Дело №2а-538/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2020 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,
при секретаре Андреасян К.Г.,
с участием представителя административного истца Торгунаковой Е.В. Голенцовой Е.А., представителя административного ответчика департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Аксаментова Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торгунаковой Е.В. к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о признании незаконными решения, распоряжения, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Торгунакова Е.В. обратилась в суд с указанным административным иском к административному ответчику Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, мотивируя требования тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:499 для индивидуального жилищного строительства с расположенным на нем индивидуальным жилым домом с кадастровым номером: 24:50:0100451:4412 на основании договора купли-продажи от 13.09.2018 года. Границы земельного участка установлены в соответствии с законодательством. Распоряжением администрации г. Красноярска № 3465-недв от 03.08.2018 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» земельный участок был перераспределен на основании заявления о перераспределении с приложением к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поданного предыдущим собственником указанного земельного участка и жилого дома. На основании указанного распоряжения земельный участок в перераспределенном виде был сформирован площадью 1593 кв.м., сведения о нем были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, с присвоением кадастрового номера: 24:50:0100451:9614. Для заключения соглашения о перераспределении земельного участка административный истец обратился в департамент с заявлением № Т-2589 от 18.02.2019 года о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:9614, который был образован в порядке перераспределения из земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:499, находящегося в частной собственности истицы, и земель неразграниченной собственности, отчем было вынесено распоряжение администрации г. Красноярска № 3465-недв от 03.08.2018 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Однако департамент письмом № Т-2589 от 20.03.2019 года отказал административному истцу в заключении соглашения о перераспределении земельного участка на основании пп. 9 и 12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Ввиду того, что в указанном месте возможно сформировать самостоятельный земельный участок и схема перераспределения была разработана с нарушением требований образуемым земельным участком, при этом, не было уточнено, каким именно. Также указано, что распоряжение администрации г. Красноярска № 3465-недв от 03.08.2018 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» было отменено на основании протеста прокуратуры города Красноярска от 18.12.2008 года № 7-02-2018, о чем Торгунакова Е.В. узнала только из оспариваемого отказа. С указанным отказом не согласна, поскольку ею испрашивается к перераспределению земельный участок из земель неразграниченной собственности площадью 499 кв.м., шириной менее 19 м. для индивидуального жилищного строительства из которого невозможно сформировать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым земельным участкам, так как его размеры будут меньше минимальных размеров. Просит признать незаконным отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 20.03.2019 № Т-2589 в заключении с Торгунаковой Е.В. соглашения о перераспределении в отношении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:9614, образованного из земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:499 и земель государственная и муниципальная собственность на который не разграничена; признать незаконным распоряжение администрации г. Красноярска № 6255-недв от 27.12.2018 года об отмене распоряжения администрации г. Красноярска №; 3465-недв от 03.08.2018; возложит на административного ответчика обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с Торгунаковой Е.В. соглашение о перераспределении в отношении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:9614, образованного из земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:499 и земель государственная и муниципальная собственность на который не разграничена.
Административный истец Торгунакова Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомила, предоставила право представлять свои интересы по доверенности Голенцовой Е.А..
Представитель административного истца Торгунаковой Е.В. Голенцова Е.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска Аксаментов Д.М., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому указал, что распоряжение администрации города от 03.08.2018 года № 3465-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пер. Пойменный, 1)» отменено распоряжением администрации города Красноярска от 27.12.2018 № 6255-недв на основании протеста прокуратуры города Красноярска от 18.12.2018 № 7-02-2018. В соответствии с п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок. В связи с чем, департамент отказал административному истцу в перераспределении земельного участка. Кроме того, департаментом подано исковое заявление об обязании истца произвести снос одноэтажного нежилого строения (гаража) размером 68 кв.м., с кадастровым номером: 24:00:0000000:2672, расположенного по адресу: г. Красноярск, пер. Пойменный, 1. Строение гаражного бокса возведено без соответствующего разрешения на земельном участке, не отведенном в установленном законом порядке для этих целей, а потому является самовольной постройкой.
В судебное заседание не явился представитель административного ответчика администрации г. Красноярска, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не заявляли, письменный отзыв по требованиям не представили.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
Согласно подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего.
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1. ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В силу ч. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Частью 12 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.
Частью 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрены основания для принятия решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Судом установлено, что Торгунаковой Е.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100451:499 для индивидуального жилищного строительства с расположенным на нем индивидуальным жилым домом с кадастровым номером: 24:50:0100451:4412 на основании договора купли-продажи от 13.09.2018 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 03.08.23018 года № 3465-недв, Торгунакову Г.Г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, находящегося в зоне с особыми условиями использования территорий (водоохранная зона), охранной зоне инженерных сетей, зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), общей площадью 1593,0 кв.м.,. с местоположением по адресу: Краснояский край, г. Красноярск, пер. Пойменный, 1, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:499, общей площадью 1097,0 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пер. Пойменный, 1, с землями неразграниченной государственной собственности.
В результате выполнения кадастровых работ, указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 27 августа 2018 года, присвоен кадастровый номер: 24:50:0100451:9614, расположенный по адресу: г. Красноярск, пер. Пойменный, 1, площадью 1593 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, а также расположенный на указанном земельном участке 2008 года, соглашение о перераспределении земель от 19 сентября 2016 года.
Кроме того, распоряжением администрации г. Красноярска № 3179-недв от 20.07.2018 года, Торгунакову Г.Г. путем утверждения схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 669,0 кв.м., расположенный в водоохранной зоне водного объекта – реки Енисей, зоне инженерных сетей, зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) с местоположением: Красноярский край г. Красноярск, пер. Пойменный, д. 1.
Вместе с тем, распоряжением администрации г. Красноярска № 6255-недв от 27 декабря 2018 года, отменено распоряжение администрации города от 03.08.2018 № 3465-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пер. Пойменный, 1)» на основании протеста прокуратуры города Красноярска от 18.12.2018 № 7-02-2018, в соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска, распоряжением Главы города от 22.12.2006 №02740-р..
Также распоряжением администрации г. Красноярска № 6256-недв от 27 декабря 2018 года, отменено распоряжение администрации города от 20.07.2018 № 3179-недв «О предварительном согласовании предоставления земельного участка (Торгунаков Г.Г.)», на основании протеста прокуратуры города Красноярска от 18.12.2018 № 7-02-2018, в соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска, распоряжением Главы города от 22.12.2006 №02740-р..
18 февраля 2019 года Торгунакова Е.В. обратилась в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о выполнении кадастровых работ и осуществлении государственного учета земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:9614, площадью 1097 кв.м., по адресу: г. Красноярск, пер. Пойменный, 1.
20 марта 2019 года решением департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска №Т-2589, ее заявление о выполнении кадастровых работ и осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100451:9614 с целью подготовки проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: 24:?50:0100451:499, расположенного по адресу: г. Красноярск, пер. Пойменный, 1, площадью 1097,0 кв.м., находящегося в частной собственности Торгунаковой Е.В. сообщили, что распоряжение администрации города от 03.08.2018 года № 3465-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пер. Пойменный, 1)» отменено распоряжением администрации города Красноярска от 27.12.2018 № 6255-недв на основании протеста прокуратуры города Красноярска от 18.12.2018 № 7-02-2018. В соответствии с п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок.
Разрешая по существу заявленные административные исковые требования Торгунаковой Е.В., суд полагает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемый истцом отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска является законным и обоснованным.
Так, согласно представленной схеме, площадь образуемого земельного участка составляет 1 593 кв.м., таким образом, площадь испрашиваемого к перераспределению дополнительного земельного участка равна 496 кв.м., при этом, исходя из наличия рядом с испрашиваемым земельным участком свободных территории, с учетом отмененного распоряжения администрации города от 20.07.2018 № 3179-недв «О предварительном согласовании предоставления земельного участка (Торгунаков Г.Г.)» на основании протеста прокурора г. Красноярска, свидетельствует о возможности образования земельного участка как самостоятельного объекта недвижимости, следовательно, не исключена возможность предоставления как вновь образованного участка третьим лицам с аукциона или вне очереди, что подтверждается, в том числе, сведениями ГИМС.
Таким образом, по совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу, что административный истец фактически желает приобрести дополнительный земельный участок, присоединив его к своему, минуя установленный законом порядок, а его требования направлены на обход существующих процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, исключительно по итогам торгов.
Также, разрешая административные требовании Торгунаковой Е.В. в части признания незаконным распоряжения администрации г. Красноярска № 6255-недв от 287 декабря 2018 год «б отмене распоряжения администрации г. Красноярска № 3465-недв от 03.08.2018 года, суд также находит их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством.
Согласно пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Таким образом, с момента представления протеста прокурора г. Красноярска от 18.12.2018 N 7-02-2018 на оспариваемое распоряжение от 03.08.2018 N 3465-недв у администрации города Красноярска возникла обязанность его рассмотрения.
Кроме того, оспариваемое распоряжение от 27.12.2018 N 6255-недв. вынесено в соответствии с компетенцией администрации города и подписано уполномоченным должностным лицом - заместителем Главы города руководителем департамента муниципального имущества и земельных отношений Н.Н. Павлович.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Торгунаковой Е.В. в полном объеме
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Торгунаковой Е.В. к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о признании незаконными решения, распоряжения, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Судья (подпись) Л.В. Федоренко
Копия верна: Л.В. Федоренко