Дело № 2-162/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Карабановой О.Ю., при секретаре Спириной О.О., с участием представителя истца Анцуповой Н.О., представителя Администрации Красноармейского муниципального района Пашниной Н.О., представителя Главного управления лесами Челябинской области Радченко Г.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии Челябинской области к Администрации Красноармейского муниципального района, Главному управлению лесами Челябинской области, Администрации Козыревского сельского поселения о возложении обязанностей, по встречному иску Главного управления лесами Челябинской области к Министерству экологии Челябинской области о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии Челябинской области обратилось в суд с иском, с учетом уточнений и изменений, к Администрации Красноармейского муниципального района, Главному управлению лесами Челябинской области, Администрации Козыревского сельского поселения (т. 3 л.д. 67 – 81) об обязании Администрации Красноармейского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу очистить от отходов производства и потребления земельный участок 74:12:1307002:869, в границах координат земельного участка, занятого отходами, площадью 8851 кв.м.:
обозначение характерных точек границ |
||
Х |
Y |
|
46 |
628621,69 |
2352113,51 |
71 |
618624,63 |
|
70 |
618605,51 |
2352134,04 |
69 |
618557,35 |
2352156,69 |
68 |
618494,96 |
2352184,27 |
67 |
618482,56 |
2352189,73 |
66 |
618449,46 |
2352199,95 |
22 |
618380,66 |
2352229,93 |
23 |
618379,39 |
2352228,49 |
24 |
618377,38 |
2352218,43 |
25 |
618403,40 |
2352207,15 |
26 |
618405,24 |
2352192,48 |
85 |
618405,63 |
2352195,52 |
84 |
618412,02 |
2352198,48 |
83 |
618425,92 |
2352191,46 |
82 |
618443,75 |
2352175,10 |
81 |
618454,98 |
2352156,15 |
32 |
618456,03 |
2352153,54 |
33 |
618458,01 |
2352151,61 |
34 |
618466,50 |
2352144,10 |
80 |
618471,22 |
2352155,53 |
79 |
618487,31 |
2352159,12 |
78 |
618490,28 |
2352173,02 |
77 |
618500,60 |
2352175,30 |
76 |
618509,07 |
2352165,38 |
75 |
618518,71 |
2352151,47 |
74 |
618516,99 |
2352132,41 |
73 |
618509,33 |
2352126,63 |
72 |
618496,68 |
2352125,38 |
36 |
618496,28 |
2352123,51 |
37 |
618500,27 |
2352122,02 |
38 |
618510,36 |
2352109,56 |
39 |
618536,89 |
2352098,69 |
40 |
618551,25 |
2352096,74 |
41 |
618565,93 |
2352098,59 |
42 |
618577,42 |
2352089,47 |
43 |
618587,85 |
2352092,40 |
44 |
618596,58 |
2352098,05 |
45 |
618620,94 |
2352113,62 |
46 |
618621,69 |
2352113,51 |
Обозначение характерных точек границ |
||
Х |
Y |
|
1 |
618793,32 |
2352001,88 |
2 |
618790,92 |
2352014,61 |
3 |
618799,36 |
2352029,40 |
65 |
618794,94 |
2352033,39 |
64 |
618723,67 |
2352060,48 |
52 |
618700,81 |
2352051,97 |
53 |
618702,09 |
|
54 |
618697,55 |
2342041,40 |
55 |
618704,17 |
2352029,31 |
56 |
618712,87 |
2352023,15 |
57 |
618721,11 |
2352012,45 |
58 |
618731,36 |
2352008,83 |
59 |
618746,01 |
2351995,62 |
60 |
618753,72 |
2351986,90 |
61 |
618771,79 |
2351987,07 |
62 |
618784,94 |
2351994,94 |
63 |
618792,65 |
2352001,84 |
1 |
618793,32 |
2352001,88 |
3 |
618799,36 |
2352029,40 |
4 |
618802,35 |
2352034,64 |
5 |
618805,79 |
2352043,67 |
6 |
618804,39 |
2352047,22 |
7 |
618784,10 |
2352060,39 |
8 |
618775,55 |
2352076,58 |
9 |
618723,23 |
2352088,39 |
10 |
618681,00 |
2352122,47 |
11 |
618619,18 |
2352193,83 |
12 |
618601,07 |
2352210,77 |
13 |
618576,85 |
2352219,10 |
14 |
618558,86 |
2352221,16 |
15 |
618540,79 |
2352205,78 |
16 |
618528,35 |
2352207,03 |
17 |
618510,13 |
2352214,99 |
18 |
618495,64 |
2352205,19 |
19 |
618480,88 |
235201,77 |
20 |
618435,58 |
2352215,04 |
21 |
618386,87 |
2352236,98 |
22 |
618380,66 |
2352229,93 |
66 |
618449,46 |
2352199,95 |
67 |
618482,56 |
2352189,73 |
68 |
618494,96 |
2352184,27 |
69 |
618557,35 |
2352156,69 |
70 |
618605,51 |
2352134,04 |
71 |
618624,63 |
2352123,69 |
46 |
618621,69 |
2352113,51 |
47 |
618630,28 |
2352112,24 |
48 |
618649,16 |
2352106,59 |
49 |
618666,74 |
2352101,32 |
50 |
618691,44 |
2352064,86 |
51 |
618698,47 |
2352058,64 |
52 |
618700,81 |
2352051,97 |
65 |
618723,67 |
2352060,48 |
64 |
618794,94 |
2352033,39 |
3 |
618799,36 |
2352029,40 |
В обоснование иска указано, что вблизи с Миасское расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Границы свалки пересекают границы трех земельных участков с кадастровыми номерами: 74:12:1307002:747, принадлежащего Администрации Козыревского сельского поселения, 74:12:0000000:3433, относящегося к землям лесного фонда, 74:12:1307002:869, относящегося к землям промышленности... Вид разрешенного использования для приема и переработки с последующим брикетированием твердых бытовых отходов, для иных видов сельскохозяйственного использования. Общая площадь несанкционированной свалки составляет 31 469 кв.м. 13 октября 2020 года Министерством произведен повторный рейдовый осмотр территории расположенный в границах Красноармейского муниципального района, вблизи с. Миасское. По результатам осмотра установлено, что несанкционированная свалка отходов, зафиксированная 08 июля 2019 года, не ликвидирована. В связи с чем, нарушено право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ.
Главное управление лесами Челябинской области обратилось в суд со встречным иском к Министерству экологии Челябинской области (т. 3 л.д. 1 – 8) об обязании Министерства экологии Челябинской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу очистить от отходов производства и потребления земельный участок 74:12:0000000:3433, в границах координат земельного участка, занятого отходами, площадью 15546 кв.м.:
Обозначение характерных точек границ |
||
Х |
Y |
|
3 |
618799,36 |
2352029,40 |
4 |
618802,35 |
2352034,64 |
5 |
618805,79 |
2352043,67 |
6 |
618804,39 |
2352047,22 |
7 |
618784,10 |
2352060,39 |
8 |
618775,55 |
2352076,58 |
9 |
618723,23 |
2352088,39 |
10 |
618681,00 |
2352122,47 |
11 |
618619,18 |
2352193,83 |
12 |
618601,07 |
2352210,77 |
13 |
618576,85 |
2352219,10 |
14 |
618558,86 |
2352221,16 |
15 |
618540,79 |
2352205,78 |
16 |
618528,35 |
2352207,03 |
17 |
618510,13 |
2352214,99 |
18 |
618495,64 |
2352205,19 |
19 |
618480,88 |
235201,77 |
20 |
618435,58 |
2352215,04 |
21 |
618386,87 |
2352236,98 |
22 |
618380,66 |
2352229,93 |
66 |
618449,46 |
2352199,95 |
67 |
618482,56 |
2352189,73 |
68 |
618494,96 |
2352184,27 |
69 |
618557,35 |
2352156,69 |
70 |
618605,51 |
2352134,04 |
71 |
618624,63 |
2352123,69 |
46 |
618621,69 |
2352113,51 |
47 |
618630,28 |
2352112,24 |
48 |
618649,16 |
2352106,59 |
49 |
618666,74 |
2352101,32 |
50 |
618691,44 |
2352064,86 |
51 |
618698,47 |
2352058,64 |
52 |
618700,81 |
2352051,97 |
65 |
618723,67 |
2352060,48 |
64 |
618794,94 |
2352033,39 |
3 |
618799,36 |
2352029,40 |
В обоснование иска указано, что несанкционированная свалка отходов производства и потребления существует около 8 лет, образовалась на земельном участке с кадастровым номером 74:12:1307002:869. При расширении свалка своей частью пересекла границу земель лесного фонда. Ответчик является органом исполнительной власти, который наделён полномочиями по ведению учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, их локализацию и ликвидацию в рамках реализации региональных программ в области охраны окружающей среды. Действующее законодательство Российской Федерации очистку лесов от захламления, а также сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не относит к мерам санитарной безопасности. Бюджетные средства, поступающие в регионы из федерального бюджета на осуществление полномочий по управлению лесными участками, не предназначены для ликвидации несанкционированных свалок.
В судебном заседании представитель истца Министерства экологии Челябинской области Анцупова Н.О., действующая на основании доверенности (т. 3 л.д. 35), первоначальный иск просила удовлетворить, в удовлетворении встречного иска отказать, предоставив письменные возражения по встречному иску (т. 2 л.д. 146 – 147).
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Красноармейского муниципального района Пашнина Н.О., действующая на основании доверенности (т. 2 л.д. 148), просила в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представитель ответчика Главного управления лесами Челябинской области Радченко Г.Л., действующая на основании доверенности (т. 2 л.д. 149), просила в удовлетворении первоначального иска отказать, встречный иск удовлетворить, предоставила письменное мнение (т. 2 л.д. 137 – 141).
Представитель ответчика Администрации Козыревского сельского поселения в судебное заседание не явился, в письменных возражениях просил дело рассмотреть в его отсутствии, в удовлетворении иска отказать (т. 3 л.д. 131 – 134).
Третьи лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей, которые не явились в судебное заседание.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит первоначальный иск подлежащим частичному удовлетворению, встречный иск не подлежащим удовлетворению.
При рассмотрении дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 74:12:1307002:869, расположенный по адресу Челябинская область, Красноармейский район, с. Миасское, за границами населенного пункта, приблизительно в 1600 м. на запад от с. Миасское площадью 30 000 кв.м., относится к землям промышленности, с видом разрешенного использования: для приема и переработки с последующим брикетированием твердых бытовых отходов (т. 1 л.д. 94 -100).
Распоряжением Администрации Красноармейского муниципального района № 992-р от 09.12.2013 утвержден акт выбора земельного участка (т. 2 л.д. 10). По договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 74:12:1307002:869 от 20.02.2014 № 58 участок передан в аренду Петрову А.И. с 20.02.2014 по 19.02.2015 (т. 2 л.д. 47 – 53).
Земельный участок с кадастровым номером 74:12:1307002:747, площадью 20 000 кв.м., расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Челябинская область, Красноармейский район, принадлежит Муниципальному образованию «Козыревское сельское поселение» с 26.04.2021 (т. 3 л.д. 82 – 96).
Земельный участок с кадастровым номером 74:12:0000000:3433, расположенный по адресу Красноармейский район, Красноармейское лесничество, кварталы 101, 110, 112, 113, 116-120, 153, 159, 166, 169, части кварталов 102, 111, 114, 115, 135, 151, 152, 154, 157, 158, 162-165, 167, 168, 170, 171, площадью 49036524 кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерацией, категории земель: земли лесного фонда – для ведения лесного хозяйства (т. 3 л.д. 138 - 141).
13.10.2020 Министерством экологии Челябинской области составлен акт рейдового осмотра территории на предмет соблюдения природоохранных требований, вблизи с. Миасское. По результатам осмотра установлено, что несанкционированная свалка отходов, зафиксированная 08 июля 2019 года, не ликвидирована (т. 1 л.д. 108, 113).
Согласно заключению кадастрового инженера Х.н К.А., работающей в МУП «Архитектурно-планировочный центр» (т. 1 л.д. 48 -57), общая площадь несанкционированной свалки составляет 31 469 кв.м., площадь пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1307002:747 составляет 4424 кв.м., 74:12:0000000:3433 - 15546 кв.м., 74:12:1307002:869 – 8851 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером 74:12:1307002:869, в границах координат земельного участка, занятого отходами:
обозначение характерных точек границ |
||
Х |
Y |
|
46 |
628621,69 |
2352113,51 |
71 |
618624,63 |
2352123,69 |
70 |
618605,51 |
2352134,04 |
69 |
618557,35 |
2352156,69 |
68 |
618494,96 |
2352184,27 |
67 |
618482,56 |
2352189,73 |
66 |
618449,46 |
2352199,95 |
22 |
618380,66 |
|
23 |
618379,39 |
2352228,49 |
24 |
618377,38 |
2352218,43 |
25 |
618403,40 |
2352207,15 |
26 |
618405,24 |
2352192,48 |
85 |
618405,63 |
2352195,52 |
84 |
618412,02 |
2352198,48 |
83 |
618425,92 |
2352191,46 |
82 |
618443,75 |
2352175,10 |
81 |
618454,98 |
2352156,15 |
32 |
618456,03 |
2352153,54 |
33 |
618458,01 |
2352151,61 |
34 |
618466,50 |
2352144,10 |
80 |
618471,22 |
2352155,53 |
79 |
618487,31 |
2352159,12 |
78 |
618490,28 |
2352173,02 |
77 |
618500,60 |
2352175,30 |
76 |
618509,07 |
2352165,38 |
75 |
618518,71 |
2352151,47 |
74 |
618516,99 |
2352132,41 |
73 |
618509,33 |
2352126,63 |
72 |
618496,68 |
2352125,38 |
36 |
618496,28 |
2352123,51 |
37 |
618500,27 |
2352122,02 |
38 |
618510,36 |
2352109,56 |
39 |
618536,89 |
2352098,69 |
40 |
618551,25 |
2352096,74 |
41 |
618565,93 |
2352098,59 |
42 |
618577,42 |
2352089,47 |
43 |
618587,85 |
2352092,40 |
44 |
618596,58 |
2352098,05 |
45 |
618620,94 |
2352113,62 |
46 |
618621,69 |
2352113,51 |
Обозначение характерных точек границ |
||
Х |
Y |
|
1 |
618793,32 |
2352001,88 |
2 |
618790,92 |
2352014,61 |
3 |
618799,36 |
2352029,40 |
65 |
618794,94 |
2352033,39 |
64 |
618723,67 |
|
52 |
618700,81 |
2352051,97 |
53 |
618702,09 |
2352048,31 |
54 |
618697,55 |
2342041,40 |
55 |
618704,17 |
2352029,31 |
56 |
618712,87 |
2352023,15 |
57 |
618721,11 |
2352012,45 |
58 |
618731,36 |
2352008,83 |
59 |
618746,01 |
2351995,62 |
60 |
618753,72 |
2351986,90 |
61 |
618771,79 |
2351987,07 |
62 |
618784,94 |
2351994,94 |
63 |
618792,65 |
2352001,84 |
1 |
618793,32 |
2352001,88 |
3 |
618799,36 |
2352029,40 |
4 |
618802,35 |
2352034,64 |
5 |
618805,79 |
2352043,67 |
6 |
618804,39 |
2352047,22 |
7 |
618784,10 |
|
8 |
618775,55 |
2352076,58 |
9 |
618723,23 |
2352088,39 |
10 |
618681,00 |
2352122,47 |
11 |
618619,18 |
2352193,83 |
12 |
618601,07 |
2352210,77 |
13 |
618576,85 |
2352219,10 |
14 |
618558,86 |
2352221,16 |
15 |
618540,79 |
2352205,78 |
16 |
618528,35 |
2352207,03 |
17 |
618510,13 |
2352214,99 |
18 |
618495,64 |
2352205,19 |
19 |
618480,88 |
235201,77 |
20 |
618435,58 |
2352215,04 |
21 |
618386,87 |
2352236,98 |
22 |
618380,66 |
2352229,93 |
66 |
618449,46 |
2352199,95 |
67 |
618482,56 |
2352189,73 |
68 |
618494,96 |
2352184,27 |
69 |
618557,35 |
2352156,69 |
70 |
618605,51 |
2352134,04 |
71 |
618624,63 |
2352123,69 |
46 |
618621,69 |
2352113,51 |
47 |
618630,28 |
2352112,24 |
48 |
618649,16 |
2352106,59 |
49 |
618666,74 |
2352101,32 |
50 |
618691,44 |
2352064,86 |
51 |
618698,47 |
2352058,64 |
52 |
618700,81 |
2352051,97 |
65 |
618723,67 |
2352060,48 |
64 |
618794,94 |
2352033,39 |
3 |
618799,36 |
2352029,40 |
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
Положениями статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641» собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами суд находит исковые требования об обязании Администрации Красноармейского муниципального района, Администрации Козыревского сельского поселения очистить от отходов производства и потребления земельные участки обоснованными.
Пунктом 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
Администрации Красноармейского муниципального района делегированы полномочия по сохранению и восстановлению окружающей среды, предотвращению негативного воздействия и ликвидации негативных последствий воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду путем проведения соответствующих мероприятий на спорной территории.
Несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального образования Красноармейский муниципальный район, формирование земельного участка с кадастровым номером 74:12:1307002:869 в установленном порядке не оспорено, с кадастрового учета участок не снят, в связи с чем, с учетом данных норм законодательства суд приходит к выводу, что обязанность по организации устранения несанкционированных свалок на данном земельном участке в границах, в которых расположены отходы бытовых отходов, лежит на органе местного самоуправления муниципального образования - Администрации Красноармейского муниципального района.
Так как Администрация Козыревского сельского поселения является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:12:1307002:747, находящегося по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Челябинская область, Красноармейский район, в границах участка, площадью 4 424 кв.м., расположены отходы производства и потребления, то на собственника должны быть возложена обязанность по организации устранения несанкционированной свалки бытовых отходов.
Доводы ответчика Администрации Козыревского сельского поселения о том, что обязанность по устранению несанкционированной свалки лежит на предыдущем собственнике, не основаны на нормах права. К предыдущему собственнику М.й Л.С. право собственности перешло 16.08.2019, когда несанкционированная свалка имелась в наличии.
Доводы представителей органов местного самоуправления о том, что срок шесть месяцев для исполнения решения суда является неразумным и необоснованным, так как исполнительные органы муниципальных образований не могут вне конкурсных процедур заключить договоры по вывозу и очистке бытовых отходов, распоряжаться бюджетом вне заложенных на это целях, необходимо участие в областной программе по выделению субсидий на ликвидацию свалки, для участия в которой необходимо проектирование, и выделение средств на следующих бюджетный год, судом принимаются.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая срок выполнения обязанностей, суд исходит из объема работ и денежных средств, связанных с ликвидацией несанкционированной свалки, поэтому находит возможным определить срок выполнения обязательств органам местного самоуправления до декабря 2023 года.
Также суд находит обоснованными требования истца об обязанности по организации устранения несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 74:12:0000000:3433, в границах земельного участка, занятого отходами, площадью 15546 кв.м. на Главное управления лесами Челябинской области.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
В силу статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия (ч. 1). Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2). Охрана, защита, лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (часть 3).
Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений и в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена как ст. 91 Земельного кодекса Российской Федерации, так ст. 5.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» со ссылкой на Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором определена возможность передачи соответствующих полномочий федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (п. 6); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 ст. 81 настоящего Кодекса (п. 11).
Согласно ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами, в соответствии с п. 2 ст. 8 которого установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
В соответствии с Положением, Главное управление лесами Челябинской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим полномочия Челябинской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области.
Несанкционированные места складирования отходов расположены на территории лесного фонда, земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Сведений о том, что земельный участок, на котором обнаружена свалка, передан в пользование третьим лицам, суду не представлено.
В соответствии с п. 2 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, может быть возмещен посредством возложения на причинителя вреда обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств.
Принятие мер по ликвидации несанкционированного размещения на землях лесного фонда твердых коммунальных отходов должно быть направлено, в том числе, на выявление, пресечение и понуждение к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов, что подлежит осуществлению при реализации мероприятий по государственному лесному надзору (лесной охране), с учетом положений ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной выше ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых отходов, относится к землям государственного лесного фонда и на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
Утрата с 01 октября 2016 года силы нормы ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, - не устраняет необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов, которые в силу статей 60.2 и 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации включают в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов, в том числе, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов, а также иные меры санитарной безопасности в лесах.
Введенная с 01 марта 2017 года норма п. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия (выполнение мер по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, в том числе посредством рекультивации земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию) осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не исключает из системы охраны лесов специализированный региональный орган государственной власти.
Доводы представителя Главного управления лесами Челябинской области о том, что возложение обязанности по ликвидации несанкционированных свалок может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств, не могут быть признаны состоятельными.
В соответствии ч. 3 и 5 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Управление является главным распорядителем бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности. Таким образом, проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов охватывается полномочиями ответчика, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации использование денежных средств для исполнения вступившего в силу судебного акта не может рассматриваться как нецелевое расходование бюджетных средств.
Доводы представителя Главного управления лесами Челябинской области о том, что срок шесть месяцев для исполнения решения суда является необоснованным, так как в бюджете 2021 года субвенций не предусмотрено, судом принимаются.
Устанавливая срок выполнения обязанностей, суд исходит из объема работ и денежных средств, связанных с ликвидацией несанкционированной свалки, поэтому находит возможным определить срок выполнения обязательств органу исполнительной власти до декабря 2022 года.
Встречный иск Главного управления лесами Челябинской области к Министерству экологии Челябинской области является необоснованным ввиду вышеизложенного и следующего.
Имея ввиду круг полномочий по охране лесов, переданных в силу п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (к числу исключений из которого не относится очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, именно Главное управления лесами Челябинской области, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области, должно обеспечивать в лесах субъекта РФ, помимо прочего, соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, выполнять иные меры по охране лесов от загрязнения.
Указанное соотносится и с предоставлением в соответствии с ч. 3 ст. 83 ЛК РФ субвенций, направленных на осуществление полномочий, переданных в соответствии с ч. 1 указанной статьи, а также с передачей на основании абз. 7 ч. 1 ст. 57 БК РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Для Министерства экологии Челябинской области не предусмотрены полномочия по проведению мероприятий по государственному лесному надзору (лесной охране) и государственному экологическому надзору на землях лесного фонда.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Администрация Красноармейского муниципального района Администрация Козыревского сельского поселения являются органами местного самоуправления, Главное управление лесами Челябинской области является государственным органом Челябинской области, в связи с чем, на них распространяются вышеуказанные нормы налогового законодательства, предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Красноармейского муниципального района до декабря 2023 года очистить от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером 74:12:1307002:869, расположенный по адресу Челябинская область, Красноармейский район, с. Миасское, за границами населенного пункта, приблизительно в 1600 м. на запад от с. Миасское в границах координат земельного участка, занятого отходами, площадью 8851 кв.м.:
обозначение характерных точек границ |
||
Х |
Y |
|
46 |
628621,69 |
2352113,51 |
71 |
618624,63 |
2352123,69 |
70 |
618605,51 |
2352134,04 |
69 |
618557,35 |
2352156,69 |
68 |
618494,96 |
2352184,27 |
67 |
618482,56 |
2352189,73 |
66 |
618449,46 |
2352199,95 |
22 |
618380,66 |
2352229,93 |
23 |
618379,39 |
2352228,49 |
24 |
618377,38 |
2352218,43 |
25 |
618403,40 |
2352207,15 |
26 |
618405,24 |
2352192,48 |
85 |
618405,63 |
2352195,52 |
84 |
618412,02 |
2352198,48 |
83 |
618425,92 |
2352191,46 |
82 |
618443,75 |
2352175,10 |
81 |
618454,98 |
2352156,15 |
32 |
618456,03 |
2352153,54 |
33 |
618458,01 |
2352151,61 |
34 |
618466,50 |
2352144,10 |
80 |
618471,22 |
2352155,53 |
79 |
618487,31 |
2352159,12 |
78 |
618490,28 |
2352173,02 |
77 |
618500,60 |
2352175,30 |
76 |
618509,07 |
2352165,38 |
75 |
618518,71 |
2352151,47 |
74 |
618516,99 |
2352132,41 |
73 |
618509,33 |
2352126,63 |
72 |
618496,68 |
2352125,38 |
36 |
618496,28 |
2352123,51 |
37 |
618500,27 |
2352122,02 |
38 |
618510,36 |
2352109,56 |
39 |
618536,89 |
2352098,69 |
40 |
618551,25 |
2352096,74 |
41 |
618565,93 |
2352098,59 |
42 |
618577,42 |
2352089,47 |
43 |
618587,85 |
2352092,40 |
44 |
618596,58 |
2352098,05 |
45 |
618620,94 |
2352113,62 |
46 |
618621,69 |
2352113,51 |
Обязать Главное управление лесами Челябинской области до декабря 2022 года очистить от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером 74:12:0000000:3433, расположенного по адресу Красноармейский район, Красноармейское лесничество, кварталы 101,110,112,113,116-120,153,159,166,169, части кварталов 102, 111, 114, 115, 135, 151, 152, 154, 157, 158, 162-165, 167, 168, 170, 171, в границах координат земельного участка, занятого отходами, площадью 15546 кв.м.:
Обозначение характерных точек границ |
||
Х |
Y |
|
3 |
618799,36 |
2352029,40 |
4 |
618802,35 |
2352034,64 |
5 |
618805,79 |
2352043,67 |
6 |
618804,39 |
2352047,22 |
7 |
618784,10 |
2352060,39 |
8 |
618775,55 |
2352076,58 |
9 |
618723,23 |
2352088,39 |
10 |
618681,00 |
2352122,47 |
11 |
618619,18 |
2352193,83 |
12 |
618601,07 |
2352210,77 |
13 |
618576,85 |
2352219,10 |
14 |
618558,86 |
2352221,16 |
15 |
618540,79 |
2352205,78 |
16 |
618528,35 |
2352207,03 |
17 |
618510,13 |
2352214,99 |
18 |
618495,64 |
2352205,19 |
19 |
618480,88 |
235201,77 |
20 |
618435,58 |
2352215,04 |
21 |
618386,87 |
2352236,98 |
22 |
618380,66 |
2352229,93 |
66 |
618449,46 |
2352199,95 |
67 |
618482,56 |
2352189,73 |
68 |
618494,96 |
2352184,27 |
69 |
618557,35 |
2352156,69 |
70 |
618605,51 |
2352134,04 |
71 |
618624,63 |
2352123,69 |
46 |
618621,69 |
2352113,51 |
47 |
618630,28 |
2352112,24 |
48 |
618649,16 |
2352106,59 |
49 |
618666,74 |
2352101,32 |
50 |
618691,44 |
2352064,86 |
51 |
618698,47 |
2352058,64 |
52 |
618700,81 |
2352051,97 |
65 |
618723,67 |
2352060,48 |
64 |
618794,94 |
2352033,39 |
3 |
618799,36 |
2352029,40 |
Обязать Администрацию Козыревского сельского поселения до декабря 2023 года очистить от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером 74:12:1307002:747, расположенного по адресу: расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Челябинская область, Красноармейский район, в границах координат земельного участка, занятого отходами, площадью 4 424 кв.м.:
Обозначение характерных точек границ |
||
Х |
Y |
|
1 |
618793,32 |
2352001,88 |
2 |
618790,92 |
2352014,61 |
3 |
618799,36 |
2352029,40 |
65 |
618794,94 |
2352033,39 |
64 |
618723,67 |
2352060,48 |
52 |
618700,81 |
2352051,97 |
53 |
618702,09 |
2352048,31 |
54 |
618697,55 |
2342041,40 |
55 |
618704,17 |
2352029,31 |
56 |
618712,87 |
2352023,15 |
57 |
618721,11 |
2352012,45 |
58 |
618731,36 |
2352008,83 |
59 |
618746,01 |
2351995,62 |
60 |
618753,72 |
2351986,90 |
61 |
618771,79 |
2351987,07 |
62 |
618784,94 |
2351994,94 |
63 |
618792,65 |
2352001,84 |
1 |
618793,32 |
2352001,88 |
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В удовлетворении встречного иска Главному управлению лесами Челябинской области к Министерству экологии Челябинской области об обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу очистить от отходов производства и потребления земельный участок 74:12:0000000:3433, в границах координат земельного участка, занятого отходами, площадью 15546 кв.м., отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Красноармейский районный суд.
Председательствующий подпись О.Ю. Карабанова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> |
||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты> |
||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты> |
||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>