Дело № 2-104/2025
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
13 февраля 2025 года г. Котово Волгоградской области
Котовский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Попова М.В.
при секретаре судебного заседания Козловой Г.А.
с участием прокурора Небеснюк С.А.
представителя ответчика Горьковенко Ю.А
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Котовского района Волгоградской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по оборудованию здания в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Котовского района Волгоградской области обратился в суд в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по оборудованию здания в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности.
Указывает, что прокуратурой Котовского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере образования, противодействия терроризму в деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области, в результате которой выявлены следующие нарушения.
К компетенции образовательной организации относится в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Так, в соответствии с паспортом безопасности здания МКОУ Бурлукская СШ объекту по адресу: <адрес>, присвоена 4 категория опасности.
Однако, в нарушение п. 24 Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) здание школы не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
С целью устранения выявленных нарушений действующего законодательства прокурором района в адрес образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства о противодействии терроризму.
Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Просит обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3414009571, ОГРН 1023404972447, КПП 341401001) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу произвести оборудование объекта по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании прокурор Небеснюк С.А. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – и.о. директора МКОУ Бурлукская СШ Горьковенко Ю.А. с иском согласна.
Третье лицо администрация Котовского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, о времени и месту рассмотрения извещена надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Котовского района проведена проверка в сфере соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов образования, в ходе которой выявлены нарушения МКОУ Бурлукская СШ требований Постановления Правительства от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Так, в нарушение подпункта "д" пункта 24 названного постановления, МКОУ Бурлукская СШ не оборудована системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
18 ноября 2024 года прокуратурой Котовского района в адрес и.о. директора МКОУ Бурлукская СШ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
До настоящего времени указанные в представлении нарушения не устранены, что не отрицала представитель ответчика Горьковенко Ю.А.
Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Обязанность по обеспечению учреждений физической охраной установлена Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006.
В силу пунктов 24 - 27 постановления от 2 августа 2019 г. № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к I - IV категории опасности, в числе прочих, осуществляются обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 7.1, 13 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку обязательные в силу закона необходимая охранная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения в помещениях МКОУ Бурлукская СШ до настоящего времени отсутствует, вместе с тем выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Котовского района Волгоградской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по оборудованию здания в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности – удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бурлукская средняя школа» Котовского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3414009571, ОГРН 1023404972447, КПП 341401001) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу произвести оборудование объекта по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Судья М.В. Попов
Решение в окончательной форме изготовлено 20 февраля 2025 г.