Дело № 2а-427/21 Изг.28.04.2021г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Орловой Ю.В.,
при секретаре Квасниковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле 28 апреля 2021 года административный иск Корнилова Михаила Сергеевича к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, возложении обязанности по выдаче Уведомления,
установил:
Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства (застройщик Корнилов Михаил Сергеевич) на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, вынесено Уведомление от 15 июля 2020 года № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, а именно:
- размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, предназначенного для садоводства;
- планируемый жилой дом на земельном участке с кадастровым номером № расположен на территории особо охраняемого природного объекта (государственного природного заказника «Козьмодемьянский» (зоологический).
На данной территории любое строительство, не предназначенное для нужд заказника, запрещено.
Корнилов М.С. обратился в суд с административным иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, в котором просит:
- признать незаконными действия Управления архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР ЯО по выдаче Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 15.07.2020г. №;
- обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области выдать истцу Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем истцу на праве собственности.
В иске указано, что с принятым Администрацией ЯМР ЯО решением истец не согласен, считает его незаконным по следующим основаниям.
Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 25.06.2014г.
Какие-либо ограничения в отношении земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
Земельный участок для организации садоводческого товарищества «Корабел» был выделен Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области на основании постановления № 714 от 29.12.1992г.
Постановлением Администрации ЯМР ЯО № 1597 от 31.03.2011г. была утверждена схема и согласовано местоположение границ земельного участка СНТ «Корабел». Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства.
Положение о государственном природном заказнике «Козьмодемьянский» утверждено постановлением Правительства Ярославской области от 06.03.2015г. № 241-п, из него следует, что данный заказник был образован в соответствии с распоряжением исполнительного комитета Ярославского областного Совета трудящихся от 22.02.1963г. № 31-р. В соответствии с п.9 Положения, заказник образован без изъятия земельных участков у собственников, владельцев и пользователей. В настоящее время границы заказника определены в установленном порядке, из территории заказника исключены лишь земли населенных пунктов.
До определенного времени границы заказника носили описательный характер и сведения о границах ООПТ заказник «Козьмодемьянский» в ЕГРН отсутствовали.
У истца как правообладателя земельного участка отсутствовала информация о специальных зонах, такой информации не было в открытых информационных системах.
Истец в нарушение п.21 ст.106 ЗК РФ не был уведомлен органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями в ЕГРН.
На земельном участке, принадлежащем СНТ «Корабел», с 1992-го года велась хозяйственная деятельность: возделывались земли, возводились заборы, строились дома и бани, проведены линии электропередач. К настоящему времени произошла необратимая утрата земельным участком особо охраняемого природоохранного значения.
Истец Корнилов М.С., заинтересованное лицо Баскова М.Р. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика – Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности Стрекаловская Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Поддержала письменный отзыв, в котором указано, что в соответствии с данными кадастрового учета земельный участок истца имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства. В соответствии с Генеральным планом Курбского с/п ЯМР земельный участок истца расположен за границами населенного пункта, на сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения. Строительство как жилых, так и садовых домов на сельхозугодьях запрещено. В соответствии с информацией управления Росреестра по ЯО, находящейся в открытом доступе в системе Интернет (публичная кадастровая карта), земельный участок с кадастровым номером № имеет ограничения в использовании, а именно, зону с особыми условиями использования территории в виде государственного природного заказника «Козьмодемьянский». Положение о государственном природном заказнике «Козьмодемьянский» утверждено постановлением Правительства ЯО от 06.03.2015 № 241-п.16.4.
От заинтересованного лица – Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области поступил письменный отзыв, в котором Департамент просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц – Управления Росреестра по ЯО, ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО, КУМИ Администрации ЯМР ЯО, по неизвестной суду причине, о слушании дела извещены надлежаще.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав истца, заинтересованное лицо, представителя ответчика, проверив и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с частью 7 указанной нормы уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе:
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Судом установлено, что Корнилову Михаилу Сергеевичу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: для садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Курбского сельского поселения, утвержденными Решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 25.08.2016г. № 39, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий».
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земель сельскохозяйственного назначения регламентируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Законодательством установлен особый режим использования сельскохозяйственных угодий, статьей 79 Земельного кодекса определено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В силу части 6 статьи 79 Земельного кодекса сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Истцом по делу не представлено доказательств, опровергающих размещение принадлежащего ему земельного участка в зоне СХ-1 - зона сельскохозяйственных угодий.
Согласно ч.1 ст.95 ЗК РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Из материалов дела следует, что принадлежащий истцу земельный участок расположен в границах государственного заказника «Козьмодемьянский».
В соответствии с п.16.4 Постановления Правительства ЯО от 06.03.2015 N 241-п "О выделении зон ограниченного хозяйственного использования, об утверждении Положения о заказнике "Козьмодемьянский" и о внесении изменений в постановление Администрации области от 15.12.2003 N 247 и постановления Правительства области от 01.07.2010 N 460-п, от 03.10.2014 N 977-п", строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства в границах заказника запрещены, за исключением размещения линейных объектов в случаях, предусмотренных подпунктом 16.3.4 данного пункта. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляются в специально выделенных зонах ограниченного хозяйственного использования, которые выделяются постановлением Правительства области на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы в порядке, предусмотренном пунктом 10 Положения.
Таким образом, поскольку как на момент подачи истцом уведомления, так и на момент рассмотрения дела, принадлежащий истцу земельный участок расположен в границах государственного заказника «Козьмодемьянский» и в территориальной зоне СХ-1, административный ответчик обоснованно указал на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым номером №.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░