Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ломоносов 19 апреля 2018 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,
при секретаре Гончаровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Павлюковец Константина Васильевича к администрации МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Павлюковец К.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес>, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 2600 кв.м, кадастровый номер 47:14:0406003:0026, расположенный по адресу: <адрес>, МО Горбунковское сельское поселение, д. Новополье, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, в связи с необходимостью уточнения границ спорного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Павлюковец К.В. повторно обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ в ответ на указанное заявление Администрация приняла решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, правовым основанием для отказа послужили положения пунктов 2 и 24 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Истец считает отказ незаконным и подлежащим отмене, поскольку в его обоснование положены нормы земельного законодательства, не подлежащие применению при рассмотрении обращения Павлюковец К.В. Обжалуемый отказ нарушает право истца на получение в собственность бесплатно земельного участка по основаниям, установленным подпунктом 7 ст. 39.5 ЗК РФ. Поскольку на спорном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий Павлюковец К.В. на праве собственности, отказ Администрации нарушает также его исключительное право на приобретение в собственность участка, на котором расположен этот дом (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ).
В ходе рассмотрения дела истцом было представлено уточненное исковое заявление (л.д. 74-76), в котором Павлюковец К.В. также обращал внимание на тот факт, что спорный земельный участок был образован уполномоченным органом с учетом всех правоустанавливающих документов и сложившегося порядка землепользования.
Истец ссылается, что в период с 2004 г. по 2008 г. его наследодатель уплачивал земельный налог на спорный участок. Земельный участок был предоставлен наследодателю уполномоченным органом.
Павлюковец К.В. просил признать незаконным отказ администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 2600 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
В судебном заседании истец Павлюковец К.В. и его представитель Певко О.Ю., действующий на основании ордера № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35), поддержали заявленные исковые требования по изложенным доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> Караваева Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица местной администрации МО Горбунковское сельское поселение в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не представил, о причинах неявки суду не сообщил, извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеются доказательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ без проведения торгов предоставление земельного участка осуществляется в случае принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, если земельный участок предстоит образовать.
Пунктом 2 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
Согласно положениям пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
- земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Павлюковец К.В. обратился с заявлением в администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес>, в котором просил вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 9-10). Заявителем одновременно была представлена копия межевого дела с правоустанавливающими документами (л.д. 13-30).
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подано истцом с соблюдением требований ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.
Постановлением № администрации Заводской волости <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении земельных участков в аренду, переводе в связи со смертью, изъятии по личным заявлениям и переводе их в свободный земельный фонд волости» за ФИО6закреплен в аренду земельный участок 0,14 га в <адрес> <адрес>, сроком на три года (л.д. 69-70).
Истцом представлены документы, подтверждающие, что земельный участок, площадью 2600 кв.м, находился в пользовании ФИО6 (наследодателя истца), а после его смерти в пользовании Павлюковца К.В.:
- выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62);
- справка от ДД.ММ.ГГГГ № Главы администрации Заводской волости (л.д. 77);
- справка от ДД.ММ.ГГГГ № местной администрации МО Горбунковское сельское поселение (л.д. 78);
- акт проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №, выданный местной администрацией МО Горбунковское сельское поселение (л.д. 79-81).
Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ему присвоен кадастровый номер №, участок расположен по адресу: <адрес>, МО Горбунковское сельское поселение, д. Новополье, <адрес>, площадь – 2600 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйтсва (л.д. 63).
Согласно данным, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с правилами землепользования и застройки, применительно к части территории муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> д. Новополье с прилегающими к населенному пункту территориями, утвержденными решением Совета депутатов Горбунковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, спорный земельный участок ориентировочно расположен в зоне индивидуальных отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 400 квадратных метров, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан. А также объектов инженерной инфраструктуры. <адрес> земельных участков установлена в размере 600 кв.м, максимальная площадь земельных участков в правилах землепользования и застройки, применительно к части территории МО Горбунковское сельское поселение д. Новополье с прилегающими к населенному пункту территориями, не определена (л.д. 90-93).
Материалами дела подтверждено, что на спорном земельном участке находится жилой дом, принадлежащий на праве собственности Павлюковец К.В., о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67). Право собственности зарегистрировано на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию <адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти Павлюковец Константина Васильевича (л.д. 49).
Рассмотрев заявление Павлюковец К.В., администрация МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ № № сообщила Павлюковец К.В. об отказе в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка.
В оспариваемом отказе ответчиком отмечается, что согласно п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ указанный в заявлении земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ (выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление администрации Заводской волости <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении земельных участков в аренду, переводе в связи со смертью, изъятии по личным заявлениям и переводе их в свободный земельный фонд волости»).
Также ответчиком было указано, что в соответствии с п. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ границы земельного участка, указанного в заявлении подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», что также является отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 11-12).
Указанный пункт не может быть положен в обоснование отказа, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса. Таким образом, в предварительном согласовании земельного участка может быть отказано, по причине оснований, указанных в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса, а не в п. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, на который ссылается в отказе ответчик.
Также в обоснование отказа ответчиком указан пункт 2 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, однако данный пункт также не может служить основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку с заявлением о предварительном согласовании обратился обладатель прав на земельный участок.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ было принято в нарушение положений статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа. В обоснование отказа положены нормы, не подлежащие применению при рассмотрении обращения Павлюковец К.В.
Как следует из указанных выше положений земельного законодательства, указанных оснований для отказа в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка не имеется, в письме от ДД.ММ.ГГГГ № ОБ-6217-5577/17-0-1 не приведено оснований, послуживших для принятия соответствующего решения, не содержится сведений со ссылкой на конкретные нормативные правовые акты, в частности установленные в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации с разъяснением содержания приведенных в нем норм.
Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В данном случае административным ответчиком указанные выше требования законодательства не выполнены, соответственно, в нарушение пунктов 3, 4 части 9 статьи 226 КАС РФ законность принятого решения не доказана.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением административного ответчика нарушаются права и законные интересы административного истца, в связи с чем его следует признать незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № № ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 2600 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░