Гр. дело №
66RS0№-27
Решение изготовлено в окончательной форме 29.11.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22.11.2023 г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего Пиратинской М.В.
при секретаре <ФИО>5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску <ФИО>3 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний <ФИО>2 по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний <ФИО>2 признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать сертификат
УСТАНОВИЛ:
<ФИО>3 обратился с вышеуказанным иском, указав в обоснование следующее. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления (рапорта) <ФИО>3 составом семьи 2 человека (сын <ФИО>1) включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», в соответствии с п.п. «б» п. 5 Постановления Правительства РФ от 21. 03.2006 № (далее по тексту - Программа), о чем жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК-26 ГУФСИН <ФИО>2 по Свердловской области принято решение №: признать участником подпрограммы и включить в состав участников подпрограммы. Заведено учетное дело.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-26 ГУФСИН <ФИО>2 по Свердловской области исключили <ФИО>3 из числа участников Программы, о чем вынесено решение (протокол) заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-26 ГУФСИН <ФИО>2 по Свердловской области №.
В связи с тем, что <ФИО>3 с решением (протоколом) не согласен, обратился с исковым заявлением в Тавдинский районный суд Свердловской области к ФКУ ИК-26 ГУФСИН <ФИО>2 по Свердловской области о признании решения об исключении из числа граждан-участников Программы незаконным и возложения на ФКУ ИК-26 ГУФСИН <ФИО>2 но Свердловской области обязанности сохранить право и восстановить в число граждан- участников Программы. Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования <ФИО>3 к ФКУ ИК № ГУФСИН <ФИО>2 по Свердловской области удовлетворены. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Тавдинского районного суда оставлено без изменения, жалоба ответчика - без удовлетворения.
Признано незаконным решение (протокол) заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-26 ГУФСИН <ФИО>2 по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении <ФИО>6 из числа граждан-участников Программы и возложена обязанность на ФКУ А 26 ГУФСИН <ФИО>2 но Свердловской области (жилищно-бытовую комиссию) восстановить <ФИО>3 в число граждан-участников Программы.
До настоящего времени <ФИО>3 не восстановлен в число граждан-участников Программы, в связи с чем истец обратился в <ФИО>2 с соответствующим заявлением. ДД.ММ.ГГГГ в адрес <ФИО>3 поступил ответ, в котором указано, что включить в число участников процессных мероприятий на 2023 не представляется возможным, в связи с тем, что решение суда вступило в законную силу позже даты формирования сводных списков. Предложено, для участия в процессных мероприятиях на 2024 год подать заявление и приложить все необходимые документы, в соответствии с приложениями №; № <ФИО>2 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из-за неправомерных действий ФКУ ИК № ГУФСИН <ФИО>2 по Свердловской области, выразившихся в исключении <ФИО>3 из числа участников Программы, он лишен нрава на получения жилищного сертификата.
<ФИО>3 считает действия ответчика <ФИО>2 незаконными, которыми нарушены его жилищные нрава и право на получение жилищного сертификата.
В 2016 году <ФИО>3 подано заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата. К заявлению (рапорту) приложены документы: копия паспорта, выписка из <ФИО>2 по личному составу; справка о продолжительности службы; уведомление об отсутствии сведений о собственности жилых помещений; справка из БТИ; справка с места жительства, договор найма; согласие на обработку персональных данных; справка о неполучении субсидий; послужной список.
С 2011 года по настоящее время он проживает в поселке <адрес> Свердловской области на условиях социального найма. Наймодателем является администрация Унже-Павинского сельского поселения. Жилой помещение ветхое, имеет износ более 65%, собственник жилого помещения не производит ремонт жилого помещения. В поселке Якшино отсутствует дорога и в целях реализации своего конституционного права на труд истец вынужден выезжать в соседний поселок (на личной лодке через реку) на работу круглогодично. Считает, что относится к категории граждан, подлежащих переселению из поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, следовательно, имеет право на получение государственного жилищного сертификата.
На основании изложенного с учетом уточнения исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ истец просит признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, возложить на <ФИО>2 и ГУФСИН <ФИО>2 по Свердловской области обязанность выдать <ФИО>3 с составом семьи 2 человека государственный жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище».
Представитель истца <ФИО>7 в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала.
Представитель ответчика <ФИО>8 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Тавдинского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования <ФИО>3 к ФКУ ИК № ГУФСИН <ФИО>2 по Свердловской области удовлетворены.
Признано незаконным решение (протокол) заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-26 ГУФСИН <ФИО>2 по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении <ФИО>3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из числа граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Возложена обязанность на ФКУ ИК-26 ГУФСИН <ФИО>2 по Свердловской области (жилищно-бытовую комиссию) восстановить <ФИО>3 в число граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение оставлено без изменения.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-26 ГУФСИН <ФИО>2 по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № на основании решения Тавдинского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ истец с составом семьи 2 человека восстановлен в число граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам и обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной целевой программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по ФКУ ИК-26, с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сводному списку номер в очереди №.
Таким образом, поскольку истец состоит в названном списке, то за ним уже признано право на получение государственного жилищного сертификата. Данное право никем не оспаривается, в связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку судебной защите подлежит только нарушенное или оспариваемое право.
В обоснование заявленных требований о возложении на ответчиков обязанности выдать жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», истец указывает, что из-за неправомерных действий ФКУ ИК № ГУФСИН <ФИО>2 по Свердловской области, выразившихся в исключении <ФИО>3 из числа участников Программы, он был лишен нрава на получения жилищного сертификата.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российское Федерации» (далее по тексту - Программа).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Правила).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (далее по тексту - ГЖС).
Подпунктом «б» п. 5 Правил установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой ГЖС имеют, в частности, граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в процессных мероприятиях намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).
Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Пунктом 27 Правил установлено, что для включения в список граждан, подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году, гражданин - участник процессных мероприятий, указанный в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях или в качестве претендующего на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).
Порядок и сроки формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в уголовно-исполнительной системе и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, порядок оформления и выдачи ГЖС в уголовно-исполнительной системе, а также формы выписки из списков граждан-участников ведомственной целевой программы, состоящих на учете в уголовно-исполнительной системе в качестве нуждающихся в жилых помещениях или в качестве претендующих на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, в настоящее время утвержден <ФИО>2 от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Порядок).
Для участия в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - ведомственная целевая программа) граждане, указанные в подпункте "б" пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 к Правилам в учреждение УИС по месту расположения поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее по тексту - поселки).
К заявлению прилагается ряд документов, указанных в п. п. 2, 3 Порядка.
Согласно п. 4.5 Порядка, организация работы по формированию списков граждан-участников ведомственной целевой программы осуществляется учреждениями, органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и в учреждении УИС по месту расположения поселка.
В этих целях в каждом учреждении, органе УИС <ФИО>2 начальника соответствующего учреждения, органа УИС назначаются должностные лица, ответственные за реализацию ведомственной целевой программы (далее по тексту -должностные лица).
Должностными лицами совместно с жилищной (жилищно-бытовой) комиссией учреждения или органа УИС в течение 10 календарных дней со дня регистрации в Книге регистрации заявлений (рапортов) граждан рассматриваются представленные заявления (рапорты), организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в ведомственной целевой программе. Оперативными службами учреждений или органов УИС осуществляется проверка сведений, содержащихся в представленных гражданами документах.
По результатам проверки принимается решение о признании (отказе в признании) гражданина участником ведомственной целевой программы, о чем делается соответствующая выписка из решения жилищной (жилищно-бытовой) комиссии, заверенная оттиском печати.
О принятом решении гражданин уведомляется письменно в течение 10 календарных дней с момента принятия данного решения. При этом если гражданину отказано в признании участником ведомственной целевой программы, в письме должны быть указаны причины отказа.
В соответствии с п. 9 Порядка в случае признания гражданина участником ведомственной целевой программы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Выписка из решения жилищной (жилищно-бытовой) комиссии о признании гражданина участником ведомственной целевой программы, заверенная оттиском печати, вшивается в учетное дело гражданина - участника ведомственной целевой программы. Учетное дело гражданина - участника ведомственной целевой программы хранится в соответствующем учреждении, органе УИС.
Далее, согласно п. 10, 11 Порядка, в целях организации работы по выдаче ГЖС в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, рапорт (заявление) об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Должностными лицами совместно с жилищной (жилищно-бытовой) комиссией учреждения, органа УИС на основании заявлений граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, формируется список на планируемый год по каждой категории граждан по форме согласно приложению N 2 к Правилам.
Однако в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2023 году, истец включена не была, поскольку решение о восстановлении ее в числе граждан-участников ведомственной целевой программы вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, после ДД.ММ.ГГГГ, а заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом 2023 году в установленный срок ею подано не было.
Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники ведомственной целевой программы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в ведомственной целевой программе были зарегистрированы в Книге регистрации заявлений (рапортов) граждан.
Граждане - участники ведомственной целевой программы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке по алфавиту.
Должностными лицами совместно с жилищной (жилищно-бытовой) комиссией и оперативными службами территориального органа <ФИО>2 рассматриваются представленные списки и учетные дела граждан - участников ведомственной целевой программы, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников ведомственной целевой программы в указанные списки в течение 20 календарных дней с момента их получения.
Согласно положениям п.п. 12- 16 Порядка, по результатам рассмотрения жилищной (жилищно-бытовой) комиссией учреждения, органа УИС документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, принимается решение о включении (отказе во включении) граждан в сводный список участников ведомственной целевой программы по территориальному органу <ФИО>2 (далее по тексту - сводный список участников).
Формирование сводного списка участников осуществляется территориальными органами <ФИО>2 в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники ведомственной целевой программы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в ведомственной целевой программе были зарегистрированы в Книге регистрации заявлений (рапортов) граждан. Граждане - участники ведомственной целевой программы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке участников по алфавиту.
Сводные списки участников (списки участников) составляются в 2-х экземплярах, утверждаются начальником территориального органа <ФИО>2 или учреждения, непосредственно подчиненного <ФИО>2, сшиваются и заверяются оттиском печати. Один экземпляр до 1 августа года, предшествующего планируемому, направляется во <ФИО>2 (на бумажном носителе и в электронном виде), второй экземпляр хранится в территориальном органе <ФИО>2 или учреждении, непосредственно подчиненном <ФИО>2.
<ФИО>2 на основании сведений, представленных территориальными органами <ФИО>2, учреждениями, непосредственно подчиненными <ФИО>2, представляет до 15 сентября года, предшествующего планируемому, ответственному исполнителю государственной программы выписки из списков граждан - участников ведомственной целевой программы, состоящих на учете в УИС в качестве нуждающихся в жилых помещениях или в качестве претендующих на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из поселков и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по установленной форме (приложение N 3 к настоящему <ФИО>2).
На основании доведенных ответственным исполнителем ведомственной целевой программы контрольных цифр бюджетных средств для предоставления социальных выплат на планируемый год (далее по тексту - контрольные цифры) во <ФИО>2 готовятся предложения по их распределению между территориальными органами <ФИО>2 и учреждениями, непосредственно подчиненными <ФИО>2. Распределение контрольных цифр утверждается заместителем директора <ФИО>2 в соответствии с распределением обязанностей.
Утвержденные контрольные цифры доводятся до территориальных органов <ФИО>2 и учреждений, непосредственно подчиненных <ФИО>2.
Распределение объемов финансирования по территориальным органам <ФИО>2 и учреждениям, непосредственно подчиненным <ФИО>2, осуществляется с учетом сведений о количестве граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в утвержденных сводных списках участников (списках участников), по каждой категории граждан. Распределение объема финансирования должно предусматривать возможность получения территориальным органом <ФИО>2 и учреждением, непосредственно подчиненным <ФИО>2, представившим сводный список участников (список участников), не менее одного сертификата.
Территориальный орган <ФИО>2 и учреждение, непосредственно подчиненное <ФИО>2, в течение 15 календарных дней после получения контрольных цифр на основании утвержденного сводного списка участников (списка участников), а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр, формирует и утверждает сводный список (список) граждан - получателей сертификатов в планируемом году (далее - сводный список (список) получателей) по каждой категории граждан.
Все экземпляры сводных списков (списков) получателей должны быть утверждены начальником территориального органа <ФИО>2 или учреждения, непосредственно подчиненного <ФИО>2, прошиты, пронумерованы и заверены оттиском печати. В случае несоответствия какому-либо из указанных требований сводные списки (списки) получателей считаются недействительными.
Внесение в сводные списки (списки) получателей лиц, не включенных в сводные списки участников (списки участников) на планируемый год, не допускается.
Поскольку решение суда вступило в законную силу после направления в <ФИО>2 сводных получателей ГЖС, истец в них включен не был.
Для включения истца и членов ее семьи в сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом 2024 году, необходимо было обратиться с соответствующим заявлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании, такое заявление истцом было подано.
Из анализа указанных норм следует, что действующим законодательством установлена сложная процедура формирования сводного списка, направления его в соответствующие инстанции для выпуска и выдачи ГЖС и в пределах выделенных на эти цели финансовых средств, предусматривающая соблюдение установленных сроков, прохождение установленных процедур, сбор определенных документов, подтверждающих право гражданина на участие в программе для последующего получения ГЖС.
Выдача ГЖС возможна только после включения истца в сводный список участников и сводный список граждан-получателей ГЖС, и получения ГЖС участниками программы, состоящими в этих списках перед истцом.
Суд учитывает, что действующим законодательством не предусмотрены сроки выдачи ГЖС гражданам-участникам основного мероприятия. Осуществление выдачи ГЖС зависит исключительно от объемов финансирования уголовно-исполнительной системы на соответствующий финансовый год.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований <ФИО>3 о возложении на <ФИО>2 и ГУФСИН <ФИО>2 по Свердловской области обязанности выдать жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», в связи с этим, отказывает в их удовлетворении.
Иных требований, либо требований по иным основаниям сторонами на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░>3 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░>2 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░>2 ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░