Дело 2-60/2022
УИД 11RS0№-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,
при секретаре Габовой Е.А.,
с участием истца Попова А.И., представителя ответчика Косныревой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
31 января 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Попова А. И. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда Республики Коми»,
установил:
Попов А.И. обратился в суд с исковым заявлением к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» (далее также ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>», Центр) о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда Республики Коми». В обоснование заявленных требований указал, что <дата> обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветерана труда», однако получил отказ со ссылкой на отсутствие необходимого стажа для присвоения данного звания. Полагая, что ответчиком неправомерно не включен при подсчете стажа период учебы с <дата> по <дата>, а также ссылаясь на награждение Почетной грамотой Министерства образования и высшей школы Республики Коми, дающей Попову А.И. право на присвоение указанного звания, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>.
В судебном заседании истец поддержал требования искового заявления в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Указал, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии пенсионным фондом период учебы Попова А.И. был учтен, а потому указанный период подлежит учету и при присвоении звания «Ветеран труда Республики Коми». Кроме того, истец награжден Почетной грамотой Министерства образования и высшей школы Республики Коми, которая также должна учитываться при присвоении данного звания.
Представитель ответчика ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» Коснырева М.А., действующая на основании доверенности, с требованиями не согласилась, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях. Дополнительно указала, что истец обратился в Центр с заявлением о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки на основании статьи 12 Закона Республики Коми от <дата> №-РЗ «О социальной поддержке населения в <адрес>». Порядок присвоения звания «Ветеран труда Республики Коми» установлен Постановлением правительства Республики Коми № от <дата>, согласно которому при подсчете стажа период учебы не включается. Отметила, что согласно указанным нормативным актам Почетная грамота истца также не учитывается при присвоении звания «Ветеран труда Республики Коми». Отметила, что предоставление мер социальной поддержки регулируется специальным законодательством, а потому нормы пенсионного права в данном случае не применимы.
Третье лицо Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> представило письменные пояснения по делу, из которых следует, что при назначении страховой пенсии период учебы истца был включен в страховой стаж, указано, что порядок выдачи удостоверений ветерана труда определяются Правительством Республики Коми. Третье лицо просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <дата> истец обратился в ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» с заявлением о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми от <дата> №-РЗ «О социальной поддержке населения в <адрес>», приложив документы (л.д. 22-29).
Решением в ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>», оформленным уведомлением от <дата> №, Попову А.И. отказано в выдаче названного удостоверения ввиду отсутствия у истца необходимого стажа трудовой деятельности (учитываемого в календарном исчислении) не менее 40 лет для мужчин (л.д. 31), о чем истец уведомлен <дата> (л.д. 32).
Согласно протоколу о подсчете трудового стажа общий стаж истца составил 37 лет 9 мес. 27 дней, стаж работы в <адрес> – 35 лет 6 мес. 1 день.
В трудовой стаж Попова А.И., учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, включены периоды: с <дата> по <дата> – работа в совхозе «Ибский» (3 мес. 19 дн.); с <дата> по <дата> – служба в армии (2 года 13 дн.); с <дата> по <дата> – работа в студенческом отряде (1 мес. 20 дн.); с <дата> по <дата> – работа в студенческом отряде (1 мес. 23 дн.); с <дата> по <дата> – работа в должности учителя (35 лет 2 мес. 12 дн.) (л.д. 25-30).
При этом, период обучения истца с <дата> по <дата> на индустриально-педагогическом факультете Коми государственного педагогического института в трудовой стаж при предоставлении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, не включен.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
В силу пункта 2 статьи 10, статьи 22 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на <дата>, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Правовые гарантии, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации, социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в <адрес>, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе установлены Законом Республики Коми от <дата> №-РЗ «О социальной поддержке населения в <адрес>».
Статьей 12 указанного Закона Республики Коми установлено, что к ветеранам труда Республики Коми относятся граждане (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), получающие страховые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством, имеющие стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном исчислении) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин и имеющие стаж трудовой деятельности в <адрес> (учитываемый в календарном исчислении) не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или награжденные государственной наградой Республики Коми. Ветеранам труда Республики Коми предоставляются меры социальной поддержки (пункт 1).
Периоды работы и иной общественно полезной деятельности, включаемые в стаж трудовой деятельности, дающий право на меры социальной поддержки лицам, указанным в статье 12 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в <адрес>», порядок подсчета и подтверждения указанного стажа трудовой деятельности, утверждены Постановлением Правительства Республики Коми от <дата> № (Приложение №).
Согласно пункту 1 Приложения № в стаж трудовой деятельности, дающий право на меры социальной поддержки лицам, указанным в статье 12 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в <адрес>», включаются периоды работы, выполнявшейся на территории Российской Федерации и за ее пределами в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, и иные периоды общественно полезной деятельности: период работы в качестве рабочего, служащего; период прохождения военной службы; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности и т.п.
В этом же пункте названного положения перечислены иные периоды деятельности, засчитываемые в трудовой стаж, среди которых периоды обучения не поименованы.
Из приведенных нормативных положений следует, что регулирование отношений по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда и иным категориям граждан на территории Республики Коми осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. При этом в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, другим категориям жителей Республики Коми, претендующих на предоставление им мер социальной поддержки, включается суммарная продолжительность периодов работы, а также периодов иной деятельности, перечень которых приведен в пункте 1 Приложения №.
Ссылка истца на необходимость применения к спорным правоотношениям норм пенсионного права, которыми периоды учебы включаются в страховой стаж при назначении пенсии, является несостоятельной, поскольку данные нормы не могут быть применены при решении вопроса об исчислении трудового стажа для предоставления отдельным категориям жителей Республики Коми мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда.
Включая в стаж трудовой деятельности Попова А.И. периоды его учебы, органы пенсионного фонда руководствовались нормами Закона РФ от <дата> № «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета М. С. от <дата> № (л.д. 55-56).
Так, на момент обучения истца в институте действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета М. С. от <дата> №, которое предусматривало включение в общий стаж для назначения пенсии периодов обучения в высших учебных заведениях. Данное постановление утратило силу в связи с принятием Закона РФ от <дата> № «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Статьей 91 Закона РФ от <дата> № «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до <дата>, было установлено, что подготовка к профессиональной деятельности – обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Вместе с тем, перечень периодов работы, учитываемых при подсчете стажа трудовой деятельности, определенный республиканским законодательством для установления статуса ветерана труда Республики Коми, не совпадает с перечнем страховых периодов, учитываемых органами Пенсионного фонда для назначения страховой пенсии по старости, поскольку применяются для различных целей.
В данном случае предметом спора является включение в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, периода обучения истца, вытекающее не из пенсионных отношений, а из отношений по предоставлению мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, которые регулируются специальным законодательством, а равно оснований для применения норм пенсионного законодательства не имеется.
Учитывая изложенные обстоятельства рассматриваемого спора и приведенные нормы Закона Республики Коми от <дата> №-РЗ «О социальной поддержке населения в <адрес>», Постановления Правительства Республики Коми от <дата> №, суд приходит к выводу, что исковые требования Попова А.И. о возложении на Центр обязанности присвоить истцу спорное звание удовлетворению не подлежат, поскольку в рассматриваемом случае отсутствуют основания для включения периодов учебы Попова А.И. в общий стаж трудовой деятельности, дающий право на меры социальной поддержки лицам, указанным в статье 12 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в <адрес>».
Почетная грамота Министерства образования и высшей школы Республики Коми, которой истец награжден приказом от <дата> №-к, относится к ведомственной награде Министерства образования и высшей школы Республики Коми и не является государственной наградой Республики Коми, что подтверждается письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от <дата> (л.д. 64), а равно также не учитывается при присвоении звания «Ветеран труда Республики Коми».
Кроме того, в статье 12 Закона «О социальной поддержке населения в <адрес>» закреплено, что награждение государственной наградой Республики Коми учитывается, если у лица, претендующего на звание «Ветеран труда Республики Коми», стаж трудовой деятельности в <адрес> составляет менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а у Попова А.И. стаж трудовой деятельности в <адрес> составляет более 25 лет.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Попова А.И.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ ░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░>.