Дело № 2-448/2024
УИД 42RS0001-01-2024-000157-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Степанцовой Е.В.,
при секретаре Бунаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области 15 апреля 2024 года
гражданское дело по иску Цветковой Н,В, к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности в силу приобретательной давности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании права собственности в силу приобретательной давности, мотивируя свои требования тем, что 17.06.2005 между ней и К,М,Е, был заключен договор купли-продажи жилого дома по адресу <адрес>, кадастровый №. Договор был составлен в простой письменной форме в присутствии свидетеля.
Все условия договора купли-продажи от 17.06.2005 были исполнены сторонами договора в полном объеме. Недвижимое имущество, жилой дом, был передан ей продавцом К,М,Е, Она, в свою очередь, передала К,М,Е, денежные средства в размере 20 000 рублей до подписания договора купли-продажи.
С момента заключения договора купли-продажи с 17.06.2005 и по настоящее время, истец, как покупатель, фактически владеет и пользуется указанным недвижимым имуществом в полном объеме как сособственник, с ней проживает и пользуется домом ее семья: садит огород, несет бремя содержания, оплачивает потребление электроэнергии, воды, производит необходимые ремонты: побелка, покраска, клейка обоев и т.д., что могут подтвердить, в случае необходимости, все окружающие соседи. Оплачивает коммунальные платежи, однако, реализовать права собственника без государственной регистрации не может.
Истцу стало известно от К,Л,П,, снохи продавца К,М,Е,, что К,М,Е, умерла. К,Л,П, присутствовала при составлении расписки и передачи денежных средств при продажи жилого дома.
Согласно технического паспорта БТИ дом по <адрес>, 1952 года постройки, стоимость жилого дома составляет 23 768 руб. Общая площадь дома 34 кв.м., жилая площадь 26,6 кв.м.
Согласно заключения от 14.10.2022 №764/006-ОКГ/1, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области, в г. Анжеро-Судженск, Ижморском и Яйском районах, условия проживания в доме не соответствуют требованиям санитарных правил и гигиеническим нормативам.
Просит суд признать за истцом право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 34 кв.м., жилой площадью 26,6 кв.м., с кадастровым №.
Истец, представитель истца в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Ранее в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - Администрации АСГО Гридина З.Х., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, возражений по предъявленным исковым требованиям не имеет, о чем представила письменный отзыв (л.д.25).
Заслушав свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 12 Гражданского Кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Согласно п. 3 ст. 218 Гражданского Кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 234 п. 1 Гражданского Кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательной давность).
Судом установлено и из материалов дела следует, что 17.06.2005 между К,М,Е,, <дата> г.р., и Цветковой Н.В., <дата> г.р., составлена расписка, из содержания которой следует, что К,М,Е, получила от Цветковой Н.В., денежные средства в размере 20 000 руб. за продажу жилого дома по адресу <адрес>. В расписке также указано, что деньги были переданы в присутствии снохи К,Л,П, (л.д.5,24).
По сведениям филиала № 1 БТИ АСГО от 07.09.2022 (л.д.7) жилой дом по адресу <адрес> принадлежит К,М,Е, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 06.12.1991 рег. №. Общая площадь жилого дома – 34 кв.м., жилая – 26,6 кв.м., комнат – 2. Процент износа жилого дома на дату инвентаризации 08.05.2013 – 58 %.
Согласно выписке из ЕГРН индивидуальный жилой дом по <адрес> 1952 года постройки, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (л.д.6).
Согласно техническому паспорту на жилой дом по <адрес>, дом состоит из двух комнат и кухни, общая площадь 34 кв.м., жилая 26,6 кв.м. собственником указана К,М,Е, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 06.12.1991 № (л.д.8-14).
Как следует из материалов дела К,М,Е,, <дата> г.р., умерла <дата>, что также подтверждается свидетельством о смерти.
По информации с официального сайта Федеральной нотариальной палаты после смерти К,М,Е, отрыто наследственное дело № (л.д.32).
Согласно представленному в материалы дела наследственному делу №, открытому после смерти К,М,Е,, последовавшей <дата>, наследником по вкладу на основании завещательного распоряжения является К,О,А,, <дата> г.р. К,О,А, является наследником по завещанию, наследником первой очереди не является, спорный жилой дом в состав наследства не входит.
Согласно заключению № по соблюдению градостроительных норм и регламентов, определению зон ограниченного пользования и видов разрешенного использования земельного участка, жилой дом по адресу <адрес> может существовать в рамках действующего законодательства как объект капитального строительства. Межевание разрешается после признания в суде прав владения объектом капитального строительства (л.д.15-16).
Жилой дом (параметры микроклимата (относительная влажность воздуха) по <адрес> соответствует требованиям санитарных правил и гигиеническим нормативам, что также следует из экспертного заключения ФБУЗ «ЦГиЭ» от 14.10.2022 (л.д.17-19).
В подтверждение тех обстоятельств, что Цветкова Н.В. пользуется и распоряжается спорным домом более 18 лет истцом представлены квитанции об оплате коммунальных услуг (л.д.30,31), технические условия на воду (л.д. 28, 29).
Свидетель К,Л,П, в судебном заседании пояснила, что истец купила дом у ее свекрови. Свекровь стала старенькой и они забрали ее жить к себе, а дом продали по расписке. Муж не стал заниматься оформлением дома, она работала, так все и осталось. Бабушка умерла года через три как продали дом, наследство они не принимали, был вклад на ее дочь. Расписку бабушка подписала, дом передали, претензий ни с какой стороны не было.
Таким образом, судом установлено, что истец Цветкова Н.В. с 2005 добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным недвижимым имуществом в виде жилого дома по <адрес>.
Критерии, из которых следует исходить при разрешении вопросов об исчислении сроков приобретательной давности, а также о том, является ли давностное владение добросовестным, открытым и непрерывным, владеет ли заявитель имуществом как своим собственным, определены в п. п. 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22.
Как разъяснено в п. 15 вышеуказанного постановления, при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (п. 3 ст. 234 ГК РФ); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
В п. 16 названного постановления разъяснено, что по смыслу ст. 225 и 234 Гражданского Кодекса РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Следовательно, необходимыми признаками для признания права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательской давности являются добросовестность, открытость, непрерывность владения в течение 15 лет.
Отсутствие одного из признаков исключает возможность признания права собственности в порядке приобретательской давности.
Кроме этого, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен либо от которого собственник отказался или утратил на него право собственности по предусмотренным законом основаниям, на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу. В последнем случае может быть признано добросовестным владение имуществом, имеющим собственника, когда лицо, владеющее таким имуществом, не знает и не может знать о незаконности своего владения, поскольку предполагает, что собственник от данного имущества отказался.
Также в абзаце 3 п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 22.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу п. 4 ст. 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст. ст. 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Согласно разъяснений, указанных в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010, в п. 4 ст. 234 ГК РФ предусмотрено специальное основание для начала течения срока приобретательской давности, которое не ограничено условиями п. 1 указанной статьи. Если основанием для отказа в удовлетворении иска собственника об истребовании имущества из чужого незаконного владения является пропуск срока исковой давности, с момента его истечения начинает течь срок приобретательной давности в отношении спорного имущества.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (ч. 4 ст. 234 ГК РФ).
В соответствии со ст. 195 Гражданского Кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).
Из содержания перечисленных норм следует, что с исковым заявлением о признании права собственности на объект недвижимого имущества лицо вправе обратиться не ранее истечения восемнадцатилетнего срока с момента начала пользования данным имуществом (15 лет срока приобретательной давности и 3 года срока исковой давности по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
Разрешая спор, оценив доводы сторон, которые на возражают по существу заявленных требований, представленные в материалы дела доказательства в совокупности, установив, что Цветкова Н.В. с 18.06.2005 на условиях добросовестности, открытости и непрерывности пользуется жилым домом, расположенным по <адрес>, несет расходы по его содержанию, осуществляет ремонт, иные лица о правах на спорный дом в течение всего времени владения им истцом не заявляли, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за Цветковой Н.В. права собственности на спорное жилое помещение в силу приобретательной давности.
Согласно п. 21 Постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010 судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Цветковой Н,В, к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании права собственности в силу приобретательной давности - удовлетворить:
Признать за Цветковой Н,В,, <...>, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 34 кв.м., жилой площадью 26,6 кв.м., с кадастровым №, в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено: 16.04.2024.