Дело № 5-35/2015
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 декабря 2015 года пос. Октябрьский
Судья Устьянского районного суда Архангельской области Шерягина С.Н.,
с участием защитника ООО ... Скрипова А.В.,
рассмотрев в помещении Устьянского районного суда Архангельской области в п.Октябрьский, ул.Ленина, д.19, Устьянский район, Архангельская область материал об административном правонарушении по ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью ..., юридический адрес: ..., дата государственной регистрации в качестве юридического лица ...г., ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью ... совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Указанное правонарушение было выявлено при проведении плановой выездной проверки ООО ..., проведенной Управлением Росприроднадзора по Архангельской области в период с ...г. по ...г.. В ходе проверки выявлены нарушения Федеральных законов от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». ООО ... в период с 2014 года до 19 февраля 2015 года осуществляло эксплуатацию стационарного источника загрязнения атмосферы - котельной, без утвержденного проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферу и выброс вредных (загрязняющих) веществ без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебное заседание законный представитель ООО ... Бойко С.Г. не явился, о месте и времени рассмотрения протокола извещен надлежащим образом.
Защитник Скрипов А.В. в ходе судебного разбирательства пояснил, что ООО ... разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух не имело. Полагает, что в протоколе неверно указана объективная сторона правонарушения, поскольку объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, выражается в незаконном выбросе вредных веществ в атмосферный воздух либо во вредном физическом воздействии на него без специального разрешения. Также просил учесть, что Росприроднадзор в ходе проведения проверки не произвел отбор проб, а использовал теоретические данные. Просил признать правонарушение малозначительным либо назначить наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера. Считает, что факты, указанные в протоколе, хотя и содержат признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правонарушений.
Заслушав Скрипова А.В., исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения ... от ...г. Управления Росприроднадзора по Архангельской области проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО ... требований природоохранного законодательства, по результатам которой составлен акт ... от ...г..
Установлено, что до ...г. ООО ... на праве долевой собственности принадлежала 2/100 доля земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: .... Так же в собственности ООО ... находилось здание отопительной котельной (нежилое помещение площадью ... кв.м, инвентарный номер ..., кадастровый (условный) ...).
Здание котельной с расположенным в нем имуществом было продано по договору от ...г. ООО .... Объекты и земельный участок переданы ООО ... актом приема-передачи недвижимого имущества от ...г.
В котельной, в соответствии с перечнем оборудования, представленного в договорах купли-продажи от ...г., расположено три водогрейных котла марки ..., оборудованных циклонами для очистки отходящих газов.
Таким образом, ООО ... являлось собственником отопительной котельной, расположенной по адресу: ....
Одним из основных видов деятельности ООО ..., согласно уставу является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
В соответствии с информацией, предоставленной администрацией МО ... ...г., ООО ... в 2013 и 2014 годах осуществляло отпуск тепловой энергии ООО ....
По договору теплоснабжения ...г. ООО ... обеспечивало ООО ... тепловой энергией с теплоносителем в виде горячей воды для отопления и горячего водоснабжения. Максимальный объем отпуска тепловой энергии составляет ... Гкал/час.
Тепловая энергия предназначена для отопления объектов жилого и социального фонда ....
По данным, представленным Агентством по тарифам и ценам Архангельской области письмом от ...г. ... по запросу Управления, в 2013 году расход древесного топлива отопительной котельной составил ... куб.м; за 1 полугодие 2014 года - ... куб.м. За второе полугодие Общество в Агентство не предоставило информацию по расходу топлива. Ориентировочный расход по данным Агентства за 2014 год при установленных тарифах составил ... куб.м.
Согласно данным Управления Росприроднадзора по Архангельской области ООО ... не представляло на рассмотрение проект предельно допустимых выбросов атмосферный воздух загрязняющих веществ; разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ у Общества отсутствует.
При работе водогрейных котлов согласно «Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" и «Методике определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час» в атмосферу выделяются: окислы азота (код 0301 и 304), сажа (код 0328), углерода оксид (0337), бенз/а/пирен (код 0703) и взвешенные вещества (код 0703).
Котельная является стационарным источником загрязнения атмосферного воздуха. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
По данным Управления Росприроднадзора (письмо от ...г. ...), у юридического лица ООО ... отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденный в установленном законом порядке проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Таким образом, ООО ... в период с 2014 года до ...г. осуществляло эксплуатацию стационарного источника загрязнения атмосферы - котельной, без утвержденного проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферу и выброс вредных (загрязняющих) веществ без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
При работе котельной в ... году в атмосферный воздух выброшено ... тонн загрязняющих веществ.
В ходе проверки ООО ... так же не представило материалы инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за 2014-2015 года.
На основании части 1 статьи 22 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Довод защитника Скрипова А.В. о том, что в протоколе неверно указана объективная сторона правонарушения, поскольку объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, выражается в незаконном выбросе вредных веществ в атмосферный воздух либо во вредном физическом воздействии на него без специального разрешения, является несостоятельным.
Атмосферный воздух, согласно Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ, представляет собой жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Вредное вещество представляет собой химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух понимается вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду (ч. 1 - ч. 4 ст. 1). В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. В целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются два норматива выбросов, т.е. технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы. Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух (ч. 1 ст. 11, ч. 1, абз. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 12). Выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством РФ. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух (п. 1, п. 3 ст. 14, ч. 4, ч. 6, ч. 7 ст. 16).
Согласно приложению № 2 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации от 31.12.2010 № 579 «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» и Распоряжению Правительства Российской федерации от 08.07.2015г. № 131 б-р «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» загрязняющие вещества: диоксид азота, оксид азота, углерода оксид, взвешенные вещества и бенз/а/пирен относятся к веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии с ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст.8.21КоАП РФ,в отличие от объективной стороны ч. 2 ст.8.21КоАП РФ образует не нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществватмосферныйвоздух, а выброс вредных веществв атмосферныйвоздухбез специального разрешения.
Таким образом, необходимость выяснения концентрации вредных (загрязняющих) веществ имеется при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотрено ч. 2 ст.8.21КоАП РФ.
По делам же об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст.8.21КоАП РФ необходимо лишь доказать сам по себе факт выброса вредных веществватмосферныйвоздухпри отсутствии соответствующего разрешения.
Следовательно, то обстоятельство, что в ходе проверки не проводился отборпроб атмосферного воздуха, не свидетельствует о недоказанности события административного правонарушения, поскольку в вину ООО ... вменяется не превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ, а эксплуатация оборудования при отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществв атмосферныйвоздух.
Судья считает, что в действиях ООО ... имеется состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, то есть выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Данные нарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела протоколом об административном правонарушении ... от ...г., актом проверки от ...г. ... и приложением ... к нему.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в п.21 Постановления пленума от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом следует учитывать, что ст.2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
Степень общественной опасности совершенного правонарушения является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.
Доказательств причинения какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству, административным органом не представлено.
В материалах дела отсутствуют жалобы граждан на ухудшение здоровья либо какие-то иные обращения физических и юридических лиц по поводу негативного воздействия на них вследствие деятельности котельной ООО ..., осуществлявшей выброс вредных веществ без специального разрешения. Не представлены доказательства значительности ущерба, причиненного совершением данного административного правонарушения, отсутствуют сведения о том, что совершенное правонарушение повлекло наступление тяжелых последствий.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из целей и общих принципов назначения наказания, учитывая обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, его характером и последствиями, степень вины ООО ..., и то, что ООО ... хотя формально, но нарушило требования законодательства, полагаю возможным применить положения ст.2.9КоАПРФ и освободить ООО ... от административной ответственности, спрекращениемпроизводства по делу, ограничившись устным замечанием.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 29.7 – 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
освободить общество с ограниченной ответственностью ... от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и объявить ему устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Шерягина С.Н.