Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2019 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Орловой О.В.,
при секретаре Оняновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3515/2019 по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования города Братска к судебному приставу-исполнителю Братского межрайонного отдела судебных приставов по ОПИ УФСС России по Иркутской области Чадаевой Наталии Алексеевне об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования города Братска обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения УФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по неисполненному решению Братского городского суда Иркутской области по гражданскому делу № 2-1125/2016, вступившего в законную силу 21.06.2016.
В обоснование иска указано, что 26.08.2019 года судебный пристав-исполнитель Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаева Н.А. вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении администрации города Братска в размере 50 000 (пятидесяти) тысяч рублей по решению Братского городского суда Иркутской области от 11.05.2016 (гражданское дело № 2-1125/2016, вступило в силу — 21.06.2016) об обязании администрации города Братска выполнить ремонтно-восстановительные работы многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (взыскатель: Алымов В.С.).
Администрация города Братска исполнила решение суда в полном объеме. Исполнительное производство окончено 27.08.2019.
По исполнению решения Братского городского суда от 11.05.2016 по гражданскому делу № 2-1125/2016 об обязании администрации муниципального образования города Братска выполнить ремонтно-восстановительные работы многоквартирного жилого <адрес>.
Работа по выполнению ремонтных работ в отношении жилого дома по адресу: <адрес> администрацией города Братска начата в 2016 году.
В связи с необходимостью выполнить в первую очередь работы по утеплению фасадов, в 2016 году по результатам проведенного аукциона был заключен муниципальный контракт от 20.10.2016 № Ф.2016.297229 с ИП Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Саргсян С.С. на устройство навесного вентилируемого фасада на жилых домах, расположенных по адресам: <адрес>А в городе Братске. Обязательства по муниципальному контракту выполнены подрядчиком 27.12.2016.
В 2017 году в рамках выделенного финансирования был заключен муниципальный контракт от 26.06.2017 № Ф.2017.236045 с ООО «Высота Плюс» на выполнение работ по ремонту многоквартирного жилого дома по <адрес>. Обязательства по муниципальному контракту выполнены подрядчиком 03.11.2017.
В 2018 году в рамках выделенного финансирования был заключен муниципальный контракт от 25.07.2018 № Ф.2018.357752 на выполнение работ по ремонту жилого дома по адресу: <адрес>А, на сумму 1 989, 46 тыс. руб. Обязательства по муниципальному контракту выполнены подрядчиком 30.10.2018.
В 2019 году завершили исполнение решения суда, выполнив работы по устройству утепления в техподполье стоимостью 277,13 тыс. руб. Аукцион по определению подрядчика на выполнение работ был проведен в июне 2019 года. Работы выполнены в течение 30 календарных дней с момента заключения муниципального контракта.
Документы находятся в материалах гражданского дела № 2-1125/2016 и исполнительного производства.
Определением Братского городского суда от 05.02.2018 администрации города Братска была предоставлена отсрочка исполнения данного решения сроком до 01.07.2018 года, до 31.12.2018 суд отказал.
Определением Братского городского суда от 14.09.2018 администрации города Братска суд отказал в предоставлении отсрочки исполнения данного решения сроком до 01.06.2019.
Администрация города Братска считает, что, все меры для надлежащего исполнения обязательства по возможностям должника были предприняты, а умысла и вины по своевременному исполнению решения суда не было.
Помимо всего вышеперечисленного, считает, что нецелесообразна уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений по указанным категориям фактически взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет одной бюджетной системы РФ.
В судебное заседание представитель административного истца Администрации муниципального образования города Братска не явился, извещен надлежащим образом.
В судебное заседание административные ответчики судебный пристав-исполнитель Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаева Н.А., представитель УФССП по Иркутской области не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 6 ст. 112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.Анализируя материалы дела, суд установил, что в Братском межрайонном отделе судебных приставов по организации принудительного исполнения исполнительное производство ***-ИП от 10.03.2017 постановлением судебного пристава -исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. от 27.08.2019 прекращено, взыскание исполнительского сбора выделено в отдельное производство.
05.02.2018 Братский городской суд Иркутской области предоставил администрации города Братска отсрочку для исполнения данного решения на срок до 01.07.2018.
Так как у должника срок для добровольного исполнения истек, предоставленная судом отсрочка закончилась, решение суда в срок, предоставленный для добровольного исполнения, должником не исполнено, судебным приставом-исполнителем Чадаевой Н.А. 26.08.2019 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
В обосновании заявленных требований об освобождении от уплат исполнительского сбора, Администрация муниципального образования города Братска указывает на то, что решение суда исполнено, при этом всё меры для надлежащего исполнения обязательства в срок по возможностям должника были предприняты. Работа по выполнению ремонтных работ в отношении жилого дома по адресу: <адрес> администрацией города Братска начата в 2016 году.
В связи с необходимостью выполнить в первую очередь работы по утеплению фасадов, в 2016 году по результатам проведенного аукциона был заключен муниципальный контракт от 20.10.2016 № Ф.2016.297229 с ИП Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Саргсян С.С. на устройство навесного вентилируемого фасада на жилых домах, расположенных по адресам: <адрес>А в городе Братске. Обязательства по муниципальному контракту выполнены подрядчиком 27.12.2016.
В 2017 году в рамках выделенного финансирования был заключен муниципальный контракт от 26.06.2017 № Ф.2017.236045 с ООО «Высота Плюс» на выполнение работ по ремонту многоквартирного жилого дома по <адрес>. Обязательства по муниципальному контракту выполнены подрядчиком 03.11.2017.
В 2018 году в рамках выделенного финансирования был заключен муниципальный контракт от 25.07.2018 № Ф.2018.357752 на выполнение работ по ремонту жилого дома по адресу: <адрес>А, на сумму 1 989, 46 тыс. руб. Обязательства по муниципальному контракту выполнены подрядчиком 30.10.2018.
В 2019 году завершили исполнение решения суда, выполнив работы по устройству утепления в техподполье стоимостью 277,13 тыс. руб. Аукцион по определению подрядчика на выполнение работ был проведен в июне 2019 года. Работы выполнены в течение 30 календарных дней с момента заключения муниципального контракта.
В силу положений ч. 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации недопустимо.
Из материалов дела усматривается, что администрацией муниципального образования города Братска принимались меры по исполнению решения суда.
На сегодняшний день решение суда исполнено в полном объеме. Ремонтно-восстановительные работы многоквартирного жилого <адрес> произведены.
Таким образом, поскольку Администрация муниципального образования города Братска принимала все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, и в итоге исполнила судебное решение, суд приходит к выводу о том, что вина учреждения в неисполнении исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, отсутствует.
Исходя из установленных обстоятельств, с учетом приведенных выше норм права, суд считает, что Администрация муниципального образования города Братска может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству ***-ИП от 10.03.2017, возложенного на нее постановлением судебного пристава-исполнителя Чадаевой Н.А. от 26.08.2019.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования удовлетворить.
Освободить Администрацию муниципального образования города Братска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству ***-ИП от 10.03.2017, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения УФССП России по Иркутской области Чадаевой Наталии Алексеевны от 26.08.2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.В. Орлова