Дело № 2-343/2020
18RS0023-01-2019-003032-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 сентября 2020 года г. Сарапул УР
Решение принято в окончательной форме 25.09.2020 года.
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующий судья Косарев А.С.,
при секретаре Елесиной А.Е.,
с участием истца ФИО3,
представителя истца адвоката Самохваловой О.И.,
третьих лиц ФИО3,
ФИО18,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Администрации г. Сарапула о признании права собственности на земельный участок,
установил:
ФИО3 обратился в Сарапульский городской суд с иском к Администрации г. Сарапула о признании права собственности на земельный участок общей площадью 1 096 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: УР, <адрес>.
Свои требования истец мотивировал следующим.
При жизни его родители ФИО1 и ФИО2 приобрели в равных долях по договору купли-продажи от 12.03.1970 г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке общей площадью 1 096 кв.м.
Исполкомом Сарапульского горсовета 10.02.1993 г. каждому из родителей были выданы два свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей.
В каждом из свидетельств указано, что ФИО1 и ФИО2 в равных долях принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок каждому по 548 кв.м., т.е. общей площадью 1 096 кв.м.
Однако, после смерти родителей в документах наследственного дела было указано, что наследство состоит из земельного участка площадью 548 кв.м.
В права наследования вступили он и два его родных брата ФИО3 и ФИО4. Братья оформили договор дарения на жилой дом и земельный участок в его пользу. Собственником жилого дома и земельного участка является он.
Родители с 1970 г. с момента покупки жилого дома использовали земельный участок общей площадью 1 096 кв.м. Однако при оформлении земельного участка в 1993 г. исполкомом Сарапульского горсовета родителям были выданы свидетельства на право собственности на землю, где допустили ошибку, указав площадь земельного участка 548 кв.м. по ? доле каждому. После смерти родителей он также владеет земельным участком общей площадью 1 096 кв.м.
Из-за ошибки, допущенной при выдаче свидетельства о праве на земельный участок в указании площади земельного участка, в его документах также допущена ошибка и площадь земельного участка неверно указана в размере 548 кв.м.
В связи с изложенным, нарушены его права собственника, исправить во внесудебном порядке указанную ошибку не представляется возможным, поэтому он вынужден был обратиться в суд.
Истец ФИО3 и его представитель адвокат Самохвалова О.И., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали, привели доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика, Администрации г. Сарапула, в суд не явился, был извещен о времени и месте судебного разбирательства должным образом, возражений против иска не представил.
Третье лицо ФИО3 с иском согласен.
Третье лицо ФИО4 в суд не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания, направил суду письменное ходатайство, в котором указал, что с иском он согласен и просит рассмотреть дело без его участия.
Третье лицо ФИО18 с иском не согласилась, однако возражений против иска не представила. Пояснила, что имеет земельный участок по адресу: <адрес>, смежный с земельным участком ФИО3; сама она живет в доме по указанному адресу с 1981 г.; земельный участок по <адрес> по форме длинный, у нее участок 4,78 соток, у ФИО3 примерно в два раза больше; ФИО21 всегда пользовались всем своим участком.
Третьи лица ФИО6, ФИО19, ФИО20 (в лице ее законного представителя ФИО11) в суд не явились, были извещены о времени и месте судебного заседания, о чем в деле имеются почтовые извещения.
Третье лицо ФИО17 в суд не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания, о чем в деле имеется почтовое извещение.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Свидетель ФИО12 суду показала, что в 1972 г. вышла замуж, рядом с домом № по <адрес> жили родственники мужа, это участок, смежный с участком Пугачева, 103, по длине. Их участок составлял 14 соток. Участок ФИО21 был меньше – соток десять. Дальше продолжается участок ФИО18. На 1972 год участком пользовались ФИО1 и ФИО7. Споров по границам участка у них не было, претензии к ее родственникам никто не предъявлял. Соседи ФИО21 засаживали весь участок полностью.
Выслушав участников процесса, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив все доказательства в совокупности, суд считает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Согласно договору купли-продажи от 12.03.1970 г. ФИО1 и ФИО2 являлись в равных долях собственниками жилого дома по адресу: <адрес>. Согласно п. 1 договора указанный жилой дом был расположен на участке земли размером 1 096 кв.м.
Из отметок на договоре следует, что договор был удостоверен государственным нотариусом Сарапульской государственной нотариальной конторы ФИО13 и зарегистрирован в Бюро инвентаризации г. Сарапула.
Согласно свидетельству № 114 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, решением исполкома Сарапульского горсовета от 12.08.1992 г. ФИО2 был передан в пожизненное наследуемое владение земельный участок площадью 548 кв.м. по адресу: <адрес> (1/2 доля).
Согласно свидетельству № 115 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, решением исполкома Сарапульского горсовета от 12.08.1992 г. ФИО1 был передан в пожизненное наследуемое владение земельный участок площадью 548 кв.м. по адресу: <адрес> (1/2 доля).
Из свидетельства о смерти (бланк I-НИ №), выданного Управлением ЗАГС Администрации г. Сарапула Удмуртской Республики Российской Федерации, следует, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о смерти (бланк II-НИ №), выданному Управлением ЗАГС Администрации г. Сарапула Удмуртской Республики, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти отца, ФИО1, в соответствии со свидетельствами о праве на наследство по завещанию от 02.08.2011 г., удостоверенными временно исполняющей обязанности нотариуса г. Сарапула ФИО14, 7/32 долей жилого дома по адресу: <адрес>, а также 7/32 долей земельного участка площадью 548 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: УР, <адрес>, перешли к его наследнику – сыну ФИО5. Указанное обстоятельство подтверждается также свидетельствами о государственной регистрации права 18-АБ 329863 и 18-АБ 329866.
После смерти матери истца, ФИО2, согласно свидетельствам о праве на наследство по закону от 13.05.2017 г., удостоверенным нотариусом нотариального округа «Город Сарапул Удмуртской Республики» ФИО15, наследником в 1/3 доле ее имущества стал ФИО5. Наследство, на которое выданы свидетельства, состояло из 9/16 долей земельного участка площадью 548 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: УР, <адрес> 1/16 доли жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>.
Далее, судом установлено следующее.
Согласно п. 1.1 договора дарения доли земельного участка с долей жилого дома от 12.01.2018 г. ФИО4, ФИО3 подарили ФИО5 принадлежащие им по праву долевой собственности 19/32 долей земельного участка площадью 548 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Кроме того, принадлежащие ФИО4 и ФИО3 2/6 доли жилого дома, находящегося на земельном участке площадью 548 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> были подарены ими согласно договору дарения доли жилого дома от 20.01.2018 г. ФИО5.
Как следует из отметок на договорах, переход права собственности на указанное в договорах имущество был зарегистрирован в установленном законом порядке 26.01.2018 г.
Согласно Выписке из единого государственного реестра недвижимости на 26.01.2018 г. ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Из Оценочной описи и Приложения «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», составленной на 05.12.2005 г. Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике усматривается, что по адресу: <адрес> учитывается земельный участок площадью 548 кв.м.
Таким образом, судом установлено, что на день рассмотрения дела в суде истец ФИО3 является собственником жилого дома по адресу: <адрес> и земельного участка площадью 548 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Истец и его представитель утверждали в иске и в суде, что изначально во владении и пользовании родителей истца – ФИО1 и ФИО2 – находился земельный участок площадью 1 096 кв.м., поскольку жилой дом, который супруги ФИО21 приобрели в 1970 г. был расположен на земельном участке такого размера. Ни до получения наследства наследником ФИО3, ни после получения им наследства после смерти родителей, размер земельного участка, находящегося сначала в их владении, впоследствии – в его владении, не менялся, до настоящего времени в его владении и пользовании находится земельный участок площадью 1 096 кв.м. Однако, при выдаче свидетельств на право собственности землей, а потом и свидетельств о праве на наследство была допущена ошибка и в этих документах был указан неверный размер земельного участка – вместо 1 096 кв.м. было указано 548 кв.м. Это обстоятельство нарушает права истца как собственника земельного участка и расположенного на нем жилого дома.
Суд приходит к выводу о том, что доводы истца и его представителя являются законными и обоснованными и нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Доводы истца подтверждаются имеющимися в материалах дела относимыми и допустимыми достаточными доказательствами.
Так, суду Сарапульским филиалом БУ УР «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» был представлен ситуационный план на объект недвижимости по адресу: <адрес> (разделы II - «План земельного участка» и III – «Экспликация земельного участка» Технического плана на жилой дом). Из указанного ситуационного плана усматривается, что изначально жилой дом и иные постройки располагались (на день их обследования 02.12.1977 г.) на земельном участке, площадь которого и по документам и фактически составляла 1 096 кв.м., что отражено в соответствующих разделах ситуационного плана.
Согласно данным кадастрового паспорта, составленного ГУП УР «Удмурттехинвентаризация» на 08.07.2011 г., указанной организацией на день обследования был составлен ситуационный план объектов недвижимого имущества на земельном участке по адресу: <адрес>. Из ситуационного плана следует, что описан земельный участок прямоугольной формы, длинная сторона которого соседствует с участком по <адрес>, а короткая – с участком по <адрес>.
Из Схемы расположения земельных участков, составленной кадастровым инженером ФИО16 в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, усматривается, что этот земельный участок относительно иных, смежных участков, имеет вытянутую форму, представляет собой прямоугольник, длинная сторона которого является смежной границей с земельным участком с кадастровым номером № площадью 1 450 кв.м. по <адрес>, а короткой стороной соседствует со смежным земельным участком с кадастровым номером № площадью 476 кв.м. по <адрес>. Кроме того, эти сведения подтверждены истцом данными Выписки из единого государственного реестра недвижимости, выданной на 30.06.2020 г. и имеющимися в Выписке описаниями местоположения этих земельных участков.
Таким образом, из схемы расположения земельного участка истца, его объективных характеристик и данных государственного реестра, анализа иных представленных истцом доказательств следует, что площадь принадлежавшего родителям истца и принадлежащего в настоящее время истцу земельного участка изначально не могла составлять 548 кв.м.
Судом учитывается также следующее обстоятельство. Как усматривается из свидетельств № 114 и № 115 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданных при жизни родителям истца ФИО3, лицо, заполнявшее свидетельства, указало, что у каждого из них имеется право на ? долю земельного участка по 548 кв.м., т.е. у указанных лиц в общей сложности изначально находился в пожизненном наследуемом владении земельный участок площадью 1 096 кв.м., а не 548 кв.м., что также подтверждает позицию истца и выводы суда. Однако при этом лицо, заполнявшее свидетельства, не указало в них общую площадь всего земельного участка, находившегося в пользовании ФИО21 и передаваемого им в собственность, что повлекло за собой в дальнейшем неверное указание площади в документах по наследству.
Судом установлено в ходе судебного разбирательства, что по указанным причинам действительный размер принадлежавшего родителям истца земельного участка, а именно, 1 096 кв.м., не был учтен при выдаче нотариальных документов наследникам умерших ФИО1 и ФИО2 В 2011 г. документы на наследство были выданы нотариусом только с учетом того, что в свидетельстве на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № 114, выданного на имя умершего ФИО1, был указан земельный участок площадью 548 кв.м. и не была указана общая (действительная) площадь всего земельного участка (1 096 кв.м.). Следовательно, общая площадь земельного участка была установлена неверно, впоследствии эта ошибка была повторена в нотариальных документах и после смерти второго собственника земельного участка ФИО2
Это обстоятельство нарушает права собственности на земельный участок наследника ФИО3, поскольку, как следует из представленных им доказательств: кадастрового паспорта, Выписки из Единого государственного реестра недвижимости, в кадастре и Реестре учитывается земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, ул. <адрес>ю 548 кв.м., а не 1 096 кв.м., как было изначально и соответствовало бы действительности.
Факт нахождения в пользовании и впоследствии в собственности наследодателей ФИО1 и ФИО2 земельного участка площадью 1 096 кв.м. подтверждается пояснениями третьего лица ФИО18, а также показаниями свидетеля ФИО12
Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Из анализа имеющихся в деле доказательств суд делает следующие выводы:
- родителям истца ФИО1 и ФИО2 изначально принадлежал земельный участок площадью 1 096 кв.м. по адресу: <адрес>;
- после смерти родителей их наследником стал сын ФИО3 (по завещанию и по закону) – истец по настоящему гражданскому делу;
- при выдаче свидетельств о праве собственности на землю, свидетельств о праве на наследство по завещанию и свидетельств о праве на наследство по закону были допущены ошибки в указании площади земельного участка, перешедшего к наследнику ФИО3 – вместо площади 1 096 кв.м. неверно было указано 548 кв.м.;
- неверное указание площади земельного участка нарушает право собственности ФИО3 на перешедшее ему по наследству имущество – земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- нарушение права собственности ФИО3 на земельный участок надлежит восстановить путем признания за ним права собственности на земельный участок по адресу: УР, <адрес>, кадастровый номер № общей площадью 1 096 кв.м.
Суд учитывает также, что доводы, приведенные истцом и его представителем в суде, и представленные стороной истца доказательства участниками процесса (представителем ответчика, Администрации г. Сарапула) и третьими лицами по делу (собственниками смежных земельных участков) в ходе судебного разбирательства не оспаривались, не отрицались и не были опровергнуты.
Исходя из изложенного и в силу ст. 12 ГК РФ суд находит возможным исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Руководствуясь ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования ФИО5 к Администрации г. Сарапула о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за ФИО5 право собственности на земельный участок по адресу: УР, <адрес>, кадастровый номер № общей площадью 1 096 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, через Сарапульский городской суд УР.
Судья Косарев А.С.