <адрес>. В ходе личного приема 01.11.2023 Шумилов В.В. сообщил, что постоянно проживает по адресу временной регистрации с 30.03.2016. Из рапорта участкового уполномоченного полиции следует, что 30.11.2023 им осуществлен выход на вышеуказанный адрес, в результате чего установлено, что дом не жилой, закрыт на запорные устройства, следов подхода к дому нет. 26.02.2024 поступило еще одно обращение Шумилова В.В. об установлении районного коэффициента к пенсии. На почтовом конверте отсутствовали почтовые штемпели <адрес>, только г.Архангельска. В письме от 22.03.2024 истцу сообщено, что допустимых доказательств его проживания в районах Крайнего Севера не получено, в связи с чем в установлении районного коэффициента отказано. Письмо было отправлено в <адрес>, возвращено отправителю из-за истечения срока хранения.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Статьей 48 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" предусмотрено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.01.2023 N 58 установлены размеры районных коэффициентов за военную службу для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, для г. Архангельска – 1,2, для <адрес> – 1,4.

Судом установлено, что Шумилов В.В. уволен приказом УМВД России по Архангельской области от 08.09.2023 №545л/с по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, 11.09.2023.

Выслуга лет истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 17 лет 11 месяцев 09 дней.

В заявлении о назначении пенсии от 16.10.2023 Шумилов В.В. указал, что проживает по адресу: Архангельская область, <адрес>.

Регистрация по месту жительства на указанную дату у истца отсутствовала.

С 12.09.2023 Шумилову В.В. назначена пенсия без районного коэффициента.

В уведомлении о назначении пенсии от 30.10.2023 для решения вопроса об исчислении пенсии с применением районного коэффициента истцу предложено представить документы, подтверждающие фактическое проживание на территории Архангельской области в <адрес>.

Заключением комиссии УМВД России по Архангельской области №18/28185 в установлении к пенсии по выслуге лет районного коэффициента 1,4, предусмотренного в районе Крайнего Севера, отказано. Из заключения комиссии следует, что семья Шумилова В.В. проживает в <адрес>. Из <адрес> поступает корреспонденция от пенсионера.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на наличие регистрации в <адрес> Архангельской области, факт постоянного проживания, в связи с этим на наличие оснований для исчисления пенсии с учетом районного коэффициента.

Разрешая заявленное требование, суд учитывает следующее.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).

Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из приведённых нормативных положений, регулирующих порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в их взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что пенсия за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, начисляется с применением соответствующего районного коэффициента, если они проживают в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, то есть применение к пенсии районного коэффициента связано с фактическим постоянным проживанием пенсионера МВД России в районах, где установлен такой коэффициент, не поставленным законодателем в зависимость от регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Таким образом, факт регистрации по месту жительства в районе Крайнего Севера сам по себе не может служить основанием для получения пенсии с учетом районного коэффициента.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно на истце в данном случае лежит обязанность представить доказательства фактического проживания в районе Крайнего Севера.

Однако таких доказательств истцом в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Как в заявлении о назначении пенсии от 16.10.2023, так и в заявлении, поданном на личном приеме 31.10.2023, истец указывал, что с 30.03.2016 постоянно проживает по адресу: Архангельская область, <адрес>.

Из свидетельства №160 следует, что с указанной даты и по 29.03.2024 Шумилов В.В. зарегистрирован по данному адресу по месту пребывания.

Однако, как следует из расчета выслуги лет, в период с 5 марта 2008 года по 11 сентября 2023 года истец проходил службу в городе Архангельске, соответственно, не имел возможности постоянно проживать в <адрес>.

При этом, согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости в указанный период Шумилову В.В. принадлежали жилые помещения в г.Архангельске, с 2018 года и по настоящее время принадлежит жилое помещение по адресу: г.Архангельск, <адрес>, площадью 77,8 кв.м.

5 декабря 2023 года проведена проверка по указанному Шумиловым В.В. адресу. Участковый уполномоченный полиции установил, что по адресу регистрации в <адрес> истец не проживает, дом не жилой, следов подхода к дому нет. Также опросил старосту и жителей поселка, которые Шумилова В.В. не знают и в <адрес> не видели.

Каких-либо доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, либо подтверждающих переезд из города Архангельска в жилое помещение в <адрес>, истцом не представлено.

26.02.2024 Шумилов В.В. вновь обратился с заявлением о начислении районного коэффициента 1,4 с сентября 2023 года, так как на постоянной основе проживает в <адрес>. Указал также, что 26.01.2024 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Из рапорта участкового уполномоченного полиции от 13.03.2024 следует, что при проверке по месту жительства гражданина в 17 часов 00 минут по адресу: <адрес>, дверь в квартиру была заперта. Двери в соседние <адрес> также были закрыты. Установить, проживает ли по данному адресу гражданин, не представилось возможным.

Письмом от 22.03.2024 ЦФО УМВД России по Архангельской области Шумилову В.В. сообщено, что допустимых доказательств проживания его в районах Крайнего Севера не получено, в связи с этим в установлении районного коэффициента отказано.

Письмо направлено по адресу регистрации по месту жительства, истцу не вручено, возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.

Из предоставленной суду детализации соединений по абонентскому номеру Шумилова В.В. за период с 01.09.2023 по 21.08.2024 следует, что зафиксированы соединения с использованием базовых станций в <адрес> Архангельской области только 30.09.2023, 26.01.2024, 28.02.2024, 24.07.2024, 25.07.2024, 30.07.2024 и 31.07.2024.

Оценив представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска, поскольку факт постоянного проживания истца на территории Крайнего Севера (Пинежский район Архангельской области) не подтвержден.

Вопреки доводам истца наличие регистрации по месту жительства в жилом помещении, как и периодическое пребывание в нем факт постоянного в нем проживания не подтверждает. Допрошенные по ходатайству истца свидетели факт постоянного проживания Шумилова В.В. в районе Крайнего Севера не подтвердили.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1798/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шумилов Владимир Викторович
Ответчики
УМВД России по Архангельской области
Другие
Дейнеко Иван Александрович
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Валькова И.А.
Дело на сайте суда
oktsud.arh.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2024Передача материалов судье
03.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.05.2024Предварительное судебное заседание
05.06.2024Предварительное судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
29.07.2024Судебное заседание
07.08.2024Судебное заседание
12.08.2024Судебное заседание
18.09.2024Производство по делу возобновлено
18.09.2024Судебное заседание
19.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее