Дело № 2-1929/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 27 августа 2024 года
Куйбышевский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Гончаренко О.А.,
при секретаре судебного заседания Полякове М.О.,
с участием помощника прокурора ЦАО г. Омска Герасева К.В.,
с участием истца Ляшенко Б.П., представителя ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Минтруда России Черногора Н.М., представителя третьего лица ФКУЗ «МСЧ № 55 ФСИН» Ужовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Ляшенко Бориса Петровича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» Министерства труда и социальной защиты о признании незаконным изменения первой группы инвалидности на вторую группу инвалидности, о признании незаконным проведения медико-социальной экспертизы без его личного присутствия, о взыскании компенсации за незаконное изменение группы инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Ляшенко Б.П. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением указав в обоснование, что в настоящее время отбывает наказание в <данные изъяты>. В период с <данные изъяты> г. являлся инвалидом <данные изъяты>. Был направлен в <данные изъяты> для повторного прохождения комплексной медицинской диагностики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Врачами <данные изъяты> была проведена формальная комплексная медицинская экспертиза. То есть большая часть проводимых тестирований была после или во время приема медицинских препаратов для занижения фактических показателей. На основании указанных данных Бюро МСЭ ему была изменена группа инвалидности -ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной медико-социальной экспертизы ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности. При этом инвалидность оценивалась лишь исходя из установленного ему диагноза: <данные изъяты> Не учтено <данные изъяты> Также выявлено нарушение функций <данные изъяты> Полагает, что по результатам проведенной Бюро МСЭ ДД.ММ.ГГГГ экспертизы имелись основания для продления ему <данные изъяты> группы инвалидности. Более того, полагает, что Бюро незаконно в его отсутствие была проведена экспертиза, поскольку он своего согласия не давал. Полагает, что решение ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Минтруда России об установлении ему <данные изъяты> группы инвалидности вынесено с нарушением норм действующего законодательства. Просил признать незаконным изменение первой группы инвалидности на вторую группу, проведение экспертизы без его личного присутствия, а также взыскать компенсацию морального вреда за незаконное изменение группы инвалидности в размере 99 999 999 999 рублей.
Истец Ляшенко Б.П., принимавший участие в судебном заседании посредством системы видеоконференцсвязи, заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что с результатами обследования, проведенного в <данные изъяты> по Омской области, он не ознакамливался. Полагает, что врачами <данные изъяты> проведено формальное обследование, без проведения обследования «узкими» специалистами, результаты которого были направлены в Филиал № <данные изъяты> Бюро МСЭ на экспертизу. В настоящем судебном процессе он оспаривает заключение Бюро МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, которым изменена группа инвалидности <данные изъяты>. Исковые требования к <данные изъяты> он не предъявляет. Также подтвердил, что давал согласие на проведение оспариваемой медико-социальной экспертизы в свое отсутствие. Он не согласен с изменением группы инвалидности на вторую. Так в протоколе обследования указано, что улучшения здоровья не имеется. Однако установлена <данные изъяты> группа инвалидности. Выводы экспертизы являются неполными, несостоятельными. Проведенная по делу экспертиза повторила результаты оспариваемой экспертизы Бюро МСЭ <данные изъяты>.Ходатайствовал о назначении по делу повторной независимой медико-социальной экспертизы с его личным участием. Также поддержал доводы, изложенные в дополнительных письменных объяснениях, направленных в адрес суда, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в момент проведения МСЭ в ФКУ МСЭ по <адрес> у него имелись следующие заболевания: <данные изъяты>. В <данные изъяты> г. ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности после проведения МСЭ, с чем он не согласен, так как имелись основания для продления <данные изъяты> группы инвалидности. При прохождении очередного стационарного обследования в 2023 г. в <данные изъяты> в связи с прохождением переосвидетельствования по вопросу изменения группы инвалидности он фактически лично не осматривался <данные изъяты>. Медицинское заключение составил <данные изъяты>, не имеющий отношения к рассматриваемому вопросу, также без его участия. С составленным заключением он ознакомлен не был, также он был лишен возможности высказать свои возражения, потребовать проведения дополнительных обследований. Несмотря на имеющиеся заболевания, проверка <данные изъяты> произведена не была. <данные изъяты> при проведении обследования не присутствовал. Во время прохождения обследования он принимал медицинские препараты, которые повлияли на результаты обследования. В связи с изложенным, были получены неверные данные о состоянии его здоровья. В заключении не указано на имеющиеся у него нарушения функций <данные изъяты> <данные изъяты> его состояние здоровья только ухудшалось, лечения, реабилитации, абилитации не проводилось. При этом ранее при назначении ему <данные изъяты> группы инстанции он мог <данные изъяты>, при этом сейчас <данные изъяты> <данные изъяты> Назначаемые ему лекарства ему не помогают. Также в ИПРА указан <данные изъяты>, а требуется <данные изъяты>.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Минтруда России Черногор Н.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал. Указал, что выводы судебной экспертизы подтвердили правильность результатов проведенной медико-социальной экспертизы. Полагал, что отсутствуют основания для назначения по делу повторной медико-социальной экспертизы. Назначенная судом экспертиза была проведена в ГБ МСЭ по Новосибирской области, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложного заключения. Также указал, что оспариваемая истцом экспертиза проведена в отсутствие истца. Истец выразил согласие на проведение медико-социальной экспертизы в свое отсутствие. Поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, из которого следует, что ответчиком были изучены медико-экспертные документы Ляшенко Б.П. Из анализа представленных медико-экспертных документов установлено, что истец считает себя больным с <данные изъяты> г., когда стал отмечать <данные изъяты>. Поступил на лечение ДД.ММ.ГГГГ в хирургическое отделение <данные изъяты> в дальнейшем проходил лечение. <данные изъяты> направлен на МСЭ ДД.ММ.ГГГГ. В Бюро № проведена медико-социальная экспертиза ДД.ММ.ГГГГ. Установлена <данные изъяты> группа инвалидности сроком на <данные изъяты> разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида. В <данные изъяты> г. и <данные изъяты> г. проводилось заочное продление ранее установленной группы инвалидности сроком на <данные изъяты> месяцев в соответствии с Временным порядком признания лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. <данные изъяты> вновь направила Ляшенко Б.П. на МСЭ ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: <данные изъяты> Также предоставлено согласие истца о проведении медико-социальной экспертизы без его личного присутствия. Согласно представленным документам в Бюро № от ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> группа инвалидности с причиной «общее заболевание» на год (до ДД.ММ.ГГГГ), разработана ИПРА инвалида. В адрес истца направлена справка, подтверждающая факт установления инвалидности, ИПРА инвалида, разъяснения о принятом решении и порядке его обжалования. Данное решение Ляшенко Б.П. не обжаловал. Специалистами Бюро № получено ДД.ММ.ГГГГ направление на медико-социальную экспертизу № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ляшенко Б.П. для проведения медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности в связи с окончанием срока инвалидности. В п.19.2. направления на МСЭ (предпочтительная форма проведения медико-социальной экспертизы) указано «без личного присутствия». В Бюро № проведена заочная медико-социальная экспертиза ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что за прошедший период времени состояние Ляшенко Б.П. без ухудшения, <данные изъяты> На основании комплексного анализа представленных медицинских документов выявлены стойкие выраженные нарушения и стойкие умеренные нарушения функций систем организма, которые привели к ограничению способности к самообслуживанию <данные изъяты> степени, общению <данные изъяты> степени, трудовой деятельности <данные изъяты> степени. Согласно положениям действующего законодательства имелись основания для установления <данные изъяты> группы инвалидности. По результату экспертизы установлена <данные изъяты> группа инвалидности с причиной «общее заболевание» бессрочно, разработана ИПРА инвалида. В адрес истца ДД.ММ.ГГГГ направлены справка об инвалидности, ИПРА инвалида, сопроводительное письмо, полученное им ДД.ММ.ГГГГ. Истец указанное решение в экспертных составах не обжаловал. Решение ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, об установлении истцу второй группы инвалидности вынесено в строгом соответствии с нормами действующего законодательства по медико-социальной экспертизе, исковые требования удовлетворению не подлежат (л.д.29-35).
Представитель третьего лица <данные изъяты> Ужова Т.В., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Указала на отсутствие оснований для назначения по делу повторной экспертизы. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, из которых следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил стационарное обследование и лечение в хирургическом отделении <данные изъяты>, где ему проведено комплексное медицинское обследование, согласно требованиям приказа Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 10.06.2021 №402н/631н «Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы». Основной диагноз: <данные изъяты>. Согласно приказу <данные изъяты> истцу были проведены все необходимые обследования для направления в бюро МСЭ, при отсутствии каких-либо необходимых видов обследований документация Бюро МСЭ не принимается. Согласно ИПРА инвалида от ДД.ММ.ГГГГ истец является инвалидом <данные изъяты> группы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании лица инвалидом», в согласии на направление и проведение медико-социальной экспертизы гражданин, его представитель, указывает предпочтительную форму проведения медико-социальной экспертизы, информирует о предпочтительном способе получения уведомления о проведении медико-социальной экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ истец подписал согласие гражданина на проведение медико-социальной экспертизы, в котором была указана предпочтительная форма проведения МСЭ – без его личного присутствия. Таким образом, документы для признания истца инвалидом были направлены в Бюро МСЭ медицинскими работниками <данные изъяты> с согласия пациента. Порядок освидетельствования и обжалования решения бюро МСЭ осужденному Ляшенко Б.П. разъяснен под роспись, что подтверждается распиской. Препараты, назначенные истцу в <данные изъяты> и принимались пациентом для стабилизации работы органов и систем организма с целью повышения качества жизни пациента. Данные лекарственные препараты принимаются на постоянной основе по жизненным показаниям. Таким образом, доводы истца, изложенные в исковом заявлении не нашли своего подтверждения. Истец не указал, в чем состоит нарушение его прав, не доказал нарушение своих прав, свобод и законных интересов, оспариваемыми действиями в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат (л.д.46-50).
Представитель третьего лица ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в материалы дела представил письменный отзыв, из которого следует, что со стороны ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Омской области не были нарушены права осужденного Ляшенко Б.П., учреждение действовало в рамках действующего законодательства. Исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению (л.д.51).
Представители третьих лиц <данные изъяты>, Отделения СФР по Омской области, Управления ФСИН России по Омской области, ФСИН России, ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав пояснения сторон, заслушав заключение помощника прокурора ЦАО г.Омска – Герасева К.В., полагавшего, что поскольку в соответствии с выводами судебной медико-социальной экспертизы нарушений порядка проведения освидетельствования не установлено, нарушений в действиях ответчика не усматривается, исковые требования не подлежат удовлетворению; исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ч. 1).
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (ч. 2).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Закона № 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Закона № 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Закона № 181-ФЗ).
В соответствии с п. 21 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285, осужденные с признаками стойкой утраты трудоспособности подлежат направлению на медико-социальную экспертизу в установленном порядке.
Приказом Минюста России от 02.10.2015 № 233 утверждены порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в целях реализации положений Федерального закона от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов, а также обеспечения инвалидам из числа осужденных необходимых условий для прохождения медико-социальной экспертизы», согласно пункту 3 которых осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения, согласно пункту 4 этих Правил медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В рамках делегированных федеральным законодательством полномочий Правительством Российской Федерации издано Постановление от 05.04.2022 N 588, которым утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
В силу п. 2 Правил признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 3 Правил признания лица инвалидом).
Пунктом 5 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
В соответствии с п. 7 Правил в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Согласно п. 7 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
Форма согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В согласии на направление и проведение медико-социальной экспертизы гражданин (его законный или уполномоченный представитель) указывает предпочтительную форму проведения медико-социальной экспертизы (с его личным присутствием или без его личного присутствия) и информирует о предпочтительном способе получения уведомления о проведении медико-социальной экспертизы.
В направлении на медико-социальную экспертизу указываются сведения из согласия на направление и проведение медико-социальной экспертизы, данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о проведенных реабилитационных мероприятиях, а также сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.
В п. 52 Правил указано, что переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".
В соответствии с пунктом 23 Правил признания лица инвалидом, бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в случаях, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил.
Согласно пункту 28 Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится в бюро без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий.
Медико-социальная экспертиза без личного присутствия гражданина проводится путем изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы. При осуществлении медико-социальной экспертизы без личного присутствия гражданина опрос, осмотр и обследование гражданина специалистами бюро не проводятся. По результатам медико-социальной экспертизы без личного присутствия гражданина бюро выносит решение по заявленным целям, предусмотренным пунктом 22 настоящих Правил (пункт 29).
Приказом Минтруда России от 27 августа 2019 г. N 585н утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно которым классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности.
Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий (пункт 1).
В п. 3 классификаций и критериев определены основные виды стойких расстройств функций организма человека.
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественными системами оценки, предусмотренными приложениями N 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям.
Согласно пункту 5 Классификаций и критериев, выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.
Пунктом 9 классификаций и критериев предусмотрено, что основанием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты. Для направления на медико-социальную экспертизу необходимо, чтобы стойкое расстройство функций организма имело необходимую степень выраженности - со II степени по IV степень, предусмотренные пунктом 5.
Согласно пункту 10 классификаций и критериев, критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев.
Из указанных положений следует, что принятие решений о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу входит в компетенцию врачебной комиссии, при этом законодательством регламентированы условия направления на медико-социальную экспертизу: после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Медико-социальная экспертиза без личного присутствия гражданина проводится учреждениями медико-социальной экспертизы путем изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, после чего принимается решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
Для установления инвалидности обязательно наличие трех условий для признания гражданина инвалидом, включая нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничение жизнедеятельности. Само по себе наличие заболевания не является безусловным основанием для установления инвалидности. В свою очередь выраженность нарушения функций организма определяется в процентах, основанием для установления инвалидности является наличие расстройства функций организма II и выше степени нарушений (пункт 5 вышеприведенных классификаций и критериев).
В соответствии с пунктом 11 критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 12).
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 13).
<данные изъяты>
При повторном освидетельствовании количественная оценка проводится с учетом степени нарушенных функций организма после проведенного лечения, наличия ремиссии или возникновения рецидивов, метастазов, осложнений, продолженного роста опухоли после радикального лечения, а также с учетом проводимого лечения в течение пяти лет.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ляшенко Б.П. находился на стационарном лечении в кардиологическом отделении <данные изъяты> (Выписка из медицинской карты стационарного больного №). Диагноз: <данные изъяты>
С <данные изъяты> г. по ДД.ММ.ГГГГ Ляшенко Б.П. находился на стационарном лечении в хирургическом отделении № <данные изъяты> (Медицинская карта стационарного больного №). Диагноз: <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ Ляшенко Б.П. находился на стационарном лечении в радиотерапевтическом отделении № <данные изъяты> (Медицинская карта стационарного больного №). Диагноз: <данные изъяты>
09-ДД.ММ.ГГГГ Ляшенко Б.П. прошел первичное очное освидетельствование в Бюро № — филиале ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России (протокол №.17.55/2019). Диагноз: <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ляшенко Б.П. находился на стационарном лечении в <данные изъяты> (Медицинская карта стационарного больного №). Диагноз: <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ляшенко Б.П. находился на стационарном лечении в хирургическом отделении № <данные изъяты> (Медицинская карта стационарного больного №). Диагноз: <данные изъяты>
С <данные изъяты> г. по ДД.ММ.ГГГГ Ляшенко Б.П. находился на стационарном лечении в хирургическом отделении № <данные изъяты> (Медицинская карта стационарного больного №). Диагноз: <данные изъяты>
Из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № <данные изъяты> Карта ведется с ДД.ММ.ГГГГ. Содержит выписки из историй болезни, результаты диспансерного наблюдения. Последний осмотр ДД.ММ.ГГГГ — Диагноз: <данные изъяты> Дата следующего посещения до: ДД.ММ.ГГГГ Других записей представленная медицинская карта не содержит.
Из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № <данные изъяты>. Карта ведется с ДД.ММ.ГГГГ. Последняя запись от ДД.ММ.ГГГГ - терапевт. Других записей представленная медицинская карта не содержит.
Из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях на имя Ляшенко Б.П. (б/н) МЧ №, ФКУ <данные изъяты>.
Карта ведется с ДД.ММ.ГГГГ. В <данные изъяты> г. проходил обследования для МСЭ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). В 2023 г. обращался к терапевту ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - с жалобами на <данные изъяты>, назначалось лечение, проходил профосмотр, обследовался стационарно для МСЭ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) В 2024 г. обращался в январе к терапевту с аналогичными жалобами.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ляшенко Б.П. находился на стационарном лечении в хирургическом отделении № <данные изъяты> (Медицинская карта стационарного больного №). Диагноз: <данные изъяты>
В соответствии с Временным порядком признания лица инвалидом (утвержден Постановлением Правительства РФ № 1697 от 16.10.2020 г.) и установления степени утраты профессиональной трудоспособности (утвержден Постановлением Правительства РФ №1730 от 24.10.2020 г.) в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в РФ, установление степени утраты профессиональной трудоспособности (и группы инвалидности)пострадавшим, срок переосвидетельствования которого наступает в период действия настоящего Временного порядка, при отсутствии направления в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование пострадавшего для установления степени утраты профессиональной трудоспособности (группы инвалидности), выданного медицинской организацией, осуществляется путем продления ранее установленной степени утраты профессиональной трудоспособности (группы инвалидности) до ДД.ММ.ГГГГ, с периодичностью освидетельствования в 6 месяцев (Постановление Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ и пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с этим Временным порядком, при переосвидетельствовании Ляшенко Б. П. в Бюро № — филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ (протокол № <данные изъяты>) и ДД.ММ.ГГГГ (протокол <данные изъяты>) первая гpyппa инвалидности продлялась до ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ляшенко Б. П. находился на стационарном лечении в <данные изъяты> (Выписной эпикриз из карты №). Диагноз: <данные изъяты>
10.11-ДД.ММ.ГГГГ Ляшенко Б. П. прошел заочное переосвидетельствование в Бюро № — филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Минтруда России (протокол <данные изъяты>). Диагноз: <данные изъяты> Установлена <данные изъяты> группа инвалидности на <данные изъяты> год. Причина пропуска срока переосвидетельствования за прошлое время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признана уважительной, инвалидность за прошлое время установлена.
В адрес Ляшенко Б.П. направлена справка, подтверждающая факт установления инвалидности, ИПРА инвалида, разъяснения о принятом решении и порядке его обжалования. Однако данное решение Ляшенко Б.П. не обжаловал.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ляшенко Б.П. находился на стационарном лечении в хирургическом отделении Филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-55 ФСИН России (Медицинская карта стационарного больного №). Диагноз: <данные изъяты>
Результаты <данные изъяты> (от ДД.ММ.ГГГГ: Заключение: <данные изъяты>
<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ: Заключение: <данные изъяты>
Эходоплеркардиография от ДД.ММ.ГГГГ: Заключение: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Специалистами Бюро № получено ДД.ММ.ГГГГ направление на медико-социальную экспертизу № от ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты> на Ляшенко Б.П. для проведения медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности в связи с окончанием срока инвалидности.
При этом в п. 19.2 направления на МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ (предпочтительная форма проведения медико-социальной экспертизы) указано «без личного присутствия».
ДД.ММ.ГГГГ Ляшенко Б. П. прошел заочное переосвидетельствование в Бюро № — филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Минтруда России (протокол №.12.55/2023). Диагноз: <данные изъяты> Установлена <данные изъяты> гpyппa инвалидности бессрочно.
Данное решение Ляшенко Б.П. в Экспертных составах не обжаловал.
Не согласившись с решением медико-социальной экспертизы, изменением ему группы инвалидности Ляшенко Б.П. обратился в Куйбышевский районный суд г.Омска с исковым заявлением о признании незаконным изменения первой группы инвалидности на вторую группу инвалидности, о признании незаконным проведения медико-социальной экспертизы без его личного присутствия, о взыскании компенсации за незаконное изменение группы инвалидности
Истец полагает, что у него имеются все условия для установления ему первой группы инвалидности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку в ходе судебного разбирательства между сторонами установлен спора относительно законности и обоснованности решения об установлении <данные изъяты> группы инвалидности Ляшенко Б.П. определением Куйбышевского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой было поручено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России (л.д. 105-108).
На разрешение экспертной комиссии поставлены следующие вопросы:
Какие стойкие нарушения функций организма, возникшие в связи с заболеванием имелись у Ляшенко Бориса Петровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на момент проведения медико-социальной экспертизы в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ и какова степень выраженности нарушенных функций организма.
Имелись ли основания для установления <данные изъяты> группы инвалидности Ляшенко Борису Петровичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на момент в ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» ДД.ММ.ГГГГ Какая группа инвалидности должна быть установлена.
По результатам проведения судебной медико-социальной экспертизы в материалы дела представлено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, составленное ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России.
Экспертная комиссия ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России по результатам заочной судебной медико-социальной экспертизы, изучения представленных медицинских, медико-экспертных документов, анализа характера, степени нарушения функций организма пришла к следующим выводам:
На момент заочного проведения медико-социальной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ в Бюро №<данные изъяты> - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Минтруда России <данные изъяты> по представленным экспертно-медицинским документам, у Ляшенко Бориса Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доказанным можно считать наличие следующих стойких нарушений функций организма: <данные изъяты> Наличие, а также степень выраженности указанных нарушений функций организма Ляшенко Бориса Петровича подтверждается: сведениями, содержащимися в «Направлении на МСЭ», выданном ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (протокол <данные изъяты>); сведениями, содержащимися в Медицинской карте стационарного больного № хирургического отделения <данные изъяты> Выписном эпикризе из кapты № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; Медицинской картой пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № <данные изъяты> Медицинской картой пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях на имя Ляшенко Б. П. (б/н) МЧ №, ФКУ <данные изъяты>.
В соответствии с р. II п.5 «Правил признания лица инвалидом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. №588 «О признании лица инвалидом» (вступило в силу с 01.07.2022 г.), условиями признания гражданина инвалидом» являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Имеющиеся у Ляшенко Бориса Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент освидетельствования в Бюро № — филиале ФКУ «Главное бюро МСЭ по Омской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ (протокол <данные изъяты>), по представленным экспертно-медицинским документам, стойкие выраженные (<данные изъяты> степени) нарушения функций (в диапазоне <данные изъяты>), являются основанием для установления ему <данные изъяты> группы инвалидности (р. IV п. 12 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 г. № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»).
Суд принимает экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, составленное ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области» Минтруда России, в рамках судебной экспертизы, в качестве допустимого, относимого доказательства по данному делу, так как оно являются ясным, полным, научно обоснованным, не вызывающим сомнений в его правильности. В распоряжение экспертов судом были представлены все необходимые для производства судебной медико-социальной экспертизы медицинские документы и материалы гражданского дела. Выводы сделаны на основе представленных медицинских документов, согласуются с установленными в судебном заседании доказательствами, в том числе с результатами ранее проведенных экспертиз в отношении истца. Заключения даны в соответствии с поставленными судом вопросами, экспертами полно и всесторонне исследована вся представленная медицинская документация. Эксперты в установленном порядке были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем поставили свои подписи.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, с учетом заключения судебной медико-социальной экспертизы, суд полагает, что оспариваемое решение вынесено компетентными уполномоченными специалистами в области медико-социальной экспертизы и соответствует действующему законодательству, принимая во внимание, что у истца на момент освидетельствования <данные изъяты>, отсутствовали выраженные осложнения в заболевании, способствующие установлению <данные изъяты> группы инвалидности, нарушения здоровья со стойким расстройством находились в диапазоне <данные изъяты> %, что явилось основанием для установления Ляшенко Б.П. <данные изъяты> группы инвалидности.
Рассматривая исковые требования в части признания незаконным проведение медико-социальной экспертизы без личного присутствия Ляшенко Б.П. суд принимает во внимание следующее.
Как указывалось ранее, из представленной на имя Ляшенко Б.П. медицинской документации следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил стационарное обследование и лечение в хирургическом отделении <данные изъяты>, где ему проведено комплексное медицинское обследование, согласно требованиям приказа Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 10.06.2021 г. № 402н/631н «Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы».
Согласно Приказу <данные изъяты>, Ляшенко Б.П. проведены все необходимые обследования для направления в Бюро МСЭ.
Указанные обстоятельства были установлены вступившим в законную силу решением Куйбышевского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты> по административному иску Ляшенко Бориса Петровича к <данные изъяты>, <данные изъяты> о признании действий незаконными, в котором дана оценка, в частности, действиям филиал «<данные изъяты> по факту проведенного в отношении Ляшенко Б.П. медицинского обследования с целью направления на МСЭ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 "О признании лица инвалидом", в согласии на проведение медико-социальной экспертизы гражданин указывает предпочтительную форму проведения медико-социальной экспертизы (с его личным присутствием или без его личного присутствия) и информирует о предпочтительном способе получения уведомления о проведении медико-социальной экспертизы.
В материалах дела имеется согласие Ляшенко Б.П. на проведение медико-социальной экспертизы без его личного присутствия (медкарта №).
ДД.ММ.ГГГГ Ляшенко Б.П. подписал согласие гражданина на проведение медико-социальной экспертизы по форме, утв. Приложением к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Таким образом, доводы истца о незаконности проведения медико-социальной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ в заочном формате без его личного присутствия являются несостоятельными.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение об установлении Ляшенко Б.П. <данные изъяты> группы инвалидности принято в соответствии с действующим федеральным законодательством, доказательств обратного истцом суду не представлено, в связи с чем, исковые требования Ляшенко Б.П. о признании незаконным изменения группы инвалидности, о признании незаконным проведения медико-социальной экспертизы без его личного присутствия, а также производное от вышеуказанных требований требование о взыскании компенсации за незаконное изменение группы инвалидности удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.09.2024.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ __.__.____ ░. ░░░ 55RS0002-01-2024-002239-80 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2- 1929/2024░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ _____________________________ ░░░░░░░░░ __________________________ |