Судья: Немира Т.В.
Докладчик: Крейс В.Р. Дело №33-4274/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Пилипенко Е.А.
судей Крейса В.Р., Белик Н.В.
при секретаре Башкирцевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 30 апреля 2019 года гражданское дело
по иску С.В.В. к администрации Татарского района о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Татарского района Новосибирской области на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 05 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
С.В.В. обратился в суд с иском к администрации Татарского района.
В обоснование требований указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать решением суда лишена родительских прав, отец умер 24.03.1997 года, в связи с чем над ним была установлена опека.
Распоряжением главы Администрации Константиновского сельсовета Татарского района НСО №38 от 11.12.2009 года он был поставлен на очередь по получению жилья, как оставшийся без попечения родителей.
В настоящее время администрацией района он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Однако, несмотря на то, что с момента постановки его на учет для целей предоставления жилого помещения, у него возникло право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма, он не обеспечен жилым помещением до настоящего времени. Считает, что по достижении совершеннолетия, но не позднее окончания образовательного учреждения, его должны были обеспечить жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил возложить обязанность на администрацию Татарского района предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Татарского районного суда Новосибирской области от 05 февраля 2019 года администрация Татарского района Новосибирской области обязана предоставить С.В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по нормам предоставления площади жилого помещения, не менее 30 кв.м., в границах г. Татарска Новосибирской области.
В апелляционной жалобе представитель администрации Татарского района указывает, что предоставление жилого помещения истцу возможно только за счет средств бюджета субъекта РФ; субвенции из бюджета области для приобретения жилья истцу не предоставлялись.
Таким образом, реализация государственных полномочий по обеспечению истца жилым помещением возможно только тогда, когда будет осуществлено финансирование из бюджета Новосибирской области.
Считает, что требование истца о предоставлении жилого помещения на момент рассмотрения искового заявления (т.е. вне очереди) противоречит требованиям закона и нарушит права и законные интересы других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения.
На апелляционную жалобу поступил отзыв Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1,3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопросы обеспечениям жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области регулируются Законом Новосибирской области от 5 июня 2013 г. N 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец включен в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с 11.12.2009 года и значится в списке под № 65.
Из письма главы Татарского района № 1337 от 11.12.2018 года следует, что С.В.В. отказано в предоставлении жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что согласно уведомлению филиала Управления Росреестра по Новосибирской области, ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» С.В.В. не имеет в собственности объектов недвижимого имущества.
Разрешая спор, учитывая указанные выше нормы права и фактические обстоятельства дела, суд обязал ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным или техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв. м.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения С.В.В. возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот. Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 490-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями", финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
Доводы апеллянта о том, что предоставление истцу жилого помещения впереди стоящих перед ним такой же категории граждан, повлечет безусловное нарушение их нрав, являются несостоятельными, поскольку и иные дети - сироты вправе обратиться в суд, если считают свои права нарушенными, при этом федеральное законодательство не связывает право истца на получение специализированного жилья с правом иных лиц на получение такого же жилья.
Напротив, анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований ГПК РФ.
Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Татарского районного суда Новосибирской области от 05 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Татарского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: