РЕШЕНИЕ
об отмене постановления и прекращении производства по делу
об административном правонарушении
08 февраля 2016 года г.Слюдянка
Судья Слюдянского районного суда Иркутской области Калашникова Т.А.,
с участием прокурора Слюдянского района Кулагина А.В., защитника юридического лица ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» про доверенности Павлова В.О.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела № 12-17/2016 по жалобе защитника ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» Павлова В.О. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области Пересторониной В.С. от "ДАТА" № *** о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении юридического лица -
Общества с ограниченной ответственностью «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», имеющего юридический адрес: "АДРЕС"; с адресом постоянного действующего исполнительного органа юридического лица: "АДРЕС"; ИНН № ***, ОГРН № ***,
В соответствии с п.5 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ лицу, участвующему в рассмотрении жалобы, разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ: вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом; кроме того, разъяснены положения ст.25.4 КоАП РФ,
Защитнику юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ: вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Отводов судье не заявлено, ходатайств нет, судья
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области Пересторониной В.С. от "ДАТА" № *** Общество с ограниченной ответственностью «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.5.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с назначенным наказанием, защитник ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» Павлов В.О. направил в суд жалобу, в которой просил отменить обжалуемое постановление, указав в обоснование, что о проверке Государственной инспекцией труда в Иркутской области юридическое лицо не уведомлялось; фактически проверка была проведена прокуратурой Слюдянского района; документы, имеющиеся в деле, представлены не в полном объеме и не могут являться доказательствами, т.к. нет сведений, каким образом они получены государственной инспекцией труда. Кроме того, заявитель ссылается на то, что в постановлении не указано время проведения проверки, и трудовой инспекцией пропущен срок привлечения юридического лица к административной ответственности, поскольку должен быть применен двухмесячный срок привлечения к административной ответственности, т.к. проверка государственной инспекцией не проводилась.
В судебном заседании защитник ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» Павлов В.О. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить постановление государственной инспекции труда по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Иркутской области Пересторонина В.С. просила о рассмотрении жалобы в ее отсутствие, возражений по доводам жалобы не представила.
Изучив с учетом требований части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет административную ответственность.
Из обжалуемого постановления, а также протокола об административном правонарушении от "ДАТА" следует, что согласно заключению от "ДАТА" исх. № ***, "ДАТА" государственной инспекцией труда в Иркутской области на основании требования прокуратуры Иркутской области проведена проверка в отношении ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» по вопросам легализации заработной платы, полноты и своевременности выплачиваемой работникам заработной платы, охраны труда, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства.
Проверяя законность возбуждения дела об административном правонарушении, судья установил, что порядок возбуждения дела должностным лицом нарушен.
В соответствии со ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из заключения от "ДАТА", составленного начальником отдела государственной инспекции труда в Иркутской области Пересторониной В.С. видно, что нарушения требований трудового законодательства выявлены в ходе проверки ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», которая была проведена Государственной инспекцией труда в Иркутской области "ДАТА" на основании требования прокуратуры Иркутской области.
Вместе с тем, доказательств проведения проверки в отношении ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» именно государственной инспекцией труда в представленных суду материалах дела об административном правонарушении не имеется. В деле отсутствуют сведения о предварительном письменном уведомлении государственной инспекцией труда юридического лица ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», содержащем данные о лице, проводящем проверку, предмете проверки, сроках реализации мероприятия.
Соответственно, требования Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» главным государственным инспектором по труду были грубо нарушены.
Из имеющегося в материалах дела требования заместителя прокурора Иркутской области Некрасова А.А. от "ДАТА", адресованного руководителю Государственной инспекции труда в Иркутской области Коноплеву С.И. следует, что прокурор обращается с просьбой выделить специалиста для участия в прокурорской проверке, дату и время которой необходимо было согласовать с помощником прокурора Борняковой О.Н.. Иных документов материалы административного дела не содержат.
В настоящем судебном заседании прокурор Слюдянского района Кулагин А.В. пояснил, что проверка по вопросам исполнения требований законодательства об оплате труда работникам ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» проводилась "ДАТА" сотрудниками прокуратуры Слюдянского района с привлечением в качестве специалистов инспекторов Государственной инспекции труда в Иркутской области, согласно плану работы прокуратуры Слюдянского района на 2 полугодие. По ее итогам "ДАТА" прокурором было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" А. по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ. Определением « № *** от "ДАТА" начальника отдела – главного государственного инспектора труда Пересторониной В.С. данное постановление и другие материалы были возвращены прокурору для внесения изменений и дополнений.
Из представленного суду плана работы прокуратуры Слюдянского района на 2 полугодие, уведомления прокурора Слюдянского района Кулагина А.В. от "ДАТА" на имя директора ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» А., постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от "ДАТА", видно, что "ДАТА" проверка исполнения требований законодательства об оплате труда работникам ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» проведена прокуратурой Слюдянского района совместно со специалистами Государственной инспекции по труду в Иркутской области.
Вместе с тем, привлечение прокурором представителей (сотрудников) органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора, к участию в проверке исполнения законов конкретной организацией обусловлено необходимостью придания этим лицам правового статуса специалистов, компетентных в решении вопросов, которые возникли или могут возникнуть в ходе прокурорской проверки, и не влечет изменение ее характера как проводимой именно в порядке реализации органами прокуратуры возложенных на нее функций прокурорского надзора.
При этом участие в проведении прокурорской проверки представителей (сотрудников) других функций не предполагает самостоятельного осуществления ими проверочных действий в интересах соответствующих государственных органов, равно как и иных отступлений от установленных законодательством ограничений периодичности проводимых ими плановых контрольных мероприятий в отношении организаций.
При указанных обстоятельствах нельзя считать, что дело об административном правонарушении в отношении ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ возбуждено главным государственным инспектором законно.
Также следует принять во внимание, что протокол об административном правонарушении № ***, составленный "ДАТА" главным государственным инспектором труда Пересторониной В.С., в отношении юридического лица ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» не соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, в соответствии с которыми при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Однако, при составлении протокола об административном правонарушении ни законный представитель юридического лица, ни его защитник не участвовали. Согласно телеграмме начальник отдела Пересторонина В.С. просила прибыть генерального директора ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» А. в Гострудинспекцию "ДАТА" в 14 час для составления протокола по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении юридического лица.
Из почтового уведомления от "ДАТА" видно, что телеграмма вручена секретарю Б.. Как пояснил в судебном заседании защитник Павлов В.О. извещение о составлении протокола они не получали, в ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» нет сотрудника по фамилии Б., телеграмма, возможно, была вручена секретарю другого юридического лица, находящегося по тому же адресу.
Таким образом, должностным лицом не были выполнены требования статьи 28.2 КоАП РФ о надлежащем извещении законного представителя юридического лица о месте и времени составления протокола.
Кроме того, при назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей главным государственным инспектором труда Пересторониной В.С. не мотивирована соразмерность назначенного наказания совершенному правонарушению.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Санкцией части 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда, в том числе, жизни и здоровью людей, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Правовое обоснование, обуславливающее назначение Обществу именно административного штрафа, а не предусмотренного в качестве минимальной санкции части 1 ст.5.27 КоАП РФ предупреждения, не приведено; данных о степени общественной опасности деяния постановление не содержит. Должностным лицом указано на отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Между тем, следует учитывать, что отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств само по себе не может служить основанием для назначения более строгого наказания.
В связи с этим прихожу к убеждению, что при производстве дела об административном правонарушении в отношении ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» допущены существенные нарушения закона, которые влекут отмену принятого по делу решения. Отсутствие законных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении влечет прекращение производства в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» состава вмененного ему административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6, п.2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу защитника ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области Пересторониной В.С. от "ДАТА" № *** о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней с момента получения.
Судья: