Решение по делу № 8Г-29935/2023 [88-34863/2023] от 07.09.2023

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 2-3048/2022

8г-29935/2023

УИД 92RS0002-01-2022-003230-30

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                               28 сентября 2023 года

Резолютивная часть определения объявлена 28 сентября 2023 года.

    Определение в полном объеме изготовлено 5 октября 2023 года.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе

председательствующего Харитонова А.С.,

судей Лозовой Н.В., Песоцкого В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 ноября 2022 года (судья Блейз И.Г.) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 июня 2023 года (судьи Жиляева О.И., Балацкий Е.В., Герасименко Е.В.) по иску некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» к Поповой Ольге Васильевне о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С.,

установил:

НКО «ФСКР г. Севастополь» обратилась с иском к Поповой О.В. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества. Исковые требования мотивированы тем, что ответчик, являясь собственником квартиры № 298, расположенной в многоквартирном доме <адрес> в период с 1 сентября 2016 года по 30 апреля 2022 год не уплачивала в установленном законом порядке взносы на капитальный ремонт. На момент обращения истца в суд сумма задолженности составила 46 399,78 руб., пеня - 7733,94 руб.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 июня 2023 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 ноября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба НКО «ФСКР                         г. Севастополь» - без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, НКО «ФСКР        г. Севастополь» обратилось в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Гагаринский районный суд г. Севастополя.

В кассационной жалобе НКО «ФСКР г. Севастополь» указывает на несогласие с вынесенными судебными актами, так как при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм материального права, неправильно истолкованы нормы закона, а именно часть 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно выписке из ЕГРН от 15 апреля 2021 года многоквартирный дом № 12 по пр-ту Античному в городе Севастополе введен в эксплуатацию в 2014 году и включен в Региональную Программу капитального ремонта при ее актуализации постановлением Правительства Севастополя № 1076-ПП от 19 ноября 2015 года, опубликованным на официальном сайте Правительства Севастополя 1 декабря 2015 года. Многоквартирный дом № 12 по проспекту Античному в г. Севастополе включен в Региональную программу как единое строение, которому присвоен единый почтовый адрес без учета самостоятельных разрешений на ввод в эксплуатацию его частей (этапов, корпусов, секций, блоков, пусковых комплексов и т.д.). Данное обстоятельство свидетельствует, что указанный дом является единым объектом недвижимого имущества и не означает, что каждая его часть представляет собой отдельный многоквартирный дом. В силу статей 169 и 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Закона 118-ЗС обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников многоквартирного дома №12 по пр-ту Античному в г. Севастополе возникла с 1 сентября 2016 года. По мнению НКО «ФСКР г. Севастополь», постановление Конституционного Суда РФ от 12 июля 2022 года № 30-П (по неопределенности норм и необходимости устранения неопределенности) не может быть основанием для отмены или приостановления обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в секции многоквартирного дома, введенной в эксплуатацию после того, как дом был включен в региональную программу капитального ремонта исходя из даты ввода в эксплуатацию другой его секции до правового урегулирования законодателем. Данная позиция основывается на том, что до исполнения постановления Конституционного Суда в части устранения неопределенности и приведения законодательства РФ и субъектов РФ в соответствие федеральному законодательству, принятому во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 12 июля 2022 года № 30-П, у фонда нет оснований для отмены начисления взносов и взыскания задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт с собственника квартиры № 298 в доме № 12 по пр-ту Античному в г. Севастополе с момента внесения дома в Региональную программу капитального ремонта, то есть с 1 сентября 2016 года.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 30 декабря 2014 года между ООО «Севастопольстрой» и Поповой О.В. заключен договор купли-продажи имущественных прав № 11-42/2/14-ИП, предметом которого с учетом заключенного между сторонами дополнительного соглашения от 24 августа 2018 года являлась передача компанией в собственность покупателя имущественных прав на квартиру № 298 в жилом доме по строительному адресу: «Жилой квартал (II очередь строительства) в микрорайоне <адрес>

Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя № 1858 от 9 декабря 2016 года объекту незавершенного строительства, расположенного по адресу: «Жилой комплекс (II очередь строительства) в микрорайоне <адрес> был присвоен адрес: <адрес>

10 марта 2017 года ООО «Севастопольстрой» выдано разрешение на ввод вышеуказанного объекта капитального строительства в эксплуатацию.

4 августа 2017 года жилое помещение № 298, расположенное в многоквартирном доме № <адрес>, общей площадью 101,8 кв. м, поставлено на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 91:02:001002:8485.

24 августа 2018 года квартира № 298 на основании акта приема-передачи имущественных прав передана в собственность Поповой О.В.

16 октября 2018 года право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано за Поповой О.В. в установленном законом порядке, что следует из выписки из ЕГРН, представленной в материалы дела.

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ (далее также – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Попова О.В. является собственником жилого помещения <адрес>

Многоквартирный по вышеуказанному адресу включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя.

Постановлением Правительства Севастополя от 14 августа 2014 года № 210, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в целях выполнения приоритетных задач социально- экономического развития города Севастополя, создания правовых и организационных основ и координации работ по своевременному проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя создана некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов города Севастополя».

Названным постановлением наименование Фонда изменено на «Некоммерческая организация «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя».

Ответственным исполнителем Региональной программы является Департамент городского хозяйства города Севастополя, соисполнителем - НКО «ФСКР г. Севастополь».

23 июля 2015 года постановлением Правительства г. Севастополя № 672-ПП утверждена региональная адресная программа «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории города федерального значения Севастополя в 2015-2016 годах», установлены минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества.

Постановлением Правительства г. Севастополя от 19 ноября 2015 года № 1076 многоквартирный дом № 12 по пр. Античный в г. Севастополе был внесен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Разрешение на ввод объекта капитального строительства «Жилой комплекс (II очередь строительства - где располагается квартира ответчика) в микрорайоне <адрес> выдано 10 марта 2017 года, то есть после включения дома в адресную региональную программу.

Согласно части 5.1 статьи 170 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно статье 7 Закон города Севастополя от 18 февраля 2015 года № 118-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет, начиная с месяца, в котором данный многоквартирный дом введен в эксплуатацию. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, обязанность по внесению платы за капитальный ремонт у Поповой О.В. возникла не ранее чем 11 марта 2022 года.

Иное бы нарушало принцип равенства и справедливости, влекло бы за собой возложение на собственников вторых и последующих секций дома, введенных в эксплуатацию позднее, чем первая секция, излишнее бремя по внесению взносов на капитальный ремонт.

Данный вывод соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 12 июля 2022 года № 30-П «По делу о проверке конституционности части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 7.1 Закона Смоленской области «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области» в связи с жалобой гражданина М.А. Стрельцова».

Установив вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная коллегия, пришел к выводу о том, что обязанность по уплате взносов на капитальной ремонт у ответчика возникла не ранее, чем 11 марта 2022 года, поскольку ввод в эксплуатацию жилого комплекса (II очередь строительства), в котором расположена квартира ответчика, был осуществлен 10 марта 2017 года.

С учетом изложенного и поскольку истцом к взысканию заявлен период до 30 апреля 2022 года, то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность за период с 11 марта 2022 года по 30 апреля 2022 года, которая, исходя из установленного тарифа в сумме 982,37 руб., составила 1616,15 руб. ((982,37 / 31 ? 20) + 982,37). Истцом оплачен взнос за капитальный ремонт в сумме 1965 руб. за два полных месяца (март, апрель 2022 года).

При таких обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии задолженности по состоянию на 30 апреля 2022 года, в удовлетворении иска НКО «ФСКР г. Севастополь» отказано.

Суд кассационной инстанции не усматривает оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов и их правовым обоснованием.

Доводы кассационной жалобы сводятся, по сути, к повторению позиции НКО «ФСКР г. Севастополь» как стороны по делу, аргументация несостоятельности которой изложена в обжалуемых судебных актах, и оспариванию ею судебной оценки доказательств.

Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.

Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.

С учетом вышеизложенного, доводы кассационной жалобы о том, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, подлежат отклонению как не соответствующие материалам дела и основанные на ошибочном понимании норм материального и процессуального права.

Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с указанными нормами процессуального права судом установлен перечень указанных выше имеющих значение для дела обстоятельств, должным образом распределено бремя доказывания между сторонами.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 379.6 ГПК РФ).

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.

На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий                        А.С. Харитонов

Судьи                                     Н.В. Лозовая

В.В. Песоцкий

8Г-29935/2023 [88-34863/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя"
Ответчики
Попова Ольга Васильевна
Другие
Госжилнадзор Севастополя
ООО "Севжилсервис"
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
28.09.2023Судебное заседание
28.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее