№ 2-3964/2019
64RS0043-01-2019-005177-40
решение
Именем Российской Федерации
06 декабря 2019 года г. Саратов
Волжский районный суд г.Саратова в составе
председательствующего судьи Сугробовой К.Н.,
при секретаре Мухиной А.В.,
с участием истца Гришиной ФИО12
представителя истца Гришиной ФИО12. – Зайцевой ФИО14
представителя ответчика администрации МО «Город Саратов» - Косаревой ФИО15.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гришиной ФИО12 к администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Гришина ФИО12. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является нанимателем жилого помещения, общей площадью 36,8 кв.м, состоящего из 2-х жилых комнат, площадью 25,5 кв.м, расположенных в трехкомнатной коммунальной квартире, общей площадью 53,3 кв.м, по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются ордером, копией лицевого счета на квартиру. Вышеуказанная квартира расположена в 2-х этажном многоквартирном жилом <адрес> года застройки, общая площадь <адрес> в <адрес> составляет 477,76 кв.м, в том числе общая площадь жилых помещений в доме составляет 426 кв.м, а общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома составляет 51,76 кв.м, общая площадь земельного участка под вышеуказанным многоквартирным домом составляет 239 кв.м. В <адрес> помимо истца зарегистрированы Гришина ФИО14 (дочь) и Гришин ФИО19. (сын). Администрация муниципального образования «Город Саратов» является наймодателем вышеуказанного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» указанный дом был признан аварийным подлежащим сносу до 2017 года. Собственники помещений в течение 3-х месяцев с момента издания распоряжения должны произвести отселение из занимаемых помещений. Ответчик в указанный срок принимал на себя обязательство отселить истца и членов ее семьи в благоустроенное жилое помещение взамен утраченному. Однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. В 2015 году после произошедшего пожара жилой <адрес> был разрушен, в последующем разобран и более 2-х лет дома нет.
Гришина ФИО12 просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Саратова, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, жилой площадью 25,5 кв.м, состоящее из двух жилых комнат, общей площадью 36,8 кв.м, находящееся в черте населенного пункта г. Саратова, включив в договор социального найма Гришина ФИО19., Гришину ФИО14
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Третьи лица Гришина ФИО14., Гришин ФИО19., представители третьих лиц комитета по управлению имуществом г. Саратова, комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки не известна, ходатайство об отложении слушания по делу не представили.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ст.ст. 85, 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В соответствии со ст.ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч.5 ст. 57,ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
В силу статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно Уставу муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, город Саратов является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. Функции исполнительно-распорядительного органа в структуре органов местного самоуправления поселения выполняет администрация муниципального образования "Город Саратов", которая наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. ст. 22, 33 Устава).
Как следует из материалов дела, Ряжской ФИО25. (бабушка истца) на основании ордера Исполнительного комитета Заводского районного Совета трудящихся депутатов № от 30.09.1975 было предоставлено на состав семьи из трех человек жилое помещение, состоящее из двух смежных комнат, жилой площадью 25,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Установлено, что истец и ее мать Арыкина ФИО26., сестра Арыкина ФИО27 дети Гришина ФИО14. и Гришин ФИО19. были вселены с <адрес> в установленном законом порядке в качестве членов семьи нанимателя жилого помещения, в связи с чем приобрели равные с нанимателем права и обязанности.
В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают истец Гришина ФИО12. и ее дети дочь – Гришина ФИО14., сын – Гришин ФИО19., что подтверждается справкой и.о. начальника жилищного отдела. Иных зарегистрированных и проживающих в данной квартире лиц не имеется.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №/з по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации МО «Город Саратов» №-р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данным распоряжением на администрацию Заводского района МО «Город Саратов» и комитет по управлению имуществом города Саратова возложена обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению гражданам, проживающим в данных помещениях на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со статьей 89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателем жилого помещения муниципального жилищного фонда жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемого. Комитету по управлению имуществом включить сведения об аварийности данного жилого дома в реестр муниципальной собственности МО «Город Саратов». Администрации Заводского района МО «Город Саратов» принять меры по недопущению повторного заселения жилых помещений в данном многоквартирном доме.
Анализ исследованных доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что Гришина ФИО12. с детьми проживает на условиях социального найма и зарегистрирована в жилом помещении, признанном в установленном законом порядке непригодным для проживания.
Из содержания распоряжения следует, что возможность повторного заселения данного жилого помещения отсутствует.
Истец Гришина ФИО12 27.02.2019 обращалась в администрацию Заводского района муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о заключении с ней договора социального найма на указанную выше квартиру. Согласно ответу администрации от 28.02.2019 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в том числе, жилое помещение №, уничтожено в результате пожара, в связи с чем договор социального найма между администрацией и нанимателем не может быть заключен.
Из ответа ГКУ СО «КСПН г. Саратова» следует, что Гришина ФИО12., Гришин ФИО19., Гришина ФИО14 на учете не состоят, мерами социальной поддержки не пользуются, в качестве малоимущих, нуждающихся в оказании государственной социальной помощи не зарегистрированы.
Согласно сведениям министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 18.11.2019 социальные выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения Гришиной ФИО12 Гришину ФИО19., Гришиной ФИО14. не предоставлялись, из государственного жилищного фонда области жилые помещения не предоставлялись, договоры не заключались.
Сведениями о предоставлении нанимателю жилого помещения по адресу: <адрес> (лит.АА1, ББ1), <адрес> иного жилого помещения взамен аварийного либо субсидии на приобретение жилья в связи с аварийностью дома комитет по управлению имуществом г. Саратова не располагает, что подтверждается ответом от 18.11.2019.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В связи с этим, в соответствии с требованиями закона истец имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Признание жилого помещения непригодным для проживания в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 года N 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Таким образом, доводы представителя ответчика не могут послужить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку факт нарушения жилищных прав истца нашел свое подтверждение в рамках судебного разбирательства и проживание в данном жилом помещении, признанном аварийным, представляет угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем лиц.
Факт непризнания истца малоимущей и нуждающейся в жилом помещении сам по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска при наличии угрозы жизни и здоровью при проживании в доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания.
При определении площади предоставляемого жилого помещения суд руководствуется сведениями о площади жилого помещения, содержащимися в технической документации, в том числе экспликации по <адрес>, поскольку в нем содержится информация о площади жилого помещения. Указанная квартира является коммунальной, общей площадью 53,6 кв.м, из которых жилая – 37,1 кв.м, подсобная – 16,5 кв.м.
Поскольку Гришина ФИО12. вместе с детьми занимает две комнаты 25,5 кв.м. жилой площади, то суд полагает необходимым также рассчитать количество общей площади, находящейся в пользовании истца, пропорционально занимаемой жилой площади.
Указанное соответствует позиции Верховного Суда РФ, изложенной в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018). Так, гражданам, переселяемым из аварийного жилья, гарантируется предоставление благоустроенных жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемым ими жилым помещениям.
Таким образом, в соответствии с указанными выше положениями действующего законодательства предоставление гражданам другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
С учетом доли вспомогательной площади, приходящейся на Гришину ФИО12., общая площадь жилого помещения предоставляемого ей должна составить 36,7 кв. м. (16,5/37,1=0,44х25,5=11,2+25,5=36,7).
На основании изложенного, учитывая, что мероприятия по предоставлению Гришиной ФИО12 по договору социального найма другого жилого помещения не исполнены, суд считает необходимым обязать ответчика по делу администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 36,7 кв.м по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░12 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░12 ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░12, ░░░░ – ░░░░░░░ ░░░14, ░░░ – ░░░░░░ ░░░19) ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 36,7 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░