УИД 43MS0001-01-2023-000330-10
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-522/2024
(88-29469/2023)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
19 января 2024 года г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Киреевой Е.В., рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 1 Яранского судебного района Кировской области от 17 мая 2023 года, апелляционное определение Яранского районного суда Кировской области от 21 июля 2023 года по гражданскому делу № 2-246/2023 по иску ФИО1 к Министерству финансов Кировской области и КОГБУЗ «Арбажская ЦРБ» о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском о взыскании с министерства финансов Кировской области и КОГБУЗ «Арбажская ЦРБ» затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг в виде освещения и отопления за период с апреля 2021 года по март 2023 года в сумме 43491 рубля 74 копейки, считает, что ее расходы на отопление и освещение как работающего и проживающего в поселке городского типа медицинского работника должны быть полностью компенсированы.
На основании изложенного просила суд взыскать с ответчиков в ее пользу расходы, понесенные ею на оплату коммунальных услуг за период с апреля 2021 года по март 2023 года в сумме 43491 рубля 74 копейки.
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Яранского судебного района Кировской области от 17 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Яранского районного суда Кировской области от 21 июля 2023 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Взысканы с Министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации - Кировская область в пользу ФИО1 в возмещение расходов, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг за период с апреля 2021 года по март 2023 года, денежные средства в размере 43 491 рубля 74 копейки.
В удовлетворении исковых требований к КОГБУЗ «Арбажская ЦРБ» отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на необоснованность и неправильное применение норм материального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований, не передавая дело на новое рассмотрение,
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов по доводам жалобы, Шестой кассационный суд общей юрисдикции пришёл к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 с 18 января 1994 года и по настоящее время непрерывно работает в КОГБУЗ «Арбажская ЦРБ» в должности медсестры, с 20 сентября 2013 года и по настоящее время зарегистрирована и проживает в поселке городского типа Арбаж.
Согласно сведениям о регистрации ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
По состоянию на 01 января 2005 года ФИО1 являлась квалифицированным медицинским работником учреждения здравоохранения, работающим и проживающим в поселке городского типа, то есть пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.
Из представленных истцом документов за период с апреля 2021 года по март 2023 года ФИО1 заплатила за освещение 27 175 рубля 80 копеек, что подтверждается справкой Кировского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс», за отопление (дрова) квартиры 38 000 рубля, что подтверждается накладными № 21 от 10 октября 2021 года и № 26 от 20 октября 2022 года.
Согласно техническому паспорту общая площадь жилого помещения <адрес>, в котором истец проживала с 20 сентября 2013 года и проживает по настоящее время, составляет 50,1 кв.м., год постройки дома 1988 г., этаж 1.
Общая сумма понесенных ФИО1 расходов за теплоснабжение и освещение за период с апреля 2021 года по март 2023 года включительно составляет 61 185 рубля 74 копейки (34 009 рубля 94 копейки + 27 175 рублей 80 копеек). За период с апреля 2021 года по март 2023 года включительно истцу, согласно Закону Кировской области № 267-30 от 3 ноября 2004 года произведена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в общей сумме 17 694 рублей.
Из материалов дела следует, что истец до 1 января 2005 года пользовалась льготой в виде возмещения расходов на отопление и освещение в полном объеме.
Истец полагает, что подлежат возмещению в полном объёме расходы по оплате за отопление и освещение занимаемого ею жилого помещения за период с апреля 2021 года по март 2023 года, размер которых за вычетом частичной компенсации коммунальных платежей в размере 17 694 рубля, составляют 43 491 рублей 74 копейки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующее правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников областных государственных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан», а до установления порядка предоставления мер социальной поддержки названной категории работников обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 № 5487 в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения.
Часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу.
Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
С 22 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487 и статья 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным законом с 01 января 2012 года Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счёт средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»).
Применительно к законодательству Кировской области таковым является Закон Кировской области от 3 ноября 2004 года № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области», которым установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая фармацевтических и медицинских работников медицинских организаций, организаций), проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок выплаты такой компенсации.
Размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен в сумме 400 рублей, данный размер увеличивается и утверждается Правительством области Кировской области.
Таким образом положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные льготы в натуральной форме (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности) с 1 января 2005 года утратили силу. Для медицинских работников, проживающих в сельской местности меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены, как и не предусмотрено их полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно- коммунальных услуг.
Следует отметить, что при изменении правового регулирования компенсации коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам сельской местности размер денежной компенсации, установленной законодательством Кировской области, соответствовал прежнему уровню социальной защиты, который имели указанные лица до 01 января 2005 года, установленный совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 года не уменьшился.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов предыдущих инстанций, так как данные выводы основаны на неверном толковании и применении норм материального и процессуального права, в результате которого не были определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, от установления которых зависит правильное разрешение настоящего спора.
С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой кассационный суд общей юрисдикции,
о п р е д е л и л:
решение мирового судьи судебного участка № 1 Яранского судебного района Кировской области от 17 мая 2023 года, апелляционное определение Яранского районного суда Кировской области от 21 июля 2023 года, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Яранского судебного района Кировской области.
Судья Шестого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Киреева