Решение по делу № 33-23119/2024 от 20.06.2024

Судья: Скарина К.К.      дело № 33-23119/2024УИД 50RS0052-01-2023-008621-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области                         1 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Абдулгалимовой Н.В.,

судей Козловой Е.П., Тереховой Л.Н.,

при ведении протокола секретарем Алексеевым Н.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску ФИО к Министерству социального развития <данные изъяты> в лице окружного управления социального развития <данные изъяты> по <данные изъяты> о признании решения об отказе в приеме документов незаконным, о признании незаконным заключения и распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании включить список и признании права на однократное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда,

по апелляционной жалобе Министерства социального развития <данные изъяты> в лице окружного управления социального развития <данные изъяты> по <данные изъяты> на решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,

заслушав доклад судьи Тереховой Л.Н.,

объяснения явившихся лиц,

УСТАНОВИЛА:

ФИО, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к Министерству социального развития <данные изъяты> в лице окружного управления социального развития <данные изъяты> Министерства социального развития <данные изъяты> о признании решения об отказе в приеме документов незаконным, признании незаконным заключения и распоряжения об отказе во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить в список и признать право на однократное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В обоснование иска указано, что <данные изъяты> истец обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Решением от <данные изъяты> ответчик отказал истцу в предоставлении государственной услуги, указав на предоставление неполного пакета документов. Впоследствии ответчиком предоставлено распоряжение <данные изъяты>-р от <данные изъяты> Министерства социального развития <данные изъяты>, а также заключение комиссии по формированию списков детей-сирот от <данные изъяты>, которыми отказано ФИО во включении в список. Поскольку перечень документов расширенному толкованию не подлежит и данный отказ нарушает права истца, ФИО обратилась в суд с заявленными требованиями.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил Решение Министерства социального развития <данные изъяты> в лице окружного управления социального развития <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> об отказе ФИО в предоставлении Государственной услуги «Формирование в установленном законодательством порядке списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством», признал незаконным и отменил заключение от <данные изъяты> об отказе во включении ФИО в соответствующий список; признал незаконным и отменил распоряжение Министерства социального развития <данные изъяты> <данные изъяты>-р от <данные изъяты> об отказе во включении ФИО в список; возложил на Министерство социального развития <данные изъяты> в лице окружного управления социального развития <данные изъяты> обязанность включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <данные изъяты>; признал за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городском округе Щёлково <данные изъяты>.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития <данные изъяты> в лице окружного управления социального развития <данные изъяты> по <данные изъяты> просит об отмене решения суда, как незаконного, по доводам апелляционной жалобы.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения.

Представитель Министерства социального развития <данные изъяты> в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель ФИО в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, ФИО является уроженкой <данные изъяты>а Республики Мордовия.

<данные изъяты> народного суда Мордовской АССР от <данные изъяты> мать ФИОФИО была лишена родительских прав в отношении ФИО Отец истца – ФИО умер <данные изъяты>. В возрасте 2 лет истец была помещена в Дом ребенка.

С <данные изъяты> по <данные изъяты> ФИО была зачислена в Рузаевский дошкольный детский дом <данные изъяты> АССР.

С <данные изъяты> по <данные изъяты> ФИО находилась в Рузаевском детском доме школе-интернат <данные изъяты> <данные изъяты> АССР.

С <данные изъяты> по <данные изъяты> истец обучалась в Ичалковском профессиональном училище <данные изъяты>, ей присвоена квалификация «повар 4 разряда».

С <данные изъяты> по <данные изъяты> обучалась в Старошайговском СПТУ <данные изъяты> по очной форме обучения по профессии «Хозяйка усадьбы».

По окончанию обучения ФИО неоднократно обращалась в <данные изъяты> Республики Мордовия с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку не была обеспечена в установленном законом порядке жилым помещением. Однако к результату данные обращения не привели.

Судом установлено, что истец не имела и не имеет в собственности на территории РФ какого-либо недвижимого имущества.

<данные изъяты> ФИО обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Решением от <данные изъяты> №М<данные изъяты> ответчик отказал истцу в предоставлении Государственной услуги «Формирование в установленном законодательством порядке списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством», сославшись на п. 12.1.1. Административного регламента (без указания номера, названия и даты такого регламента), указав на предоставление неполного пакета документов.

Распоряжением <данные изъяты>-р от <данные изъяты> Министерства социального развития <данные изъяты>, основанным на Заключении комиссии по формированию списков детей-сирот от <данные изъяты>, ФИО отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с переменой ею места жительства в возрасте 26 лет.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от <данные изъяты> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исходил из того, что достижение истцом возраста более 23 лет не является препятствием для обеспечения ее жилым помещением в льготном порядке как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом отмечено, что ФИО не являлась и не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений; в установленном порядке она не была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства ФИО, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, должны были быть предприняты меры по включению указанного лица в список. Поскольку кого-либо возрастного ограничения нет, суд удовлетворил заявленные исковые требования.

С такими выводами не может согласиться суд апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до <данные изъяты>), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до <данные изъяты>) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от <данные изъяты> № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от <данные изъяты> N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что ФИО достигла возраста 23 лет в 2003 году, при этом обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей только в возрасте 43 лет - <данные изъяты>

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации о порядке толкования и применения положений вышеприведенного федерального законодательства, касающегося реализацией лицами из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, права на обеспечение жилым помещением, отраженного в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ <данные изъяты>, реализация данного права указанной категорией граждан, не включенными в соответствующий список до достижения ими возраста 23 лет, как имеет место в случае с ФИО, возможно лишь при условии доказанности наличия такого права на включение в список и уважительных причин, по которым данные лица до достижения ими возраста 23 лет не были поставлены на такой учет.

Доказательств, подтверждающих ее обращение в государственные органы в установленном порядке по вопросу постановки на жилищный учет в период с 18 до 23 лет, отказ в такой постановке, стороной истца не представлено. Каких-либо уважительных причин, препятствующих ей своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет в установленные законом сроки, материалы дела не содержат и истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска ФИО к Министерству социального развития <данные изъяты> в лице окружного управления социального развития <данные изъяты> по <данные изъяты> о признании решения об отказе в приеме документов незаконным, о признании незаконным заключения и распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании включить в список и признании права на однократное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда- отказать.

Председательствующий                    Судьи

Апелляционное определение принято в окончательной форме 05.07.2024

33-23119/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Гришина Ольга Александровна
Ответчики
Министерство социального развития Московской области
Министерство социального развития Московской области окружное управление социального развития № 7
Другие
Завгородняя Виктория Сергеевна
Администрация Старошайговского муниципального района респ. Мордовии
Суд
Московский областной суд
Судья
Терехова Людмила Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
01.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2024Передано в экспедицию
01.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее