Дело №2-3631/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2018 года г.Саратов
Ленинский районный суд г.Саратова в составе
председательствующего судьи Пименова И.И.,
при секретаре Беловой Н.А.,
с участием представителя истца Покатаевой Л.Н.,
рассмотрев гражданское дело по иску Савченко С.С. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на самовольное строение,
установил:
истец Савченко С.С. обратился с указанным иском в суд и просил признать за ним право собственности на самовольное строение - жилой дом общей площадью 249,6 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым №, по <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома усадебного типа, площадью 1097 кв.м, по <адрес>, кадастровый №. Право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области 15.05.2013 г., свидетельство №. В 2017 году Савченко С.С. на указанном земельном участке был построен двухэтажный жилой дом, общей площадью 249,6 кв.м., при этом разрешение на строительство получено не было. В марте 2018 года Савченко С.С. обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении здания жилого дома. В апреле 2018 года Савченко С.С. получил уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Как следует из текста уведомления, основанием приостановления послужило отсутствие разрешения на строительство жилого дома. В целях устранения недостатка, предложено в состав технического плана включить разрешение на строительство здания жилого дома. По результатам обследования основных строительных конструкций индивидуального жилого дома, проведенного ООО «Комплекс - КК и К», строительно-монтажные работы по возведению индивидуального жилого дома, расположенного по <адрес>, выполнены в соответствии с разработанным проектом, без нарушения действующих строительных норм и правил на производство работ и с высоким качеством. Основные строительные конструкции находятся в исправном состоянии и возможна его безопасная эксплуатация в нормальном режиме. Согласно экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» № от 17.04.2018 г. условия проживания в индивидуальном жилом доме по <адрес>, соответствуют требованиям нормативных документов. Согласно экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» № от 17.04.2018 г. результаты исследования питьевой воды централизованной системы питьевого водоснабжения в жилом доме Савченко С.С., по <адрес>, по микробиологическим показателям соответствует требованиям нормативных документов.
Истец просил рассмотреть судебное заседание без его участия обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель истца исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объёме.
Ответчик на судебное заседание не явился о месте, дате и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом. Дело разрешено, с учетом неявки ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца и исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений, а именно ст.123 Конституции РФ и ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита прав осуществляется путем признания права.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу положений статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п.2 ч.1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить здания сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает права собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома усадебного типа, площадью 1097 кв.м, по <адрес>, кадастровый №.
Право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области 15.05.2013 г., свидетельство №. В 2017 году Савченко С.С. на указанном земельном участке был построен двухэтажный жилой дом, общей площадью 249,6 кв.м., при этом разрешение на строительство получено не было.
В марте 2018 года Савченко С.С. обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении здания жилого дома.
В апреле 2018 года Савченко С.С. получил уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Как следует из текста уведомления, основанием приостановления послужило отсутствие разрешения на строительство жилого дома. В целях устранения недостатка, предложено в состав технического плана включить разрешение на строительство здания жилого дома.
По результатам обследования основных строительных конструкций индивидуального жилого дома, проведенного ООО «Комплекс - КК и К», строительно-монтажные работы по возведению индивидуального жилого дома, расположенного по <адрес>, выполнены в соответствии с разработанным проектом, без нарушения действующих строительных норм и правил на производство работ и с высоким качеством. Основные строительные конструкции находятся в исправном состоянии и возможна его безопасная эксплуатация в нормальном режиме.
Согласно экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» № от 17.04.2018 г. условия проживания в индивидуальном жилом доме по <адрес>, соответствуют требованиям нормативных документов.
Согласно экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» № от 17.04.2018 г. результаты исследования питьевой воды централизованной системы питьевого водоснабжения в жилом доме Савченко С.С., по <адрес>, по микробиологическим показателям соответствует требованиям нормативных документов.
В соответствии с разъяснениями п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли пристройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства РФ. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство и /или акта ввода в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Как следует из сообщения Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования Город Саратов истцу в получении разрешения на строительство отказано, при этом земельный участок, на котором находится самовольная постройка, расположен в зоне Ж-4, где размещение индивидуального жилого дома относится к основному разрешенному виду использования земельного участка.
Оценив представленные стороной истца доказательства, вышеназванные положения законов и то обстоятельство, что самовольно возведенное строение соответствует установленным нормам и правилам, не нарушает прав и охраняемых законом интересов лиц, не создают угрозы и здоровью граждан, суд находит исковые требования о признании права собственности на жилой дом обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Савченко С.С. право собственности на объект недвижимости – жилой дом общей площадью 249,6 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым №, по <адрес>
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г.Саратова заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления через Ленинский районный суд г.Саратова.
Судья: