56RS0032-01-2023-00156680
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело №88-20069/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
16 сентября 2024 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ромасловской И.М.,
судей Трухина С.А., Фокеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 17 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 02 мая 2024 года по гражданскому делу №2-63/2024 по исковому заявлению прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании права собственности, возложении обязанности совершить действия,
заслушав доклад судьи Ромасловской И.М., возражения относительно доводов жалобы прокурора Тихоновой Ю.В.,
установила:
прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, в котором просил признать право государственной собственности Российской Федерации на объект недвижимости - защитное сооружение гражданское обороны, расположенное по адресу: <адрес> (инв. №); возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области обязанность обеспечить учет объекта в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 17 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 02.05.2024 года, исковые требования прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании права собственности, возложении обязанности совершить действия удовлетворены.
Признано право государственной собственности Российской Федерации на объект недвижимости - защитное сооружение гражданское обороны, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> (инв. №).
На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области возложена обязанность обеспечить учет указанного объекта недвижимости в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки законности использования, отчуждения защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области, проведенной прокурором Соль-Илецкого района Оренбургской области, выявлено, что в подвале здания МКБУ «Клуб досуга и творчества» расположено защитное сооружение гражданской обороны.
Статус защитного сооружения подтвержден наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия).
Согласно ответу главы администрации МО Соль-Илецкий городской округ на запрос и.о. прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области от 16.12.2022 года № защитные сооружения гражданской обороны, расположенные на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, не переданы в ведение хозяйствующим и иным субъектам. В реестре муниципальной собственности муниципального образования Соль-Илецкий городской округ отсутствуют сведения о защитных сооружениях гражданской обороны.
Согласно ответу ТУ Росимущества в Оренбургской области от 16.01.2023 года № на запрос и.о. прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области защитное сооружение гражданской обороны инвентарный номер ГУ МЧС России по Оренбургской области 1301-57, расположенное по адресу: <адрес>, процедуру учета в качестве объекта федеральной собственности в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 года №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» не проходило.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости право собственности Российской Федерации в отношении указанного защитного сооружения гражданской обороны не зарегистрировано.
Кроме того судом также установлено, что спорное помещение, являясь подвалом здания клуба МБУК «Клуб досуга и творчества» (ранее здание клуба «Горняк»), представляет собой противорадиционное укрытие, принятое в эксплуатацию в декабре 1988 года, имеющее технические характеристики: вместимость 550 человек, площадь № кв.м, общий объем № куб.м, расположено в двухэтажном здании, имеет два выхода, коэффициент ослабления гамма-излучения «КЗ» 200, расчетная нагрузка на действие ударной силы (по проекту) 0.2 на 1 кв.см, техническая характеристика систем вентиляции - приточно-вытяжная металлическая, система отопления - центральная, система энергоснабжения - от городской сети, система водоснабжения - централизовано.
Помещение предназначено для укрытия населения и не содержит защищенных рабочих помещений запасных пунктов управления государственных органов, а также объектов связи и инженерной инфраструктуры, используемых в особый период.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года №3020-I, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 года №583, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 года №447 «О совершенствовании учета федерального имущества», исходил из того, что объект дома культуры «Горняк» (в настоящее время МБУК «Клуб досуга и творчества») не подлежал приватизации, что подтверждено планом приватизации Соль-Илецкого соляного рудоуправления от 1994 года, защитные сооружения гражданской обороны продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта (муниципальную собственность) в установленном порядке, спорный объект в надлежащем порядке из федеральной собственности в муниципальную собственность не передавался, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывал, процедуру учета в качестве объекта федеральной собственности в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 года №447 «О совершенствовании учета федерального имущества», не проходил, право собственности Российской Федерации в отношении указанного защитного сооружения гражданской обороны не зарегистрировано, при этом полномочия собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Вместе с тем, судами первой и апелляционной инстанции не учтено следующее:
Согласно разъяснений, содержащихся в п.52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума ВАС Российской Федерации №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны (п.53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума ВАС Российской Федерации №22 от 29.04.2010 года).
Как следует из материалов дела правоустанавливающих документов на здание МКБУ «Клуб досуга и творчества», 26.12.2008 года распоряжением администрации МО городское поселение г.Соль-Илецк №822-р «Об уточнении почтового адреса клуба «Горняк» был присвоен новый адрес объекту: <адрес>.
14 февраля 2009 года проведена текущая инвентаризация клуба «Горняк» в ГУП «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости». По данным описания ГУП «ОЦИиОН» общая площадь объекта по внутреннему обмеру составила № кв.м.
05 марта 2009 года представитель администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области обратился в управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества клуб «Горняк» по адресу: <адрес>, на основании Закона Оренбургской области «Об утверждении перечня имущества муниципальной собственности Соль-Илецкого района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Соль-Илецкого района» от 29.12.2006 года №
Согласно материалам дела собственником здания клуба «Горняк» по адресу: <адрес>, назначение: нежилое, 2-этажное (подземный этаж-подвал), площадью № кв.м, является муниципальное образование городское поселение г.Соль-Илецк Соль-Илецкого района Оренбургской области.
На основании постановления администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 07.06.2010 года № здание клуба «Горняк», в том числе подземный этаж (подвал) переданы в оперативное управление.
Учитывая указанные обстоятельства, несмотря на то, что самостоятельных требований относительно зарегистрированного права собственности на спорное помещение истцом не заявлено, суду первой инстанции необходимо было установить является или нет спорное помещение объектом права собственности муниципального образования городское поселение г.Соль-Илецк Соль-Илецкого района Оренбургской области, и разрешить вопрос о судьбе данного права, при этом привлечь в качестве ответчика муниципальное образование городское поселение г.Соль-Илецк Соль-Илецкого района Оренбургской области.
Судом апелляционной инстанции нарушения, допущенные судом первой инстанции, не устранены, в связи с чем судебные постановления не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и на основании установленных обстоятельств, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 17 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 02 мая 2024 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области.
Председательствующий И.М. Ромасловская
Судьи Е.В. Фокеева
С.А. Трухин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 сентября 2024 года.
Судья И.М. Ромасловская