Решение от 26.06.2020 по делу № 3а-186/2020 от 02.03.2020

Дело №3а-186/2020

42OS0000-01-2020-000098-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Злобиной П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«26» июня 2020 года

дело по административному исковому заявлению Ильиной Юлии Сергеевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Ильина Ю.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что она в период с 15 декабря 2017 года по 01 марта 2018 года являлась собственником объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного в подвале дома по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 16 сентября 2014 года и составляет 1 323 228,70 руб.

Между тем рыночная стоимость данного объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика ООО «Независимая профессиональная оценка» №191215 от 25 декабря 2019 года, согласно которому рыночная стоимость данного объекта на дату оценки – 16 сентября 2014 года, составляет 175 000 руб.

Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости выше его рыночной стоимости, что затрагивает права административного истца, просит установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Административный истец Ильина Ю.С. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Коньков В.П. в судебном заседании на удовлетворении требований своего доверителя настаивал.

Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбасса, Правительство Кемеровской области – Кузбасса, заинтересованные лица Администрация Кемеровской области-Кузбасса, Администрация г. Юрга, Свиридов Е.М. своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбасса представило письменные возражения, указывая на то, что не является административным ответчиком по делу, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области- Кузбассу в письменных возражениях указал, что не является надлежащим административным ответчиком по делу, не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Правительство Кемеровской области-Кузбасса в письменных объяснениях указало, что не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст. 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (абзац 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Судом установлено, что в период с 15 декабря 2017 года по 01 марта 2018 года Ильина Ю.С. являлась собственником объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного в подвале дома по адресу: <адрес>. (л.д. 18).

01 марта 2018 года между Ильиной Ю.С. и Свиридовым Е.М. заключен договор купли-продажи спорного объекта недвижимости (л.д. 20).

Из предоставленного кадастрового дела (копия на л.д. 87-95) следует, что данный объект недвижимости является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 26 декабря 2013 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 февраля 2020 года (л.д. 17), утвержденная актом от 11 августа 2017 года № б/н кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11 августа 2017 года, на дату определения кадастровой стоимости – 16 сентября 2014 года, составляет 1 323 228,70 руб.

По информации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Кемеровской области, в связи с владением объектом недвижимости с кадастровым номером в 2018 году Ильина Ю.С. являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности Ильиной Ю.С. как бывшего собственника объекта недвижимости, являющегося плательщиком налога на имущество физических лиц за налоговый период 2018 год, размер которого определяется от кадастровой стоимости объекта недвижимости (п.1 ст.401, п.п.1, 2 ст.403 Налогового кодекса Российской Федерации).

В связи с этим, суд полагает, что административный истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

В суд с настоящим заявлением Ильина Ю.С. обратилась 26 февраля 2020 года, что следует из штемпеля на почтовом конверте.

Из представленного административным истцом отчета № 191215 от 25 декабря 2019 года, составленного оценщиком ООО «Независимая Профессиональная Оценка» следует, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером , общей площадью 134,9 кв.м., по состоянию на 16.09.2014 года составляет 175 000 руб. (л.д. 22-71).

Проверяя относимость и допустимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 16 сентября 2014 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.

Как было указано ранее, объект недвижимости с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 26 декабря 2013 года.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 г. № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области по состоянию на 2 июня 2011 года.

Первоначально органом регистрации прав на основании акта определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 сентября 2014 года б/н была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 27 731,39 руб. (л.д. 89 - 91).

24.07.2017 года была выявлена техническая ошибка в сведениях об объекте капитального строительства с кадастровым номером , способ исправления ошибки – связать помещение со зданием (л.д. 92).

Далее, в соответствии с п. 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №113, определена оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 9808,96 руб./кв.м., на площадь данного объекта – 134,9 кв.м., что зафиксировано в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 11 августа 2017 г. б/н (л.д. 93 – 95).

Таким образом, дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорного объекта – 16 сентября 2014 года, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Отчет оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости, содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта недвижимости, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. В результате выбора подходов оценщиком для оценки объекта недвижимости отобраны сравнительный подход (описано применение метода сравнения продаж), доходный подход (описано применение метода прямой капитализации дохода), отказ от использования затратного подхода и иных методов мотивирован, проведено согласование результатов оценки. В результате анализа информации оценщиком произведен отбор объектов-аналогов с учетом назначения объекта недвижимости, его характеристик, условий рынка. При определении рыночной стоимости объекта оценки в рамках сравнительного подхода проведена корректировка по следующим элементам сравнения: условия рынка (изменение цен между датами сделки и оценки), местоположение (красная линия), площадь, этаж. По иным элементам сравнения (состав передаваемых прав, условия финансирования, условия продажи, торг, вид использования и (или) зонирование, месторасположение, состояние) корректировка не проводилась поскольку оснований к тому оценщиком не установлено, о чем мотивировано указано в отчете. Рыночная стоимость объекта оценки в рамках сравнительного подхода составила 176 399 руб. При определении рыночной стоимости объекта оценки в рамках доходного подхода объект недвижимости анализировался исходя из его фактического использования с оценкой ставок арендной платы, сложившихся на рынке аренды недвижимости, определения чистого операционного дохода, а также применения ставки капитализации в размере 26,37%. Рыночная стоимость объекта оценки в рамках доходного подхода составила 173 876 руб. Итоговая рыночная стоимость объекта недвижимости, в результате согласования значений, полученных в рамках различных подходов, составила 175 000 руб. В представленном стороной истца отчете приведены как расчеты, так и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком. Отчет содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Лицами, участвующими в деле, возражений относительно выводов отчета объекта оценки не представлено.

В обоснование заявленных требований административный истец указала на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, в связи с чем она вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат положениям ч. 2 ст. 247 КАС РФ, в соответствии с которыми к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

При таких обстоятельствах исковые требования Ильиной Ю.С. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 134,9 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 175 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░░ 2014 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ – 26 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░      ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 26 ░░░░ 2020 ░░░░.

3а-186/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Ильина Юлия Сергеевна
Ответчики
КУГИ Администрации Кемеровской области
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Киклевич Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
02.03.2020Регистрация административного искового заявления
02.03.2020Передача материалов судье
02.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Подготовка дела (собеседование)
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
14.04.2020Судебное заседание
18.06.2020Производство по делу возобновлено
26.06.2020Судебное заседание
26.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2020Дело оформлено
04.09.2020Дело передано в архив
26.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее