Решение по делу № 8а-18982/2021 [88а-18139/2021] от 14.09.2021

Дело № 88а-18139/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 сентября 2021 года                                                             г. Санкт-Петербург

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего:                 Городкова А.В.,

судей:                                    Зеленского А.М., Корнюшенкова Г.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Андреев В.Р. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 06 сентября 2021 года по административному делу                    № 2а-5197/2021 по административному исковому заявлению Андреев В.Р. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Третьякова Е.А. и по административному иску Третьякова Е.А. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт- Петербурга муниципальный округ Автово о признании бездействия незаконным, признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты, обязании устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Андреева В.Р. – Пахомовой Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Кичаевой О.А. об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Решением муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово от 30 июня 2021 года №12 назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово шестого созыва на 19 сентября 2021 года (л.д.109 том 2).

Решением избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово (далее - ИКМО Автово) от 05 июля 2021 года № 3-2 полномочия окружных избирательных комиссий избирательных округов №№ 1, 2, 3, 4 по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербург муниципальный округ Автово шестого созыва возложены на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово (л.д. 107 том 2).

Решением ИКМО Автово от 28 июля 2021 года №11-7 Андреев В.Р., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу № 3 (л.д. 73 том 1).

Решением ИКМО Автово от 01 августа 2021 года № 15-16 Третьякова Е.А., выдвинутой избирательным объединением - местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово шестого созыва по основанию, изложенному в статье 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», так как Третьяковой Е.А. не представлены нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуествление функций в сфере регистрации общественных объединений; на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в заявлении о согласии баллотироваться неправильно указаны сведения о занимаемой должности; не представлено решение о создании Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово; в нарушение подпункта «г» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» не представлен документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата; ИКМО Автово извещено о дате проведения конференции политической партии с нарушением установленных сроков (л.д. 99-101 том 1).

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 09 августа 2021 года № 256-20 отменено решение ИКМО Автово от 01 августа 2021 года № 15-16 «Об отказе в регистрации Е.А. Третьяковой в качестве кандидата в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва» признано незаконным и отменено, на ИКМО Автово возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации Третьяковой Е.А. кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального округа Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 3 не позднее чем через 5 дней со дня принятия настоящего решения; ИКМО Автово указано при повторном рассмотрении руководствоваться выводами Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенными в настоящем решении (л.д. 28-45 том 1).

Решением ИКМО Автово от 13 августа 2021 года № 18-16 Третьякова Е.А., выдвинутая избирательным объединением-местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу №3 (л.д.91-98 том 1).

В Кировский районный суд Санкт-Петербурга поступили административные исковые заявления Андреева В.Р. (19 августа 2021 года) и Третьяковой Е.А. (24 августа 2021 года, направлено посредством почтовой связи 21 августа 2022 года) о признании незаконным и отмене решения ИКМО Автово от 13 августа 2021 года №18-16 «О регистрации Третьякова Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва» (л.д. 7-15, 57- 58, 68-72 том 1).

Также Третьякова Е.А. в административном исковом заявлении просила:

-признать незаконным бездействие ИКМО Автово, выразившееся в непринятии в установленном пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядке, а именно, путем голосования не менее чем пятью голосами членов ИКМО Автово с правом решающего голоса от установленного числа членов ИКМО Автово с правом решающего голоса «за» решение о регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва;

-обязать ИКМО Автово зарегистрировать её кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу №3 в срок, не позднее чем в три дня со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу (л.д. 7-15 том 1).

Определениями Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2021 года и 26 августа 2021 года административные исковые заявления Андреева В.Р. и Третьяковой Е.А. приняты к производству суда (л.д. 1-5, 62-66 том 1).

Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 26 августа 2021 года дела по административным исковым заявлениям Андреева В.Р. и Третьяковой Е.А. объедены в одно производство, делу присвоен номер №2а-5197/2021 (л.д. 4-6 том 2).

В обоснование заявленных требований Андреев В.Р. указал, что решение ИКМО Автово от 13 августа 2021 года №18-16 о регистрации Третьяковой Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу №3 является незаконным, поскольку принято с нарушением требований пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как за принятие оспариваемого решения проголосовало четыре члена ИКМО Автово с правом решающего голоса вместо пяти; также Третьякова Е.А. не пред-ставила в ИКМО Автово все документы, необходимые в соответствии с законом для регистрации кандидата. Третьякова Е.А. выдвинута Местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, однако в соответствии с Уставом партии решение о согласовании кандидатуры кандидатом при подаче документов в ИКМО Автово представлено не было, а также не представлено решение о создании Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово; Местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово не были соблюдены требования к выдвижению кандидата, поскольку извещение о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой принималось решение о выдвижении кандидатов, подано с нарушением сроков, установленных статьёй 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (л.д. 68-72 том 1).

В обоснование заявленных требований Третьякова Е.А. указала, что решение ИКМО Автово от 13 августа 2021 года №18-16 о регистрации её в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу №3 принято с нарушением закона, так как голосовать «за» должно было пять членов ИКМО Автово с правом решающего голоса, то есть, большинство от установленного числа членов ИКМО Автово с правом решающего голоса (пять из восьми). В связи с непринятием законного решения о её регистрации 13 августа 2021 года ИКМО Автово совершила бездействие, которое нарушает принцип равенства кандидатов по смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», создает препятствия в реализации ему избирательных прав (л.д. 7-15 том 1).

Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 06 сентября 2021 года, административные иски                   Андреева В.Р. и Третьяковой Е.А. удовлетворены; признано незаконным и отменено решение ИКМО Автово от 13 августа 2021 года № 18-16 о регистрации Третьяковой Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва; признано незаконным бездействие ИКМО Автово, выразившееся в непринятии в установленном пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядке решения о регистрации Третьяковой Е.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва; на ИКМО Автово возложена обязанность зарегистрировать Третьякову Е.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт- Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по много-мандатному избирательному округу № 3 в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 8-35 том 3).

    На вступившие в законную силу судебные постановления                       Анедреев В.Р. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

    В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 27 статьи 38 названного Федерального закона перечень оснований отказа в регистрации кандидата списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24-26 настоящей статьи, является исчерпывающим.

Основания отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.

В соответствии с пунктом 11 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт- Петербурга» заседание избирательных комиссий является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Согласно пункту 13 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Установленное число членов ИКМО Автово с правом решающего голоса согласно пункту 4 статьи 36 Устава внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт- Петербурга муниципальный округ Автово, принятого решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово от 10 августа 2012 года № 16, восемь членов.

Большинство голосов от установленного числа членов комиссии равно пяти, однако из присутствовавших шести членов на заседании комиссии, на котором решался вопрос о регистрации Третьяковой Е.А. кандидатом в депутаты, лишь четверо проголосовали за её регистрацию, что меньше половины от установленного численного состава, при этом два члена комиссии, проголосовали «против».

Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанное обстоятельство является основанием к признанию незаконным и отмене решения ИКМО Автово от 13 августа 2021 года № 18-16 о регистрации Третьяковой Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва.

Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судо-производства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Учитывая, что ИКМО Автово не приняло во исполнение решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 9 августа 2021 года решение по заявлению Третьяковой Е.А. о регистрации её кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт - Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по избирательному округу №3 в порядке, установленном в пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допущенном ИКМО Автово незаконном бездействии и удовлетворил иск Третьяковой Е.А. в указанной части.

Оценивая доводы административного иска Андреева В.Р. в части оснований для отказа в регистрации Третьяковой Е.А. кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования г. Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу №3 в части непредставления необходимых документов для регистрации кандидата в депутаты вместе с заявлением об изъявлении баллотироваться в кандидаты в депутаты, суд первой инстанции принял во внимание выводы Санкт- Петербургской избирательной комиссии, изложенные в решении от 09 августа 2021 года, в связи с рассмотрением жалобы Третьяковой Е.А. на решение ИКМО Автово от 01 августа 2021 года №15-16 «Об отказе в регистрации Третьяковой Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва».

С данной оценкой согласилась и судебная коллегия апелляционной инстанции.

Так, 04 августа 2021 года в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию поступила жалоба Третьяковой Е.А. об отмене решения ИКМО Автово от 01 августа 2021 года №15-16 «Об отказе в регистрации Третьяковой Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва» (л.д.28 том 1).

Рабочая группа Санкт-Петербургской избирательной комиссии исследовала личное дело кандидата в депутаты Третьяковой Е.А. и в результате проверки изложенных заявителем и представителем ИКМО Автово доводов, установила, что отказ в регистрации Третьяковой Е.А. кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования г. Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу №3 является необоснованным по следующим обстоятельствам (л.д.28-45 том 1).

В соответствии с подпунктами «а», «в», «г» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» кандидат одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом и волнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании; решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 95-ФЗ, соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения, или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

23 июля 2021 года кандидатом Галимовой К.И. от избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, первой представившей документы для выдвижения в ИКМО Автово в соответствии с пунктом 14.6 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в ИКМО Автово была представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а именно - нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения Санкт-Петербургского регионального деления Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», что следует из подтверждения о получении документов о выдвижении кандидата в депутаты муниципального совета муниципальный округ Автово шестого созыва, изученного Рабочей группой и Санкт- Петербургской избирательной комиссией, в связи с чем повторного предоставления данного документа иным кандидатом от того же избирательного объедения не требовалось.

Галимова К.И. в настоящий момент зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты от избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, что также подтверждено решением Кировского районного суда Санкт- Петербурга от 27 августа 2021 года по административному делу №2а- 5200/2021, которое находится в открытом доступе на официальном сайте Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга, не обжаловалось, вступило в законную силу.

    Согласно пункту 14.1 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово является структурным подразделением партии и осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего муниципального образования в пределах соответствующего муниципального образования внутригородской территории города федерального значения, входящего в состав одного субъекта Российской Федерации (л.д.63 том 2).

Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово входит в состав Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (л.д. 150-151 том 1).

В соответствии с пунктом 14.2.1 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово осуществляет свою деятельность без образования юридического липа (лд.63 том 2).

Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» согласно пункту 13.1 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» также является структурным подразделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», а согласно пункту 13.4 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации (л.д.47 том 2).

Согласно пунктам 13.7.7.6, 14.6.5 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово правомочно выдвигать кандидатов в депутаты на соответствующие выборы (л.д.48, 65 том 2).

Из решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии следует, что она согласилась с позицией Третьяковой Е.А. о том, что кандидат в депутаты не могла представить нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, и правомерно представила нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», что предусмотрено подпунктом «г» пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпунктом «а» пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (л.д.28-45 том 1).

Рабочей группой Санкт-Петербургской избирательной комиссии установлено, что решение о создании Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, а именно решение Регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии «Единая Россия» от 04 апреля 2003 года «О создании местных отделений партии на территории муниципальных образований Санкт-Петербурга» было представлено Третьяковой Е.А. 23 июля 2021 года, что следует из подтверждения о получении документов о выдвижении кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 3, а также повторно представлено в ИКМО Автово 30 июля 2021 года (л.д.28-45, 119, 120-121,147 том 1).

Решением Регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 04 апреля 2003 года принято решение о создании 111 местных отделений в составе регионального отделения в границах соответствующих муниципальных образований (л.д. 150 том 1).

Согласно выписке из перечня местных отделений, являющегося приложением к решению от 04 апреля 2003 года, создано местное отделение Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» - Единая Россия муниципального образования округ Автово (л.д.151 том 1).

Санкт-Петербургская избирательная комиссия пришла к выводу, что 23 июля 2021 года в ИКМО Автово Третьяковой Е.А. было представлено необходимое Решение Президиума Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 12 июля 2021 года, которым согласно Приложению к нему утверждена кандидатура Третьяковой Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу № 3, а также данный документ представлен повторно в ИКМО Автово 30 июля 2021 года, что следует из подтверждения получения документов от кандидата. К данному решению в качестве приложения был приложен список утвержденных кандидатов в депутаты от избирательного объединения, но в данном случае избирательное объединение на Конференции голосовало за каждого выдвинутого кандидата в депутаты отдельно, в список вошли 20 кандидатов в депутаты по каждому избирательному округу, среди которых указаны как Галимова К.И., так и Третьякова Е.А. (л.д. 119, 120-121,147,154-155 том 1).

Дело Галимовой К.И. не было исследовано судом первой инстанции, но в данном случае, это не было обязательным, так как данное дело исследовалось Санкт-петербургской избирательной комиссией, установленные обстоятельства отражены ею в решении от 09 августа 2021 года, никем не опровергнуты, а также положены в основу решения Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга №2а-5200/2021, вступившего в законную силу на момент рассмотрения настоящего административного дела.

Санкт-Петербургской избирательной комиссией было установлено, что решение о создании местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово было представлено Третьяковой Е.А. 23 июля 2021 года.

Судебная коллегия считает, что установленные судом первой инстанции обстоятельства в данной части, с учетом выводов, указанных в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 09 августа 2021 года, не подлежат переоценке, так как решение Санкт- Петербургской избирательной комиссии от 09 августа 2021 года №256-20 в данной части не оспорено, незаконным не признано.

Следует отметить, что 23 июля 2021 года Третьяковой Е.А. в ИКМО Автово представлено согласно подтверждению о получении документов, среди прочего:

-пункт 10 «копия Устава общественного объединения, заверенная постоянно действующим руководящим органом общественного объединения» - «получено 74 листа»;

-пункт 11 «в случае выдвижения кандидата избирательным объединением, которое не является юридическим лицом, решение о его создании» - «получено 1 лист»;

-пункт 12 «решение органа политической партии, съезда иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата» - «получено 13 листов»;

-пункт 13 «документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата» - «получено 1 лист»,

-пункт 14 «документ, подтверждающий делегирование полномочий по выдвижению кандидата (в случае если это предусмотрено уставом избирательного объединения) - «получено 1 лист» (л.д. 120-121 том 1).

Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что указание данных документов в подтверждении о приеме документов подлежит буквальному толкованию, исправления которые внесены в подтверждение (зачеркнуто в пункте 13 и указано справка о судимости) и в пункте 14, не заверены Третьяковой Е.А., установить момент исправления не представляется возможным.

Согласно выписке из протокола Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово от 20 июля 2021 года следует, что решение о выдвижении кандидата в депутаты внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципального округа Автово шестого созыва при голосовании каждой кандидатуры принималось в результате тайного голосования, в избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово в соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 21 и пунктами 1-3 статьи 24 Закона Санкт- Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, пунктом 14.6.5.1 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово от 20 июля 2021 года об итогах тайного голосования делегатов Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, с учетом наличия письменного согласия на выдвижение от избирательного объединения «Местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово» на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года (л.д.127 том 1).

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 09 августа 2021 года и судом первой инстанции дана оценка о надлежащем извещении ИКМО Автово о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, с которой судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.

ИКМО Автово извещалась о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой разрешался вопрос о выдвижении кандидатов на соответствующих выборах, посредством телефонограммы 12 июля 2021 года, в подтверждение чего в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию представлен журнал (выписка) исходящих телефонограмм из местной общественной приемной партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и детализация услуг связи ПАО «Вымпелком» (л.д.24-25, 26-27 том 1).

С учетом выводов Санкт-Петербургской избирательной комиссии, сделанных на основании представленных документов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ИКМО Автово извещалось 12 июля 2021 года в 16 часов 03 минуты о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» муниципального образования муниципальный округ Автово, назначенной на 20 июля 2021 года в 19 часов 00 минут.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку исходя из положений пункта 3.1.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года №235/1486-6, извещение о Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в виде передачи телефонограммы представителю ИКМО Автово является допустимым и законным.

Доводы Андреева В.Р. о том, что длительность звонка в 11 секунд нельзя признать надлежащим извещением ИКМО Автово о проведении Конференции, так как за это время невозможно передать необходимый объем информации об извещении о Конференции, и что ИКМО Автово отрицает факт такого извещения 12 июля 2021 года, не являются основаниями для признания незаконным и отмены решения суда.

Кроме того, дополнительно ИКАЮ Автово извещалось о проведении Конференции 19 июля 2021 года, что ИКМО Автово не оспаривалось.

При этом, участия в Конференции ИКМО Автово не принимало и о переносе заседания Конференции в связи с несвоевременным изменением не ходатайствовало.

Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года                        №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Согласно пункту 4.12.2 Методических рекомендаций извещение утверждается решением избирательной комиссии, при этом заседание комиссии, на котором принимается указанное решение, должно быть проведено в сроки, обеспечивающие соблюдение вышеуказанного трехдневного срока. На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения. Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения, при их отсутствии - направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда, правильно руководствовалась Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С.С. Цукасова».

Названным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года № 6-П постановлено, что пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и в случае выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких- либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов извещать кандидатов об этих недостатках.

Вместе с тем, пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.

Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года № 6-П, в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом. Указанная обязанность избирательной комиссии направлена на обеспечение предусмотренного тем же законоположением права кандидата не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы - за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, - представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения этих документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Отсутствие же у кандидата права вносить уточнения и дополнения в ранее представленные им в уполномоченную избирательную комиссию подписные листы в поддержку его выдвижения и в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предопределено принципом равенства выдвинутых кандидатов, необходимостью качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года                            № 1087-0-0).

Такое регулирование обусловлено конституционным принципом равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации) и корреспондирующим ему положением Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (заключена в Кишиневе 7 октября 2002 года), согласно которому подлинные выборы предполагают равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций), а потому регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать основанием для привилегий либо ограничений дискриминационного характера, и недопустимо произвольное или дискриминирующее применение норм о регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций).

В случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований закона в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках (пункт 4.6 Методических рекомендаций).

Извещение о недостатках утверждается решением избиратель-ной комиссии, в нем должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в представленных документах, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из документов оформлены с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона, в чем состоит это нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки; на заседание избирательной комиссии по вопросу об извещении о выявленных недостатках приглашается кандидат либо его представитель, незамедлительно после заседания решение избирательной комиссии вручается присутствующему кандидату, его представителю, а при их отсутствии - направляется в их адрес (пункт 4.12.2 Методических рекомендаций).

     Кроме того, избирательная комиссия доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, определенном организующей выборы избирательной комиссией, и сообщает средствам массовой информации о выявленных фактах недостоверности таких сведений (пункты 6-8 статьи 33 названного Федерального закона № 67).

Из материалов административного дела не следует, что                          Третьякова Е.А. была незамедлительно извещена рабочей группой ИКМО Автово о выявленных недостатках, неполноте представленных документов, в том числе и в течение установленных законодателем трех дней. Такое извещение было оформлено и доведено до Третьяковой Е.А. только 28 июля 2021 года с предоставлением срока для исправления недостатков до 30 июля 2021 года, то есть за пределами трехдневного срока.

Со дня получения извещения о выявленных недостатках, неполноте представленных документов Третьякова Е.А. устранила их в трехдневный срок и 30 июля 2021 года представила истребуемые ИКМО Автово документы.

Однако, представление Третьяковой Е.А. истребуемых ИКМО Автово документов 30 июля 2021 года, Санкт-Петербургской избирательной комиссии в своем решении от 09 августа 2021 года было расценено как повторное их представление. Данный вывод, указанный в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии не оспорен и подтверждается материалами дела.

Судебная коллегия расценивает представление документов Третьяковой Е.А. 30 июля 2021 года не как необходимость их представления в связи с тем, что они не были поданы первоначально ни Третьяковой Е.А., ни Галимовой К.И. (как первым кандидатом от избирательного объединения), а как их необходимость представления по извещению ИКМО Автово от 28 июля 2021 года (во исполнение извещения). Истребуемые документы Третьяковой Е.А. были представлены в срок, за сутки до принятия решения по утверждению кандидата в депутаты.

Ненадлежащее принятие рабочей группой ИКМО Автово документов у Третьяковой Е.А. 23 июля 2021 года, их возможная утрата в какой-либо части, а как следствие не представление полного личного дела кандидата суду, не может быть поставлена в вину кандидату в депутаты, при наличии листка подтверждения, представленного в суд от 23 июля 2021 года, и обстоятельств, установленных решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии в решении от 09 августа 2021 года и судом первой инстанции, которые в своей совокупности и взаимосвязи не противоречат друг другу.

Кроме того, решением Санкт-Петербургской комиссии от 09 августа 2021 года № 256-20 также установлено, что обстоятельства, указанные в решении ИКМО Автово от 01 августа 2021 года № 15-16 «Об отказе в регистрации Третьяковой Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета муниципальный округ Автово шестого созыва» не относятся к основаниям отказа в регистрации кандидата в депутаты, перечисленным в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Третьяковой Е.А. был соблюден порядок выдвижения и регистрации кандидатов, установленный Федеральным законом в пункте 4 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что нашло также свое подтверждение в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 09 августа 2021 года.

Несогласие с таким выводом суда сводится к переоценке, что не может быть положено в основу отмены решения суда.

Судебная коллегия полагает, что при оценке правомерности постановленного судом первой инстанции решения имеют значение выводы Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», где на избирательную комиссии муниципального образования возложена обязанность незамедлительно известить кандидата о недостатках в представленных им документах, данная обязанность призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения.

Также Конституционный суд отметил, что неисполнение или ненадлежащее исполнение избирательной комиссией обязанности известить кандидата о выявлении недостатков в представленных им документах способно вызвать у кандидата неосновательную уверенность в том, что им не допущены нарушения, влекущие отказ в его регистрации. Подобный - порождаемый бездействием избирательной комиссии - «расхолаживающий эффект» может помешать кандидату внести необходимые исправления в представленные им в избирательную комиссию документы в допустимый законом срок. В случае же принятия при таких обстоятельствах решения о регистрации кандидата он оказывается в уязвимой ситуации, поскольку нарушения в представленных им в избирательную комиссию документах, своевременно не выявленные ею, могут повлечь отмену судом решения о его регистрации, однако ни он, ни зарегистрировавшая его избирательная комиссия не вправе их устранить. Указанная уязвимость в правовом положении кандидата, по сути, создается как ненадлежащим исполнением им обязанности по обеспечению качества, полноты и достоверности переданных им сведений и документов, так и - если нарушения в представленных документах должны были быть очевидны для избирательной комиссии - ее бездействием.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

    Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 06 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Андреев В.Р. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Третьякова Е.А. и по административному иску Третьякова Е.А. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт- Петербурга муниципальный округ Автово о признании бездействия незаконным, признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты, обязании устранить допущенные нарушения, оставить без изменения, кассационную жалобу Андреев В.Р. - без удовлетворения.

Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 06 сентября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное определение изготовлено 30 сентября 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

8а-18982/2021 [88а-18139/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Андреев Всеволод Романович
Прокурор Кировского района Санкт-Петербурга
Ответчики
ИКМО СПб МО Автово
Другие
Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской Политической Партии «Единая Россия»
Третьякова Елена Алексеевна
Санкт-Петербургская избирательная комиссия
Пахомова Елена Васильевна
Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» МО МО Автово
Прокурор Санкт-Петербурга Литвиненко С.И.
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зеленский Андрей Маркович
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
16.09.2021Судебное заседание
16.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее