Дело № 12-212/2020
РЕШЕНИЕ
01 декабря 2020 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего, судьи Мельниковой Н.Б.,
при секретаре Мамошиной С.С.,
с участием представителя Министерства здравоохранения Оренбургской области Петровой О.Ю.,
заместтеля начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного одела по исполнению особых испольнительных производств УФССП России по Оренбургской области Максютовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу первого заместителя министра Министерства здравоохранения Оренбургской области Кустовского С.А. на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного одела по исполнению особых испольнительных производств УФССП России по Оренбургской области Максютовой Г.Ф. от 13 октября 2020 года №, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства здравоохранения Оренбургской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного одела по исполнению особых испольнительных производств УФССП России по Оренбургской области Максютовой Г.Ф. от 13 октября 2020 года № Министерство здравоохранения Оренбургской области привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в рамере 30 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, первый заместитель министра Министерства здравоохранения Оренбургской области Кустовский С.А. обратился с жалобой, в которой просил постановление от 13 октября 2020 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за недоказанностью обстоятельств В обоснование своих доводов указал, что решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 22 сентября 2020 года по делу № 2-2996/2020 удовлетворены исковые требования Миронова С.А. о возложении на министерство здравоохранения Оренбургской области обязанности организовать бесплатное обеспечение Миронова С.А. за счёт средств областного бюджета лекарственным препаратом Себелипаза альфа (торговое наименование Канума) регулярно, в необходимом объеме и в соответствии с решением врачебной комиссии ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» от 19 сентября 2020 года по медицинским (жизненным) показаниям до отмены лекарственного препарата, судебный акт обращён к немедленному исполнению.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного одела по исполнению особых испольнительных производств УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от 23 сентября 2020 года на основании исполнительного листа серии ФС № № выданного Центральным районным судом г. Оренбурга 22 сентября 2020 года, возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В целях исполнения решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 22 сентября 2020 года по делу № 2-2996/2020 минздравом Оренбургской области принято распоряжение от 25 сентября 2020 года № 1983 «Об организации лекарственного обеспечения», которым определены мероприятия по организации лекарственного обеспечения пациента - которыми содержащееся в судебном постановлении требование об организации бесплатного обеспечения Миронова С.А. за счёт средств областного бюджета лекарственным препаратом Себелипаза альфа (торговое наименование Канума) регулярно, в необходимом объеме и в соответствии с решением врачебной комиссии ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» от 19 сентября 2020 года по медицинским (жизненным) показаниям до отмены лекарственного препарата, исполнено.
В соответствии с распоряжением минздрава Оренбургской области от 25 сентября 2020 года № 1983 определена стоимость лекарственного препарата Себелипаза альфа (торговое наименование Канума), назначенного Миронову С.А.; направлено ходатайство в министерство финансов Оренбургской области об увеличении лимитов бюджетных обязательств, доведённых до министерства здравоохранения Оренбургской области в 2020 году, необходимых для обеспечения Миронова С.А. лекарственным препаратом.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ и указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Хворовой А.А. 25 августа 2020 года вынесено постановление о взыскании с минздрава Оренбургской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Хворовой А.А. от 28 сентября 2020 года должнику – минздраву Оренбургской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – немедленно, в течении суток с момента получения должником копии постановления о назначении нового срока. В связи с тем, что в установленный срок решение суда должником добровольно исполнено не было, действия министерства расценены судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области, составившим в отношении последнего протокол об административном правонарушении, как уклонение от исполнения решения суда, а само министерство привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Из постановления от 13 октября 2020 года № по делу об административном правонарушении следует, что министерство здравоохранения Оренбургской области после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области от 28 сентября 2020 года об исполнении решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 22 сентября 2020 года по делу № 2-2996/2020.
Вместе с тем, при вынесении оспариваемого постановления не учтено, что минздрав Оренбургской области, как исполнительный орган государственной власти Оренбургской области в сфере охраны здоровья граждан не вправе самостоятельно распоряжаться денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете. Принимая во внимание, что финансирование должника осуществляется за счет средств бюджета Оренбургской области, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов на поставку лекарственного препарата, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, исполнение в течение установленного однодневного срока решения суда об организации обеспечения Миронова С.А. лекарственным препаратом по рассматриваемому исполнительному производству невозможно вследствие объективных обстоятельств.
При рассмотрении настоящей жалобы просил учесть, что в отношении минздрава Оренбургской области вынесено несколько постановлений о наложении штрафа по делам об административном правонарушении, которое предусмотрено ч.1 ст. 17,5 КоАП РФ в размере 30 000 руб. по каждому, что представляет собой серьезную нагрузку на областной бюджет. Направление бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств области, создает угрозу сбалансированности бюджета. При этом указанные денежные средства переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов, предусмотренных судебным постановлением, поскольку средства, которые взыскиваются в виде административного штрафа могут быть направлены на фактическое исполнение судебного решения об организации лекарственного обеспечения, что в свою очередь, будет способствовать восстановлению охраняемых законом прав лица на медицинскую помощь, которые подлежат государственной защите.
Изложенное свидетельствует, что Министерство здравоохранения Оренбургской области приняло зависящие от него необходимые меры в установленном законом порядке для исполнения решения суда об организации лекарственного обеспечения Миронова С.А.
Также в жалобе первый заместитель министра Министерства здравоохранения Оренбургской области Кустовский С.А. указывает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением действующего законодательства, а именно: протокол составлен без участия представителя Министерства, при наличии ходатайства об отложении его составления. Также в протоколе не отражены сведения о разъяснении прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст.25.1 КоАП РФ, отсутствует объяснение лица по существу рассматриваемого; отсутствует подпись представителя лица, в отношении которого составлен протокол.
В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения Оренбургской области Петрова О.Ю. поддержала доводы жалобы, и просила постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного одела по исполнению особых испольнительных производств УФССП России по Оренбургской области Максютовой Г.Ф. от 13 октября 2020 года №, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства здравоохранения Оренбургской области, отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Межрайонного одела по исполнению особых испольнительных производств УФССП России по Оренбургской области Максютова Г.Ф просила постановление от 13 октября 2020 года о привлечении к административной ответственности Министерство здравоохранения Оренбургской области по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ оставить без изменения, поскольку юридическим лицом не было исполнено требование исполнительного документа, доказательства невозможности испонения решения суда Министерством здравоохранения Оренбургской области не представлено. Также пояснила, что привлекаемое лицо о месте и врекмени составления протокола об административном правонарушении было уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило, представило письменные возражения, в связи с чем протокол был составлен в отсуствие его представителя.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя юридического лица, должностное лицо, суд пришел к следующему выводу.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, заключается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон N 229-ФЗ).
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1). Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 3).
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Закон N 118-ФЗ).
В соответствии со статьей 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Судом установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП Центрального района г.Оренбурга Фаттаховой А.А. от 23 сентября 2020 года на основании исполнительного листа серии ФС № выданного Центральным районным судом г.Оренбурга 22 сентября 2020 года, возбуждено исполнительное производство №-ИП. Предметом взыскания по указанному исполнительному производству является бесплатное обеспечение Миронова С.А. за счёт средств областного бюджета лекарственным препаратом Себелипаза альфа (торговое наименование Канума) регулярно, в необходимом объеме и в соответствии с решением врачебной комиссии ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» от 19 сентября 2020 года по медицинским (жизненным) показаниям до отмены лекарственного препарата. Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен однодневный срок (немедленно) для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ и указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Хворовой А.А. 28 сентября 2020 года вынесено постановление о взыскании с минздрава Оренбургской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Хворовой А.А. от 28 сентября 2020 года № должнику - Минздраву Оренбургской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – немедленно, в течении суток с момента получения постановления о назначении нового срока исполнения.
Поскольку в установленный срок решение суда должником добровольно исполнено не было, постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного одела по исполнению особых испольнительных производств УФССП России по Оренбургской области Максютовой Г.Ф. от 13 октября 2020 года № Министерство здравоохранения Оренбургской области, привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в рамере 30 000 рублей.
Принимая во внимание, что после вынесения постановления судебным приставом-исполнителем о взыскании исполнительского сбора, содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем Министерством здравоохранения Оренбургской области не исполнено, должностное лицо правильно пришло к выводу о наличии в действиях Министерства здравоохранения Оренбургской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Представленные доказательства являются относимыми и допустимыми, полученными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Доводы представителя Министерства здравоохранения Оренбургской области об отсутствии его вины ввиду того, что Министерство здравоохранения Оренбургской области приняло зависящие от него необходимые меры в установленном законом порядке для исполнения решения суда об организации лекарственного обеспечения Миронова С.А., при этом обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены исключительно действиями министерства, суд считает несостоятельными.
Данные обстоятельства не являются уважительными причинами неисполнения судебного решения, поскольку под уважительными причинами понимаются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Неперечисление Министерством здравоохранения Оренбургской области денежных средств не может служить безусловным основанием для освобождения от ответственности, поскольку данный факт не доказывает наличие объективных препятствий к исполнению решения суда.
Также суд считает несостоятельным довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением действующего законодательства, а именно: протокол составлен в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии ходатайства об отложении протокола, а также без разъяснения прав, предусмотренных КоАП РФ.
Как следует из ст. ст. 25.4 и 28.2 КоАП РФ, лица, привлекаемые к административной ответственности, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу составления протокола административный орган располагает сведениями о получении адресатом направленного ему извещения.
Так, 02 октября 2020 года Министерство здравоохранения Оренбургской области было уведомлено, что 05 октября 2020 года в 15:00 часов будет разрешен вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Кроме того, 05 октября 2020 года посредством электронной почты от Министерства здравоохранения Оренбургской области в адрес МОСП поступили письменные возражения.
Согласно уведомлению от 07 октября 2020 года Министерство здравоохранения Оренбургской области было уведомлено, что 13 октября 2020 года в 15:00 часов будет рассмотрен протокол об административном правонарушении от 05 октября 2020 года, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе участвовать при составлении протокола об административном правонарушении. При этом неявка лица, надлежащем образом уведомленного о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не является препятствием для совершения данных процессуальных действий административным органом.
Наказание юридическому лицу назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не установлено.
Таким образом, оснований для отмены либо изменения постановления заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного одела по исполнению особых испольнительных производств УФССП России по Оренбургской области Максютовой Г.Ф. от 13 октября 2020 года № о привлечении Министерства здравоохранения Оренбургской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7-30.10 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного одела по исполнению особых испольнительных производств УФССП России по Оренбургской области Максютовой Г.Ф. от 13 октября 2020 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства здравоохранения Оренбургской области, оставить без изменения, а жалобу первого заместителя министра Министерства здравоохранения Оренбургской области Кустовского С.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья Н.Б. Мельникова