Дело № 2-3813/2023
23RS0036-01-2023-002741-78
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Краснодар «13» сентября 2023 года
Октябрьский районный суд в составе:
Председательствующего – судьи Чабан И.А.,
при секретаре Жерновой М.А.,
с участием:
представителя истца Добробаба А.В.,
действующей на основании доверенности № 01-08-914/22 от 14.09.2022г.,
представителя ответчика Нешитовой Е.Ф.,
действующей на основании доверенности №77АД4192119 от 14.06.2023г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия к Прокоповой Татьяне Владимировне о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия обратилась в суд с иском к Прокоповой Т.В. о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия.
В обоснование исковых требований указано, что по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», 0,35 км к востоку от хутора, располагается объект археологического наследия федерального значения «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э.
Памятник принят на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17.08.2000 № 313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края».
Объект археологического наследия федерального значения зарегистрирован в АИС ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2017 № 111514-р.
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) во исполнение требований п. 14 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ осуществлен визуальный осмотр технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), являющегося объектом археологического наследия. По результатам осмотра объекта археологического наследия федерального значения, включенного в реестр: «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», 0,35 км к востоку от хутора, управлением составлен акт № 15/1 от 31.03.2022, характеризующий техническое состояние объекта культурного наследия федерального значения как неудовлетворительное.
Объект культурного наследия расположен в границах кадастрового квартала 23:43:433001, в том числе, и на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0433001:2542, на котором на дату осмотра управлением объекта археологического наследия федерального значения (31.03.2022) установлен забор на металлических столбах, в количестве 20 шт, помещенных в грунт. Таким образом, площадь поврежденного культурного слоя памятника составляет 3,2 кв. м.
Ранее, указанный земельный участок осматривался специалистами управления 09.11.2020, составлен акт № 739, в котором указано, что участок с кадастровым номером 23:43:0433001:2542 - незастроенный.
Следовательно, повреждение объекта археологического наследия на рассматриваемом земельном участке произошло в период с 09.11.2020 по 31.03.2022.
В результате проведения земляных работ при размещении забора на фундаментном основании на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0433001:2542 объекту археологического наследия - «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина» причинён вред.
Проверкой, проведенной управлением установлено, что забор на металлических столбах возведен на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0433001:2542 предыдущим собственником Прокоповой Т.В.
При этом, никаких согласований, заключений по вопросу возможного проведения земляных и строительных работ на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0433001:2542 Прокоповой Т.В. управлением не выдавалось.
Таким образом, Прокопова Т.В. не приняла должных мер при проведении строительных и земляных работ на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0433001:2542, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ.
Согласно расчетам, выполненным управлением, объем вреда, причиненный объекту археологического наследия федерального значения «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», выраженный в стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (спасательных археологических полевых работ - раскопок на площади 3,2 кв.м), предусмотренных ст. 45.1 Федерального закона № 73, составляет 100 288 (сто тысяч двести восемьдесят восемь) рублей 00 копеек.
Таким образом, истец просит суд взыскать с Прокоповой Татьяны Владимировны в пользу бюджета Краснодарского края вред, причиненного объекту археологического наследия федерального значения - «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», 0,35 км к востоку от хутора, выраженный в стоимости спасательных археологических полевых работ (раскопок), в сумме 100 288 (сто тысяч двести восемьдесят восемь) рублей 00 копеек.
В судебном заседании представитель Истца по доверенности Добробаба А.В. не возражала против отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку в настоящее время причиненный вред возмещен в полном объеме.
Ответчик Прокопова Т.В. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя по доверенности Нешитовой Е.Ф., которая возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, в связи с оплатой суммы причиненного ущерба, в подтверждении предоставив суду подтверждение платежа плательщика Прокоповой Т.В.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых определяется земельным законодательством и Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 73-ФЗ). В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, все объекты археологического наследия находятся в государственной собственности и отчуждению из нее не подлежат (статья 49 Федерального закона № 73-ФЗ). Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством, в частности статьями 47.2, 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.
На территории памятника запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих объектов, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ. Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения указанных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия (пункты 1, 5 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований указанной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 указанного Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 указанного Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с пунктами 6, 7 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» (далее - Закон № 3223-КЗ) в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае на стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению. До начала проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется разработка и реализация необходимых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в том числе археологические полевые работы (разведки) в целях выявления в зонах производства данных работ неучтенных объектов культурного наследия, за счет средств физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся заказчиками проводимых работ.
Статьей 40 Федерального закона № 73-ФЗ установлено:
1) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
2) в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 указанного Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.
Согласно статье 49 Закона № 73-ФЗ, собственник либо пользователь земельного участка, в пределах которого расположен объект археологического наследия, владеет, пользуется или распоряжается таким земельным участком с соблюдением условий, установленных для обеспечения сохранности объекта культурного наследия. Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством (статья 47.2, статья 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ).
В соответствии с Положением о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составлении научной отчётной документации, утверждённым постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 27.11.2013 № 85 (во исполнение пункта 10 статьи 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ), единственным возможном вариантом сохранения поврежденных объектов археологического наследия являются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов. Проведение каких-либо восстановительных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объектов археологического наследия, существующими методиками не предусматривается.
Как следует из материалов дела, по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», 0,35 км к востоку от хутора, располагается объект археологического наследия федерального значения «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э.
Памятник принят на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17.08.2000 № 313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края».
Объект археологического наследия федерального значения зарегистрирован в АИС ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2017 № 111514-р.
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) во исполнение требований п. 14 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ осуществлен визуальный осмотр технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), являющегося объектом археологического наследия. По результатам осмотра объекта археологического наследия федерального значения, включенного в реестр: «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», 0,35 км к востоку от хутора, управлением составлен акт № 15/1 от 31.03.2022, характеризующий техническое состояние объекта культурного наследия федерального значения как неудовлетворительное.
Объект культурного наследия расположен в границах кадастрового квартала 23:43:433001, в том числе, и на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0433001:2542, на котором на дату осмотра управлением объекта археологического наследия федерального значения (31.03.2022) установлен забор на металлических столбах, в количестве 20 шт, помещенных в грунт. Таким образом, площадь поврежденного культурного слоя памятника составляет 3,2 кв. м.
Ранее, указанный земельный участок осматривался специалистами управления 09.11.2020, составлен акт № 739, в котором указано, что участок с кадастровым номером 23:43:0433001:2542 - незастроенный.
Следовательно, повреждение объекта археологического наследия на рассматриваемом земельном участке произошло в период с 09.11.2020 по 31.03.2022.
Управлением была направлена досудебная претензия № в адрес ФИО7, которая, согласно сведениям ЕГРН, являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0433001:2542 с 23.12 2021 по 22.07.2022.
В своем ответе от 26.05.2022 (вх. управления № 78-9280/22-0 от 27.05.2022) на досудебную претензию управления ФИО7 указала, что приобрела земельный участок кадастровым номером 23:43:0433001:2542 в декабре 2021 г. с уже возведенным забором, что подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 15.12.2021 между Прокоповой Т.В. и ФИО7, а также актом о наличии стоящего забора на земельного участке от 25.05.2022 (с пояснениями свидетелей ФИО8, ФИО10 ФИО9, Ермолаевым СВ.).
Согласно указанным документам, забор на земельном участке кадастровым номером 23:43:0433001:2542 возвела предыдущий собственник Прокопова Т.В.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости с 10.02.2016 по 23.12.2021 собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0433001: 2542 являлась Прокопова Татьяна Владимировна.
Таким образом, в результате проведения земляных работ при размещении забора на фундаментном основании на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0433001:2542 объекту археологического наследия - «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина» причинён вред.
При этом, никаких согласований, заключений по вопросу возможного проведения земляных и строительных работ на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0433001:2542 Прокоповой Т.В. управлением не выдавалось.
Объект археологического наследия отображен в материалах по обоснованию генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1, а также в материалах по обоснованию правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6.
Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 19.01.2023 № 670/29 градостроительные планы, уведомления о соответствии планируемого строительства, разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0433001:2542 не выдавались.
Таким образом, Прокопова Т.В. не приняла должных мер при проведении строительных и земляных работ на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0433001:2542, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ.
Согласно статье 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 38 пункта 2 статьи 5 Закона № 3223-КЗ к полномочиям краевого органа охраны объектов культурного наследия относится подача исковых заявлений о возмещении ущерба, причиненного объектам культурного наследия.
На основании вышеизложенного, право администрации Краснодарского края на возмещение вреда, причиненного в результате строительных и земляных работ Прокоповой Т.В. на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0433001:2542, расположенном на территории объекта культурного наследия, возникло с момента составления управлением акта № 15/1 от 31 03 2022 характеризующего техническое состояние объекта культурного наследия федерального значения.
В результате возведения забора на металлических столбах, в количестве 20 шт, помещенных в грунт, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0433001:2542 объекту археологического наследия - «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина» причинён вред, поврежден культурный слой памятника на площади 3,2 кв.м.
Расчет причиненного вреда произведен в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ, Налоговым кодексом Российской Федерации, с применением сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (СЦНПР-91), утверждённого приказом Министерства культуры СССР от 05.11.1990 № 321, инструктивными письмами Министерства Культуры Российской Федерации от 13.10.1998 № 01-211/16-14 и от 20.12.2011 № 107-01-39/Ю-КЧ, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».
Согласно выполненным расчетам, объем вреда, причиненный объекту археологического наследия федерального значения «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», выраженный в стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (спасательных археологических полевых работ - раскопок на площади 3,2 кв.м), предусмотренных ст. 45.1 Федерального закона № 73, составляет 100 288 (сто тысяч двести восемьдесят восемь) рублей 00 копеек.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком Прокоповой Т.В. в настоящий момент возмещен вред, причиненный объекту археологического наследия федерального значения - «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э.-XV. н.э., Краснодарский край, г.Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», 0,35 км к востоку от хутора, выраженный в стоимости археологических полевых работ (раскопок) в сумме 100 288 (сто тысяч двести восемьдесят восемь) рублей, что подтверждается платежным поручением № 40204537 от 08.09.2023 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика суммы причиненного вреда объекту культурного наследия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия к Прокоповой Татьяне Владимировне о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий -