Судья 1 инстанции Третьяков М.С.
Судья - докладчик Гусарова Л.В. № 33а-843/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 января 2020 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гусаровой Л.В.,
судей Полозовой Н.Ф, Харина Р.И.,
при секретаре Быковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2085/2019 по административному иску Сергунова А.В. к Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным распоряжения, решения,
по апелляционной жалобе Министерства юстиции Российской Федерации на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19 сентября 2019 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование исковых требований истец указал, что проживает на территории РФ с Дата изъята года, паспорта гражданина (данные изъяты) не имеет, является (данные изъяты).
11 января 2017 г. осужден Октябрьским районным судом г.Иркутска по части 2 статьи 162 УК РФ к 4 годам лишения свободы. На основании постановления Свердловского районного суда г. Иркутска от 8 апреля 2019 г. освобожден условно-досрочно.
Распоряжением Министерства юстиции РФ от 17 декабря 2018 г. № 8167-рн было признано пребывание (проживание) в Российской Федерации (данные изъяты) Сергунова А.В. нежелательным.
16 апреля 2019 г. начальником отделения № 3 отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» принято решение о депортации (данные изъяты) Сергунова А.В. за пределы Российской Федерации.
Сергунов А.В. просил суд восстановить срок обжалования распоряжения Министерства юстиции РФ от 17 декабря 2018 г. № 8167-рн., признать незаконным распоряжение Министерства юстиции РФ от 17 декабря 2018 г. № 8167-рн о нежелательности пребывания на территории РФ. Признать незаконным решение начальника отделения № 3 отдела по вопросам миграции МУ МВД «Иркутское» от 16 апреля 2019 г. о депортации Сергунова А.В.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19 сентября 2019 г. исковые требования Сергунова А.В. к Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным распоряжения, решения удовлетворены, распоряжение Министерства юстиции РФ от 17 декабря 2018 г. № 8167-рн о нежелательности пребывания Сергунова А.В. на территории РФ и решение начальника отделения № 3 отдела по вопросам миграции МУ МВД «Иркутское» от 16 апреля 2019 г. о депортации Сергунова А.В. признаны незаконными.
Не согласившись с решением суда, представитель Министерства юстиции РФ подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указал, что наличие у лица неснятой и непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений по смыслу закона является достаточным основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, поскольку нахождение такого лица на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Сергунов А.В., его представитель Степанова Г.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя ГУ МВД России по Иркутской области Ринчино М.В., просившей решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19 сентября 2019 г. отменить, принять новое решение, отказать Сергунову А.В. в удовлетворении административных исковых требований, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Судом установлено, что Сергунов А.В. с Дата изъята проживал по адресу <адрес изъят>, имеет регистрацию по данному адресу до настоящего времени. Из сведений, указанных в опросном листе ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области следует, что прибыл на территорию Российской Федерации в Дата изъята в малолетнем возрасте с матерью. Согласно справки, проходил обучение в (данные изъяты). На территории РФ по адресу г<адрес изъят> проживают родственники мать, отчим, брат. Согласно справке от 9 сентября 1994 г. (данные изъяты) подала заявление о нежелании состоять в гражданстве (данные изъяты).
Согласно ответу МВД Республики (данные изъяты) от Дата изъята г. Сергунов А.В. прописанным/выписанным не значится, с заявлением о выходе из гражданства Республики (данные изъяты) не обращался, удостоверением личности и паспортом Республики (данные изъяты) не документирован. Близких родственников не имеет. Подтверждение о постоянном проживании на территории Республики (данные изъяты) на момент вступления Закона Республики (данные изъяты)» от 21 декабря 1991 г. отсутствует.
В настоящее время проживает по адресу: <адрес изъят> у ФИО., которая дала нотариально удостоверенное обязательство о предоставлении жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Сергунов А.В., (данные изъяты), уроженец (данные изъяты), является (данные изъяты).
Приговором Октябрьского районного суда г. Иркутска от 11 января 2017 г. Сергунов А.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 162 Уголовного кодекса РФ, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Распоряжением заместителя Министра юстиции Российской Федерации № 8167-рн от 17 декабря 2018 г. «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» признано пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Сергунова А.В. нежелательным.
16 апреля 2019 г. начальником отделения № 3 отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» принято решение о депортации (данные изъяты) Сергунова А.В. за пределы Российской Федерации.
Дата изъята г. Сергунов А.В. на основании постановления Свердловского районного суда г. Иркутска от 8 апреля 2019 г. освобожден условно-досрочно на 1 год 6 месяцев 13 дней.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 24 апреля 2019 г. Сергунов А.В. помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан сроком до Дата изъята г.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 18 июля 2019 г. отказано в продлении срока пребывания Сергунова А.В. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о депортации по Дата изъята г. Указанным решением установлено, что исполнение решения о депортации Сергунова А.В. с территории РФ, а также его реадмиссия невозможны.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации и решение УМВД России по Иркутской области являются незаконными, так как оспариваемым распоряжением и решением созданы препятствия для реализации прав и свобод Сергунова А.В. на личную семейную жизнь, проживание с членами семьи, являющимися гражданами Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласиться с данным выводом суда первой инстанции не может, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно статье 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 этого закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который включено Министерство юстиции Российской Федерации.
Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства закреплены также Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313.
Таким образом, принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений входит в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписан в г.Страсбурге 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов являются одними из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Сергунов А.В., (данные изъяты), уроженец (данные изъяты), является (данные изъяты), пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, умышленно совершил на территории Российской Федерации преступление.
Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.
Само по себе семейное положение Сергунова А.В., наличие у него на территории Российской Федерации родственников, проживающих на территории Российской Федерации и имеющих гражданство Российской Федерации, не влечет в безусловном порядке признание оспариваемых актов, нарушающими его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку они приняты с учетом степени общественной опасности преступных деяний заявителя.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможности закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены в том числе общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», часть 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах, решение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) Сергунова А.В. в Российской Федерации со всей очевидностью является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяний административного истца.
Оснований для отмены распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 17 декабря 2018 г. № 8167-рн о нежелательности пребывания (проживания) Сергунова А.В. в Российской Федерации судом установлено не было.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ предусмотрено, что в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.
Согласно пункту 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 названной статьи, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Основанием для принятия УМВД России по Иркутской области решения от 16 апреля 2019 г. о депортации Сергунова А.В. за пределы Российской Федерации послужило распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. № 8167-рн о нежелательности пребывания (проживания) Сергунова А.В. в Российской Федерации.
Данное решение принято в соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Принимая оспариваемое решение, административный ответчик отдал приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина, имеющего непогашенную судимость, семейных связей на территории России или его нежелания покидать территорию Российской Федерации.
Считая доводы апелляционной жалобы обоснованными, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для признания незаконными распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. № 8167-рн о нежелательности пребывания (проживания) Сергунова А.В. в Российской Федерации и решения начальника отделения №3 отдела по вопросам миграции МУ МВД «Иркутское» от 16 апреля 2019 г. о депортации (данные изъяты) Сергунова А.В. за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Министерства юстиции РФ удовлетворить, отменить решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19 сентября 2019 г. и принять по данному административному делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Сергунову А.В. отказать.
Председательствующий | Л.В. Гусарова |
Судьи | Н.Ф. Полозова |
Р.И. Харин |