УИД 23RS0042-01-2023-000115-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 октября 2024 года г. Новороссийск
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.,
при секретаре Тесленок Т.Н. с участием представителей сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-3674/2024 по иску <ФИО2 и <ФИО1 к АО «Новороссийскгоргаз» об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
У С Т А Н О В И Л :
<ФИО2 и <ФИО1 обратились в суд с иском к АО «Новороссийскгоргаз», в котором с учетом уточнения просят устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером <№> путем возложения обязанности осуществить за свой счет перенос за границы участка части подземного газопровода высокого давления Д-168Х9,0 мм, обозначенной на схеме исполнительного чертежа №1 заключения эксперта ООО «Экспертная компания» №05.23/173 от 21 июля 2023 года от точки 68 до точки 50.
В обоснование своих требований <ФИО2 и <ФИО1 указали в иске, что они является собственниками земельного участка с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>. В мае 2021 года АО «Новороссийскгоргаз» без их согласия в границах принадлежащего им земельного участка осуществило строительство газопровода высокого давления Д-168Х9,0 мм, который ограничивает их право пользования участком в соответствии с его целевым назначением. Добровольно устранить препятствия в пользовании земельным участком путем выноса газопровода за его границы ответчик отказался.
В судебном заседании представитель соистцов <ФИО4 иск поддержала, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.
Представитель ответчика <ФИО5 просила в удовлетворении уточненных исковых требований отказать, указав в своих возражениях, что указанные в иске коммуникации входят в состав магистрального подземного распределительного газопровода высокого давления d-168мм, который проложен по адресу: <адрес>, от <адрес> до <адрес>, общей протяженностью 11 492 м. Данный распределительный газопровод построен и введен в эксплуатацию в 1961 году и включен в государственный реестр опасных производственных объектов. 12 февраля 2020 года в АО «Новороссийскгоргаз» обратился директор МАУ СШ «Победа» с заявлением о выдаче технических условий и подготовке рабочей документации на перенос распределительного газопровода, проложенного по земельному участку с кадастровым номером <№>, в связи со строительством стадиона. Необходимые документы были подготовлены, работы по переносу газопровода выполнены с мая 2021 года по июнь 2021 года. Истец <ФИО8 приобрела участок в марте 2020 года и не могла не знать о наличии на участке коммуникаций, которые права истцов по пользованию участком не нарушают. При этом истцы имеют возможность получить технические условия и произвести перенос проходящих по их участку коммуникаций за свой счет.
Представитель третьего лица МАУ СШ «Победа» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к заключению, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что в силу статей 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Из приведенных правовых положений усматривается, что условием удовлетворения требования об устранении препятствий в пользовании имуществом является совокупность доказанных юридических фактов: наличия права собственности (иного вещного права) у истца; наличие препятствий в осуществлении прав собственности или владения; обстоятельства, подтверждающие то, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения. При этом действия ответчика должны носить неправомерный (противоправный) характер. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 Постановления N 10/22).
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе к сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.
По правилам ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Применительно к приведенным выше нормам материального и процессуального права собственник, заявляющий требование об устранении препятствий в пользовании земельным участком, основанием которого является факт расположения на его земельном участке инженерных коммуникаций, должен доказать нарушение его права на владение и пользование участком со стороны лица, к которому заявлены эти требования.
Из представленных суду документов видно, что по договору купли-продажи в марте 2020 года <ФИО8 приобрела земельный участок с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>, общей площадью 18502 кв.м., вид разрешенного использования – земли сельскохозяйственного назначения.
Смежный участок с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>, район <адрес> относится к МАУ СШ «Победа».
12 февраля 2020 года в АО «Новороссийскгоргаз» обратился директор МАУ СШ «Победа» <ФИО6 с заявлением о выдаче технических условий и подготовке рабочей документации на перенос распределительного газопровода, проложенного по земельному участку с кадастровым номером <№>.
19 февраля 2020 года на основании заявления <ФИО6, заместителем генерального директора АО «Новороссийскгоргаз» выданы технические условия на перенос участка подземного межпоселкового газопровода высокого давления Д-168х0,9мм.
В период с мая 2021 года по июнь 2021 года выполнены работы по частичному переносу распределительного подземного газопровода.
15 июля 2021 года оформлен акт приема-передачи, согласно которому, законченный строительством объект (подземный газопровод) был принят в эксплуатацию.
Из информационной справки №50 от 15.07.2022 года следует, что земельный участок с кадастровым номером <№> относится к зоне размещения объектов отдыха и туризма с размещением на нем гостиниц, туристических пансионатов и объектов капитального строительства для оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно технической документации проект газоснабжения на участке по адресу: <адрес>, от <адрес> до <адрес> был разработан в 1957 году.
В соответствии с актом передачи от 30 марта 1965 года распределительный газопровод, длиной 11 946 м., на участке по адресу: <адрес>, от <адрес> до <адрес> сдан в эксплуатацию.
По заключению проведенной по делу экспертизы от 21 июля 2023 года №05.23/173, подземный газопровод высокого давления Д-168х9,0 мм расположен в границах земельного участка истцов от точки 68 до точки 53, от точки 54 до точки 55, от точки 56 до точки 58, от точки 59 до точки 60, а также площадь охранной зоны газопровода составляет 811,0 кв.м.
С учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также закона подлежащего применению по данному делу (статьи 209, 261, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), исходя из того, что
В результате проведенных ответчиком в 2021 году работ осуществлен перенос части газопровода, обозначенной на схеме исполнительного чертежа №1 заключения эксперта ООО «Экспертная компания» №05.23/173 от 21 июля 2023 года в виде отрезка от точки 68 до точки 50.
При обсуждении в судебном заседании вопроса о назначении по делу дополнительной экспертизы, представитель ответчика признала факт наличия технической возможности переноса указанной части газопровода за границы участка.
Исходя из системного толкования положений ст. ст. 11, 12, 304 ГК РФ и ст. 60 ЗК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу части 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 1). Ограничения прав на землю могут устанавливаться в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (пп. 1 п. 2).
Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878, установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.
Согласно п. 5 указанных Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво-и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В п. 4 Правил указано, что в состав газораспределительных сетей входят: а) наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой; б) внеплощадочные газопроводы промышленных предприятий; в) переходы газопроводов через естественные и искусственные препятствия, в том числе через реки, железные и автомобильные дороги; г) отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках.
Пунктом 7 Правил установлены порядок определения охранных зон газораспределительных сетей. Для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны: а) вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода; б) вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны; в) вдоль трасс наружных газопроводов на вечномерзлых грунтах независимо от материала труб - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 10 метров с каждой стороны газопровода; г) вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов - в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов. Для газорегуляторных пунктов, пристроенных к зданиям, охранная зона не регламентируется; д) вдоль подводных переходов газопроводов через судоходные и сплавные реки, озера, водохранилища, каналы - в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими на 100 м с каждой стороны газопровода; е) вдоль трасс межпоселковых газопроводов, проходящих по лесам и древесно-кустарниковой растительности, - в виде просек шириной 6 метров, по 3 метра с каждой стороны газопровода. Для надземных участков газопроводов расстояние от деревьев до трубопровода должно быть не менее высоты деревьев в течение всего срока эксплуатации газопровода.
Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства (п. 9 Правил).
В силу подп. а, е п. 14 указанных Правил на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, в том числе строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей.
Исходя из этого, суд признает обоснованным довод истцов о том, что газопровод высокого давления Д-168Х9,0 мм ограничивает их право пользования участком в соответствии с его целевым назначением, и отвергает возражения представителя ответчика, основанные на ином толковании приведенных выше норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░2 ░ <░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░-168░9,0 ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» №05.23/173 ░░ 21 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░ 68 ░░ ░░░░░ 50.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.