№ 88-7519/2024
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 20 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Куликовой И.И.,
судей Ковалёва С.А., Юдановой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-40/2024 по иску прокурора космодрома «Восточный» в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» о возложении обязанности организовать и провести мероприятия по завершению строительства объекта
по кассационной жалобе ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» на решение Свободненского городского суда Амурской области от 29.02.2024, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 17.06.2024.
Заслушав доклад судьи Куликовой И.И., выслушав пояснения представителя ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» Юхимук А.В. в судебном заседании от 13.08.2024, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокуроров Скарлухина М.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а :
прокурор космодрома «Восточный» в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился с иском, в котором просил возложить на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу решения суда в целях завершения строительства объекта первой очереди космодрома «Восточный» «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)», организовать и провести мероприятия по определению исполнителя подрядных работ и заключению государственного контракта.
В обоснование иска указано, что Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» является заказчиком строительства космодрома «Восточный» первой очереди, ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» выполняет функции заказчика - застройщика. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 №863 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 №№ АО «ЦЭНКИ» определено единственным исполнителем работ по завершению строительства 9 объектов 1-ой очереди космодрома «Восточный», в том числе «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)».
ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Заказчик) в рамках выполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт с АО «ЦЭНКИ» от 15.06.2020 № № по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)», который не исполнен и 10.03.2023 сторонами расторгнут по соглашению сторон.
В целях завершения работ по строительству объектов 1-й очереди космодрома «Восточный», в том числе «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)», Госкорпорацией «Роскосмос» утверждены дорожная карта от 09.12.2022 № № и Решение о порядке завершения строительства 7-и объектов первой очереди космодрома «Восточный» от 09.12.2022 № №-р, во исполнение п. 10 которого актом рабочей группы № № от 06.02.2023 указано на необходимость осуществления строительства в полном объеме объекта «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)», согласно перечню зданий сооружений и сетей инженерно- технического обеспечения, определенных в приложении к акту.
Дорожной картой утверждены такие этапы, как определение нового исполнителя работ, разработка проектно-сметной документации, выполнение строительно-монтажных работ, что свидетельствует о необходимости окончания строительства объекта «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)».
По состоянию на отчетную дату строительная готовность объекта «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)» составляет 85%, работы на объекте не ведутся, п. 12 дорожной карты по определению нового исполнителя работ не исполнен, что, по мнению прокурора, свидетельствует о незаконном бездействии ответчика, создает предпосылки к нарушению срока строительства объектов космодрома Восточный», являющегося стратегическим объектом, нарушает государственные интересы Российской Федерации в области космической деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», АО «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (далее – АО «ЦЭНКИ»), Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 29.02.2024, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 17.06.2024, иск прокурора удовлетворен.
На ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» возложена обязанность в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести мероприятия по завершению строительства объекта «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)», путем определения исполнителя подрядных работ и заключения государственного контракта, разрешен вопрос о взыскании госпошлины в муниципальный бюджет.
В кассационной жалобе ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, принятии нового решения об отказе в иске.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, признав стороны извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, исходя из требований главы 10 ГПК РФ и статьи 165.1 ГК РФ, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Ходатайство представителя ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» Корниенко С.В. об отложении слушания дела по мотиву отсутствия авиабилетов и занятостью в другом процессе оставлено без удовлетворения, ввиду того, что не представлено доказательств, исключающих возможность явки в судебное заседание.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 ГПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданных жалобы и представления, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Указом Президента Российской Федерации от 06.11.2007 №1473-с «О космодроме «Восточный» принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома «Восточный», а также определены основные этапы и сроки его создания.
Заказчиком строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» является Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №№ создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», выполняющее функции застройщика, связанные с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», распоряжением Госкорпорации «Роскосмос» от 13.02.2016 № № утвержден Устав Дирекции, пунктом 2.1 которого предусмотрено, что осуществление Дирекцией функций контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика, связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».
В соответствии с пунктом 2.2. Устава, предметом деятельности Дирекции является обеспечение системной реализации мероприятий подпрограмм, законности и своевременности реализации работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный».
В соответствии с пунктом 2.3.1. Устава, Дирекция выполняет функции застройщика (заказчика), а также иные функции, предусмотренные механизмом реализации подпрограмм, в том числе организации размещения государственного заказа на право заключения государственных контрактов, заключение государственных контрактов, в том числе по результатам проведенных торгов на проведение работ или оказания услуг, в пределах лимитных обязательств, выделенных на строительство объектов космодрома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 № № АО «ЦЭНКИ» определено в качестве единственного исполнителя работ по завершению строительства 9 объектов первой очереди космодрома «Восточный».
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 01.06.2022 № №, от 23.01.2020 №№, от 27.01.2020 №№ перераспределены лимиты бюджетных ассигнований и скорректированы сроки строительства объектов космодрома, на завершение строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный», завершение строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» определено 2025 год.
15.06.2020 между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Заказчик) и АО «ЦЭНКИ» (Головной исполнитель) заключен государственный контракт № № по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)».
Соглашением сторон от 10.03.2023 указанный государственный контракт расторгнут.
Пунктом 10 Соглашения о расторжении предусмотрено, что прекращение действий контракта не освобождает стороны от предусмотренной контрактом и законодательством ответственности за нарушение условий контракта.
В целях завершения работ по строительству объектов 1-й очереди космодрома «Восточный», в том числе «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)», Госкорпорацией «Роскосмос» утверждено Решение о порядке завершения строительства 7-и объектов первой очереди космодрома «Восточный» от 09.12.2022 № №-р и дорожная карта от 09.12.2022 № №
Согласно п. 10 Решения, Департаменту эксплуатации наземной космической инфраструктуры, Департаменту координации работ по строительству космодрома «Восточный», ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ» предписано комиссионно подготовить предложения по приоритизации и оптимизации состава объектов незавершенного строительства, с определением перечня подлежащего строительству, оформленного актом, а также исходные данные, необходимые для дальнейшего проектирования.
Дорожной картой № № от 09.12.2022 мероприятий по завершению строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный», в число которых включено строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап), предусмотрено определение нового исполнителя работ (комплексный контракт) в период с 31.07.2023 по 08.09.2023, ответственным лицом указана Дирекция, сроки исполнения мероприятий по заключения государственного контракта установлены с 11.09.2023 по 22.09.2023, Дирекция вновь указана исполнителем данного мероприятия.
Из акта рабочей группы №№ от 06.02.2023 следует, что в период с 10 по 26 января 2023 проведены работы по анализу состояния строительной готовности 7-и объектов первой очереди космодрома «Восточный»; подготовке предложений по уточнению состава зданий и сооружений, необходимых для выполнения задач функционального назначения. Строительная готовность объекта «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)» составляет 97 %.
Решением Госкорпорации «Роскосмос» от 28.02.2023 № №-р о прекращении реализации инвестиционного проекта «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)», которым в отношении объекта на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «ЦЭНКИ» возложены обязанности обеспечить выполнение положений Дорожной карты мероприятий по завершению строительства 7-и объектов первой очереди космодрома «Восточный» от 09.12.2022 № №, а также решения Госкорпорации «Роскосмос» от 09.12.2022 № № «О порядке завершения строительства 7-и объектов первой очереди космодрома «Восточный».
В декабре 2023 года ответчиком проведен закрытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации, выполнению инженерных изысканий, выполнению работ по строительству объекта космодрома «Восточный» «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)». Заказ размещался в рамках государственного оборонного заказа. По объекту ФЦП-25 «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап) закупочные процедуры не состоялись, так как не поступило ни одного запроса на предоставление документации. Принято решение об осуществлении закупки с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которое подлежит согласованию с ФАС России. Сведений о принятом ФАС России решении (о согласовании или об отказе в согласовании) относительно заключения государственного контракта по итогам проведения конкурса с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) материалы дела не содержат.
До настоящего времени иных мероприятий по определению нового исполнителя работ по вышеназванному объекту ФКУ «Дирекцией космодрома «Восточный» не проведено, новый исполнитель работ не определен, контракт на завершение строительства объекта космодрома «Восточный» «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)» не заключен, его строительство не ведётся, в связи с чем прокурор космодрома «Восточный» обратился в суд с настоящим иском.
Учитывая указанные обстоятельства, исходя из того, что именно на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» возложена обязанность по осуществлению в отношении спорного объекта функции заказчика-застройщика, а впоследствии и функции государственного заказчика, принимая во внимание, что обязанность по контролю, учету и приемки строительных работ при строительстве автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап) возлагалась на Дирекцию и в рамках ранее действующего госконтракта, после расторжения которого указанные полномочия ответчика сохранялись в силу положений его Устава, которым именно ответчик наделен как функцией организации размещения государственного заказа на право заключения государственного контракта, так и функцией заключения такого государственного контракта, однако с декабря 2023 года каких-либо действий в этом направлении ответчик не предпринимает, что фактически означает приостановление реализации подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» ФЦП «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», суды двух инстанций пришли к выводу о возложении на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» обязанность определить исполнителя подрядных работ и заключить государственный контракт для строительства вышеуказанного объекта.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит принятое по делу апелляционное определение постановленным с нарушением норм процессуального закона.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ (абзац второй части первой статьи 327 ГПК РФ).
Абзацами первым и вторым части первой статьи 327.1 ГПК РФ определено, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
В апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункт 5 части второй статьи 329 ГПК РФ).
В абзацах втором и третьем пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» (далее также - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16) содержится разъяснение о том, что в случае, когда непосредственно в судебном заседании суда апелляционной инстанции лицо заявило ходатайство о принятии и исследовании дополнительных (новых) доказательств, суд апелляционной инстанции разрешает вопрос об их принятии с учетом мнения лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, и дает оценку уважительности причин, по которым эти доказательства не были представлены в суд первой инстанции. В соответствии с абзацем вторым части первой статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции принимает дополнительные (новые) доказательства, если признает причины невозможности представления таких доказательств в суд первой инстанции уважительными.
К таким причинам относятся, в частности, необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании, о приобщении к делу, об исследовании дополнительных (новых) письменных доказательств либо ходатайств о вызове свидетелей, о назначении экспертизы, о направлении поручения; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) по причине пропуска срока исковой давности или пропуска установленного федеральным законом срока обращения в суд без исследования иных фактических обстоятельств дела (абзац четвертый пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16).
В абзаце пятом пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 разъяснено, что обязанность доказать наличие обстоятельств, препятствовавших лицу, ссылающемуся на дополнительные (новые) доказательства, представить их в суд первой инстанции, возлагается на это лицо (статья 12, часть первая статьи 56 ГПК РФ).
Дополнительные (новые) доказательства не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, если будет установлено, что лицо, ссылающееся на них, не представило эти доказательства в суд первой инстанции, поскольку вело себя недобросовестно или злоупотребляло своими процессуальными правами (абзац шестой пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16).
Как следует из материалов дела, в суде апелляционной инстанции представителем ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» заявлено о необходимости истребования и исследования дополнительных доказательств, содержащих секретные сведения, в том числе постановления о гособоронзаказе и, в этой связи, рассмотрении дела в закрытом судебном заседании (л.д. 39, 82 т.2).
Суд апелляционной инстанции, отказав в рассмотрении дела в закрытом судебном заседании по мотиву отсутствия в материалах дела документов, имеющих гриф «секретно», ходатайство ответчика о необходимости истребования дополнительных (новых) доказательств, не разрешил.
При этом вопрос о том, какие юридически значимые обстоятельства по делу подтверждают либо опровергают сведения, содержащиеся в заявленных ответчиком документах, причинах, по которым данное ходатайство им не было заявлено в суде первой инстанции, судебная коллегия не выясняла и не установила.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что в силу пункта 1 части 1 статьи 26 ГПК РФ гражданские дела, связанные с государственной тайной рассматривают в качестве суда первой инстанции Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.
Как предусмотрено частью 1 статьи 157 ГПК РФ, суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства, прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи.
В соответствии с частью 2 статьи 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В этой связи, с учетом вышеуказанных требований процессуального закона, суду надлежало разрешить вопрос о юридической значимости для дела документов, о необходимости истребования и исследования которых в настоящем деле было заявлено ответчиком, выяснить причины, по которым они не были предоставлены в суд первой инстанции и, исходя из этого, разрешить вопрос о подсудности заявленного спора, возможности его рассмотрения районным судом и необходимости передачи дела на рассмотрение областного суда в качестве суда первой инстанции, что судом не выполнено.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права могут быть исправлены только путем отмены апелляционного определения и направления дела на новое рассмотрение по основаниям, установленным статьей 379.7 ГПК РФ.
Руководствуясь статьей 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а :
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 17.06.2024 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Судьи