Решение по делу № 2-15/2022 (2-1641/2021;) от 30.07.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

         9 июня 2022 г.                                               г.Новомосковск Тульская область

        Новомосковский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Черниковой Н.Е.,

при секретаре Якушиной О.А.,

с участием

помощника Новомосковского городского прокурора Пирогова С.С.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования Узловский район Тульской области по доверенности Варнавской И.В.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Каменецкое» Узловского района Тульской области по доверенности Ханина О.Н.,

представителя заинтересованного лица МКУ «Комбинат специального обслуживания» по доверенности Венюковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2-15/2022 по административному иску Новомосковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Новомосковск Тульской области, администрации муниципального образования Узловский район Тульской области, администрации муниципального образования «Каменецкое» Узловского района Тульской области о возложении обязанности по формированию земельного участка под городское кладбище, организации работ по обваловке территории кладбища,

установил:

            Новомосковский городской прокурор обратился в суд с указанным иском к администрации муниципального образования город Новомосковск, обосновав свои требования тем, что прокуратурой г.Новомосковска при проведении соблюдения требований земельного законодательства в части оборота земель сельскохозяйственного назначения, законодательства о погребении и похоронном деле было установлено, что на земельных участках с , с местоположением: <адрес> расположено городское кладбище. Данные земельные участки граничат с земельными участками с КН , КН расположенными в границах муниципального образования Узловский район Тульской области, принадлежащими Жарикову В.Ф., на которых имели место факты захоронения умерших, которые не предоставлялись для размещения городского кладбища, используются с нарушением требований земельного законодательства, предъявляемых к категории земель и виду разрешенного использования. При устройстве кладбища должна предусматриваться обваловка территории кладбища, которая на земельных участках Жарикова В.Ф., где имеются новые захоронения, не произведена. Считает, что сложившаяся ситуация нарушает публичные интересы, приводит к невозможности реализации задач в области земельного законодательства, законодательства о похоронном деле и погребении, надлежащего содержания мест захоронений и прилегающей территории. Просит обязать администрацию муниципального образования г. Новомосковск в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работы по формированию земельного участка под общественным кладбищем, расположенным на земельных участках с , с местоположением: <адрес> с учетом его фактических границ, увеличенных за счет новых захоронений умерших; организовать проведение работ по обваловке вновь сформированного земельного участка под общественным кладбищем с местоположением: <адрес>.

            Судом в качестве административных соответчиков привлечены администрация муниципального образования Узловский район Тульской области, администрация муниципального образования «Каменецкое» Узловского района Тульской области, в качестве заинтересованного лица Макарова Н.В.

        Помощник Новомосковского городского прокурора Пирогов С.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.

        Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности Ефанов К.В. в судебное заседание не явился, представил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании возражал против требований прокурора по тем основаниям, что прокурором в обоснование заявленных требований доказательств не представлено. Просил в иске отказать.

       Представители административных ответчиков администрации муниципального образования Узловский район Тульской области по доверенности Варнавская И.В., администрации муниципального образования «Каменецкое» Узловского района Тульской области по доверенности Ханин О.Н. в судебном заседании возражали против требований истца, считая себя ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку требования к ним не заявлены, требований об изменении границ муниципальных образований не заявлялось, самовольно занятые земельные участки под общественное кладбище принадлежат на праве собственности физическому лицу.

       Представитель заинтересованного лица МКУ «КСО» по доверенности Венюкова Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, указанным стороной ответчика.

        Заинтересованные лица Жариков В.Ф., его представитель по доверенности Головин В.П., Макарова Н.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств, возражений в суд не поступило.

           Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

         Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (ст.ст.17,46,47).

            В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

        Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации (ч.1 ст.39 КАС РФ).

        Согласно п.3 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

            В силу п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ вопрос организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.

        В соответствии со ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон №8-ФЗ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

         В силу ст.16 Закона №8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

         Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

         Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

         Согласно ст.18 Закона №8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

        На основании ст.25 Закона №8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

        Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

         Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

         Из содержания ч.1 ст.77 Земельного кодекса РФ следует, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

         Согласно ч.1 ст.78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

         Пунктом 1 ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

         Из материалов дела следует и установлено судом, что на земельных участках с , с местоположением: <адрес> расположено городское кладбище.

         Земельные участки с , принадлежат муниципальному образованию <адрес> и переданы МКУ «Комбинат Специального Обслуживания» с ДД.ММ.ГГГГ в постоянное (бессрочное) пользование, что следует из выписки из ЕГРН.

        Прокуратурой г.Новомосковска установлено, что имели место факты по захоронению умерших за пределами границ вышеназванных земельных участков, на смежных земельных участках с КН , КН , расположенными в границах муниципального образования Узловский район Тульской области, которые не предоставлялись для размещения городского кладбища, то есть используются с нарушением требований земельного законодательства, предъявляемых к категории земель и виду разрешенного использования, в связи с чем в адрес Главы администрации муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ вынесено Представление об устранении нарушений земельного законодательства.

         Земельные участки с , , расположенными в границах муниципального образования <адрес> находились в собственности Жарикова В.Ф., с ДД.ММ.ГГГГ – в собственности Макаровой Н.В.

         Из договора купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что земельные участки с , , расположенные в границах муниципального образования <адрес>, приобретены Макаровой Н.В., которой при заключении сделки было достоверно известно о том, что на приобретаемых ею земельных участках имеются самовольные захоронения (п.3.3 Договора).

Земельные участки с , , расположенные в границах муниципального образования Узловский район Тульской области, используются администрацией муниципального образования город Новомосковск Тульской области в нарушении требований, предъявляемых законом к категории земель и виду разрешенного использования, и не предоставлялись для размещения общественных кладбищ, однако на них осуществляется захоронение.

         Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального района, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.

        Согласно п.53 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, при устройстве кладбища должны предусматриваться обваловка территории кладбища.

        Судом установлено и не оспаривается административным ответчиком администрацией муниципального образования город Новомосковск Тульской области, что на части земельных участков с КН , КН с местоположением: <адрес>, принадлежащих Макаровой Н.В., которые являются смежными с земельными участками с КН , КН с местоположением: <адрес>, произведены самовольные захоронения умерших.

         Поскольку администрацией муниципального образования город Новомосковск часть земельных участков с КН , КН с местоположением: <адрес>, принадлежащих Макаровой Н.В., фактически под муниципальные нужды, а именно используется под общественное кладбище, администрация муниципального образования город Новомосковск обязана к содержанию общественного кладбища и соблюдению санитарно-эпидемиологических требований по его содержанию.

             Установлено, что требования законодательства, выявленные в ходе проверки, не исполняются, обваловка земельного участка, на котором произведены самовольные захоронения умерших, не производится.

         Непринятие администрацией муниципального образования город Новомосковск необходимых мер по надлежащему содержанию кладбища, в том числе земельного участка, на котором произведены самовольные захоронения умерших, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

         При таких обстоятельствах требования Новомосковского городского прокурора в части возложения обязанностей на административного ответчика администрацию муниципального образования город Новомосковск Тульской области по организации проведения работ по обваловке части земельных участков с , , используемых под общественное кладбище, с учетом имеющихся захоронений, подлежат удовлетворению.

         В качестве способа восстановления нарушенного права (п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ) суд считает возможным, учитывая объем предстоящих работ, обязать административного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение работ по обваловке части земельных участков с , , используемых под общественным кладбищем, с учетом имеющихся захоронений.

         Разрешая требования о возложении на администрацию муниципального образования город Новомосковск Тульской области обязанностей в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работы по формированию земельного участка под общественным кладбищем, расположенным на земельных участках с , с местоположением: <адрес> с учетом его фактических границ, увеличенных за счет новых захоронений умерших, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В силу ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно п.1 ст.49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

        Прокурором не указаны правовые основания для возложения на администрацию муниципального образования город Новомосковск Тульской области обязанности по организации работ по формированию земельного участка под общественным кладбищем с учетом его фактических границ, увеличенных за счет новых захоронений умерших, расположенным на земельных участках, принадлежащим на праве собственности физическому лицу, а также находящимся на территории иного муниципального образования.

         Приведенные общие нормы права (ст.ст.7,11,11.2,77,78 Земельного кодекса РФ, ст.16 Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»), содержащие указание на правовой режим земель, способы образования земельных участков, о вопросах местного значения, организации похоронного дела, не содержат указание на наличие обязанности администрации муниципального образования по формированию земельного участка под общественным кладбищем с учетом его фактических границ, увеличенных за счет новых захоронений умерших, расположенным на земельных участках, принадлежащим на праве собственности физическому лицу, а также находящимся на территории иного муниципального образования.

         Также прокурором в нарушение требований ст.62 КАС РФ не представлено сведений о нарушении или возможном нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц либо доказательств возникновения реальной угрозы их нарушения, а также не приведены правовые основания того, каким образом будут восстановлены права неопределенного круга лиц формированием земельного участка с учетом новых захоронений.

        При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований прокурора о возложении на администрацию муниципального образования город Новомосковск Тульской области обязанностей в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работы по формированию земельного участка под общественным кладбищем, расположенным на земельных участках с , с местоположением: <адрес> с учетом его фактических границ, увеличенных за счет новых захоронений умерших, надлежит отказать.

        Поскольку нарушений прав неопределенного круга лиц со стороны административных ответчиков администрации муниципального образования Узловский район Тульской области, администрации муниципального образования «Каменецкое» Узловского района Тульской области судом не установлено, суд приходит к выводу о том, что к данным ответчикам в заявленных требований надлежит отказать.

        При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворений административных исковых требований.

        Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

        прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Новомосковск Тульской области, администрации муниципального образования Узловский район Тульской области, администрации муниципального образования «Каменецкое» Узловского района Тульской области о возложении обязанности по формированию земельного участка под городское кладбище, организации работ по обваловке территории кладбища удовлетворить частично.

        Обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск Тульской области организовать проведение работ по обваловке части земельных участков с КН , КН , используемых под общественным кладбищем, с учетом имеющихся захоронений, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части иска отказать.

        В удовлетворении административных исковых требований к административным ответчикам администрации муниципального образования Узловский район Тульской области, администрации муниципального образования «Каменецкое» Узловского района Тульской области отказать.

        Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

       Решение суда в окончательной форме принято 17 июня 2022 г.

       Председательствующий

2-15/2022 (2-1641/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Новомосковский городской прокурор
Ответчики
администрация МО Узловский район
Администрация МО г. Новомосковск
администрация МО Каменецкое
Другие
Жариков Валерий Федорович
представитель заинтересованного лица Жарикова В.Ф. по доверенности Головин В.П.
МКУ "Комбинат специального обслуживания"
Суд
Новомосковский городской суд Тульской области
Судья
Черникова Н.Е.
Дело на сайте суда
novomoskovsky.tula.sudrf.ru
30.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2021Передача материалов судье
02.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2021Судебное заседание
24.08.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
01.09.2021Судебное заседание
04.04.2022Производство по делу возобновлено
07.04.2022Судебное заседание
07.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2022Судебное заседание
06.05.2022Судебное заседание
23.05.2022Судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее