24OS0000-01-2020-000438-20
Дело № 3А-3/2021
011а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2021 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Абрамчика М.А.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «СтройТрейд» Кошкина Д.В.,
представителей административного ответчика Министерства тарифной политики Красноярского края - Мочаловой М.В., Седельниковой В.В.,
представителей заинтересованного лица ООО "Региональная сетевая компания" - Гудим Е.Р., Александровой М.Д.,
представителя заинтересованного лица ПАО "МРСК Сибири" - Корниловой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «СтройТрейд» о признании частично недействующим приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 26 декабря 2019 года № 575-П «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», а также о возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края (далее Министерство) от 26 декабря 2019 года № 575-п «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 года № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (т.5 л.д.118-144) (далее Приказ от 26 декабря 2019 года № 575-п), приложение № 4.1 к приказу изложено в новой редакции, согласно пункту:
235 которого установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов между обществом с ограниченной ответственностью «СтройТрейд» (далее ООО «СтройТрейд») и обществом с ограниченной ответственностью «Финарт» (далее ООО «Финарт»):
- на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей 0,00 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 0,00 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф 0,00000 руб./кВт.ч.;
- на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей 0,00 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 0,00 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф 0,00000 руб./кВт.ч.
236 которого установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов между ООО «Финарт» и ООО «СтройТрейд»:
- на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей 254 776,92 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 50,74 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф 0,39711 руб./кВт.ч.;
- на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей 274 157,22 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 57,59 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф 0,42828 руб./кВт.ч.;
237 которого установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов между ООО «СтройТрейд» и обществом с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая компания» (далее ООО «Региональная сетевая компания»):
- на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей 3 136 010,53 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 796,44 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф 5,10599 руб./кВт.ч.;
- на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей 2 636 388,86 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 741,53 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф 4,32354 руб./кВт.ч.
238 которого установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов между ООО «Региональная сетевая компания» и ООО «СтройТрейд»:
- на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей 0,00 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 0,00 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф 0,00000 руб./кВт.ч.;
- на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей 0,00 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 0,00 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф 0,00000 руб./кВт.ч. (т.5 л.д.108-112).
Приказ от 26 декабря 2019 года № 575-п опубликован 31 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. и вступил в силу в соответствии с пунктом 2 данного приказа с 26 декабря 2019 года.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 30 января 2020 года № 1-э исправлены технические ошибки в Приказе от 26 декабря 2019 года № 575-п, который дополнен в том числе приложением № 7, согласно которого установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год.
Пункты 235, 236, 237, 238 приложения № 7 Приказа от 26 декабря 2019 года № 575-п, содержит аналогичные размеры индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов между ООО «СтройТрейд» и ООО «Финарт», между ООО «СтройТрейд» и ООО «Региональная сетевая компания».
ООО «СтройТрейд» обратилось с административным исковым заявлением (с учетом уточнений и дополнений):
- о признании недействующими со дня принятия пункты 235, 236, 237, 238 Приложения № 7 к приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 26 декабря 2019 года № 575-П «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями».
- возложении на министерство тарифной политики Красноярского края обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом недействующим, в части пунктов 235, 236, 237, 238 Приложения № 7 к приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 26 декабря 2019 года № 575-П «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями».
Требования административного искового заявления, с учетом уточнений и дополнений мотивированы тем, что при принятии решения от 26.12.2019 года об утверждении необходимой валовой выручки ООО «СтройТрейд» на 2020 год в размере 31 051,4 тыс.руб. и утверждении основных экономических показателей и основных статей расходов, исходя из которых должен быть произведен расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год по сетям ООО «СтройТрейд», согласно приложениям № 1 и № 2 к дополнительному экспертному заключению по делу № 181/1-19, административный ответчик необоснованно завысил величину полезного отпуска электрической энергии и необоснованно уменьшил заявленные административным истцом расходы по следующим показателям:
- по статье «Затраты на оплату труда» расходы снижены с заявленных 25 003,69 тыс.руб. до 4 100,76 тыс.руб.;
- по статье «Отчисления на социальные нужды» расходы снижены с заявленных 7 651,13 тыс.руб. до 1 238,43 тыс.руб.;
- расходы по арендной плате снижены с заявленных 9 920 тыс.руб. до 5 446,49 тыс.руб.;
- расходы на спецодежду снижены с заявленных 443,69 тыс.руб. до 200 тыс.руб.;
- расходы на услуги телефонной и интернет связи снижены с заявленных 181,83 тыс.руб. до 0 руб.;
- расходы на охрану электрохозяйства снижены с заявленных 201,98 тыс.руб. до 0 руб.;
- расходы на выплаты социального характера (по коллективному договору) снижены с заявленных 460,75 тыс.руб. до 0 руб.;
- расходы на аренду офисов и производственной базы снижены с заявленных 1 387,07 тыс.руб. до 0 руб.;
- расходы на содержание и обслуживание легкового транспорта снижены с заявленных 207,80 тыс.руб. до 0 руб.;
- расходы на приобретение оргтехники снижены с заявленных 1 185,67 тыс.руб. до 0 руб.;
- расходы на подготовку кадров снижены с заявленных 397,50 тыс.руб. до 0 руб.;
- расходы на малоценные и быстроизнашиваемые товары (мебель), хозяйственные товары снижены с заявленных 769,14 тыс.руб. до 0 руб.;
- расходы на канцтовары снижены с заявленных 343,29 тыс.руб. до 0 руб.;
- расходы на услуги банка снижены с заявленных 161,96 тыс.руб. до 0 руб.;
- расходы на услуги типографии снижены с заявленных 11,22 тыс.руб. до 0 руб.;
- расходы на почтовые услуги снижены с заявленных 36,52 тыс.руб. до 0 руб.
В результате чего снижение необходимой валовой выручки ООО «СтройТрейд» на 2020 год составило с заявленных 67 037,26 тыс.руб. до 31 051,4 тыс.руб.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные уточненные требования поддержал по основаниям изложенным в нем.
Представители административного ответчика, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемый приказ полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Министерства и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Представители заинтересованных лиц ООО "Региональная сетевая компания", ПАО "МРСК Сибири" в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований, в связи с отсутствием нарушений требований законодательства, при принятии Приказа от 26 декабря 2019 года № 575-п, в оспариваемой части.
Прокурор в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.
Заинтересованное лицо ООО «Финарт» извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах его неявки суду не сообщило, ходатайств не заявило, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие его представителя, против чего явившиеся участники судебного процесса не возражали.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
На основании пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в статьи 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования).
Согласно пункту 3 Основ ценообразования, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
Пунктом 63 Основ ценообразования установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
Тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года № 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания № 20-э/2).
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний органы регулирования на розничном рынке устанавливают:
единые на территории субъекта Российской Федерации тарифы на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированные по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее - котловые тарифы);
индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы).
Индивидуальные тарифы определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, то есть выручкой по котловым тарифам, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций), то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулирования.
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Пунктом 52 Методических указаний определено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок:
ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям;
ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт-ч без разбивки по напряжениям.
В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом необходимая валовая выручка (НВВ) любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Базой для расчета ставок двухставочного индивидуального тарифа являются присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации и плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями, который определяется как суммарный сальдированный переток электроэнергии из сети сетевой организации - получателя платежа в сеть сетевой организации - плательщика во всех точках присоединения на всех уровнях напряжения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетике в части государственного регулирования тарифов.
Пунктом 3.6 данного Положения к компетенции Министерства отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 27 Правил регулирования решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.
Оспариваемый Приказ от 26 декабря 2019 года № 575-п принят посредством открытого голосования коллегиальным органом (правлением Министерства) большинством голосов по итогам заседания 26 декабря 2019 года с соблюдением пунктов 25, 26 Правил регулирования, о чем составлен протокол от вышеуказанной даты. При принятии данного решения присутствовал представитель ООО «СтройТрейд» Усенков Д.Г. (т.5 л.д.113-115).
Полномочия правления Министерства подтверждаются приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 3 августа 2018 года № 10-о.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия и порядка опубликования.
Полномочия административного ответчика, а также соблюдение процедуры принятия оспариваемого в части Приказа от 26 декабря 2019 года № 575-п, административным истцом не оспаривается.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 142 и пунктом 3 статьи 145 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 нормативные правовые акты органов государственной власти края подлежат официальному опубликованию и вступают в силу после их официального опубликования. Неопубликованные нормативные правовые акты органов государственной власти края не применяются.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» на территории Красноярского края применяются только официально опубликованные нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти Красноярского края, в том числе, приказы органов исполнительной власти Красноярского края нормативного характера.
Нормативные правовые акты федерального уровня, регулирующие правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике, не предусматривают иного порядка вступления в законную силу нормативных правовых актов об установлении тарифов.
Как указывалось выше, Приказ от 26 декабря 2019 года № 575-п опубликован 31 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru.
Между тем, пунктом 2 Приказа от 26 декабря 2019 года № 575-п предусмотрено, что он вступает в силу со дня подписания. Пунктом 3 данного Приказа определено, что он подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края» (www.zakon.krskstate.ru).
Таким образом, пункт 2 Приказа от 26 декабря 2019 года № 575-п допускает возможность вступления в силу данного нормативного правового акта до дня его официального опубликования, что противоречит вышеприведенным положениям Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777, Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 и в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания его недействующим в части, допускающей возможность вступления Приказа от 26 декабря 2019 года № 575-п в силу до дня его официального опубликования.
Из представленного в материалы дела экспертного заключения № 181/1-19 о тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «СтройТрейд» на 2020 год (т.5 л.д.74-107) следует, что ООО «СтройТрейд» соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее ТСО).
Ранее тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «СтройТрейд» не утверждались.
Решением Министерства, принятом на заседании правления (выписка из протокола от 26.12.2019 года № 96) (т.5 л.д.113-115), на основании экспертного заключения № 181/1-19, утвержден объем необходимой валовой выручки ООО «СтройТрейд» на 2020 год в размере 31 051,40 тыс.руб., а также утверждены основные экономические показатели и основные статьи расходов, исходя из которых должен быть произведен расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год по сетям ООО «СтройТрейд».
В соответствии с пп.1.2. п.1 раздела 5 экспертного заключения № 181/1-19 величина полезного отпуска электрической энергии на 2020 год для ООО «СтройТрейд» установлена 54 599, 197 тыс. кВтч.
При этом, вопреки доводам стороны административного истца, суд соглашается с доводами Министерства, о том, что величина полезного отпуска электрической энергии потребителям оптового и розничного рынков ПАО «Красноярскэнергосбыт» сформирована на основании предоставленных данной организацией данных, сформированных исходя из фактических объемов в разрезе всех сетевых организаций с разбивкой по тарифным группам потребителей, месяцам и уровням напряжения и составила 23 898,724 тыс. кВтч.
Данная величина полезного отпуска электрической энергии (23 898,724 тыс. кВтч.), в период с ноября 2018 года по октябрь 2019 года ООО «СтройТрейд» подтверждена в ответе от 21.12.2020 года № 144981 на запрос суда (т.7 л.д.53).
Величина передачи электрической энергии из сетей ООО «СтройТрейд» в сети нижестоящих смежных сетевых организаций учтена в соответствии с согласованными плановыми перетоками электрической энергии и мощности между смежными сетевыми организациями на 2020 год и составила: ООО «Региональная сетевая компания»- 4 174,863 тыс.кВтч., АО «Финарт»- 26 525,610 тыс. кВтч.
Таким образом, оснований для запроса дополнительных (уточняющих) сведений о величине полезного отпуска электрической энергии у Министерства не имелось.
Приведенные ООО «СтройТрейд» данные о фактической величине полезного отпуска электрической энергии за 2020 года не имеют правового значения при разрешении настоящего спора, поскольку отсутствовали при принятии оспариваемого Приказа Министерства.
Также, вопреки доводам административного искового заявления, тарифным органом, в соответствии с пунктом 2 раздела 5 экспертного заключения № 181/1-19, обосновано снижен размер активов, который был предложен ООО «СтройТрейд» к учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год в размере 1 008,47 (согласно требования административного иска 852,28 условных единиц) до 743,78 условных единиц, исходя из имеющихся данных (перечня оборудования электрических сетей, характеристик трансформаторов и линий электропередач), расшифровка которых дана в таблицах №№ П2.1 и П2.2, к заключению.
Размер активов рассчитан в соответствии с таблицами № П2.1. и № П.2.2 Приложения 2 к Методическим указаниям № 20-э/2.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно пункта 2.3.2. Правил устройства электроустановок, кабельной линией называется линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями.
Поскольку договор аренды электрооборудования и объектов недвижимости № 4 от 23.09.2019 года с Сенченко А.Ю., не прошел государственную регистрацию, то тарифным органом правомерно не учтено электрооборудование и объекты недвижимости по данному договору, в частности по таблице № П 2.1. (т.5 л.д.104) 0,55 км ВЛЭП напряжением 1-20 кВ (дерево) и 2,56 км. ВЛЭП напряжением 0,4 кВ (дерево).
Кроме того, по таблице № П 2.1. ООО «СтройТрейд» предложено 25,26 км. КЛЭП напряжением 3-10 кВ по договору субаренды электрооборудования и объектов недвижимости без номера от 11.09.2019 года с Деминым С.В. (6,452 км.), по договору № 19/67 от 01.08.2019 года с ООО «Красный Яр», по договору аренды электрооборудования № 3 от 01.10.2019 года с Хапковым Н.П. При расчете объема условных единиц тарифным органом правомерно, в соответствии с пунктом 2.3.2 Правил устройства электроустановок, длина КЛЭП напряжением 3-10 кВ по договорам № 19/67 от 01.08.2019 года и № 3 от 01.10.2019 года была скорректирована на фактическую длину кабельных линий, без учета длины кабеля в кабельной линии.
По таблице № П2.2. (т.5 л.д.105) административным истцом предложено в числе силовых трансформаторов напряжением 110-150 кВ 4 трансформатора ТПШЛ-3000/5, которые являются трансформаторами тока, а не силовыми трансформаторами, в связи с чем, они правомерно не были учтены тарифным органом, а были учтены только 2 трансформатора ТРДН-40000/110/6, предложенные ООО «СтройТрейд».
Кроме того, согласно абзаца 3 примечания к таблице № П2.2. приложения 2 к Методическим указаниям № 20-э/2, условные единицы по п. 2 "Силовые трансформаторы 1 - 20 кВ" определяются только для трансформаторов, используемых для собственных нужд подстанций 35 - 1150 кВ. ООО «СтройТрейд» по данной таблице предложено 7 силовых трансформаторов напряжением 1-20 кВ, между тем в целях учета указанные трансформаторы должны находиться в трансформаторных подстанциях напряжением 35-1150 кВ. Однако, согласно представленной ООО «СтройТрейд» таблице «Состав оборудования подстанций, РП ООО «СтройТрейд» на 2019, 2020 годы» имеется одна трансформаторная подстанция напряжением 110-150 кВ, в которой силовые трансформаторы напряжением 1-20 кВ отсутствуют, в связи с чем, тарифным органом правомерно не учтены 7 силовых трансформаторов напряжением 1-20 кВ предложенных административным истцом.
Поскольку в соответствии с представленным административным истцом перечнем арендуемого оборудования по договору аренды № 19/67 от 01.08.2019 года с ООО «Красный Яр», ООО «СтройТрейд» арендует только 2 отделителя с короткозамыкателем, то тарифным органом правомерно не учтены предложенные ООО «СтройТрейд» оставшиеся 6 отделителей с короткозамыкателем напряжением 110-150 кВ, как не подтвержденные документально.
Из предложенных ООО «СтройТрейд» по таблице № П 2.2. 17 выключателей нагрузки напряжением 1-20кВ, тарифным органом правомерно учтено только 9-, поскольку по договору аренды № 19/67 от 01.08.2019 года с ООО «Красный Яр» из 11 заявленных подтверждено наличие только 5 выключателей нагрузки, оставшиеся 6 в подстанциях отсутствуют, заявленные 4 выключателя нагрузки по договору аренды электрооборудования и объектов недвижимости № 4 от 23.09.2019 года с Сенченко А.Ю. не были учтены, в связи отсутствием государственной регистрации договора (пункт 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, из предложенных ООО «СтройТрейд» 15 двухтрансформаторных ТП и КТП напряжением 1-20 кВ, подтверждено наличие только 10 двухтрансформаторных ТП и КТП напряжением 1-20 кВ, в соответствии с договорами аренды № 19/67 от 01.08.2019 года с ООО «Красный Яр» и без номера от 11.09.2019 года с Деминым С.В., которые и были учтены тарифным органом.
Также, вопреки доводам стороны административного истца, суд считает, что тарифным органом правомерно уменьшена предложенная административным истцом численность работников (т.2 л.д. 32-33) в количестве 27,97 человек до 10,5 человек (расчет представлен в судебном заседании 17.03.2021 года).
Приказом Госстроя Российской Федерации от 03 апреля 2000 N 68 утверждены Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий (далее Рекомендации № 68 от 03 апреля 2000 года), которые предназначены для определения нормативной численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий, осуществляющих выполнение всех видов ремонтно-эксплуатационных работ электроэнергетических устройств, оборудования и установок электрических сетей, наружного освещения и дизельных электростанций (пункт 1.1.).
Так, значение среднесписочной численности работников предприятия согласно Таблицы 1 пункта 2.1.1. Рекомендаций № 68 от 03 апреля 2000 года находится в диапазоне «до 100 человек», нормативное значение работников общего руководства для которого составляет «2 человека». В связи с тем, что среднесписочная численность работников административного истца более чем в два раза меньше 100 человек, следует применять в данном случае метод интерполяции предусмотренный пунктом 1.13 Рекомендации № 68 от 03 апреля 2000 года, который не применен административным истцом и правомерно применен административным ответчиком.
По аналогичным основаниям суд отклоняет доводы стороны административного истца о необоснованном снижении численности оставшейся части ИТР и рабочих, кроме того, административный истец в уточненных требованиях административного искового заявления не правомерно производит расчет численности ИТР и рабочих исходя из нахождения в обслуживании 852,28 условных единиц, тогда как тарифным органом определено только 743,78 условных единицы.
Также, суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что пункт 13 нормативного расчета предложенный административным истцом, о круглосуточном оперативно-диспетчерском обслуживании не основан на положениях подпункта «а» пункта 2.1.4 Рекомендаций № 68 от 03 апреля 2000 года, согласно которого предельная величина в количестве 1 единицы определена для обслуживания 3200 условных единиц, тогда как, у административного истца в обслуживании находится только 743,78 условных единицы, на основании которых и произведен расчет.
Кроме того, административным ответчиком при расчете численности рабочих правомерно исключен коэффициент планируемых невыходов предусмотренный пунктом 1.9. Рекомендаций № 68 от 03.04.2000 года, поскольку административным истцом не представлено обоснование расчета размера данного коэффициента.
В связи со снижением нормативной численности работников административного истца, вопреки доводам административного искового заявления правомерно произведено снижение расходов по статьям «Затраты на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», а также расходов на спецодежду, которые являются производными от нормативной численности работников.
Кроме того, тарифным органом в соответствии с экспертным заключением № 181/1-19, из НВВ были полностью исключены заявленные расходы: на услуги телефонной и интернет связи в размере 181,83 тыс.руб.; на охрану электрохозяйства- 201,98 тыс.руб.; на аренду офисов и производственной базы- 1 387,07 тыс.руб.; на содержание и обслуживание легкового транспорта- 207,80 тыс.руб.; на приобретение оргтехники- 1 185,67 тыс.руб.; на подготовку кадров- 397,50 тыс.руб.; на малоценные и быстроизнашиваемые товары (мебель), хозяйственные товары- 769,14 тыс.руб.; на канцтовары- 343,29 тыс.руб.; на услуги банка- 161,96 тыс.руб.; на услуги типографии- 11,22 тыс.руб.; на почтовые услуги- 36,52 тыс.руб.
Суд не может согласиться с данными выводами тарифного органа, по следующим основаниям.
Согласно пункту 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в том числе капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство (пункт 19 Основ ценообразования).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 28 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки в состав прочих расходов включаются расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг.
Согласно пункта 29 Основ ценообразования, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Таким образом, действующее законодательство в сфере тарифного регулирования предусматривает последовательный порядок применения информации о ценах, и в случае невозможности использования источников информации, предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования, а также при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов - орган регулирования по правилам пункта 31 Основ ценообразования использует в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией.
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Из совокупного анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что в расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.
В силу пункта 17 Правил государственного регулирования обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность. Однако недостаточность и неоднозначность представленных материалов не может являться препятствием для расчета тарифа в экономически обоснованном размере, а также для реализации регулируемой организацией обязательных и необходимых для осуществления регулируемой деятельности мероприятий в очередном году и, соответственно, не освобождает тарифный орган от обязанности определить фактическое значение каждого из таких обязательных расходов от источников по перечню пункта 29 Основ ценообразования либо в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 24 Правил государственного регулирования основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Такие критерии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии).
К названным критериям относятся в том числе владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи (пункт 2 Критериев).
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует) (абзац третий пункта 24 Правил государственного регулирования цен).
При обращении в Министерство, административным истцом представлены в подтверждения расходов:
- на услуги телефонной и интернет связи- расчет расходов, а также типовой договор ООО «Орион телеком» и ОАО «Вымпел-Коммуникации» («Билайн») (т.4 л.д.141, 142-145, 146-153);
- на охрану электрохозяйства- договор оказания охранных услуг с ООО Охранная фирма «Тамерлан» № 5720 от 09.09.2019 года, предусматривающий пролонгацию (т.4 л.д. 238-243);
- на аренду офисов и производственной базы- договор аренды № 19/70 от 01.08.2019 года с ООО «Красный Яр», сроком действия по 30.06.2020 года (т.4 л.д.168-177), договор аренды недвижимого имущества от 29.04.2019 года с ИП Усенковой О.В., сроком действия до 01.04.2020 года (т.4 л.д.178-183);
- на содержание и обслуживание легкового транспорта- договор аренды транспортного средства без экипажа от 01.08.2019 года с Усенковым Д.Г., сроком действия на 11 месяцев, предусматривающий пролонгацию (т.4 л.д.162-166);
- на приобретение оргтехники- расчет расходов, а также прайс-лист интернет магазина «Старком» (т.4 л.д.191, 192-196);
- на подготовку кадров- расчет расходов, а также перечень и стоимость образовательных услуг КГАУ ДПО «Краевой центр подготовки кадров строительства, ЖКХ и энергетики» (т. 4 л.д.213, 214-217);
- на малоценные и быстроизнашиваемые товары (мебель), хозяйственные товары- расчет расходов, а также прайс-листы Техно центра «Исток», ООО «Фортуна», ООО «Стройматериал-СПБ» (т.4 л.д.197-200);
- на канцтовары- список канцтоваров, а также прайс-лист Техно центра «Исток» (т.4 л.д.201, 202-206);
- на услуги банка- расчет расходов, а также типовой договор ПАО «Сбербанк» (т.4 л.д.218, 219-236);
- на услуги типографии- расчет затрат, а также прайс-лист ОЦУ ДПО «УккомЦентр» (т.4 л.д.207, 208-212);
- на почтовые услуги- расчет расходов, а также тарифы на услуги ФГУП «Почта России» (т.4 л.д.154, 155-160).
Принимая во внимание изложенное, расходы регулируемой организации на услуги телефонной и интернет связи, на охрану электрохозяйства, аренду офисов и производственной базы, содержание и обслуживание легкового транспорта, приобретение оргтехники, подготовку кадров, приобретение малоценных и быстроизнашиваемых товаров (мебели), хозяйственных товаров, канцтоваров, услуги банка, услуги типографии, почтовые услуги являются обязательными и необходимыми для функционирования предприятия и эксплуатации линий электропередач, в связи с чем, подлежат включению в НВВ при установлении тарифов в экономически обоснованном размере, подтвержденном регулируемой организацией, либо определенном тарифным органом на основании пунктов 29, 31 Основ ценообразования.
Суд считает выводы тарифного органа об исключении данных расходов из НВВ противоречащими установленному порядку определения экономически обоснованного уровня каждого расхода.
Анализ имеющихся в тарифном деле документов позволял тарифному органу прийти к выводу, что ООО «СтройТрейд» подтверждена необходимость использования указанных услуг для эксплуатации линий электропередач и административный ответчик имел возможность произвести свой расчет в экономически обоснованном размере, в том числе путем запроса доказательств оплаты услуг по приведенным договорам, либо применив стоимость аналогичных услуг (затрат).
Доказательств направления таких запросов стороной административного ответчика суду не представлено.
Следовательно, тарифный орган, принимая во внимание приведенные положения, не лишен был возможности определить экономически обоснованный объем упомянутых расходов в ином размере, на основании положений пунктов 29 и 31 Основ ценообразования.
Также, согласно пунктам 22, 23, 28 Правил регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Основания, по которым отказано во включении в тариф отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.
Однако, из содержания экспертного заключения № 181/1-19 и протокола не представляется возможным определить по каким основаниям, не были учтены в составе затрат расходы на выплаты социального характера (по коллективному договору (т.4 л.д.л.д.105-114) в размере 460,75 тыс.руб.; снижены расходы по арендной плате с 9 920 тыс.руб. до 5 446,49 тыс.руб. (подстатья 6.9.8.1 экспертного заключения), в связи с чем, не приняты расходы по договорам аренды № 3 от 01.10.2019 года с Хапковым Н.П. и от 11.09.2019 года без номера с ИП Деминым С.В., при том, что данные договоры аренды учитывались тарифным органом при расчете условных единиц.
Исходя из указанных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку исключение Министерством из состава необходимой валовой выручки расходов на услуги телефонной и интернет связи, на охрану электрохозяйства, аренду офисов и производственной базы, на содержание и обслуживание легкового транспорта, на приобретение оргтехники, на подготовку кадров, на приобретение малоценных и быстроизнашиваемых товаров (мебели), хозяйственных товаров, канцтоваров, на услуги банка, на услуги типографии, на почтовые услуги, на выплаты социального характера, уменьшение расходов по арендной плате предлагаемых административным истцом при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год, не соответствует требованиям пунктов 29 и 31 Основ ценообразования, пунктов 22, 23, 28 Правил регулирования, а также не отвечает требованиям экономической обоснованности и нарушает права административного истца.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку действие вышеуказанных положений нормативного правового акта ограничено периодом с 01 января 2020 года до 31 декабря 2020 года, то признание их не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, пункты 235, 236, 237, 238 Приложения № 7 к приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 26 декабря 2019 года № 575-П «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», следует признать недействующими и неподлежащими применению со дня их принятия.
Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца о возложении на Министерство обязанности принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом частично недействующим приказ Министерства от 26 декабря 2019 года № 575-П, установив срок для принятия такого акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью «СтройТрейд» - удовлетворить.
Признать не действующим пункт 2 приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 26 декабря 2019 года № 575-П «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», в части допускающей возможность вступления в силу данного нормативного правового акта до дня его официального опубликования.
Признать недействующими со дня принятия пункты 235, 236, 237, 238 Приложения № 7 к приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 26 декабря 2019 года № 575-П «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями».
Обязать министерство тарифной политики Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом недействующим, в части пунктов 235, 236, 237, 238 Приложения № 7 к приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 26 декабря 2019 года № 575-П «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями».
Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль
Решение в окончательной форме принято 29 марта 2021 года