РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2019 РіРѕРґР°                                  РіРѕСЂРѕРґ Радужный

Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: судьи Студеникиной Н.В., при секретаре Кондратьевой Л.В., с участием ответчиков Ишмитовой Р.Ф., Зиннатуллина И.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-360/2019 по исковому заявлению акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» к Ишмитовой Резеде Фатавиевне, Зиннатуллину Ильнару Мирзануровичу, публичному акционерному обществу «Запсибкомбанк» о расторжении трехстороннего соглашения,

УСТАНОВИЛ:

    РђРћ «Ипотечное агентство Югры» (далее РїРѕ тексту – Агентство) обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Ишмитовой Р .Р¤., Зиннатуллину И.Рњ., РџРђРћ «Запсибкомбанк» (далее РїРѕ тексту – Банк) Рѕ расторжении трехстороннего соглашения.

В обоснование исковых требований истец указал, что 29 мая 2009 года ответчики обратились с заявлением о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с подпрограммой 4 «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы и на период до 2015 года», утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз. На основании представленных документов уведомлением от 02 июня 2009 года ответчики поставлены на учет для предоставления государственной поддержки, со сроком действия уведомления о постановке на учет до 29 мая 2010 года. В установленные сроки сделку ответчики не совершили. 19 ноября 2010 года ответчики обратились в Агентство с заявлением о постановке на учет для предоставления государственной поддержки по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование», и уведомлением от 25 ноября 2010 года они были поставлены на учет по указанным подпрограммам со сроком действия уведомления до 19 ноября 2011 года. В установленный уведомлением срок сделка совершена не была. 17 мая 2013 года ответчики обратились в Агентство с заявлением на признание участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югра «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением ХМАО-Югры от 05 апреля 2011 года № 108-п. Решением от 29 мая 2013 года ответчики признаны участниками подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» указанной целевой программы, в соответствии с подп. 13 ст. 10 которой, государственная поддержка участников подпрограммы 4 оказывается в виде компенсации части процентной ставки. 26 ноября 2013 года ответчики по договору купли-продажи приобрели квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с использованием кредитных средств банка по кредитному договору № 120123001/13ИХ от 26 ноября 2013 года. В тот же день между Агентством, ответчиками и ОАО «Запсибкомбанк» было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по кредитному договору, в соответствии с которым, Агентство взяло на себя обязательство по предоставлению государственной поддержки ответчикам в виде компенсации части процентной ставки за пользование суммой кредита в течение 166 месяцев. В связи с подходом очередности на предоставление субсидии, согласно п. 3.1 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» и Порядком межведомственного взаимодействия, Агентство направило запрос в адрес Росреестра по ХМАО-Югре, и исходя из полученного ответа был выявлен факт незаконной постановки ответчиков на учет в виду отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий. На момент признания участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» ответчики проживали в квартирах, членами семьи собственников которых они не являлись в соответствии с п. 5 ст. 3 Порядка, в связи с чем была установлена их нуждаемость в улучшении жилищных условий. В заявлении о постановке на учет от 17 мая 2013 года ответчики указали, что они либо члены их семьи не имеют в настоящее время жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории ХМАО-Югры и других субъектов Российской Федерации. Однако, согласно выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28 ноября 2017 года и 29 ноября 2017 года, в собственности ответчика Зиннатуллина И.М. в период с 08 февраля 2007 года по настоящее время находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в собственности ответчика Ишмитовой Р.Ф. в период с 29 августа 2012 года по 01 июля 2016 года находилась 1/7 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Соответственно, обеспеченность каждого члена семьи на дату постановки на учет составляла 13,25 кв.м., в связи с чем у ответчиков отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, так как на одного члена семьи приходилось более 12 кв.м. При этом, в заявлении на признание участниками программы ответчики указали, что им известно, что предоставление недостоверной информации, заведомо ложных сведений, указанных в заявлении, повлечет отказ в предоставлении государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа и (или) ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В отношении ответчиков выявлен факт незаконного получения компенсации части банковской процентной ставки ввиду отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий, а также установления факта недостоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах. 18 декабря 2017 года в адрес ответчиков направлено уведомление об отказе в предоставлении субсидии, в котором сообщено, что уведомление о постановке на учет в рамках подпрограмм 2 и 4 признано недействительным. В соответствии с п. 5.2. трехстороннего соглашения от 26 ноября 2013 года, оно может быть расторгнуто досрочно в случае выявления Агентством факта незаконного участия участников в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование». 30 ноября 2018 года Агентством в адрес ответчиков направлена претензия с требованием расторгнуть трехсторонне соглашение в добровольном порядке, однако конверт вернулся в Агентство в связи с истечением срока хранения. 17 ноября 2018 года Агентством было направлено письмо в ПАО «Запсибкомбанк», на которое был получен ответ от 11 декабря 2018 года, в котором Банк указал, что не возражает против расторжения трехстороннего соглашения. Просит расторгнуть трехстороннее соглашение от 26 ноября 2013 года о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору № 120123001/13ИХ от 26 ноября 2013 года, взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. (л.д. 5-11).

В возражении на исковое заявление ответчики Ишмитов Р.Ф., Зиннатуллин И.М. с исковыми требованиями не согласились, указав, что 29 мая 2009 года их семья была поставлена на учет для предоставления государственной поддержки Ипотечное жилищное кредитование, утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года №109-оз составом семьи из четырех человек: мужа, жены, сына и матери мужа (уведомление о постановке на учет от 02 июня 2009 года). На момент постановки на учет Ишмитова Р.Ф. имела 1/7 долю в приватизированной родителями квартире, расположенной по адресу: <адрес>, что составляет 10,6 кв. м, которая не находилась в ХМАО. Зиннатуллин И.М. являлся собственником квартиры по адресу: <адрес> (29,7 кв. м), совместно с матерью ФИО18 Исходя из общей площади жилого помещения, на их семью приходилось 39,76/4=9,94 кв. м, то есть менее 12 кв. м на человека, что не противоречило условиям программы, следовательно, постановка на учет была произведена абсолютно законно. 26 ноября 2013 года между Агентством, банком и ими было заключено трехстороннее соглашение о компенсации. При этом, оба ребенка в их семье были рождены до подписания трехстороннего соглашения. За две недели до подписания трехстороннего соглашения Агентство было уведомлено о появлении в семье четвертого члена семьи, дочери, рожденной ДД.ММ.ГГГГ года. Нотариально ими было дано обязательство Агентству о выделении доли на двоих детей. Считают, что трехстороннее соглашение не противоречит закону и заключено без нарушения императивных требований закона. Полагает, что истец пропустил срок для защиты права, поскольку трехстороннее соглашение начало исполняться с декабря 2014 года, а в суд истец обратился 18 апреля 2019 года, то есть с момента заключения сделки прошло больше трех лет. Также просит учесть, что право на проверку достоверности представленных документов истец приобрел с 11 января 2013 года, когда были внесены изменения в постановление Правительства ХМАО-Югры от 07 апреля 2006 года, следовательно мог узнать о наличии оспариваемых сведений. Кроме того указывает, что Зиннатуллин И.М. – единственный кормилец в семье, при этом является инвалидом 2 группы с детства, родители – пенсионеры, также являются инвалидами второй группы. Основной заработок уходит на оплату ипотеки с очень высоким процентом в 14,7% годовых. Просят в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 126-127).

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика ПАО «Запсибкомбанк» указал, что 26 ноября 2013 года между ОАО «Ипотечное агентство Югры», Ишмитовой Р.Ф., Зиннатуллиным И.М. (Заемщик) и ОАО «Запсибкомбанк» было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по договору ипотечного кредитования № 120123001/13ИХ от 26 ноября 2013 года. По условиям договора кредитования, Банк предоставил Заемщику кредит в сумме 1 600 000 руб. для оплаты по договору купли продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с использованием кредитных средств банка от 26 ноября 2013 года на срок по 16 августа 2027 года, с уплатой в пределах обусловленного срока в размере14,75% годовых. В соответствии с п. 1.3. трехстороннего соглашения компенсация предоставляется на сумму кредита не более 2 000 000 руб. в размере 4% годовых, но не более разности между процентной ставкой, установленной кредитным договором, и ставкой в размере 5% годовых. Пунктом 2.1. трехстороннего соглашения установлено, что компенсация предоставляется в виде траншей путем безналичного перечисления денежных средств на счет участников программы №. Согласно выписки по счету заемщика № за период с 26 ноября 2013 года по 08 мая 2019 АО «Ипотечным агентством Югры» перечислено денежных средств в качестве компенсации в размере 209 465,40 руб. Остаток заложенности Заемщиков по договору по состоянию на 08 мая 2019 года составляет 1 325 062,08 руб., из которых остаток основного долга – 1308707,68 руб., проценты за пользование кредитными средствами в пределах обусловленного срока рассчитанные за май месяц в целом – 16354,40 руб., в том числе 11 919,31 руб. – сумма процентов, подлежащая к оплате заемщиком; 4 435,09 руб. - сумма процентов, подлежащая к оплате Агентством. Просроченная задолженность отсутствует. Просит суд учесть указанные обстоятельства и принять решение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (л.д. 132).

В судебном заседании представитель истца АО «Ипотечное агентство Югры», представитель ответчика ПАО «Запсибкомбанк» не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 14, 132, 141, 144, 150).

С учетом мнения ответчиков, требований ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителя истца, представителя ответчика.

Ответчики Ишмитова Р.Ф., Зинатуллин Н.Ф. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, просили учесть, что первый раз в 2009 году были поставлены на учет составом семьи три человека: ответчики и мать ответчика ФИО21 то есть были признаны нуждающимися. Консультант в ипотечном агентстве сказал им, что не нужно указывать в заявлении, что у них имеется в собственности жилье, расположенное в другом субъекте Российской Федерации, потому что жилье должно отсутствовать именно в Ханты-Мансийском автономном округе. Просили в иске отказать.

Выслушав объяснения ответчиков, исследовав материалы гражданского дела суд приходит к следующему.

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в целях создания условий, способствующих улучшению жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 23 декабря 2010 года принято Постановление № 368-п об утверждении целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года».

Пунктом 5 раздела 5 Постановления Правительства ХМАО - Югры от 23 декабря 2010 года № 368-п (действовавшего на дату заключения соглашения) «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», установлено, что участникам подпрограмм предоставляются субсидии из средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений.

Составной частью целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» является подпрограмма 4 «Ипотечное жилищное кредитование».

В силу п.п. 2.2. ст. 2, п. 13 ст. 10 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 05 апреля 2011 года № 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» (далее по тесту также – Порядок) государственная поддержка участников целевой программы осуществляется, в том числе, в виде компенсации части процентной ставки по кредитам (займам) на приобретение (строительство) жилого помещения, по кредитам (займам) на погашение льготного жилищного займа или кредита (займа), предоставленного с компенсацией части процентной ставки в рамках подпрограммы 4 целевой программы.

Компенсация части процентной ставки предоставляется на основании трехстороннего соглашения, заключаемого между участником подпрограммы 4 целевой программы, банком (организацией, предоставившей заем) и уполномоченной организацией (п. 1 ст. 12 Порядка).

На основании п. 2 ст. 1 Порядка участником целевой программы (подпрограммы) является гражданин Российской Федерации (или семья, состоящая из граждан Российской Федерации), постоянно проживающий(ие) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанный(ые) участником целевой программы (подпрограммы) в соответствии с настоящим Порядком.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Порядка нуждающимся в улучшении жилищных условий признается заявитель: состоящий на учете по месту его постоянного жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, до 1 марта 2005 года; признанный органом местного самоуправления по месту его постоянного жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, после 1 марта 2005 года.

В иных случаях нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности; состоявшие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2 ст. 3 Порядка).

В силу п. 3 Порядка при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений.

Заявление на участие в целевой программе (подпрограмме) подается лично либо законным представителем заявителя по доверенности и подписывается всеми совершеннолетними членами семьи, указанными в заявлении. Ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении и представленных документах, возлагается на заявителя (п. 3 ст. 2 Порядка).

В соответствии с п.п. 1.1 ст. 9 Порядка, уполномоченный орган принимает решение об исключении гражданина из Единого списка участников подпрограммы в связи с приобретением (строительством) участником целевой программы жилья до признания участником, за исключением участников подпрограммы 1.

Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 29 мая 2009 года ответчики Ишмитова Р.Ф. и Зиннатуллин И.М. обратились в АНО «Ипотечное Агентство Югры» (в настоящее время АО «Ипотечное агентство Югры) с заявлением о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с Подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз и Порядком реализации и финансирования подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005 – 2015 годы», утвержденным Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 февраля 2006 года № 23-п (л.д. 16-17). При этом в заявлении было указано о том, что на момент подачи заявления ответчик Ишмитова Р.Ф. и члены ее семьи жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и других субъектов Российской Федерации не имеют.

02 июня 2009 года в адрес ответчиков направлено уведомление о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с вышеуказанной подпрограммой на состав семьи: Ишмитова Р.Ф., Зиннатуллин И.М., ФИО22 Срок действия уведомления без обновления документов установлен до 29 мая 2010 года. В уведомлении также указано на необходимость незамедлительного уведомления Агентства в случае изменения указанных в заявлении для предоставления субсидии и прилагаемых документах сведений (л.д. 15).

Согласно уведомлениям Радужнинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецким округам от 14 мая 2009 года, полученным истцом в рамках межведомственного запроса, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права ответчиков на объекты недвижимости зарегистрированы не были (л.д. 21, 22).

По сведениям Радужнинского подразделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по ХМАО-Югра, по состоянию на 21 февраля 1999 года Зиннатуллин И.И. и ФИО23 в реестре собственников не значатся, право приватизации ими использовано не было (л.д. 40, 41).

В связи с окончанием срока действия документов для постановки на учет, 19 ноября 2010 года ответчики Ишмитова Р.Ф. и Зиннатуллин И.М. подали заявление истцу о постановке на учет для получения субсидии на имеющегося ребенка – ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как молодой семье, имеющей детей, по подпрограмме «Доступное жилье молодым» Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз и Порядком реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005 - 2015 годы», утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 апреля 2006 года № 67-п (л.д. 25-26, 27).

25 ноября 2010 года истцом в адрес ответчиков были направлены уведомления № 834 о постановке на регистрационный учет для предоставления субсидии на фактически имеющихся детей, ФИО25 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в сумме 401 148 руб., и № 835 о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с Подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз и Порядком реализации и финансирования подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005 – 2015 годы», утвержденным Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 февраля 2006 года № 23-п, на состав семьи Ишмитова Р.Ф., ФИО26 ФИО27 Срок действия уведомления № 835 от 14 мая 2010 года без обновления документов установлен до 19 ноября 2011 года (л.д. 23, 24, 34).

Из уведомлений Радужнинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецким округам от 22 октября 2010 года, полученных в ходе проверки представленных ответчиками документов, также следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Зиннатуллина И.М., Ишмитовой Р.Ф., ФИО28 на объекты недвижимости зарегистрированы не были (л.д. 35, 36, 37, 38).

17 мая 2013 года Зиннатуллин И.М. подал истцу заявление на признание участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югра «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», включая членов семьи: супругу Ишмитова Р.Ф. и сына ФИО29 при этом, в заявлении также указано на отсутствие у его семьи иного жилого помещения как на территории ХМАО-Югры, так как в иных субъектах Российской Федерации, и его осведомленность о том, что предоставление недостоверной информации, ложных сведений, указанных в заявлении, повлечет отказ в предоставлении государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа и (или) ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 43-45).

29 мая 2013 года истцом принято решение о признании ответчиков участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» с составом семьи Зиннатуллин И.М., ФИО30 Ишмитова Р.Ф. В решении также указано на необходимость незамедлительного уведомления истца в случае изменения указанных в заявлении для предоставления субсидии и прилагаемых документах сведений (л.д. 42).

Согласно уведомлениям Радужнинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецким округам от 24 мая 2013 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права ответчиков и несовершеннолетнего ФИО31 на объекты недвижимости зарегистрированы не были (л.д. 54, 55, 56).

26 ноября 2013 года между ОАО «Ипотечное Агентство Югры», ОАО «Западно-Сибирский коммерческий банк» и Ишмитовой Р.Ф., Зиннатуллиным И.М. заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору 120123001/13ИХ от 26 ноября 2013 года для исполнения мероприятий подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югра «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 апреля 2011 года № 108-п «О порядке реализации и финансирования подпрограммы целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (л.д. 60-64, 65-70).

Пунктом 1.2 трехстороннего соглашения предусмотрено, что Агентство предоставляет государственную поддержку участнику в форме компенсации, уплачиваемой участником за пользование суммой кредита по ипотечному кредитному договору № 120123001/13ИХ от 26 ноября 2013 года, предоставленному за счет средств Банка на приобретение жилого помещения в течение 166 месяцев, при условии целевого использования и исполнения обязательств участником в соответствии с условиями, установленными кредитным договором и соглашением.

Компенсация предоставляется за счет средств бюджета Ханты- Мансийского автономного округа – Югры, предоставленных Агентству для реализации мероприятий подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование».

Пунктом 3.3.2 трехстороннего соглашения установлена обязанность участника уведомлять Банк и Агентство об изменении места жительства, фамилии, имени, отчества, смене места работы, а также других обстоятельств, способных повлиять на исполнение участником обязательств по кредитному договору и соглашению в течение 10 дней с момента возникновения обстоятельств.

Согласно п. 5.2 трехстороннего соглашения оно может быть досрочно расторгнуто в случае выявления Агентством или Банком факта незаконного участия участника в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование», в том числе предоставление участником несоответствующих действительности документов.

14 ноября 2013 года ответчик Зиннатуллин И.Р. направил истцу заявление о включении в состав семьи, на который будет производиться расчет и выплата субсидии, дочери ФИО32 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 74-75, 76), в связи с чем ОАО «Ипотечное Агентство Югры» было принято решение об изменении состава семьи – получателей мер государственной поддержки в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югра «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», о чем сообщено в информационном письме от 11 декабря 2013 года (л.д. 73). В состав семьи участников программы после принятия решения о внесении изменений вошли Зиннатуллин И.М., Ишмитова Р.Ф., ФИО33

16 ноября 2017 года АО «Ипотечное агентство Югры» ответчикам направлено уведомление о возникновении права на получение субсидии в текущем финансовом году в рамках реализации подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 – 2015 годы», утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз, исходя из даты подачи заявления о постановке на учет для получения субсидии 19 ноября 2010 года на состав семьи Зиннатуллин И.М., Ишмитова Р.Ф., ФИО34 и необходимости предоставления пакета документов, предусмотренного п. 3.1 Порядка реализации подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» (л.д. 77).

В заявлении от 29 ноября 2017 года ответчик Зиннатуллин И.М. представил истцу необходимые документы и указал банковские реквизиты для перечисления субсидии (л.д. 78).

Судом установлено, что АО «Ипотечное агентство Югры», действуя в рамках Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2005-2015 годы», утвержденного Постановлением Правительства автономного округа от 07 апреля 2006 года №67-п, в связи с подходом очередности ответчиков на предоставление субсидии, направило запрос в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о правах на недвижимое имущество.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28 ноября 2017 года № 00-00-4001/5816/2017-5968, представленной Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии, ответчику Зиннатуллину И.М. на праве собственности принадлежит квартира, площадью 29,8 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>, кв. 52, площадью 29,7 кв. м, на основании договора купли-продажи квартиры от 02 февраля 2007 года, дата государственной регистрации права 08 февраля 2007 года (л.д. 79-81).

Кроме того, в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29 ноября 2017 года № 00-00-4001/5816/2017-3732 содержатся сведения о принадлежности Ишмитовой Р.Ф. в период с 29 августа 2012 года по 01 июля 2016 года 1/7 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 70,4 кв. м, на основании договора передачи квартиры в долевую собственность от 18 января 2001 года, дата государственной регистрации права 29 августа 2012 года (л.д. 82-83).

Однако при оформлении заявления о постановке на учет для предоставления государственной поддержки ответчики данный факт не отразили.

Таким образом, на момент постановки на учет по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» у семьи ответчиков отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена их семьи приходилось по 13,25 кв. м, что больше установленного программой норматива в 12 кв. м, исходя из следующего расчета: 29,7 кв. м + 10,06 кв. м (70,4 кв. м / 7) = 39,76 (обеспеченность семьи); 39,76 кв. м / 3 (количество членов семьи на момент признание участниками программы) = 13,25 кв. м – обеспеченность одного члена семьи.

Следовательно, в результате предоставления несоответствующих действительности сведений об отсутствии в собственности жилых помещений, ответчики незаконно были признаны участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югра «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».

Уведомлением от 18 декабря 2017 года ответчикам сообщено об отказе в предоставлении субсидии по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 – 2015 годы», утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз, по заявлению от 19 ноября 2010 года, ввиду отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий при постановке на учет и заключении трехстороннего соглашения, а также выявлении в представленных документах не соответствующих действительности сведений. Кроме того, ответчики исключены из Единого списка участников подпрограммы 2 № Доступное жилье молодым», постановка на учет в рамках подпрограммы 2, подпрограммы 4 признаны недействительными, также как и уведомления о постановке на учет в рамках данных подпрограмм и уведомление о возникновении права на получение субсидии (л.д. 84-85).

05 декабря 2018 года Агентство направило ответчикам претензию от 30 ноября 2018 года с требованием в течение 30 дней с момента получения претензии расторгнуть трехстороннее соглашение от 26 ноября 2013 года о компенсации части процентной ставки по кредитному договору № 120123001/13ИХ от 26 ноября 2013 года, в виду отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий на момент их постановки на учет (л.д. 86-87, 88)

Однако, ответчики, получив претензию, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений (л.д. 89-90), до настоящего времени никаких мер для расторжения трехстороннего соглашения не приняли. ПАО «Запсибкомбанк» не возражал относительно направленного Агентством в его адрес предложения о расторжении договора в случае подтверждения незаконного участия ответчиков в программе (л.д. 91, 92), в связи с чем Агентство обратилось в суд с настоящим иском. Досудебный порядок по данной категории споров истцом соблюден.

Разрешая исковые требования, руководствуясь вышеуказанными нормами права, установив факт предоставления участниками несоответствующих действительности сведений, учитывая, что возможность досрочного расторжения трехстороннего соглашения предусмотрена п. 5.2. договора и положениями вышеприведенных норм материального права, суд приходит к выводу о расторжении трехстороннего соглашения о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору № 120123001/12ИХ от 26 ноября 2013 года, заключенного 26 ноября 2013 года между ОАО «Ипотечное агентство Югры», Зиннатуллиным И.М., Ишмитовой Р.Ф. и ОАО «Запсибкомбанк».

Суд не принимает возражения ответчика относительно того, что нуждаемость в жилом помещении должна была определяться на момент заключения трехстороннего соглашения исходя из состава семьи 4 человека, включая дочь, рожденную ДД.ММ.ГГГГ года.

Нуждаемость, которая определяется по правилам названных законодательных актов, в целях предоставления мер государственной поддержки должна иметь место на момент признания молодой семьи участником подпрограммы с учетом наличия жилья на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.

В данном случае истцом заявлены требования о расторжении не оспоренной никем в надлежащем порядке сделки (договора). К заявленным истцом требованиям применяется общий срок исковой давности.

На основании п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (далее – Постановление Пленума ВС РФ №43) разъяснено, что если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ № 43).

При рассмотрении дела судом ответчики Зиннатуллин И.М. и Ишмитова Р.Ф. заявили о пропуске истцом срока исковой давности для защиты нарушенного права, поскольку право проверки истцом достоверности представленных документов возникло с 11 января 2013 года.

Как установлено в судебном заседании, в связи с подходом очередности на предоставление субсидии в рамках реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2005-2015 годы» и порядка межведомственного взаимодействия, Агентство направило в адрес ответчиков уведомление о возникновении права на получение субсидии в текущем финансовом году 16 ноября 2017 года, в связи с чем была запрошена информация из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО – Югре о наличии зарегистрированных прав.

О наличии зарегистрированных прав на недвижимое имущество Зиннатуллина И.М. АО «Ипотечное агентство Югры» стало известно 28 ноября 2017 года (л.д. 79-81), о зарегистрированных правах на недвижимое имущество Ишмитовой Р.Ф. – 29 ноября 2017 года (л.д. 82-83).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истцом о нарушении права стало известно в ноябре 2017 года, с настоящим исковым заявлением АО «Ипотечное агентство Югры» обратилось в суд 19 апреля 2019 года (л.д. 111), то есть в течение установленного общего трехлетнего срока исковой давности для защиты права.

Кроме того суд отмечает, что трехстороннее соглашение еще не исполнено, не прекратило своего действия, а поэтому срок исковой давности истцом не пропущен.

Доказательств того, что истцу о нарушении права стало известно ранее, ответчиками, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предоставлено не было.

Таким образом, довод ответчиков Ишмитовой Р.Ф. и Зиннатуллина И.М. о пропуске истцом срока исковой давности является несостоятельным и подлежит отклонению.

Кроме того, суд отмечает, что указанная сделка противоречит закону и правовым актам округа, которым предоставление финансовой поддержки населению Югры при приобретении жилых помещений обусловлено нуждаемостью граждан в улучшении жилищных условий. Предоставление финансовой поддержки лицам, не имеющим право на таковую, нарушает права и интересы других лиц, имеющих законное право получить поддержку за счет средств бюджета, и, соответственно, влечет за собой нецелевое расходование бюджетных средств.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно платежному поручению № 2918 от 08.04.2019 истцом при подаче искового заявления в суд уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб. (л.д. 12), и указанные расходы подлежат взысканию с ответчиков Ишмитовой Р.Ф., Зинатуллина И.М. в равных долях.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» к Ишмитовой Резеде Фатавиевне, Зиннатуллину Ильнару Мирзануровичу, публичному акционерному обществу «Запсибкомбанк» о расторжении трехстороннего соглашения - удовлетворить.

Расторгнуть трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору 120123001/13ИХ от 26 ноября 2013 года, заключенное 26 ноября 2013 года между ОАО «Ипотечное Агентство Югры», ОАО «Западно-Сибирский коммерческий банк» и Ишмитовой Резедой Фатавиевной, Зиннатуллиным Ильнаром Мирзануровичем.

Взыскать с Ишмитовой Резеды Фатавиевны, Зиннатуллинау Ильнара Мирзануровича в пользу АО «Ипотечное агентство Югры» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 (шесть тысяч) руб., в равных долях.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 24 мая 2019 года, путем подачи апелляционной жалобы через Радужнинский городской суд.

РЎСѓРґСЊСЏ                   (РїРѕРґРїРёСЃСЊ)                  Рќ.Р’. Студеникина

2-360/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Зиннатуллин И.М.
Ишмитова Р.Ф.
ПАО "Запсибкомбанк"
Акционерное общество "Ипотечное агентство Югры"
Суд
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Дело на сайте суда
rdj.hmao.sudrf.ru
22.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2019Передача материалов судье
25.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2019Судебное заседание
24.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее