ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-24668/2020
№ 2-87/2019
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 5 ноября 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В.,
судей Козлова А.М., Ситникова В.С.,
с участием прокурора Пирожниковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Войсковая часть 52583» к Великодному Алексею Алексеевичу, Великодной Алене Михайловне о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении, возложении обязанности сдать жилое помещение
по кассационной жалобе Великодного Алексея Алексеевича, Великодной Алены Михайловны на решение Чеховского городского суда Московской области от 16 января 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., выслушав заключение прокурора Пирожниковой Н.А., полагавшей, что апелляционное определение подлежит отмене, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФКУ «Войсковая часть 52583» обратилось в суд с иском к Великодному А.А. и Великодной А.М. с учетом уточнения требований о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселении из данной квартиры и возложении обязанности сдать ее по акту должностным лицам войсковой части, ссылаясь на увольнение Великодного А.А. с военной службы
Решением Чеховского городского суда Московской области от 16 января 2019 г. (с учетом определения от 17 мая 2019 г. об исправлении описки) исковые требования удовлетворены.
Великодный А.А. и Великодная А.М. признаны утратившими право пользования и выселены из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
На Великодного А.А. возложена обязанность сдать по акту указанное служебное жилое помещение должностным лицам ФКУ «Войсковая часть 52583».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 8 июля 2019 г. данное решение отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований ФКУ «Войсковая часть 52583».
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2020 г. указанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 мая 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Великодный А.А. и Великодная А.М. ставят вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений как незаконных.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой обжалуемые акты подлежат проверке в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Великодный А.А. в период с 14 марта 1983 г. по 7 мая 2011 г. проходил военную службу по контракту, уволен со службы на основании приказа командира войсковой части №52583 от 6 мая 2011 г. № 57-лс по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, его календарная выслуга составила 31 год 1 месяц 22 дня.
Как следует из жалобы заявителей, Великодный А.А. в 1993 году и члены его семьи были признаны нуждающимся в улучшении жилищных помещений, в период службы ему в период с 1999 года по 2009 год неоднократно предоставлялись служебные жилые помещения.
В связи с предоставлением спорного служебного жилого помещения Великодный А.А. и члены его семьи были сняты с очереди нуждающихся в служебном жилом помещении.
Ранее Великодный А.А. и члены его семьи были зарегистрированы и проживали в двухкомнатной квартире общей площадью 47,3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
Основанием для обращения в суд с иском явилось проживание ответчиков после увольнения со службы Великодного А.А. в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое было предоставлено ему на семью из четырех человек на основании договора найма служебного жилого помещения на время прохождения военной службы.
Требование истца об освобождении спорного жилого помещения ответчиками не выполнено.
Занимаемая ответчиками квартира, находящаяся на территории закрытого военного городка Чехов-2, включена в специализированный жилищный фонд войсковой части, отнесена к служебным жилым помещениям и находится в оперативном управлении ФКУ «Войсковая часть 52583».
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 35, частью 2 статьи 49, статьями 52, 92, 93, 99, 103, частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, пришёл к выводу об отсутствии у ответчиков права пользования занимаемым служебным жилым помещением, поскольку Великодный А.А. уволен с военной службы, до настоящего времени спорное жилое помещение ответчиками не освобождено, к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, он не относится, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не состоит, малоимущим не признан.
При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия считает, что рассмотрении настоящего дела в суде апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являются основанием для отмены апелляционного определения.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (преамбула) (далее – Закон о статусе военнослужащих).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закон о статусе военнослужащих правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Закона о статусе военнослужащих, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15).
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).
Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Содержание приведенных норм федерального закона, указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Однако, суды обеих инстанций, удовлетворяя исковые требования ФКУ «Войсковая часть 52583», не учли указанные выше положения законодательства и то обстоятельство, что определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно указывал в определениях от 25 сентября 2014 г. № 2271-О, от 27 октября 2015 г. № 2527-О, от 26 мая 2016 г. № 1046-О о том, что жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что первый контракт с Великодным А.А. заключен до 1 января 1998 г. На момент увольнения продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 21 год 1 месяц 22 дня.
На момент увольнения Великодный А.А. и члены его семьи проживали в служебном жилом помещении, предоставленном только на время прохождения военной службы. Иного жилого помещения Великодный А.А. и члены его семьи не имели.
При таких обстоятельствах судам необходимо было выяснить, был ли обеспечен Великодный А.А. при увольнении жилой площадью и являлся ли он нуждающимся в предоставлении жилого помещения, на что было обращено внимание суда апелляционной инстанции в определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2020 г.
В соответствии с пунктом 4 статьи 390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
В нарушение требований данной правовой нормы суд апелляционной инстанции не выяснил вышеуказанные юридически значимые обстоятельства, указания вышестоящего суда не выполнил.
Полученные на запрос суда 4 июля 2019 г. документы из ФКУ «Войсковая часть 52583», в частности выписки из заседания жилищной комиссии от 23 марта 1995 г., 3 февраля 1999 г., копия договора найма служебного жилого помещения от 24 мая 1999 г., копия ордера от 24 мая 1999 г., имеющие значение для разрешения возникшего между сторонами спора и установления обстоятельств по делу, влияющие на его исход, не были исследованы.
Допущенные нарушения норм материального и процессуального права повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителей.
С учётом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии Московского областного суда от 20 мая 2020 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 мая 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи