УИД 56RS0023-01-2024-002453-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новотроицк 20 августа 2024 года
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Этмановой Т.Е., при секретаре судебного заседания Фроловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевой М.В. к государственному автономному учреждению здравоохранения «Больница скорой медицинской помощи» г. Новотроицка о признании права на получение специальной социальной выплаты и об обязании направить реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеназванным иском, в котором просила признать за ней право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 01.07.2023. Обязать ответчика ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка направить в Отделение СФР по Оренбургской области реестр работников отделения физиотерапии и лечебной физкультуры ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка имеющих право на получение специальной социальной выплаты в отношении Киселевой М.В. с 01.07.2023.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является сотрудником отделения физиотерапии и лечебной физкультуры ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка на основании трудового договора, занимает должность «инструктор-методист по лечебной физкультуре». Свои должностные обязанности истец осуществляет по назначению участкового врача или врача узкой специализации. Ее должность отнесена к должности специалиста с высшим (немедицинским) образованием.
Истец считает, что она относится к медицинским работникам, поименованным в п.п. «б» п. 2, пп. «е» п. 3, п. 4 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, и имеет право на получение специальной социальной выплаты.
Ответчик в нарушение действующего законодательства в установленный срок не направляет в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, тем самым нарушая права истца.
На основании определения суда в качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство здравоохранения Оренбургской области.
Истец Киселева М.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя Красных Ю.Г.
Представитель истца Красных Ю.Г. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, дала пояснения, аналогичные доводам иска. Считала, что истец относится к медицинским работниками, поименованным в п.п. «б» п. 2, пп. «е» п. 3, п. 4 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, и имеет право на получение специальной социальной выплаты, поскольку они оказывает первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях по территориальному принципу, работает по направлению врачей. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, возражений на иск не представил.
Представитель ОСФР по Оренбургской области, Фонда пенсионного и социального страхования РФ Сумин В.П. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку отделение физиотерапии и лечебной физкультуры является самостоятельным структурным подразделением. В данном отделении отсутствуют медицинские работники, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу. В соответствии с законодательством первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Лицензией ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка предусмотрено оказание как первичной медико-санитарной помощи, так и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по лечебной физкультуре. Медицинские работники, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, не соответствуют критериям медицинских работников, определенных п.п. «б» п. 2 Постановления № 2568. Просил исключить из числа третьих лиц Фонд пенсионного и социального страхования РФ. В удовлетворении иска просил отказать.
Представители третьих лиц Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантировано Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 1 января 2023 года установлена ежемесячная специальная социальная выплата.
В п. 2. постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 (в редакции, действующей на момент вынесения решения) с 1 января 2023 года установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) средний медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р;
е) средний медицинский персонал, работающий с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающий первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющий диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
В п. 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 (в редакции, действующей на день принятия решения) установлены максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты медицинским работникам.
В соответствии с п. п. "а" п. 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 специальную социальную выплату осуществляет Социальный фонд России (далее - СФР).
Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568.
Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.
Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).
Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.
В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, ИНН, КПП, ОГРН), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также сведений по каждому работнику (п. 6 Правил).
В свою очередь Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в медицинской организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования (пункт 7 Правил).
Приказом Минздрава России от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (далее - Разъяснения).
В пункте 3 Разъяснений указано, что должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников".
В соответствии с пунктом 4 Разъяснений при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам: указанным в подпунктах "а", "д" и "з" пункта 2 постановления N 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций; указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций); указанным в подпунктах "б" и "е" пункта 2 постановления № 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования установлены статьей 4 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, среди них - обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, а также устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования.
Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).
В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные в настоящей части нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в следующих случаях: беременность, роды, послеродовой период и аборты (пункт 19 части 6 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (часть 2 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (часть 3 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием (часть 3 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами) (часть 4 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (часть 2 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н (далее - Положения № 543н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № 1 - 27 к названному Положению.
В соответствие с п.п. 5-8 Положения № 543н первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается:
1) амбулаторно, в том числе:
- в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении, по месту жительства (пребывания) пациента - при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся;
- по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий;
2) в условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.
Согласно п. 10 Положения №543н первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды:
первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;
первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Обращаясь в суд, истец Киселева М.В. полагала необходимым признание за ней права на установление им размера специальной социальной выплаты по п. п. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568.
Судом установлено, что истец состоит с ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка в трудовых отношениях в должности инструктора-методиста по лечебной физкультуре отделения физиотерапии и лечебной физкультуры.
Приказом главного врача ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка №02/68а от 06.02.2023 утверждено Положение о специальной социальной выплате отдельным категориям медицинских работников из фонда пенсионного и социального страхования РФ, с Приложениями №1-№5, в которых указан перечень должностей медицинских работников Учреждения, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствие с постановлением Правительства от 31.12.2022 № 2568.
Приказами главного врача ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка от 13.03.2023 № 02/141а, от 22.03.2023 № 02/196, от 17.04.2023 № 02/241, от 16.05.2023 № 02/305, от 29.05.2023 № 02/372 внесены дополнения в вышеуказанные Приложения, расширен перечень медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Медицинские работники отделения физиотерапии и лечебной физкультуры ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка в указанные перечни не включены.
Из пункта 1.1 устава ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка следует, что данное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Оренбургской области в сфере охраны здоровья граждан. В соответствии с п. 2.1 устава основной целью деятельности Учреждения является реализация полномочий органов государственной власти Оренбургской области в сфере охраны здоровья граждан по оказанию населению Оренбургской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи.
Согласно выписке из реестра лицензий ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка осуществляется лицензируемый вид деятельности - медицинская деятельность, включая первичную медико-санитарную помощь. При этом в выписке указано, что лицензируемая деятельность осуществляется в здании поликлиники по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Советская, 62, в здании поликлиники по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Уметбаева, 19, а также в здании больницы по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Советская, 41 и по другим адресам. При этом при оказании первичной медико-санитарной помощи по указанным адресам организуются и выполняются работы (услуги) по медицинскому массажу, физиотерапии, спортивной медицине.
Исходя из структуры ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка отделение физиотерапии и лечебной физкультуры является структурным подразделением больницы.
Приказом главного врача ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка от 09.01.2023 № 19 распределено групповое обслуживание населения МО г. Новотроицк и организованы комплексные терапевтические участки.
Согласно п. 1.4 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал) относится инструктор по лечебной физкультуре.
С 01.09.2023 вступил в законную силу приказ Минздрава России от 02.05.2023 № 205н, утвердивший новую номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников. Пункт 8.3 указанной номенклатуры предусматривает должность инструктора-методиста по лечебной физкультуре, которая относится к должностям специалистов с высшим (немедицинским) образованием.
В соответствии с п. 1.2 должностной инструкции инструктора-методиста по лечебной физкультуре отделения физиотерапии и лечебной физкультуры от 2022 года на указанную должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и дополнительная подготовка по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Согласно п. 1.4 инструктор-методист по лечебной физкультуре должен знать основы клинической симптоматики основных заболеваний, показатели функционального и физического состояния организма в норме и патологии, методы исследования и оценки физического развития и работоспособности.
Согласно штатному расписанию ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка по состоянию на 01.01.2023 в отделении физиотерапии и лечебной физкультуры предусмотрены должности: заведующего отделением врача-физиотерапевта (1 единица), врача-физиотерапевта (1 единица), старшая медицинская сестра (1 единица), медицинская сестра по физиотерапии (13 единиц, из них 3 единицы стационарная помощь, 10 – амбулаторная помощь), инструктор по лечебной физкультуре (1 единица), инструктор-методист по лечебной физкультуре (5,5 единиц, из них 5,5 единиц амбулаторная помощь), медицинская сестра по массажу (4,5 единицы, из них 1,5 единицы стационарная помощь, 3 единицы амбулаторная помощь).
Судом по ходатайству представителя истца к материалам дела приобщено решение Новотроицкого городского суда от 26.12.2023 по гражданскому делу № 2-2262/23 по иску медицинских работников отделения физиотерапии и лечебной физкультуры ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка, апелляционное определение от 02.05.2024, а также протокол судебного заседания по делу № 2-2262/2023 от 20.12.2024, в котором были допрошены свидетели П., Ж. по организации работы данного отделения.
Из пояснений представителя истца, показаний свидетелей П., Ж., данных суду в ходе рассмотрения гражданского дела № 2-2262/2023, а также штатного расписания, отчетов по выполненным объемам ФТО, отчетом по ЛФК, журналов регистрации пациентов, должностной инструкции истца, судом установлено, что, медицинские работники отделения, в том числе истец, исполняют свои должностные обязанности в рамках обязательного медицинского страхования, при оказании стационарной помощи в круглосуточном стационаре, также в и условиях дневного стационара, и при оказании амбулаторной помощи пациентам в поликлинике, работая в условиях взаимозаменяемости по утвержденному графику. При этом установить конкретных работников, занятых только в условиях круглосуточного стационара не представляется возможным, поскольку весь медицинский персонал оказывает медицинскую помощь в условиях стационара (дневного и круглосуточного), а также в амбулаторных условиях, в том числе на дому. При этом должность истца табелируется работодателем исключительно по оказанию амбулаторной помощи.
При этом установление факта оказания истцом первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (в том числе на дому), само по себе является основанием для признания за истцом права на получение специальной социальной выплаты вне зависимости от нагрузки по выполнению лечебных процедур в отношении больных, направленных из стационара.
Вопреки позиции представителя ОСФР по Оренбургской области организация оказания первичной медико-санитарной помощи, с учетом положений частей 3, 4, 5 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предполагает оказание такой помощи не только участковыми врачами-терапевтами, врачами общей практики, но и медицинскими работниками со средним медицинским образованием, а также врачами-специалистами разного профиля.
Судом из представленных документов установлено, что медицинская помощь в отделении физиотерапии и лечебной физкультуры оказывается истцом по направлениям врачей-терапевтов, осуществляющих свою деятельности по участковому принципу, а также специалистов узкой специализации (неврологов, травматологов, стоматологов, отоларингологов и пр.) работающих по территориальному принципу в отношении закрепленных за ними групп населения, а также по назначениям врача-физиотерапевта.
В соответствие с должностной инструкцией от 2022 года врач-физиотерапевт отделения физиотерапии и лечебной физкультуры ведет прием больных, направляемых участковыми врачами, врачами узких специальностей (невролог, окулист, отоларинголог, стоматолог, травматолог, хирург, эндокринолог), врачей других отделений и специальностей, назначает физиотерапевтические процедуры в соответствии с диагнозом и рекомендациями лечащих врачей. Назначает лечение больным из дневного стационара.
Согласно пункту 4 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 марта 2023 года № 99н «Об утверждении Разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).
С учетом изложенного суд, анализируя представленные сторонами доказательства и установленные в ходе рассмотрения обстоятельства, приходит к выводу о том, что истец, работая в должности инструктора-методиста по лечебной физкультуре отделения физиотерапии и лечебной физкультуры, относилась к медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, указанным в подпункте «б» пункта 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568, поскольку оказывала первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению.
При этом доводы представителя третьего лица в судебном заседании о том, что отделение физиотерапии и лечебной физкультуры является самостоятельным структурным подразделением, не входящим в структуру амбулаторно-поликлинической службы, в связи с чем, медицинские работники не осуществляют работу по территориальному принципу, а структурное подразделение не оказывает исключительно первичную медико-санитарную помощь, суд признает несостоятельными и основанными на неверном толковании вышеизложенных нормативно-правовых актов.
Тот факт, что истец осуществляет трудовую деятельность в отделении физиотерапии и лечебной физкультуры, которое является самостоятельным структурным подразделением ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицк, и трудится, в том числе в стационаре свидетельствует только об оказании первичной медико-санитарной помощи, как в амбулаторных условиях, так и в условиях дневного стационара.
Суд считает необходимым отметить, что по штатному расписанию в структуре поликлиники ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка кабинет физиотерапии, а также ЛФК отсутствует, следовательно, оказание первичной медико-санитарной помощи и проведение процедур по физиотерапии и лечебной физкультуре, а также оказание консультативной помощи врачам и пациентам отнесены к функционалу отделения физиотерапии и лечебной физкультуры, включенной в качестве отделения в состав лечебного учреждения.
Между тем, действия работодателя, по своему усмотрению не включившего отделение физиотерапии и лечебной физкультуры в структуру поликлиники, не могут с учетом установленных по делу обстоятельств приводить к лишению медицинских работников такого отделения, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи специальной социальной выплаты, которая безусловно им причиталась, если бы работники выполняли трудовые обязанности в указанном отделении, созданном в составе поликлиники.
Отказ ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка во включении истца в реестр получателей специальной социальной выплаты мотивирован исключительно тем, что отделение физиотерапии и лечебной физкультуры выделено отдельным структурным подразделением больницы.
Между тем, постановка ответчиком возможности назначения медицинскому работнику такой выплаты в исключительную зависимость от им же установленной структуры медицинской организации не может быть признана соответствующей закону, а потому с учетом характера выполняемых истцом трудовых обязанностей проведение работодателем организационно-штатных мероприятий не должно создавать препятствий работникам в реализации их права на получение выплаты и приводить к необоснованным различиям в объеме связанных с оплатой труда прав сотрудников учреждения.
При этом, суд считает необходимым отметить, что на основании вступившего в законную силу решения суда от 26.12.2023, на ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка возложена обязанность по включению в соответствующий реестр, дающий право на получение специальной социальной выплаты, медицинских работников отделения физиотерапии и лечебной физкультуры с 01.01.2023 и с 01.07.2023. Между тем, работодателем соответствующие реестры направлены лишь в отношении поименованных в решении суда от 26.12.2023 работников, а в отношении истца Киселевой М.В. реестры не направлялись.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение специальной социальной выплаты с 01.07.2023.
Однако, в период с 01.07.2023 по дату вынесения решения суда в соответствующий реестр истец работодателем не включалась, специальную социальную выплату не получала, чем нарушены ее права на получение вознаграждения за труд, без какой бы то ни было дискриминации, установленные Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ с учетом требований разумности, а также объема оказанной юридической помощи, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате юридических услуг в сумме 16000 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Киселевой М.В. к государственному автономному учреждению здравоохранения «Больница скорой медицинской помощи» г. Новотроицка о признании права на получение специальной социальной выплаты и об обязании направить реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, - удовлетворить.
Признать право Киселевой М.В. на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" с 01.07.2023.
Обязать государственное автономное учреждение здравоохранения «Больница скорой медицинской помощи» г. Новотроицка направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области реестр работников отделения физиотерапии и лечебной физкультуры государственного автономного учреждения здравоохранения «Больница скорой медицинской помощи» г. Новотроицка в отношении Киселевой М.В. с 01.07.2023.
Взыскать с государственного автономного учреждения здравоохранения «Больница скорой медицинской помощи» г. Новотроицка в пользу Киселевой М.В. расходы по оплате юридических услуг в сумме 16000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 27.08.2024
Судья: