Дело № 67RS0003-01-2023-005777-58
производство № 2-923/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2024 года г. Смоленск
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Рожковой Н.В.,
при секретаре Лебедеве В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Промышленного района г. Смоленска к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Смоленская областная клиническая больница», Министерству здравоохранения Смоленской области о возложении обязанности,
установил:
и.о. прокурора Промышленного района г. Смоленска обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Смоленская областная клиническая больница» (далее – ОГБУЗ «СОКБ»), Министерству здравоохранения Смоленской области с требованием о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Промышленного района г. Смоленска проведена проверка по обращению ФИО3 от 03.07.2023, поступившему с личного приема прокурора района по вопросу нарушения прав ФИО4, являющегося ребенком-инвалидом. В ходе проверки выявлены нарушения прав детей-инвалидов, проживающих на территории Смоленской области и страдающих заболеванием шунтозависимая гидроцефалия, на получение надлежащей медицинской помощи, в том числе обследования, диагностики. Проверкой установлено, что в регионе проживают 23 несовершеннолетних, страдающих обозначенным заболеванием, в том числе ФИО4 ФИО4 является ребенком-инвалидом и находится под диспансерным наблюдением в Поликлинике № 3 ОГБУЗ «Детская клиническая больница» с диагнозом «шунтозависимая гидроцефалия, эпилепсия». Несовершеннолетний перенес ликворошунтирующую операцию, в ходе которой установлен программируемый шунт, позволяющий отвести жидкость внутри организма и регулировать объем выводимой спинномозговой жидкости путем установки определенного давления. Поскольку ОГБУЗ «СОКБ» имеет в составе нейрохирургическое отделение, врачи отделения прошли базовое обучение для работы на устройствах, то в качестве базового учреждения, которое должно осуществлять программирование шунта, определено ОГБУЗ «СОКБ». При этом на базе ОГБУЗ невозможно проведение программирования шунтирующей системы, ввиду отсутствия соответствующих устройств. Медицинская помощь, связанная с настройкой шунтирующей системы, оказывается путем маршрутизации в учреждения здравоохранения г. Москвы, что создает значительные проблемы и неудобства пациентам и сопровождающим их лицам. Подлежащая применению маршрутизация негативно сказывается на состоянии здоровья детей-инвалидов, ввиду необходимости выбытия за пределы региона, что влечет их утомляемость, плохую переносимость дороги и возлагает дополнительные финансовые расходы на их законных представителей. В соответствии с п. 1.4 Устава ОГБУЗ «СОКБ», утвержденного распоряжением Администрации Смоленской области от 13.02.2004 № 113-р/адм, учредителем и собственником имущества учреждения является субъект РФ – Смоленская область. В соответствии с п. 1.6 Устава, функции и полномочия учредителя ОГБУЗ «СОКБ» осуществляют Администрация Смоленской области (в настоящее время Правительство Смоленской области) и Департамент Смоленской области по здравоохранению (в настоящее время Министерство здравоохранения Смоленской области). ОГБУЗ «СОКБ» неоднократно, начиная с 2021 года, обращалась в Министерство здравоохранения Смоленской области по вопросу выделения денежных средств на приобретение программаторов для шунтирующих систем. Вместе с тем денежные средства Министерством здравоохранения Смоленской области на приобретение требуемого медицинского оборудования не выделены, ОГБУЗ «СОКБ» рекомендовано осуществить вышеуказанные расходы за счет имеющихся в учреждении источников финансирования. Таким образом, длительное время нарушаются права детей-инвалидов, страдающих заболеванием шунтозависимая гидроцефалия, на получение надлежащей медицинской помощи. Просит суд обязать Министерство здравоохранения Смоленской области выделить денежные средства для обеспечения оснащения нейрохирургического отделения ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» в срок до 1 марта 2024 г.; обязать ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» в срок до 1 июля 2024 г. произвести оснащение нейрохирургического отделения программаторами Godman Hakin.
Представитель истца и.о. прокурора Промышленного района г. Смоленска Красникова С.В. в судебном заседании уточнила исковые требования в части обязания ОГБУЗ «СОКБ» произвести оснащение нейрохирургического отделения программатором Godman Hakin. Не возражала против установления сроков выделения денежных средств для обеспечения оснащения нейрохирургического отделения ОГБУЗ «СОКБ» программатором Godman Hakin до 1 мая 2024 г., проведения оснащения нейрохирургического отделения ОГБУЗ «СОКБ» программатором Godman Hakin до 1 сентября 2024 г.
Представитель ответчика ОГБУЗ «СОКБ» Павлов В.М. в судебном заседании пояснил, что в Смоленском регионе проживают 23 несовершеннолетних, страдающих заболеванием шунтозависимая гидроцефалия, в связи с чем возникла потребность для приобретения программаторов для осуществления программирования шунта, позволяющего отвести жидкость внутри организма и регулировать объем выводимой спинномозговой жидкости путем установки определенного давления. Программатор Codman Certas plus приобретен недавно за счет фонда обязательного медицинского страхования, стоимость которого составила 533 000 руб. Второй программатор Godman Hakin стоит 1 100 000 руб. С учетом того, что свободных денежных средств нет, ОГБУЗ «СОКБ» обратилось в Министерство здравоохранения Смоленской области с данной просьбой. Просили установить срок проведения оснащения нейрохирургического отделения ОГБУЗ «СОКБ» программатором Godman Hakin до 1 сентября 2024 г.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Смоленской области Алексеева О.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, просила установить срок для выделения денежных средств с целью обеспечения оснащения нейрохирургического отделения ОГБУЗ «СОКБ» программатором Godman Hakin до 1 мая 2024 г.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Исходя из приведенных норм международного права, Конституции РФ, Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч.ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, организации, осуществляющие образовательную деятельность, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В обеспечение указанных положений разработан Стандарт специализированной медицинской поморщи детям при гидроцефалии, утвержденный приказом Минздрава России от 29.12.2012 № 1702н.
Данный стандарт предусматривает оказание стационарной, плановой помощи по заболеванию G 91.0, в который включено оказание услуги магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга (код медицинской услуги 05.23.009). Однако после воздействия переменных магнитных полей на организм несовершеннолетнего, происходит нарушение режима работы шунта, что требует его безотлагательного программирования (настройки) с помощью специализированного медицинского оборудования – программаторов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Промышленного района г. Смоленска по обращению от 03.07.2023, поступившему с личного приема прокурора района по вопросу нарушения прав ребенка-инвалида, проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.
Департаментом Смоленской области по здравоохранению вопрос по оказанию медицинской помощи пациентам данной категории подлежит разрешению с 2021 года. Базовым учреждением определена ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница». Согласно информации ОГБУЗ «СОКБ» врачи нейрохирурги прошли базовое обучение на рабочих местах. Вместе с тем денежные средства Департаментом Смоленской области по здравоохранению на приобретение требуемого медицинского оборудования не выделены. Закупка медицинского оборудования не произведена (л.д. 9-10).
Главному врачу ОГБУЗ «Детская клиническая больница» выдано предписание об устранении нарушений законодательства об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации (л.д. 11).
Прокуратурой Промышленного района г. Смоленска 6 декабря 2023 г. в адрес ОГБУЗ «СОКБ» направлено письмо о предоставлении информации (л.д. 12), на которое получены следующие сведения.
Шунтирующие системы, используемые при ликворошунтирующих оперативных вмешательствах - Godman Hakim и Codman Certas. В настоящее время в списке детей, которым проведены ликворошунтирующие операции с установкой программируемых помп – 23 человека. В ноябре 2022 г. обучены для работы на программатарах врачи-нейрохирурги ФИО8, ФИО9 Заключен контракт на закупку программатора Codman Certas (контракт № 458-2023 от 27.11.2023). Поставка оборудования в ОГБУЗ СОКБ по условиям контракта до 22.12.2023. Закупка программатора Godman Hakim запланирована на 2024 год (л.д. 13).
В адрес Департамента Смоленской области по здравоохранению неоднократно направлялись письма с анализом проблемы диспансерного наблюдения детей, перенесших ликворошунтирующие операции, и просьбой оказания помощи в приобретении для нужд нейрохирургического отделения ОГБУЗ «СОКБ» программаторов Godman Hakim и Codman Certas для настройки помп. В 2023 году ОГБУЗ «СОКБ» были направлены запросы коммерческих предложений поставщикам. Получено единственное коммерческое предложение. Собственных денежных средств на закупку программаторов у ОГБУЗ «СОКБ» нет (л.д. 14-16).
27 ноября 2023 г. между ОГБУЗ «СОКБ» и ИП ФИО10 заключен контракт № 458-2023 от 27.11.2023 на поставку медицинского изделия - программатора для клапанов программируемых Godman Certas Plus для лечения гидроцефалии для нужд ОГБУЗ «СОКБ». Цена контракта составила 533 000 руб.
Департамент Смоленской области по здравоохранению на обращение по вопросу выделения средств в 2023 году на осуществление закупки программатора Godman Hakim сообщил, что областной бюджет на 2023 год сформирован, дополнительный источник финансового обеспечения заявленных выше расходов на данный момент отсутствует. Рекомендовано осуществление указанных выше расходов за счет имеющихся в учреждении источников финансирования, предусмотренных законодательством РФ (л.д. 17).
Обосновывая свои требования, истец указывает на то, что отсутствие специализированного медицинского оборудования – программатора Godman Hakim для клапанов исключает возможность оказания надлежащей медицинской помощи детям-инвалидам, страдающим заболеванием шунтозависимая гидроцефалия, что является недопустимым и противоречит основным принципам здравоохранения.
Полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан на территории Смоленской области осуществляет Министерство здравоохранения Смоленской области (п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Смоленской области, утвержденного Постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 № 13 (далее - Положение).
Министерство здравоохранения Смоленской области является специально уполномоченным государственным органом Смоленской области по осуществлению переданных Смоленской области отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.
Пунктом 1.4 Положения регламентировано, что финансирование Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета, а в части осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданных Смоленской области, - за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно п. 3.3.3 Положения Министерство здравоохранения Смоленской области осуществляет определение в потребности в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и санитарном автотранспорте, в том числе объемов поставок этой продукции для обеспечения государственных нужд Смоленской области.
Также в силу п. 3.3.13, 3.3.14 Положения Министерство здравоохранения Смоленской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, подготовку предложений о привлечении инвестиций и кредитов в сферу здравоохранения.
Таким образом, выделение денежных средств на приобретение программатора Godman Hakim для ОГБУЗ «СОКБ» осуществляется из средств бюджета Смоленской области.
Кроме того, в соответствии с п. 4.1.3 Положения Министерство здравоохранения Смоленской области вносит на рассмотрение Губернатору Смоленской области, первому заместителю и заместителям председателя Правительства Смоленской области, Правительству Смоленской области предложения и проекты правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.
Исходя из этого, Министерство здравоохранения Смоленской области правомочно вносить предложения по привлечению дополнительных финансовых средств и ресурсов для развития здравоохранения в Смоленской области.
Таким образом, поскольку нарушаются права детей-инвалидов, страдающих заболеванием шунтозависимая гидроцефалия, на получение надлежащей медицинской помощи, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая мнение представителей сторон относительно сроков исполнения решения суда, суд приходит к выводу об установлении названных сроков: для Министерства здравоохранения Смоленской области - до 1 мая 2024 г. для выделения денежных средств для обеспечения оснащения нейрохирургического отделения ОГБУЗ «СОКБ», а ОГБУЗ «СОКБ» - до 1 сентября 2024 г. для оснащения нейрохирургического отделения программатором Godman Hakim.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования и.о. прокурора Промышленного района г. Смоленска удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Смоленской области (ИНН 6730009960) выделить денежные средства ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» (ИНН 6731003463) для обеспечения оснащения нейрохирургического отделения программатором Godman Hakim в срок до 1 мая 2024 г.
Обязать ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» произвести оснащение нейрохирургического отделения программатором Godman Hakim в срок до 1 сентября 2024 г.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Рожкова