Решение по делу № 33-289/2024 (33-13976/2023;) от 28.11.2023

Судья Мазунин В.В.

Дело № 33-289/2024 (33-13976/2023)

УИД № 59RS0002-01-2023-002313-33

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Город Пермь 18 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда всоставе председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Лапухиной Е.А., Лобанова В.В.,

при секретаре судебного заседания Чернышевой К.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4712/2023 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребёнка – детский сад № 47» г. Перми, департаменту образования администрации города Перми о возложении обязанностей по прекращению нарушений санитарного законодательства

по апелляционной жалобе Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на решение Индустриального районного суда г.Перми от 19сентября 2023 года,

Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., объяснения представителя истца Сотниковой Е.В., представителя ответчика МАДОУ "ЦРР - детский сад № 47" Мокрушина А.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

17 мая 2023 года истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее также – Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к ответчикам муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребёнка - Детский сад № 47» г. Перми, (далее также - МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47»), Департаменту образования администрации города Перми (далее также - Департамент), просил (с учётом изменения исковых требований) в срок до 1октября 2024 года возложить обязанности на ответчиков по устранению нарушений санитарных требований:

на МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47»:

в корпусе по адресу: г. Пермь, ул. Подводников, 12:

- обеспечить в раздевальных группах №№ 1 4, 5, 7, 8, 9, 10 установку шкафов для верхней одежды детей с индивидуальными ячейками, полками для головных уборов, крючками, в соответствии с пунктом 3.1.3 СП 2.4.3648-20;

- обеспечить зашторивание солнцезащитными устройствами (тканевыми шторами) во всех спальных помещениях групп №№ 1 - 11, в соответствии с пунктом 2.4.13 СП 2.4.3648-20;

- обеспечить соблюдение норм площади на 1 ребёнка в группе № 3 не менее 2,0 кв.м, в группе раннего возраста № 1 не менее 2,5 кв.м, в соответствии с пунктом 3.1.3 СП 2.4.3648-20;

в корпусе по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов, 66:

- обеспечить в раздевальных группах №№ 12, 13, 14, 15 установку шкафов для верхней одежды детей с индивидуальными ячейками, полками для головных уборов, крючками, в соответствии с пунктом 3.1.3 СП 2.4.3648-20;

- обеспечить соблюдение наполняемости в группах комбинированной направленности №№ 12, 13, 14, 15 с ограниченными возможностями здоровья не более 15 детей, в соответствии с пунктом 3.1.1 СП 2.4.3648-20;

на Департамент образования администрации города Перми по выделению МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» денежных средств для устранения указанных нарушений санитарного законодательства.

В суде первой инстанции ответчик МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» не отрицал факт неисполнения предписания истца, указав, что детским садом предпринимаются меры к устранению выявленных нарушений; при этом ответчику необходимы денежные средства для устранения указанных нарушений.

В суде первой инстанции ответчик Департамент образования администрации города Перми в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Решением Индустриального районного суда г.Перми от 19сентября 2023 года постановлено:

исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить частично,

возложить на МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» обязанность в срок до 01.10.2024 устранить нарушения санитарных требований:

в корпусе по адресу: г. Пермь, ул. Подводников, 12:

- обеспечить в раздевальных группах №№ 1, 4, 5, 7, 8, 9, 10 установку шкафов для верхней одежды детей с индивидуальными ячейками, полками для головных уборов, крючками, в соответствии с пунктом 3.1.3 СП 2.4.3648-20;

- обеспечить зашторивание солнцезащитными устройствами (тканевыми шторами) во всех спальных помещениях групп №№ 1 - 11, в соответствии с пунктом 2.4.13 СП 2.4.3648-20;

- обеспечить соблюдение норм площади на 1 ребёнка в группе № 3 не менее 2,0 кв.м, в группе раннего возраста № 1 не менее 2,5 кв.м, в соответствии с пунктом 3.1.1 СП 2.4.3648-20;

в корпусе по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов, 66:

- обеспечить в раздевальных группах №№ 12, 13, 14, 15 установку шкафов для верхней одежды детей с индивидуальными ячейками, полками для головных уборов, крючками, в соответствии с пунктом 3.1.3 СП 2.4.3648-20;

- обеспечить соблюдение наполняемости в группах комбинированной направленности №№ 12, 13, 14, 15 с ограниченными возможностями здоровья не более 15 детей, в соответствии с пунктом 3.1.1 СП 2.4.3648-20,

исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к Департаменту образования администрации города Перми о возложении обязанности выделить денежные средства на финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарных правил оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований иска о возложении обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» на Департамент, принять по делу новое решение, которым возложить обязанность на Департамент образования администрации города Перми выделить МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» денежные средства для устранения нарушений санитарного законодательства, в остальной части решение оставить без изменения, считает, что нарушены нормы материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного решения суда.

Ответчик МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» представил отзыв на апелляционную жалобу истца, в котором указывают на невозможность самостоятельно без дополнительного целевого бюджетного финансирования из средств местного бюджета исполнить решение суда.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента образования администрации города Перми не явился, о времени и месте судебного заседания он был извещён заблаговременно и надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просил, об уважительных причинах неявки не сообщил, руководствуясь статьёй 167Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией на основании имеющихся в деле доказательств, МАДОУ «ЦРР-детский сад № 47» по типу реализации основных образовательных программ является дошкольной образовательной организацией, по организационно-правовой форме унитарной некоммерческой организацией - муниципальным автономным учреждением. Основным предметом и целью деятельности Учреждения является осуществление образовательной деятельности по реализации образовательной программы дошкольного образования, осуществление присмотра и ухода за детьми.

Из пункта 1.4 и 1.7 Устава МАДОУ «ЦРР-детский сад № 47» следует, что учредителем и собственником учреждения является муниципальное образование город Пермь. Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования город Пермь осуществляет администрация города Перми, отдельные полномочия и функции учредителя по его поручению осуществляет департамент образования администрации города Перми (далее – Учредитель) на основании правовых актов администрации города Перми.

В отношении МАДОУ «ЦРР-детский сад № 47» истцом проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения санитарного законодательства СП 2.4.3648-20,

21.12.2021 МАДОУ «ЦРР-детский сад № 47» выдано предписание № 1679 об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства.

Постановлением Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю по делу об административном правонарушении от 27.12.2021 № 3951 МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 6.7 КоАП Российской Федерации, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 28, 39, 50, 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» об обязанностях индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, утверждении санитарных правил, правах должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, полномочий главных государственных санитарных врачей и их заместителей, статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» о цели государственной политики в интересах детей, статьёй 9, 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» о полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования, компетенции, правах, обязанностях и ответственности образовательной организации, СП 2.4.3648-20, введённых в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.09.2020 № 28, пришёл к правильным выводам об удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» о возложении на учреждение обязанности в срок до 01.10.2024 устранить нарушения санитарных требований, отказав в удовлетворении требований о возложении на Департамент образования администрации города Перми обязанности выделить МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» денежные средства на устранение нарушений санитарных правил.

Делая такие выводы, суд обоснованно исходил из того, что МАДОУ «ЦРР -детский сад № 47» не исполнил выданное Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю предписание об устранении нарушений санитарного законодательства,

учитывая действующее законодательство, не нашёл оснований для возложения на Департамент образования администрации города Перми обязанности выделить МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» денежные средства на устранение нарушений санитарных правил.

Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права. Доводами апелляционной жалобы истца Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю эти выводы не опровергнуты.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что:

- ответственность за финансовое обеспечение соблюдения санитарных правил и норм при осуществлении образовательным учреждением своей уставной деятельности как учредитель образовательного учреждения несёт Департамент образования администрации города Перми,

- поскольку Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств, то Департамент вправе определить приоритетные направления расходования выделяемых муниципальным образованием денежных средств,

- именно Департамент является субъектом, на который возложена обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47», -

отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, имеющимся в дела доказательствам и нормам материального и процессуального права,

суд не нашёл оснований для возложения на Департамент образования администрации города Перми обязанности выделить МАДОУ «ЦРР - детский сад №47» денежные средства на устранение нарушений санитарных правил, поскольку при возложении на Департамент такой обязанности будут ограничены права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренные на содержание системы образования и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, что повлечёт тем самым нарушение установленного статьёй 12 Конституции Российской Федерации принципа самостоятельности органов местного самоуправления;

понуждение Департамента к финансированию заявленных в иске мероприятий является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность главного распорядителя бюджетных средств.

Доводы жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требований о возложении на Департамент образования администрации города Перми обязанности выделить МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» денежные средства для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.

Согласно частям 1, 8, 9 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодёжью в указанных сферах),

доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом,

собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закреплённого за автономным учреждением имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закреплёнными за ним учредителем или приобретёнными автономным учреждением за счёт средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества; остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи.

Ответчик МАДОУ «ЦРР-детский сад № 47» не представил доказательств недостаточности денежных средств и имущества для устранения требований санитарного законодательства указанных в решении суда, как за счёт ежегодного бюджетного финансирования, так и за счёт денежных средств и имущества, находящихся в распоряжении детского сада,

детский сад обеспечен шкафами для верхней одежды, не представлено доказательств того, что решение суда может быть исполнено только путём приобретения новых шкафов, а не путём приведения во вновь установленное нормативное состояние имеющихся шкафов,

зашторивание окон может быть обеспечено самим детским садом,

требование о соблюдении норм площади не требует дополнительного финансирования для этого детского сада,

поэтому отсутствуют основания для возложения на Департамент образования администрации города Перми обязанности выделить МАДОУ «ЦРР-детский сад № 47» денежные средства для устранения указанных нарушений санитарного законодательства.

Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Индустриального районного суда г.Перми от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю оставить без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/.

Судьи: /подписи/.

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 января 2024 года.

Судья Мазунин В.В.

Дело № 33-289/2024 (33-13976/2023)

УИД № 59RS0002-01-2023-002313-33

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Город Пермь 18 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда всоставе председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Лапухиной Е.А., Лобанова В.В.,

при секретаре судебного заседания Чернышевой К.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4712/2023 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребёнка – детский сад № 47» г. Перми, департаменту образования администрации города Перми о возложении обязанностей по прекращению нарушений санитарного законодательства

по апелляционной жалобе Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на решение Индустриального районного суда г.Перми от 19сентября 2023 года,

Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., объяснения представителя истца Сотниковой Е.В., представителя ответчика МАДОУ "ЦРР - детский сад № 47" Мокрушина А.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

17 мая 2023 года истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее также – Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к ответчикам муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребёнка - Детский сад № 47» г. Перми, (далее также - МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47»), Департаменту образования администрации города Перми (далее также - Департамент), просил (с учётом изменения исковых требований) в срок до 1октября 2024 года возложить обязанности на ответчиков по устранению нарушений санитарных требований:

на МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47»:

в корпусе по адресу: г. Пермь, ул. Подводников, 12:

- обеспечить в раздевальных группах №№ 1 4, 5, 7, 8, 9, 10 установку шкафов для верхней одежды детей с индивидуальными ячейками, полками для головных уборов, крючками, в соответствии с пунктом 3.1.3 СП 2.4.3648-20;

- обеспечить зашторивание солнцезащитными устройствами (тканевыми шторами) во всех спальных помещениях групп №№ 1 - 11, в соответствии с пунктом 2.4.13 СП 2.4.3648-20;

- обеспечить соблюдение норм площади на 1 ребёнка в группе № 3 не менее 2,0 кв.м, в группе раннего возраста № 1 не менее 2,5 кв.м, в соответствии с пунктом 3.1.3 СП 2.4.3648-20;

в корпусе по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов, 66:

- обеспечить в раздевальных группах №№ 12, 13, 14, 15 установку шкафов для верхней одежды детей с индивидуальными ячейками, полками для головных уборов, крючками, в соответствии с пунктом 3.1.3 СП 2.4.3648-20;

- обеспечить соблюдение наполняемости в группах комбинированной направленности №№ 12, 13, 14, 15 с ограниченными возможностями здоровья не более 15 детей, в соответствии с пунктом 3.1.1 СП 2.4.3648-20;

на Департамент образования администрации города Перми по выделению МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» денежных средств для устранения указанных нарушений санитарного законодательства.

В суде первой инстанции ответчик МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» не отрицал факт неисполнения предписания истца, указав, что детским садом предпринимаются меры к устранению выявленных нарушений; при этом ответчику необходимы денежные средства для устранения указанных нарушений.

В суде первой инстанции ответчик Департамент образования администрации города Перми в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Решением Индустриального районного суда г.Перми от 19сентября 2023 года постановлено:

исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить частично,

возложить на МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» обязанность в срок до 01.10.2024 устранить нарушения санитарных требований:

в корпусе по адресу: г. Пермь, ул. Подводников, 12:

- обеспечить в раздевальных группах №№ 1, 4, 5, 7, 8, 9, 10 установку шкафов для верхней одежды детей с индивидуальными ячейками, полками для головных уборов, крючками, в соответствии с пунктом 3.1.3 СП 2.4.3648-20;

- обеспечить зашторивание солнцезащитными устройствами (тканевыми шторами) во всех спальных помещениях групп №№ 1 - 11, в соответствии с пунктом 2.4.13 СП 2.4.3648-20;

- обеспечить соблюдение норм площади на 1 ребёнка в группе № 3 не менее 2,0 кв.м, в группе раннего возраста № 1 не менее 2,5 кв.м, в соответствии с пунктом 3.1.1 СП 2.4.3648-20;

в корпусе по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов, 66:

- обеспечить в раздевальных группах №№ 12, 13, 14, 15 установку шкафов для верхней одежды детей с индивидуальными ячейками, полками для головных уборов, крючками, в соответствии с пунктом 3.1.3 СП 2.4.3648-20;

- обеспечить соблюдение наполняемости в группах комбинированной направленности №№ 12, 13, 14, 15 с ограниченными возможностями здоровья не более 15 детей, в соответствии с пунктом 3.1.1 СП 2.4.3648-20,

исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к Департаменту образования администрации города Перми о возложении обязанности выделить денежные средства на финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарных правил оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований иска о возложении обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» на Департамент, принять по делу новое решение, которым возложить обязанность на Департамент образования администрации города Перми выделить МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» денежные средства для устранения нарушений санитарного законодательства, в остальной части решение оставить без изменения, считает, что нарушены нормы материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного решения суда.

Ответчик МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» представил отзыв на апелляционную жалобу истца, в котором указывают на невозможность самостоятельно без дополнительного целевого бюджетного финансирования из средств местного бюджета исполнить решение суда.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента образования администрации города Перми не явился, о времени и месте судебного заседания он был извещён заблаговременно и надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просил, об уважительных причинах неявки не сообщил, руководствуясь статьёй 167Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией на основании имеющихся в деле доказательств, МАДОУ «ЦРР-детский сад № 47» по типу реализации основных образовательных программ является дошкольной образовательной организацией, по организационно-правовой форме унитарной некоммерческой организацией - муниципальным автономным учреждением. Основным предметом и целью деятельности Учреждения является осуществление образовательной деятельности по реализации образовательной программы дошкольного образования, осуществление присмотра и ухода за детьми.

Из пункта 1.4 и 1.7 Устава МАДОУ «ЦРР-детский сад № 47» следует, что учредителем и собственником учреждения является муниципальное образование город Пермь. Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования город Пермь осуществляет администрация города Перми, отдельные полномочия и функции учредителя по его поручению осуществляет департамент образования администрации города Перми (далее – Учредитель) на основании правовых актов администрации города Перми.

В отношении МАДОУ «ЦРР-детский сад № 47» истцом проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения санитарного законодательства СП 2.4.3648-20,

21.12.2021 МАДОУ «ЦРР-детский сад № 47» выдано предписание № 1679 об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства.

Постановлением Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю по делу об административном правонарушении от 27.12.2021 № 3951 МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 6.7 КоАП Российской Федерации, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 28, 39, 50, 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» об обязанностях индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, утверждении санитарных правил, правах должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, полномочий главных государственных санитарных врачей и их заместителей, статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» о цели государственной политики в интересах детей, статьёй 9, 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» о полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования, компетенции, правах, обязанностях и ответственности образовательной организации, СП 2.4.3648-20, введённых в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.09.2020 № 28, пришёл к правильным выводам об удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» о возложении на учреждение обязанности в срок до 01.10.2024 устранить нарушения санитарных требований, отказав в удовлетворении требований о возложении на Департамент образования администрации города Перми обязанности выделить МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» денежные средства на устранение нарушений санитарных правил.

Делая такие выводы, суд обоснованно исходил из того, что МАДОУ «ЦРР -детский сад № 47» не исполнил выданное Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю предписание об устранении нарушений санитарного законодательства,

учитывая действующее законодательство, не нашёл оснований для возложения на Департамент образования администрации города Перми обязанности выделить МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» денежные средства на устранение нарушений санитарных правил.

Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права. Доводами апелляционной жалобы истца Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю эти выводы не опровергнуты.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что:

- ответственность за финансовое обеспечение соблюдения санитарных правил и норм при осуществлении образовательным учреждением своей уставной деятельности как учредитель образовательного учреждения несёт Департамент образования администрации города Перми,

- поскольку Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств, то Департамент вправе определить приоритетные направления расходования выделяемых муниципальным образованием денежных средств,

- именно Департамент является субъектом, на который возложена обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47», -

отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, имеющимся в дела доказательствам и нормам материального и процессуального права,

суд не нашёл оснований для возложения на Департамент образования администрации города Перми обязанности выделить МАДОУ «ЦРР - детский сад №47» денежные средства на устранение нарушений санитарных правил, поскольку при возложении на Департамент такой обязанности будут ограничены права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренные на содержание системы образования и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, что повлечёт тем самым нарушение установленного статьёй 12 Конституции Российской Федерации принципа самостоятельности органов местного самоуправления;

понуждение Департамента к финансированию заявленных в иске мероприятий является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность главного распорядителя бюджетных средств.

Доводы жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требований о возложении на Департамент образования администрации города Перми обязанности выделить МАДОУ «ЦРР - детский сад № 47» денежные средства для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.

Согласно частям 1, 8, 9 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодёжью в указанных сферах),

доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом,

собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закреплённого за автономным учреждением имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закреплёнными за ним учредителем или приобретёнными автономным учреждением за счёт средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества; остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи.

Ответчик МАДОУ «ЦРР-детский сад № 47» не представил доказательств недостаточности денежных средств и имущества для устранения требований санитарного законодательства указанных в решении суда, как за счёт ежегодного бюджетного финансирования, так и за счёт денежных средств и имущества, находящихся в распоряжении детского сада,

детский сад обеспечен шкафами для верхней одежды, не представлено доказательств того, что решение суда может быть исполнено только путём приобретения новых шкафов, а не путём приведения во вновь установленное нормативное состояние имеющихся шкафов,

зашторивание окон может быть обеспечено самим детским садом,

требование о соблюдении норм площади не требует дополнительного финансирования для этого детского сада,

поэтому отсутствуют основания для возложения на Департамент образования администрации города Перми обязанности выделить МАДОУ «ЦРР-детский сад № 47» денежные средства для устранения указанных нарушений санитарного законодательства.

Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Индустриального районного суда г.Перми от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю оставить без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/.

Судьи: /подписи/.

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 января 2024 года.

33-289/2024 (33-13976/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение "Центр развития личности - детский сад № 47" г.Перми
Департамент образования администрации г.Перми
Суд
Пермский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
28.11.2023Передача дела судье
18.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2024Передано в экспедицию
18.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее