УИД: 47RS0003-01-2021-000236-77
Дело № 2а–574/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волхов Ленинградской области 30 июня 2021 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Назаровой Е.А.,
при секретаре Акимовой С.А.,
с участием помощника Волховского городского прокурора Супрунова Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Волховского городского прокурора к администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по сносу расселенных аварийных домов, расположенных в г. Сясьстрой и обязании устранения нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Волховский городской прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился с административным иском к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, указав в обоснование заявленных требований, что Волховской городской прокуратурой в январе 2021 года проведена проверка соблюдения законодательства при переселении граждан из ветхого аварийного жилья.
Установлено, что администрация муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области является участником Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 21.03.2013 № 73.
Мероприятиями данной программы предусмотрен снос многоквартирных домов в г. Сясьстрой, расположенных по следующим адресам: ******, спустя месяц после расселения – до 31.08.2017 года.
Вышеуказанная Региональная адресная программа предусматривает ликвидацию аварийного жилищного фонда, исполнителем которой является администрация муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района, которая осуществляет снос аварийных многоквартирных жилых домов после завершения их расселения.
Проверкой установлено, что данные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими сносу, которые расселены в соответствии с региональной адресной программой в срок до 30 августа 2017 года.
При этом до настоящего времени вышеуказанные многоквартирные дома в г. Сясьстрой не снесены, условия региональной адресной программы в части сноса аварийного жилищного фонда в установленные сроки администрацией не выполнены.
Ссылаясь на положения ч.1, ч. 4 ст. 14, п. 7 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.12.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 210 ГК РФ, Волховский городской прокурор (в редакции уточненного административного искового заявления) просит суд:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области по сносу расселенных аварийных домов, расположенных в г. Сясьстрой, расположенных по следующим адресам: ******;
- обязать администрацию муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области снести аварийные дома, расположенные в г. Сясьстрой, расположенных по следующим адресам: ****** в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением от 19 марта 2021 года в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по строительству Ленинградской области; протокольным определением от 15 апреля 2021 года в качестве заинтересованных лиц привлечены Попов С.Л., Попова Л.В., Попов Е.С.; протокольным определением от 14 мая 2021 года в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Сясьстройский ЖКС»; протокольным определением от 09 июня 2021 года в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Ленинградской области.
В судебном заседании помощник Волховского городского прокурора Супрунов Э.С. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении, просил удовлетворить.
Административный ответчик администрация муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, заинтересованные лица Комитет по строительству Ленинградской области, Попов С.Л., Попова Л.В., Попов Е.С., ООО «Сясьстройский ЖКС», Управление Росреестра по Ленинградской области в судебное заседание не явились, о дне слушания извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Также в соответствии с ч. 7 ст. 96 КАС РФ сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте Волховского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании ст. 150 КАС дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц.
В отзыве, представленном административным ответчиком (л.д. 65-66), последний выражает несогласие с заявленными требованиями, просит предоставить срок для выполнения работ согласно заложенным в бюджете денежным средствам.
В отзыве, представленном Комитетом по строительству Ленинградской области (л.д. 218-221), последний просит исковые требования прокурора удовлетворить.
Выслушав помощника Волховского городского прокурора Супрунова Э.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пунктов 1 – 3 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью; от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса; имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
В силу п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
По смыслу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 55.26 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" одним из вопросов местного значения городского поселения является обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
Аналогичные положения закреплены в п. 6 ст. 5 Устава муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.
В силу вышеприведенных норм права на административного ответчика возложены обязанности по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер по сносу аварийных расселенных домов, поскольку непринятие своевременных мер по сносу аварийных расселенных домов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Как установлено судом в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях получения финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области, постановлением Правительства Ленинградской области от 21.03.2013 N 73 была утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах" (далее – Программа), задачами которой являлись обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания, путем консолидации финансовых ресурсов, в том числе за счет привлечения финансовой поддержки государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; а также снос или реконструкция 927 аварийных многоквартирных жилых домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; исполнители указанной программы - Администрации муниципальных образований Ленинградской области.
Согласно разделу 9 Программы одной из функций исполнителей программы является обеспечение сноса или реконструкции расселяемых аварийных домов.
Согласно приложению № 1 к Программе планируемой датой сноса аварийных многоквартирных домов, указанных в исковом заявлении, и на переселение граждан из которых предоставлена финансовая поддержка, является 31 августа 2017 года.
Мероприятия по сносу аварийных многоквартирных домов после их полного расселения должны осуществляться за счет средств местного бюджета.
12 января 2016 года между Комитетом по строительству Ленинградской области и администрацией муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области заключено соглашение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования г. Волхов Волховского района Ленинградской области на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предметом которого являлось определение порядка взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по организации финансирования и контроля этапа 2016-2017 годов региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 21 марта 2013 года № 73.
Как следует из письма администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 13.01.2021 г. Органом местного самоуправления утвержден реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования город Сясьстрой Волховского муниципального района Ленинградской области (приложение № 1), из которого следует, что дома, расположенные в г. Сясьстрой, по следующим адресам: ****** признаны аварийными и подлежащими сносу.
08.05.2020 г. Волховским городским прокурором внесено представление в адрес администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, которое было рассмотрено административным ответчиком, что подтверждается письмом от 01.06.2020 г. № ******.
По результатам прокурорской проверки установлено, что до настоящего времени вышеуказанные многоквартирные дома в г. Волхове не снесены, условия Программы в части сноса аварийного жилищного фонда в установленные сроки административным ответчиком не выполнены.
Согласно письму администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 18.01.2021 г. работы по ликвидации аварийных конструкций многоквартирных домов, расселенных по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 гг.» ведутся в соответствии с объемами финансирования в бюджете муниципального образования Сясьстройское городское поселение, планируемая дата сноса вышеуказанных домов – 2021/2022 гг.
Из письма администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение следует, что с гражданами, зарегистрированными по адресу: ****** заключен договор мены.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Росреестра, государственная регистрация права общей долевой собственности на основании договора мены квартир в многоквартирных домах № ****** от 17.05.2021 г. осуществлена 09.06.2021 г.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования Волховского городского прокурора о сносе многоквартирных домов являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку непринятие в полном объеме мер администрацией муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и расселенных в рамках Программы, влечет беспрепятственный доступ в них посторонних лиц, в том числе криминализированных, а также несовершеннолетних, что создает условия для потенциального возникновения опасности для их жизни и здоровья. Кроме того, расселенные аварийные дома представляют объективную угрозу пожарной безопасности, ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие его инфраструктуры.
При этом суд учитывает, что отсутствие либо недостаточность финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения органом местного самоуправления действующего законодательства в области решения вопросов местного значения.
На основании ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок для исполнения решения суда. Срок до 31 декабря 2022 года суд находит разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по принятию мер для исполнения возложенной судом обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области по сносу расселенных аварийных домов, расположенных в г. Сясьстрой по адресам: ******.
Обязать администрацию муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в срок до 31 декабря 2022 года снести аварийные дома, расположенные в г. Сясьстрой по адресам: ******.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2021 года.
Судья: подпись Е.А.Назарова