№ 2-922/2024
14RS0019-01-2024-001017-87
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
6 июня 2024 г. г. Нерюнгри
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующий судья Софронов П.А., при секретаре судебного заседания Хабировой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Транспортного прокурора к Федеральному казенному предприятию "Аэропорты Севера" обязать совершению действий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц,
установил:
иск мотивирован тем, что филиалом «Аэропорт Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера» в Нерюнгринском районе пос. Чульман эксплуатируется служебно-пассажирское здание (аэропорт), где вход в здание не оборудован кнопкой вызова (оповещения), иными обеспечивающими вызов (оповещение) техническими средствами для вызова сотрудника обслуживающей организации для оказания содействия инвалидам в доступе на объект; отсутствует визуальное оповещение об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта услугах и порядке их оказания, в том числе: о местах расположения кресел-колясок для перемещения пассажиров по территории аэропорта; о номерах телефонов, по которым можно получить дополнительную информацию; о расположении мест для выгула собак-проводников; об ограничениях при перевозке индивидуальных средств передвижения, используемых пассажирами (размеры, вес, иные особенности конструкции); об услугах по предоставлению кресел-колясок (или электрокресел) для перемещения по территории аэропорта; перед входом в здание, а также во внутренние помещения служебно-пассажирского здания, в которых оказываются услуги, перед входами в универсальные кабины уборных отсутствуют информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения. На участках пола, на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, отсутствуют предупреждающие тактильные напольные указатели по ГОСТ Р 52875. Отсутствуют тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. На прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) в здании отсутствует яркая контрастная маркировка. В универсальных кабинах уборных для маломобильных групп населения отсутствуют крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. Откидные опорные поручни, кнопка вызова персонала в универсальных кабинах уборных установлены без учета психофизиологических возможностей инвалидов (недостаточная длинна откидного поручня для опоры на него, кнопки вызова персонала установлены за унитазом вне пределов досягаемости маломобильных групп населения). Под маршем открытой лестницы на первом этаже здания не установлены барьеры, ограждения или иные устройства, препятствующие доступу инвалидов в эту зону. Стойка обслуживания кассы по продаже билетов находится вне зоны досягаемости для посетителя в кресле-коляске по высоте (отсутствует часть стойки-барьера обслуживания высотой 0,85 м от уровня пола), не оборудована системой обеспечения разборчивости звуковой информации. На проступях краевых ступеней лестничных маршей не нанесены противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступени.
Указанные нарушения закона создают инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения препятствия к доступности объекта воздушного транспорта аэропорта Нерюнгри.
Бездействие ФКП «Аэропорты Севера» создает угрозу травмирования лиц с ограниченными возможностями на указанном объекте транспорта.
Несоблюдение вышеуказанных требований Закона влекут нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В целях устранения указанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ Нерюнгринским транспортным прокурором генеральному директору ФКП «Аэропорты Севера» внесено представление. И ответчиком прокурору сообщено о подготовке плана устранения нарушений, со сроком исполнения до сентября 2025 г.
С учетом этого транспортный прокурор первоначальными требованиями просит обязать ответчику устранить указанные нарушения в течение шести месяцев после вступления судебного решения в силу.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, доводы искового заявления поддержала и просит иск удовлетворить. И просит установить срок устранения нарушений в течение двенадцати месяцев после вступления судебного решения в силу.
Представитель ответчика иск фактически признал, не согласившись с шестимесячным сроков устранения нарушений. И просит предоставить двенадцатимесячный срок для устроения нарушений.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Гусельникова О.Б. уточнила исковые требования, отказавшись от требования - разместить информацию о номерах телефонов, по которым можно получить дополнительную информацию. А также уточнила, что кнопку вызова персонала необходимо установить сбоку от унитаза в пределах досягаемости маломобильных групп населения.
И просит обязать ответчика устранить нарушения в двенадцатимесячный срок после вступления судебного решения в силу.
Представитель Якутской республиканской региональной организации ООО инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" – ФИО5 считает иск подлежащим удовлетворению.
Представитель Якутской республиканской региональной организации ООО "Всероссийское общество инвалидов", участвующей в деле в качестве третьего лица, без самостоятельных требований, в судебное заседание не явился. О времени слушания дела ответчик извещен.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно правилам ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Ответчиком иск признан, поэтому по правилам ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ, с учетом исследованных доказательства, суд учитывает, что признание иска не нарушает права других лиц, поэтому принимает его.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктами 2 и 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 181-ФЗ предусмотрено, что организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного пользования воздушным транспортом и возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Части 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ) регламентируют, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Согласно ч. 4, 13 ст. 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 11 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утверждённого Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Порядок предоставления услуг), вход в аэропорт должен быть оборудован кнопкой вызова (оповещения), иными обеспечивающими вызов (оповещение) техническими средствами для вызова сотрудника обслуживающей организации для оказания содействия инвалидам в доступе на объект.
Согласно требованиям пп. 2, 6, 8, 9 п. 12 Порядка предоставления услуг в аэропорту обслуживающая организация посредством звукового и визуального оповещения в аэропорту, а при наличии официального сайта аэропорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" также на сайте, обязана обеспечить информирование об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта услугах и порядке их оказания, в том числе: о местах расположения кресел-колясок для перемещения пассажиров по территории аэропорта; о расположении мест для выгула собак-проводников; об ограничениях при перевозке индивидуальных средств передвижения, используемых пассажирами (размеры, вес, иные особенности конструкции); об услугах по предоставлению кресел-колясок (или электрокресел) для перемещения по территории аэропорта.
В соответствие с ч. 1 ст. 15 Закона № 181-ФЗ, ч.ч. 1, 2 ст. 12 Закона № 384-ФЗ, п. 6.5.9, 6.3.6 Свода правил «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330.2020), перед входом в здание, а также во внутренние помещения здания, в которых оказываются услуги, перед входами в универсальные кабины уборных отсутствуют информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения.
Согласно п. 6.2.3 СП 59.13330.2020 в здании на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами необходимо наличие предупреждающих тактильных напольных указателей по ГОСТ Р 52875.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 в здании необходимы тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании.
Согласно п. 6.1.6 СП 59.13330.2020 на прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) необходимо размещение яркой контрастной маркировки.
Из ч. 1 ст. 15 Закона № 181-ФЗ, п. 6.3.3, ДД.ММ.ГГГГ, 8.1.7 СП 59.13330.2020 следует необходимость наличия в универсальных кабинах уборных для маломобильных групп населения в здании аэропорта крючков для одежды, костылей и других принадлежностей. Откидные опорные поручни, кнопка вызова персонала в универсальных кабинах уборных должны быть установлены с учетом психофизиологических возможностей инвалидов.
Согласно п. 6.2.6 СП 59.13330.2020 под маршем открытой лестницы на первом этаже здания аэропорта необходима установка барьеров, ограждений или иных устройств, препятствующих доступу инвалидов в эту зону.
Из п. 8.1.7, 8.4.9 СП 59.13330.2020 следует, что стойка обслуживания кассы по продаже билетов аэропорта должна находиться в зоне досягаемости для посетителя в кресле-коляске по высоте (высотой 0,85 м от уровня пола) и должны быть оборудована системой обеспечения разборчивости звуковой информации.
Согласно п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 на проступях краевых ступеней лестничных маршей аэропорта необходимо нанесение противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени.
Доводы прокурора о несоблюдение указанных требований ответчик не отрицает, ввиду чего исковые требования признаются состоятельными, в силу чего подлежат удовлетворению в полном объеме.
Из ч. 1 ст. 6.1 ГПК РФ следует исполнение судебного постановления в разумные сроки.
Согласно ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенный срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Учитывая позицию сторон настоящего дела, необходимость финансирования мероприятий по устранению указанных прокурором нарушений, а также с учетом общественных интересов, возможно установление срока устранения нарушений в течение двенадцати месяцев после вступления судебного решения в силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное предприятие "Аэропорты Севера" в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия в служебно-пассажирском здании филиала «Аэропорт Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера», расположенном по адресу: <адрес> (Якутия) (аэропорт):
- вход в здание оборудовать кнопкой вызова (оповещения) для вызова сотрудника обслуживающей организации для оказания содействия инвалидам в доступе на объект;
- установить средства визуального оповещения об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта услугах и порядке их оказания, в том числе: о местах расположения кресел-колясок для перемещения пассажиров по территории аэропорта; о расположении мест для выгула собак-проводников; об ограничениях при перевозке индивидуальных средств передвижения, используемых пассажирами (размеры, вес, иные особенности конструкции); об услугах по предоставлению кресел-колясок (или электрокресел) для перемещения по территории аэропорта;
- перед входом в здание, а также во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, перед входами в универсальные кабины уборных установить информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения;
- на участках пола, на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, установить предупреждающие тактильные напольные указатели по ГОСТ Р 52875;
- на прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) установить яркую контрастную маркировку;
- оборудовать универсальные кабины уборных для маломобильных групп населения крючками для одежды, костылей и других принадлежностей; откидные опорные поручни, кнопку вызова персонала в универсальных кабинах уборных установить сбоку от унитаза в пределах досягаемости маломобильных групп населения
- установить барьеры, ограждения или иные устройства, препятствующие доступу инвалидов в зону под маршем открытой лестницы на первом этаже служебно-пассажирского здания;
- стойку-барьер обслуживания кассы по продаже билетов служебно-пассажирского здания оборудовать частью высотой 0,85 м от уровня пола для обслуживания посетителя в кресле-коляске, системой обеспечения разборчивости звуковой информации;
- на проступях краевых ступеней лестничных маршей в служебно-пассажирском здании нанести противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступеней.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
судья
идентификаторы сторон:
- ФКП "Аэропорты Севера" ИНН 1435146293, ОГРН 1041402032803