Дело № 2-917/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2020 года г. Алексеевка
Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Новикове В.М.,
с участием истца Чернышова Алексея Владимировича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышова Алексея Владимировича к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности,
у с т а н о в и л:
Приговором Алексеевского районного суда от 02 июня 2017 года Чернышов А.В. осужден по ст.159 ч.3, ст. 290 ч.5 п. «а» УК Российской Федерации к 9 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии строго режима.
19 ноября 2019 года определением Первого кассационного суда общей юрисдикции приговор Алексеевского районного суда от 02.06.2017 года в части осуждения Чернышова А.В. по п. «а» ч.5 ст. 290 УК Российской Федерации отменен, дело направлено на новое рассмотрение.
18.06. 2020 года приговором Алексеевского районного суда Чернышов А.В. был признан виновным по ст. 159 ч.3 УК РФ. В соответствии со ст. 69 ч.5 УК Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору Алексеевского районного суда от 02.06.2017 года, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком 4 года 5 месяцев в исправительной колонии общего режима.
Дело инициировано иском Чернышова А.В., который просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 5000000 рублей. Свои требования мотивирует тем, что он незаконно отбыл наказание 4 года 5 месяцев 28 дней, тогда как приговором суда ему определено 4 года 5 месяцев. Кроме этого по первоначальному приговору он был осужден по ст. 290 УК РФ, которая является более тяжкой, чем он осужден по приговору от 18.06.2020 года. Также ему было назначено отбывать наказание в колонии общего режима, та он отбывал наказание в колонии строго режима, в связи с чем он был лишен права на обращение за условно – досрочным освобождением и за назначением наказания в виде принудительных работ. Он был лишен права отбывать наказание в более мягких условиях. Считает также, что он обвинялся и был осужден по ст. 290 УК РФ, после чего от него отвернулись друзья, соседи, знакомые.
В судебном заседании истец Чернышов А.В. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ и представитель третьего лица Управления федерального казначейства по Белгородской области в судебное заседание не явились, представили в суд возражения, в которых представитель просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Так, согласно ст. 53 Конституции РФ, - каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, - если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1070 ГК РФ, - вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу положений ст. 1100 ГК РФ, - компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Приговором Алексеевского районного суда от 02 июня 2017 года Чернышов А.В. осужден по ст.159 ч.3, ст. 290 ч.5 п. «а» УК Российской Федерации к 9 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии строго режима.
19 ноября 2019 года определением Первого кассационного суда общей юрисдикции приговор Алексеевского районного суда от 02.06.2017 года в части осуждения Чернышова А.В. по п. «а» ч.5 ст. 290 УК Российской Федерации отменен, дело направлено на новое рассмотрение.
18.06. 2020 года приговором Алексеевского районного суда Чернышов А.В. был признан виновным по ст. 159 ч.3 УК РФ. В соответствии со ст. 69 ч.5 УК Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору Алексеевского районного суда от 02.06.2017 года, истцу было окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком 4 года 5 месяцев в исправительной колонии общего режима.
Приговором Алексеевского районного суда от 18.06.2020 года установлено, что Чернышов А.В. в период предварительного следствия задерживался и содержался под стражей до вступления постановленного 02.06.2017 приговора суда в законную силу, т.е. с 15.06.2016 по 26.07.2017, соответствующий 1 году 1 месяцу 12 дням, а с учетом применяемого коэффициента 1,5 (ст. 72 ч. 3.1 п.«б» УК РФ), равный 1 году 8 месяца 3 дням.
В дальнейшем с 27.07.2017 года по 18.11.2019 год Чернышов А.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, по правилам ст. 71 УК РФ соответствующий 2 годам 3 месяцам 23 дням.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.11.2019 он вновь был взят под стражу, измененную на домашний арест 06.02.2020, т.е. содержался под стражей еще 2 месяца 18 дней, а с учетом применяемого коэффициента 1,5 (ст. 72 ч. 3.1 п.«б» УК РФ), равные 3 месяцам 27 дням.
После чего находился под домашним арестом в период с 07.02.2020 по 18.06.2020, соответствующим 4 месяцам 11 дням, а с учетом применяемого коэффициента 0,5 (ст. 72 ч. 3.4 УК РФ), равный 2 месяцам 5 дням.
В соответствии со ст. 109 УПК РФ, ст.ст. 71, 72 ч.3.1 п.«б», ч.3.4 УК РФ Чернышову А.В. в срок отбывания сегодняшнего наказания подлежат зачету вышеприведенные периоды, составившие в совокупности 4 года 5 месяцев 28 дней в исправительной колонии общего режима.
Следует отметить, что приговор Алексеевского районного суда от 18.06.2020 года вступил в законную силу согласно апелляционному определению Судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда и данными процессуальными документами право на реабилитацию, равно как на обращение с требованиями о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении в порядке гражданского судопроизводства - не признано.
С доводами истца о том, что он имеет право на компенсацию морального вреда, суд согласиться не может, поскольку истцом неправильно трактуются нормы материального права.
В соответствии с п. 2 ст. 150 ГК РФ, - нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Реабилитация лиц, незаконно подвергнутых уголовному преследованию, регламентирована нормами гл. 18 УПК РФ, исходя из содержания которой, - право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования).
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ, которые даны в Постановлении от дата N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" следует, - основанием для возникновения у лица права на реабилитацию является постановленный в отношении него оправдательный приговор или вынесенное постановление (определение) о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 133 УПК РФ, либо об отмене незаконного или необоснованного постановления о применении принудительных мер медицинского характера.
К лицам, имеющим право на реабилитацию, указанным в ч. 2 ст. 133 УПК РФ, не относятся, в частности, подозреваемый, обвиняемый, осужденный, преступные действия которых переквалифицированы или из обвинения которых исключены квалифицирующие признаки, ошибочно вмененные статьи при отсутствии идеальной совокупности преступлений либо в отношении которых приняты иные решения, уменьшающие объем обвинения, но не исключающие его.
Право на реабилитацию признается за лицом дознавателем, следователем, прокурором, судом, признавшими незаконным или необоснованным его уголовное преследование (принявшими решение о его оправдании либо прекращении в отношении него уголовного дела полностью или частично) по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 133 УПК РФ, о чем в соответствии с требованиями ст. 134 УПК РФ они должны указать в резолютивной части приговора, определения, постановления.
Следовательно, истец Чернышов А.В. не относится к лицам, имеющим право на реабилитацию. При этом необходимость наличия реабилитирующих оснований для возникновения права на компенсацию вреда, причиненного действиями государственных органов в результате осуществления незаконного уголовного преследования, предусмотрена положениями УПК РФ (статьи 133 - 139).
Применительно к уголовному судопроизводству, Конституция РФ специально гарантирует каждому осужденному право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, предусмотренном федеральным законом. Гарантией соблюдения законности являются установленные процедуры проверки судебных решений судами вышестоящих инстанций и основания для их отмены или изменения.
Изменение назначенного осужденному наказания, не является нарушением нематериальных благ истца, влекущим возникновение у него права на компенсацию морального вреда.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении заявленных истцом требований о взыскании компенсации морального вреда надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Чернышову Алексею Владимировичу к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Алексеевский районный суд.
Судья Е.Н.Кузнецова
Мотивированное решение составлено 14 октября 2020 года.