Дело № 2а-637/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гатчина 03 февраля 2021 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гучановой А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кузнецовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 24 по Санкт-Петербургу к ФИО1 о взыскании пени за просрочку уплаты земельного налога за 2015, 2017 и 2018 годы,
установил:
Первоначально представитель административного истца - инспекции ФНС России № 24 по Санкт-Петербурге обратился в Гатчинский городской суд с административным иском к ответчику ФИО1 с требованиями о взыскании недоимки по земельному налогу с физических лиц за 2018 год, пени за просрочку уплаты земельного налога за 2015, 2017 и 2018 годы. В обоснование заявленных требований указал, что на основании сведений, поступивших в МИФНС из органов, осуществляющих кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество установлено, что ФИО1 в 2015, 2017 и 2018 годах являлся собственником земельного участка площадью 5107 кв.м по адресу: <адрес>, в связи с чем административному ответчику был начислен земельный налог за указанные периоды. Земельный налог за 2018 год административным ответчиком был оплачен частично. В адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления в электроном виде. Так как налог не был внесен в установленный законом срок, административному ответчику были направлены требования об уплате налога, однако налог так и не был оплачен, в связи с чем были начислены пени. Просил взыскать недоимку по земельному налогу с физических лиц за 2018 год в размере <данные изъяты> коп., пени за просрочку уплаты земельного налога за 2015, 2017 и 2018 годы в сумме <данные изъяты> коп.
Далее, в порядке ст. 46 КАС РФ представил измененные исковые требования в связи с погашением административным ответчиком задолженности по земельному налогу за 2018 г. Просил взыскать пени по земельному налогу физических лиц за 2015, 2017 и 2018 годы в размере <данные изъяты> коп.
Представитель административного истца, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания, в заседание не явился, при подаче административного искового заявления ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 8).
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, возражений и ходатайств по делу не направил, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства. Согласно адресным справкам ответчик зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 58, 65). С места регистрации ответчика направленная корреспонденция возвращена в связи с истечением срока хранения (л.д. 49, 69, 70).
В соответствии с положениями ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд.
Согласно ст. 102 КАС РФ в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что все меры по надлежащему извещению ответчика были приняты, а потому суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы и обстоятельства дела, оценив доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции РФ и ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее НК РФ) предусмотрена обязанность граждан платить законно установленные налоги.
Как определено статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В статье 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2 статьи 52 НК РФ). При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) в соответствии с положениями статьи 69 НК РФ.
Из положений п. 1 ст. 48 НК РФ следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ), административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу части 3.1 статьи 1 КАС РФ заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 названного Кодекса. По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 КАС Российской Федерации).
По смыслу положений глав 11.1 и 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации, мировой судья отказывает в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 6 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, п. 3 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 287 КАС РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 названного Кодекса. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 КАС Российской Федерации).
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа, установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным. Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 КАС Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 этого же Кодекса не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию, правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Порядок направления налоговых уведомлений и требований об уплате налога определен ст. ст. 69 - 79 НК РФ.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.
При этом согласно п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.
По смыслу статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Согласно статье 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с ч.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Для налогоплательщиков –физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Налоговые ставки закреплены в Законе Санкт-Петербурга от 23.11.2012г. № 617-105 « О земельном налоге в Санкт-Петербурге».
На основании ч.1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ч.3 ст.396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В порядке, установленном абз.3 п.1 и п.4 ст.397 НК РФ, земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками- физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговыми органами уведомления.
Как установлено судом, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №) (л.д. 12, 59-60, 66-67).
По имеющемуся в распоряжении налогового органа адресу ответчика, который совпадает с его фактическим местом жительства и регистрации, были направлены налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14), требование № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты земельного налога в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15); налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), требование № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты земельного налога в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18); налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), требование № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты земельного налога в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20); требование № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты земельного налога в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21); требование № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты земельного налога в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23); требование № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты земельного налога в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).
Также налоговым органом в электронном виде в личный кабинет административного ответчика были направлены налоговые уведомления ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27) и требования ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).
Факт уплаты земельного налога в установленное законом время ответчиком не опровергнут.
Направление, как налоговых уведомлений, так и требований подтверждается списками внутренних почтовых заказных отправлений, имеющимися в материалах дела (л.д. 17).
В ДД.ММ.ГГГГ г., то есть в течение 6 месяцев со дня истечения срока указанного в требовании о необходимости погасить задолженность по земельному налогу, налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу за 2018 г. и пени был вынесен ДД.ММ.ГГГГ
Определением мирового судьи судебного участка № 28 Ленинградской области, временно исполняющей обязанности мирового судьи гатчинского района Ленинградской области на судебном участке № 29 от ДД.ММ.ГГГГ по делу № судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен, в связи с возражениями, поступившими от ответчика (л.д. 10-11).
Настоящий административный иск поступил в Гатчинский городской суд ДД.ММ.ГГГГ направлен почтой в адрес суда ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, а у налогоплательщика возникла обязанность по уплате земельного налога за 2018 г. Платежами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ задолженность по земельному налогу ФИО1 была погашена.
Определение об отмене судебного приказа вынесено ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем 6-месячный срок истекал ДД.ММ.ГГГГ, настоящий иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, в рамках настоящего дела названный шестимесячный срок с момента вынесения судом определения об отмене судебного приказа административным истцом не пропущен.
Поскольку возражений в отношении суммы пеней, начисленных за нарушение срока уплаты земельного налога, процедуры взыскания не заявлено, порядок начисления и расчет размера произведены правильно, то они подлежат взысканию в судебном порядке согласно требованиям ст. 48 и ст. 75 НК РФ в полном объеме.
От уплаты судебных издержек по делу административный истец освобожден, в связи с чем, с административного ответчика в пользу бюджета Гатчинского муниципального района Ленинградской области на основании ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ № 24 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015, 2017 ░ 2018 ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ № 24 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015, 2017 ░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ 17.02.2021 ░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-637/2021 ░░░: 47RS0006-01-2020-006040-47 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ |