Решение по делу № 2-3054/2019 от 17.10.2019

Дело № 2-3054/2019

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2019 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Силаевой Е.А.,

с участием представителя истца – помощника военного прокурора 60 военной прокуратуры Наводкина И.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3054/2019 по иску военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Истец военный прокурор 60 военной прокуратуры гарнизона обратился с иском, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившемся в не оборудовании зданий общежитий филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№ 156, 174 и 186, автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях; обязать Министерство обороны Российской Федерации к совершению действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием зданий общежитий филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№ 156, 174 и 186, автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

Свои требования мотивирует тем, что истцом во исполнение задания военной прокуратуры Ракетный войск стратегического назначения в филиале Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения «Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в городе Серпухове Московской области проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, которой выявлены нарушения законодательства. Проверкой с привлечением специалиста органа государственного пожарного надзора установлено, что в здании общежития, имеющего по генеральному плану № 186, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях. Указанное здание предназначается для постоянного проживания курсантов Филиала и согласно техническому паспорту имеет в своём составе 81 жилое помещение, в которых проживают более 100 человек. С момента введения в 1984 году общежития в эксплуатацию и по настоящее время, здание автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях не оборудовано. Аналогичные нарушения выявлены в ходе проверки общежитий для курсантов Филиала, имеющих по генеральному плану №№156 и 174. Выявленные нарушения касаются безопасности людей, в связи с чем эксплуатация рассматриваемых объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара. Приведение ранее введённых в эксплуатацию зданий в соответствии с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара. Ранее 60 военной прокуратурой гарнизона в Филиале уже проводилась проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, по результатам проведения которых, 27.02.2017 и 20.03.2019 в адрес начальника Филиала вносились представления об устранении нарушений закона. В настоящее время вышеуказанные здания необходимыми противопожарными системами не оборудованы.

Представитель истца – помощник военного прокурора 60 военной прокуратуры Наводкин И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам искового заявления.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, заявлений об отложении слушания дела не представил, о причинах своей неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица ФГК ВОУ ВО «Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление, в котором просил провести судебное заседание в его отсутствие, вынести решение по существу заявленных требования (л.д. 98).

Представитель третьего лица Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, заявлений об отложении слушания дела не представил, о причинах своей неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, проверив представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

22.02.2017 военным прокурором 60 военной прокуратуры гарнизона вынесено представление в адрес начальника Филиала Военной академии РВСН им. Петра Великого (г. Серпухов), согласно которому прокурорской проверкой исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности должностных лиц Филиала ВА РВСН им. Петра Великого выявлены нарушения требований Федеральных законов от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390), Устава внутренней службы ВС РФ (утр. Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495) и изданных в их развитие ведомственных правовых актов. Во всех зданиях Филиала (в том числе поликлиники, штаба, казармах и столовой) не обеспечено оборудование коридоров и помещений автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Указанные нарушения создают реальные предпосылки к возникновению пожароопасной ситуации на объектах воинской части, уничтожению военного имущества и могут, а случае возникновения пожара, повлечь тяжкие последствия для жизни и здоровья военнослужащих и лиц гражданского персонала, а также причинение значительного материального ущерба. В связи с чем, необходимо принять меры по устранению изложенных нарушений закона, причин и условий им способствующих (л.д. 41-42).

Начальником Филиала Военной академии РВСН им. Петра Великого Морозовым А.Е. в ответ на вынесенное военным прокурором 60 военной прокуратуры гарнизона 04.04.2017 года сообщено, что в целях приведения объектов филиала академии к требованиям руководящих документов по пожарной безопасности в 2013-2017 годах были представлены обращения в адрес должностных лиц вышестоящих органов управления и руководства специализированных сторонних организацией; взаимодействие со специализированными сторонними организациями организовано. 08.12.2016 комиссия обособленного подразделения «Подольское» АО «ГУ ЖКХ» совместно с представителями службы ПС и МО филиала провела проверку оказываемых услуг на объектах с целью определения объемов и установления сроков устранения нарушений пожарной безопасности. По итогам работы комиссии составлен акт проверки, запланированы мероприятия и установлены сроки их выполнения (л.д. 43-45).

Начальником Филиала военной Академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого от 02.11.2018 № 796 издан Приказ об организации противопожарной охраны филиала Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого в 2019 году (л.д. 60-66).

27.12.2018 Главным инспектором отдела (Государственного пожарного надзора г. Москва) инспекции (Государственного пожарного надзора по Западному военному округу) составлен акт №181/2018 проверки организации и состояния пожарной безопасности филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» МО РФ г. Серпухове, согласно которому выявлены следующие нарушения: требования пожарной безопасности системы внутреннего противопожарного водопровода требуют ремонта в зданиях учебного корпуса «Б» и топографии; техническое обслуживание систем внутреннего пожаротушения в зданиях (сооружениях) филиала с составлением актов производится несвоевременно; не проведена проверка и перезарядка 368 огнетушителей; не проведено техническое обслуживание и ремонт систем автоматической пожарной сигнализации помещения финансово-экономической службы, склада боеприпасов, помещения копировального бюро службы ЗГТ, помещения строевого отдела и отдела кадров; не проведена обработка деревянных конструкций зданий огнезащитным составом, включая деревянные конструкции сценической коробки, драпировки в зрительных залах и фойе в 14 зданий, чердачные помещения: казармы – 3 (номер по г/п 31, 32, 80), учебный корпус «А» - 1 (номер по г/п 33), музей – 1(номер по г/п 77), баня – 1 (номер по г/п 69), склады – 3 (номер по г/п 198); внутренние помещения: клуб (номер по г/п 100), учебный корпус «Б» (Актовый зал) (номер по г/п 114), склад БП-6 (номер по г/п 85,68,67, 88, 141) (л.д. 52-59).

20.03.2019 военным прокурором 60 военной прокуратуры гарнизона вынесено представление в адрес начальника Филиала Военной академии РВСН им. Петра Великого (г. Серпухов), согласно которому в деятельности должностных лиц Филиала ВА РВСН им. Петра Великого выявлены нарушения требования Федеральных законов от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390), Устава внутренней службы ВС РФ (утр. Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495) и изданных в их развитие ведомственных правовых актов. Во всех зданиях Филиала (в том числе поликлиники, штаба, казармах и столовой) не обеспечено оборудование коридоров и помещений автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Указанные нарушения создают реальные предпосылки к возникновению пожароопасной ситуации на объектах воинской части, уничтожению военного имущества и могут, а случае возникновения пожара, повлечь тяжкие последствия для жизни и здоровья военнослужащих и лиц гражданского персонала, а также причинение значительного материального ущерба. В связи с чем, необходимо принять меры по устранению изложенных нарушений закона, причин и условий им способствующих (л.д. 46-49).

В ответ на указанное представление начальником Филиала ВА РВСН им. Петра Великого сообщено, что проведен ряд мероприятий по устранению нарушений, в том числе, в адрес отдела МТО штаба РВСН были направлены заявки на обеспечение зданий (сооружений) филиала Военной академии автоматическими установками пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией (л.д. 49-51).

Согласно сообщению начальника отдела надзора – старшего помощника военного прокурора РВСН Б. от 08.05.2019, направленного военному прокурору 60 военной прокуратуры гарнизона, в филиале военной академии имени Петра Великого (г. Серпухов Московской области) не выполняются требования пожарной безопасности. 81 здание учебного заведения, в том числе 5 казарм, 4 общежития и 3 учебных корпуса не оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В зданиях учебного корпуса «Б», клуба и типографии не исправен пожарный трубопровод. Руководством филиала об указанных проблемах неоднократно докладывалось в службу пожарной безопасности и инженерно-технический отдел командования РВСН, однако меры по исправлению ситуации не приняты (л.д. 11).

В ходе проведения проверки был составлен акт осмотра от 20.05.2019, в котором зафиксировано, что пожарная сигнализация отсутствует в следующих зданиях: общежитие для курсантов здание по ГП № 156, общежитие для курсантов старших курсов здание по ГП № 174, общежитие для курсантов старших курсов здание по ГП № 186, общежитие для офицерских семей по ГП № 26, казарма для курсантов 1-2х курсов здание по ГП № 167, казарма для курсантов 1-2х курсов по ГП № 32, казарма для курсантов 1-2х курсов здание по ГП № 31, казарма для курсантов 1-2х курсов по ГП №182, казарма для курсантов 1-2х курсов здание по ГП №80, учебный корпус здание по ГП № 33, учебный корпус здание по ГП № 153 блок А (л.д. 9-10).

В материалы дела представлены индивидуальная учетная карточка на общежитие для курсантов здание по ГП № 156 (л.д. 14-17), технический паспорт на здание (общежитие) по <адрес> (л.д. 17-29), технический паспорт на общежитие для курсантов старших курсов здание по ГП № 186 (л.д. 30-40).

В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем принятия комплекса мер, включая нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности, разработку и осуществление мер пожарной безопасности, осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Действующим законодательством должностным лицам Государственного пожарного надзора предоставлены полномочия по осуществлению надзорной деятельности за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Должностные лица Государственного пожарного надзора выдают руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах по устранению выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

При этом под требованиями пожарной безопасности понимают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно п. п. 2, 4, 10, 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации имеют право:

- создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

- вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

- устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

- получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организации обязаны:

- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

- разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

- предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

- содействовать деятельности добровольных пожарных;

- обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Статья 38 Закона предусматривает, чтоответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

- собственники имущества;

- руководители федеральных органов исполнительной власти;

- руководители органов местного самоуправления;

- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

- должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что в отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, атомных станций, производственных объектов, объектов переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 6 Закона устанавливает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Согласно частям 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" в здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объекте с массовым пребыванием людей, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.

В пункте 4.2 ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения" указано, что обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.

Согласно части 1 статьи 151 Закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу названного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

С 1 марта 2017 года (взамен ГОСТ Р 12.4.026-2001) приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2016 г. N 614-СТ "О введении в действие межгосударственного стандарта" введен в действие ГОСТ 12.4.026-2015 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний".

В силу пункта 1 данного приказа Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 12.4.026-2015 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" введен для добровольного применения в Российской Федерации, однако с учетом положений ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ указанный ГОСТ относится к нормативным документам по пожарной безопасности, применение которого обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В пункте 3.5 названного ГОСТ приведено понятие плана эвакуации - это знак пожарной безопасности, указывающий путь эвакуации из точки своего расположения на плане помещения а также эвакуационные выходы, места размещения средств противопожарной защиты, медицинских средств, средств спасения и связи, правила поведения людей, порядок и последовательность их действий в условиях пожара и/или чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 6.1.4 ГОСТ 12.4.026-2015 знаки пожарной безопасности (таблица К.1), размещенные на пути эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности (таблица Л.1) и знак безопасности ЕС 01 (таблица Л.2) должны быть выполнены с применением фотолюминесцентных материалов либо иметь внутреннее или внешнее освещение от автономного или аварийного источника питания.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.

В силу ст. 11 Федерального закона № 61-ФЗ, вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Права входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации учреждений (организаций) на закрепленное за ними имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ, согласно которой оперативное управление имуществом осуществляется посредством реализации правомочий владения и пользования в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности организации и назначением имущества, а также посредством распоряжения с согласия собственника этого имущества, если иное не установлено законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" от 29 декабря 2008 г. N 1053 определено, что Министерство обороны Российской Федерации является исполнительным органом власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Располагая представленными доказательствами, оценивая их в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что 27.12.2018 при проведении проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в Филиале ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности общежитий для курсантов, имеющих по генеральному плану №№ 156, 174, 186. В частности, в здании общежитий отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях. Военным прокурором гарнизона уже проводились проверки исполнения требования законодательства о пожарной безопасности, по результатам проведения которых, 27.02.2017 и 20.03.2019 в адрес начальника Филиала вносились представления об устранении нарушений закона.

В материалы дела были представлены доказательства того, что представления прокурора о нарушении законодательства о пожарной безопасности ответчиком устранены не были, что подтверждается результатами прокурорской проверки от 20.05.2019. Указанная проверка проводилась прокурором с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности по Серпуховскому району УНД и ПР ГУ МЧС по Московской области У. Также в проведении проверки принимали участие сотрудники филиала Военной академии. Результаты проверки, зафиксированные в акте, ответчиком и третьим лицом не оспорены. Данных о том, что вынесенные прокурором представления также оспаривались, в материалы дела не представлено. При рассмотрении дела представителем ответчика не представлены доказательства, подтверждающие факт устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Суд, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона, поскольку ответчиком были допущены нарушения требований правил пожарной безопасности в не оборудовании зданий общежитий филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации, доказательств устранения данных нарушений, в противоречии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком суду представлено не было, уклонение от устранения допущенных нарушений создает угрозу жизни и здоровью граждан. Данный вывод суда основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи. Непринятие ответчиком своевременных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности ставит под угрозу благополучие и безопасность неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившемся в не оборудовании зданий общежитий филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№ 156, 174 и 186, автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации к совершению действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием зданий общежитий филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№ 156, 174 и 186, автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова

Мотивированное решение изготовлено: 16 декабря 2019 г.

2-3054/2019

Категория:
Гражданские
Другие
ФГКВОУ ВО "Военная академия Ракетный войск стратегического назначения имени Петра Великого" МО РФ
Министерство Обороны РФ
Департамент строительства Министерства обороны РФ
Военный прокурор 60 военной прокуратуры гарнизона
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
22.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.10.2019Передача материалов судье
22.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2019Судебное заседание
26.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.04.2020Передача материалов судье
26.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2020Судебное заседание
13.11.2019Судебное заседание
25.11.2019Судебное заседание
19.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее